Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном языковом образовании преподавателям необходимо создать условия для профессиональной познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, так как такая форма организации учебного процесса наиболее благоприятна в контексте превалирующего в высшем образовании компетентностного подхода. Для этого применяются лингво-педагогические модели проблемного обучения, у которых были выделены следующие переменные характеристики: степень автономности, вид речевой деятельности, вид мышления и тип задания. В качестве инструментов проблематизации и регулирования этих переменных было предложено использование интернет-ресурсов. Они были разделены на три группы: аутентичные материалы, лингводидактические средства и интернетплатформы. У последних выделены упорядочивающие и контролирующие инструменты. Благодаря упорядочивающим инструментам преподаватель может организовывать и проблематизировать содержание обучения, а благодаря контролирующим – регулировать автономность и проблематизировать процесс. После анализа методических свойств и функций была установлена прямая связь между используемыми на различных этапах инструментами и моделями взаимодействия с проблемными ситуациями. Привлечение определенных интернет-ресурсов позволяет акцентировать вид речевой деятельности, предвосхитить способ взаимодействия учащихся, а также предугадать используемые при выполнении задания стратегии решения проблемных ситуаций. Анализ платформы Google показал высокую применимость таких ресурсов в обучении иностранным языкам из-за широких возможностей структурирования содержания обучения, регулирования речевой деятельности и мониторинга процесса выполнения. Таким образом, использование интернет-ресурсов переносит проблемное задание в цифровую среду, что добавляет ряд новых методических инструментов для развития универсальных и общепрофессиональных навыков.

Об авторах

С. С. Мурунов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: sergeymurunov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1346-3640

ассистент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Н. В. Медведев

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: mnv88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9941-7732

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и методологии науки

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

О. Е. Шульц

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lolga1177@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0330-5374

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики, научный сотрудник Центра публикационной активности

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Bielousova R. On the Issue of Adapting Materials for the English for Specific Purposes Online Course // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. 2020. Vol. 12. № 1. P. 60-76. https://doi.org/10.18662/rrem/12.1sup1/223
  2. Akilli E., Konoplianyk L., Pryshupa Y. ICT in Teaching ESP to Future Civil Engineers at Technical University // Advanced Education. 2021. Vol. 6. № 11. P. 93-99. https://doi.org/10.20535/2410-8286.148507
  3. Иванова О.А. Онлайн-курс в системе смешанного обучения и его лингводидактический потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 3. С. 93-104. https://doi.org/10.18721/JHSS.12308
  4. Дудаев Г.С.-Х. Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 34-36. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00012
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение М.: Знание, 1974. 64 с.
  6. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского ГТУ, 1994. С. 10-17.
  7. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  8. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 720 с.
  9. Ковалевская Е.В. Модели проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку // Проблемность и профильность в образовании – условия устойчивого развития цивилизации: материалы 6 Моск. междунар. конф. «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых». М.: Спутник, 2006. С. 55-58.
  10. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам). М.: МНПИ, 2000. 247 с.
  11. Махутова Г.М. Развитие компетентности иноязычного общения у будущих педагогов на основе проблемных ситуаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5. № 5. С. 26-33.
  12. Колесник Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему (на материале обучения чтению на иностранном языке): дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 174 с.
  13. Закирова С.Г. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения: на материале преподавания иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижневартовск, 2007. 23 с.
  14. Мурунов С.С. Использование ИКТ средств для профессионального развития личности // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 17 Междунар. науч.-практ. Internetконференции / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. С. 171-177.
  15. Abramova V.S., Boulahnane S. Exploring the Potential of online English Websites in Teaching English to Non-Linguistic Major Students: Breaking News English as Example // Register Journal. 2019. Vol. 12 (1). P. 1-12. https://doi.org/10.18326/rgt.v12i1.1-12
  16. Титова С.В. Принципы проектирования и структура веб-программы курса // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. C. 93-99. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.24.9
  17. Титова С.В., Коткова И.С. Методические основы разработки мобильного класса для обучения иностранным языкам в старшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2. С. 103-114.
  18. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. Т. 4. № 20. C. 115-127.
  19. Constantinou E.K. Teaching in Clouds: Using the G suite for Education for the Delivery of Two English for Academic Purposes Courses // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2018. Vol. 6. № 2. P. 305-317. https://doi.org/10.22190/JTESAP1802305C
  20. Amin E.A.R. A Review of Research into Google Apps in the Process of English Language Learning and Teaching // Arab world English journal. 2020. Vol. 11 № 1. P. 399-418. https://doi.org/10.24093/awej/vol11no1.27
  21. Matthew A. Collaborating Online with Four Different Google Apps: Benefits to Learning and Usefulness for Future Work // Journal of Asia TEFL. 2019. Vol. 16. № 4. P. 1268-1288. https://doi.org/10.18823/asiatefl.2019.16.4.13.1268

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».