Проектные технологии как фактор развития творческого потенциала студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Выявлен спрос на творческий подход во многих областях деятельности, а также рассмотрена креативность как необходимая часть подготовки профессионала. Проработана актуализация активных методов (на примере проектных технологий) для развития творческого потенциала студентов вузов.Методы исследования. Объект исследования – проектные технологии, предмет – возможности проектных технологий развивать творческий потенциал студентов высших учебных заведений. Теоретическая база исследования – междисциплинарный подход, аксиологические основания исследования – субъектно-деятельностный и функционально-деятельностный подход к образовательному процессу. Эмпирическая база исследования – практика использования проектных технологий в процессе преподавания.Результаты исследования. Рассмотрены возможности и особенности проектных технологий для развития творческого потенциала студентов. Дана характеристика основным условиям и необходимым составляющим этого процесса. Проанализирована практика использования проектных технологий в преподавания таких дисциплин, как «Философия», «Культурные коды», «Великие книги», «История социологии».Выводы. Проектная деятельность, развивая творческий потенциал личности, решает важную задачу профессиональной подготовки – формирование умения самостоятельно ставить профессиональные цели и реализовывать свои идеи.

Об авторах

Е. И. Григорьева

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Email: grigorev_tmb@list.ru

М. В. Сахарова

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Email: sakharovaMV@mgpu.ru

Список литературы

  1. Повзун В.Д. Мониторинг асимметрии количественного распределения в управлении развитием творческого потенциала студентов университета // Уральский научный вестник. 2022. Т. 1. № 7. С. 73-77. https://elibrary.ru/vbdllx
  2. Кайтукова З.Х. Диагностика творческого потенциала студента педагогического вуза // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 99-103. https://elibrary.ru/xzolch
  3. Виниченко Т.Н., Ковалева М.А., Горелов В.В. Разработка подхода к кластеризации студентов по уровню их творческого потенциала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-2 (75). С. 102-108. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-12-2-102-108, https://elibrary.ru/uljygl
  4. Кузнецова А.А. Концептуализация модели развития творческого потенциала студента // Региональный вестник. 2020. № 15 (54). С. 38-39. https://elibrary.ru/dgmoge
  5. Дмитриева С.Н., Семенова Л.Ю. Особенности развития творческого потенциала студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 285-289. https://elibrary.ru/jvmmyz
  6. Иваненко К.А., Головко О.Н. Роль активных методов обучения в развитии творческого потенциала студентов ССУЗА // Modern Science. 2020. № 3-1. С. 329-334. https://elibrary.ru/zjtkuy
  7. Спесивцева С.Е., Захарова М.В., Михайличенко С.А. Проектная деятельность студентов как метод развития творческого потенциала молодежи в рамках дистанционного образования // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью. Самара: СГАСУ, 2015. С. 58-61. https://elibrary.ru/tqlpax
  8. Булгакова А.Н., Тимиргалеева Р.Р., Ткаченко А.В. Проектная деятельность в развитии творческого потенциала студентов // NovaInfo.Ru. 2016. T. 1. № 48. C. 122-126. https://elibrary.ru/weepiv
  9. Николаева Т.А., Соловьева Н.В. Развитие творческого потенциала студентов через проектное обучение // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 10 ч. Тамбов: Юком, 2013. Ч. 8. С. 109-111. https://elibrary.ru/subgvn
  10. Облова И.С., Пряхина В.А. Использование методики проектной работы как средства развития творческого потенциала личности студентов неязыковых вузов // Актуальные вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. по материалам 14 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 223-226. https://elibrary.ru/ylmxtl
  11. Фадеева К.Н. Метод проектов как средство развития творческого потенциала студентов в информационной образовательной среде // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 42-1. С. 47-48. https://doi.org/10.18411/lj-09-2018-18, https://elibrary.ru/ylmogt
  12. Daneykin Y., Kalpinskaya O., Fedotova N. Project activities at the university: Russian and European Experience // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. L.: European Publisher, 2021. Vol. 108. P. 1400-1407. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.05.02.178
  13. Сатарова Л.А., Беседина И.В. Проектная деятельность как один из методов развития творческого потенциала студентов архитектурных специальностей // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 75-79. https://elibrary.ru/tmurwj
  14. Тамочкина О.А. Проект, фрейминг, рефрейминг, прайминг как психолого-педагогический инструментарий в модели развития творческого потенциала студентов вуза // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 2. С. 33-41. https://elibrary.ru/gefqmv
  15. Харченко С.С. Метод проектов как средство развития творческого потенциала студентов специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобиля» // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 6 (63). С. 370-377. https://elibrary.ru/ewxeay
  16. Акулич Е.М., Бондарчук Д.А. Проектное обучение в вузе как возможность развития профессиональнотворческого потенциала студентов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 473-479. https://doi.org/10.34670/AR.2022.53.18.05, https://elibrary.ru/icpims
  17. Алашеева Р.В., Коломейцева Т.С., Макакенко Я.А. «Философская рецензия» как реализация метода проектов в обучении философии // Педагогическое образование в России. 2017. № 17. C. 6-12. https://doi.org/10.26170/po17-01-01, https://elibrary.ru/xsfezj
  18. Григорьева Е.И., Ефременко А.П., Габдиев М. Особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 114-122. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122, https://elibrary.ru/qjdefs
  19. Сахарова М.В. Проектная деятельность и ее роль в актуализации курса философии в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2022. № 1 (41). С. 19-32. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.41.1.02, https://elibrary.ru/dkitlw
  20. Kolodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project Methods in Educational Practice // University Review. 2017. Vol. 11. № 4. P. 26-32.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».