Том 27, № 4 (2022)
- Год: 2022
- Выпуск опубликован: 07.10.2022
- Статей: 25
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/issue/view/19744
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Дивергентное мышление обучающихся: категориально-понятийный анализ
Аннотация
Рассмотрены педагогические аспекты становления междисциплинарной категории «дивергентное мышление». Цель исследования – конструирование дефиниции «дивергентное мышление студентов вуза» на основе сущностных и специфических характеристик названного феномена с учетом критериев необходимости и достаточности. Для достижения поставленной цели использовались: контент-анализ научной литературы, методы категориально-системной методологии: «Двухуровневая триадическая дешифровка категорий», «Формально-логический метод определения понятия». Выделены и описаны сущностные характеристики и природа дивергентного мышления, разработана двухуровневая триадическая модель данной категории. На основе названной модели сконструировано определение понятия «дивергентное мышление», которое, в сравнении с другими определениями, встречающимися в литературе, наиболее полно и целостно отражает его ключевые сущностные характеристики. В результате применения формально-логического метода разработана дефиниция «дивергентное мышление студентов вуза», позволяющая интерпретировать названное понятие и его проявления с точки зрения личностно-творческого развития студентов в условиях образовательного процесса вуза. Полученные теоретические результаты анализа становления категории «дивергентное мышление обучающихся» возможно использовать при разработке технологии формирования и развития данного вида мышления студентов в образовательном процессе вуза.



Проектная деятельность как средство развития социально-культурной активности молодежи
Аннотация
Современному обществу смогут обеспечить устойчивое экономическое и политическое развитие только энергичные, социально активные, конкурентноспособные специалисты, так как нынешняя реальность требует от общества находить наиболее успешные варианты реализации намеченных целей. Согласно мнению Е.С. Соколовой, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подразумевается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Согласно этому мнению, огромную значимость приобретает воспитание обществом активных профессионалов, которые найдут себя в различных социально-значимых видах деятельности. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что самую значимую роль в преобразовании общества имеет современная молодежь. Именно она обладает всеми возможностями для значительного изменения жизни общества к лучшему. Одним из основных средств повышения социальной активности молодежи является проектная деятельность, так как она развивает в молодом человеке такие качества, как творческий подход к реализации любого вида деятельности, навыки управления, стратегия, самостоятельность и т. д. Именно к развитию проектной деятельности Правительство Российской Федерации оказывает огромное внимание, проводя различные слеты, конференции, конкурсы, форумы.



Исторический аспект развития социально-культурной деятельности как средства социализации молодежи
Аннотация
Представлен анализ эволюции социально-культурной деятельности как части истории России в контексте участия молодежи в деятельности общественных объединений. Проанализированы идеи, положения и компоненты периодизации в научных трудах, описывающих эволюцию социально-культурной деятельности. Приведены результаты анализа понятия социализации и его основных компонентов. Раскрыт потенциал общественных объединений как средства социализации молодежи. Выделены функции общественного объединения как социокультурного института. Проанализированная теория социально-культурной деятельности позволила раскрыть периодизацию развития социально-культурной деятельности. Смена социально-экономических условий определена как основной фактор периодизации истории социально-культурной деятельности. Дана характеристика каждого периода на основе социального запроса относительно развития социума и культуры, раскрыты инновационные формы социально-культурной деятельности, проанализированы научные публикации ученых. Сделан акцент на идеях, целях и формах участия молодежи в общественно-полезной деятельности на основе контекста времени. Приведен анализ современного этапа развития социально-культурной деятельности с учетом современных тенденций развития культуры и социума, на основе педагогических идей в научной литературе, соответствующей каждому периоду, и нормативно-правовых актов. Сделан акцент на социализации молодежи в рамках современных общественных объединений.



Специфика применения социально-культурного подхода в процессе формирования информационно-правовой компетенции личности
Аннотация
Рассмотрены особенности процесса формирования информационно-правовой компетенции личности. Обоснован и актуализирован социально-культурный подход, особенностью которого является развитие досуговой самоорганизации личности в контексте осознанного выбора форм досуговой деятельности, обеспечивающих развитие социально-культурной активности, проявляющейся в инициативности к освоению профессиональных компетенций. Осуществлен обзор ведущих концепций по социально-культурной деятельности, при этом акцент сделан на создание условий, обеспечивающих формирование информационно-правовой компетенции. С обоснованием инновационных подходов к самообразованию и повышению профессиональной квалификации личности сделан акцент на геймификации, которая позволяет осуществлять процесс обучения не только в аудиториях, но и в процессе внеаудиторной деятельности. Раскрыты особенности технологий диджитализации и информатизации, отмечена их роль в трансформации практик профессиональной деятельности, которые позволяют совершенствовать процесс разработки образовательных программ, соответствующих требованиям современного общества. Анализ источников по проблемам педагогического обеспечения процесса формирования личности позволил прийти к выводу, что современная система образования должна быть направлена на развитие навыков самостоятельного креативного мышления, ориентированного на достижение высокого уровня профессионализма, и такими возможностями обладает социально-культурная деятельность, имеющая в своем арсенале технологические средства, формы и методы эффективного обучения и воспитания.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в контексте академической мобильности
Аннотация
Обоснована необходимость развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся направления подготовки «Лингвистика» в процессе академической мобильности. Методологической основой развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся направления подготовки «Лингвистика» в процессе академической мобильности является взаимодействие компетентностного, социокультурного и личностно-деятельностного образовательных подходов к обучению иностранному языку. Проанализированы стратегии развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке к академической мобильности, охарактеризованы принципы отбора содержательного материала и требования к освоению иностранного языка, закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Определено, что развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в процессе академической мобильности предполагает последовательное и поэтапное использование эффективного комплекса упражнений и заданий, направленных на формирование умений и навыков основных видов речевой деятельности.



Дистанционное обучение иностранным языкам: современное состояние и пути совершенствования в контексте повышения мотивации и развития автономии обучающихся
Аннотация
Рассмотрены различные аспекты проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях в контексте информатизации отечественного образования. Представлен критический обзор современного состояния обсуждаемой проблемы, обобщен накопленный практический опыт. Особое внимание уделено тому, как дистанционный формат влияет на изменение характера общения между обучающимися и между преподавателем и студентом, а также тому, как возрастает роль рефлексии в совершенствовании различных аспектов обучения иностранным языкам. Рассмотрены специфика понятийного аппарата и сценарии взаимодействия участников образовательного процесса при реализации технологий дистанционного обучения, выделены их сильные и слабые стороны. На основе рассуждений о том, как электронные образовательные платформы меняют современную образовательную реальность в целом и обучение иностранным языкам в частности, сделаны важные замечания, связанные с компетентностью сегодняшнего педагога, и выводы о необходимости развития системы дистанционного образования, способной сделать учебный процесс живым и аутентичным.



Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам
Аннотация
В современном языковом образовании преподавателям необходимо создать условия для профессиональной познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, так как такая форма организации учебного процесса наиболее благоприятна в контексте превалирующего в высшем образовании компетентностного подхода. Для этого применяются лингво-педагогические модели проблемного обучения, у которых были выделены следующие переменные характеристики: степень автономности, вид речевой деятельности, вид мышления и тип задания. В качестве инструментов проблематизации и регулирования этих переменных было предложено использование интернет-ресурсов. Они были разделены на три группы: аутентичные материалы, лингводидактические средства и интернетплатформы. У последних выделены упорядочивающие и контролирующие инструменты. Благодаря упорядочивающим инструментам преподаватель может организовывать и проблематизировать содержание обучения, а благодаря контролирующим – регулировать автономность и проблематизировать процесс. После анализа методических свойств и функций была установлена прямая связь между используемыми на различных этапах инструментами и моделями взаимодействия с проблемными ситуациями. Привлечение определенных интернет-ресурсов позволяет акцентировать вид речевой деятельности, предвосхитить способ взаимодействия учащихся, а также предугадать используемые при выполнении задания стратегии решения проблемных ситуаций. Анализ платформы Google показал высокую применимость таких ресурсов в обучении иностранным языкам из-за широких возможностей структурирования содержания обучения, регулирования речевой деятельности и мониторинга процесса выполнения. Таким образом, использование интернет-ресурсов переносит проблемное задание в цифровую среду, что добавляет ряд новых методических инструментов для развития универсальных и общепрофессиональных навыков.



Когнитивная лингвистика в иноязычном обучении: проблемы и перспективы (на примере английского языка в языковом вузе)
Аннотация
Рассмотрены особенности, проблемы и перспективы использования когнитивной лингвистики в обучении иностранному языку в целом и английскому языку в частности в языковом вузе. Приведены главные особенности и постулаты когнитивной лингвистики, значимые в контексте иноязычного обучения. Рассмотрены основные перспективные направления применения лингвокогнитивной науки для обучения таким аспектам английского языка, как его лексика и грамматика. Детально описаны особенности обучения некоторым языковым феноменам английского языка, в частности, английским предлогам, а также релевантным когнитивным механизмам, таким как концептуальная метафора и концептуальная метонимия. Приведены функции этих механизмов и возможные примеры их продуктивного использования в обучении иностранному языку. На основе анализа широкого спектра научных работ по проблеме исследования предложена классификация различных форматов использования когнитивной лингвистики в обучении иностранному языку. Детально описан каждый из предложенных форматов, приведены соответствующие сильные и слабые стороны. Обоснована возможность разработки концепции лингвокогнитивного подхода к обучению английскому языку в языковом вузе. Приведены основные особенности такого подхода, его сильные стороны, а также перспективные направления, по которым может вестись разработка концепции лингвокогнитивного подхода к обучению английскому языку в языковом вузе.



Междисциплинарная интеграция при обучении иностранному языку и культуре в магистратуре по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент»
Аннотация
Рассмотрена проблема междисциплинарной интеграции при обучении в магистратуре направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент». Обоснована роль иностранного языка и культуры как центрального элемента модели междисциплинарной интеграции в современном вузе, доказано, что культура является основой междисциплинарной интеграции в языковой подготовке будущего магистра. Сегодня к выпускнику магистратуры предъявляются высокие требования как в плане владения иностранным языком, так и способности применять знания иностранных языков для работы с современными коммуникативными технологиями в процессе решения профессиональных задач и для реализации межкультурного взаимодействия. Современные ФГОС для магистратуры направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент» предъявляют высокие требования к подготовке по иностранному языку и требуют формирования у выпускника компетенции в области межкультурного взаимодействия. Предложена Модель междисциплинарной интеграции при обучении иностранному языку в магистратуре, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Данная модель реализует систему ведущих принципов языковой, культурологической, гуманистической, инновационной, экологической, аксиологической, валеологической, акмеологической, эстетической и другой направленности; принципов интеграции и дифференциации; непрерывности и преемственности образования. Главной целью междисциплинарной интеграции на основе иностранного языка в магистратуре является формирование духовно полноценной, культурно развитой личности, свободно владеющей иностранным языком, а также современными коммуникационными технологиями. Для практической реализации междисциплинарной интеграции на основе иностранного языка и культуры в магистратуре направлений «Экономика» и «Менеджмент» требуются согласованные действия преподавателей как иностранного языка, так и профессиональных дисциплин.



Использование известных произведений живописи в качестве когнитивного визуального материала при обучении языку
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена пристальным вниманием научной и педагогической общественности к вопросам когнитивного обучения. В последние годы происходит активное обращение к разным способам когнитивной визуализации и ведется поиск новых форм работы для формирования познавательного интереса обучающихся и развития их рефлексивной мыслительной деятельности. Цель исследования: обосновать эффективность использования известных произведений живописи в качестве когнитивного визуального материала для активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях по английскому языку и представить виды работы с ними. Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны аналитический обзор научных источников по вопросам когнитивного образования и использования средств наглядности в образовательном процессе, а также обобщение личного педагогического опыта использования предложенных заданий на занятиях по английскому языку на 1 курсе факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Результаты: представлены примеры заданий, усиливающих интерес, стимулирующих когнитивную деятельность и способствующих развитию всех составляющих коммуникативной компетенции. Сделан вывод о том, что в рамках коммуникативно-когнитивного подхода использование произведений живописи в качестве изобразительной наглядности имеет большой потенциал в области мотивации, создания положительного отношения к учебе и способствует эффективному решению целого ряда образовательных и воспитательных задач.



Роль проектно-исследовательской деятельности обучающихся СПО на занятиях по иностранному языку в формировании межкультурной коммуникативной компетенции
Аннотация



Формирование умений ведения продуктивной межкультурной коммуникации студентов
Аннотация
Исследована проблема формирования умений ведения межкультурной коммуникации студентов. Определены факторы, негативно влияющие на процесс межкультурной коммуникации, и выведены алгоритмы построения продуктивной межкультурной коммуникации студентов. Обоснована важность формирования у студентов умений межкультурного взаимодействия путем освоения культурологического анализа ситуации общения и разработки стратегий ведения диалога культур. Рассмотрены термины «помехи» и «барьеры» межкультурной коммуникации и сделано заключение, что они близки по смыслу, но их различие находится, скорее, в сфере теоретической, чем практической, и как на практике каждый из сбоев в коммуникации может быть рассмотрен с точек зрения различных областей знания. Обращено особое внимание на значение когнитивного и аффективного компонентов для хода межкультурной коммуникации. Подчеркнуто, что важным условием обучения продуктивной межкультурной коммуникации как диалогу культур является разработка и применение различных методов и форм работы. Предлагаемые методы работы выстроены поэтапно, при этом важным фактором является практическая проработка полученных знаний благодаря активным и наглядным методам обучения, которые положительно влияют на развитие личностных характеристик студентов, необходимых для успешного построения поликультурного диалога. Данный подход к решению заявленной проблемы позволит студентам осознавать ценность собственной и других культур, благодаря проникновению в культурные отличия и овладению практическими умениями проектирования и ведения межкультурного диалога. Дифференцированы методы формирования коммуникативных умений для успешного ведения межкультурной коммуникации согласно задачам, решаемым в процессе обучения по трем направлениям: 1) дидактическом и эмпирическом; 2) культурологическом, содержащем общекультурное или культурно-специфичное знание; 3) целеполагания (постановка целей коммуникации и способов ее достижения). Предложены перспективные направления дальнейших исследований.



Методические аспекты развития умения говорения студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования и развития умения говорения у студентов на факультете иностранных языков при смешанной форме обучения и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Смешанное обучение рассмотрено как особый вид образовательной деятельности, при котором происходит чередование традиционных и дистанционных образовательных технологий. Считаем, что смешанное обучение обладает значительным потенциалом для организации процесса иноязычного образования в целом и обучения говорению студентов факультета иностранных языков в частности. Освещена специфика и преимущества смешанной формы обучения для иноязычного образования, а также приведены конкретные методы, приемы и задания, которые могут быть успешно имплементированы в процесс обучения говорению при смешанном формате образования. Целью исследования является представление технологических аспектов обучения говорению студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса. Новизна исследования заключена в том, что в нем проанализированы цифровые ресурсы, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения говорению при смешанном образовательном формате, а также представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие умения говорения, которые могут применяться в процессе подготовки будущих специалистов иноязычного образования при сочетании традиционной и онлайн-форм обучения.



Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку
Аннотация
Важнейшей особенностью образования в информационном обществе, по законам которого сегодня живет человечество, является обучение в течение всей жизни, в связи с чем умение учиться становится одной из ключевых компетенций. Сегодня особую значимость приобретают умения получать знания самостоятельно, без помощи преподавателя, что порождает необходимость формирования у обучающихся познавательного интереса и навыков самообразования. Этому содействует коучинговый подход к обучению, который является новым шагом в методике преподавания иностранных языков и предполагает партнерство преподавателя и студента в процессе образования, осознание обучающимся личной потребности в освоении знаний и необходимости брать ответственность за результат на себя. Целью исследования явилось описание инструментов коучингового подхода к обучению общему английскому языку. Исследование показало, что созданию отношений доверия и партнерства в учебном процессе способствуют: удовлетворение потребности студента в осмысленности обучения, понимание и признание ценностей обучающегося, активное слушание, развивающая обратная связь, а также эффективные вопросы. Применение данных технологий призвано в дальнейшем обеспечить студентам выход в самообразование. Исследование содержит вывод о том, что использование инструментов коучингового подхода в преподавании общего английского языка способствует максимальному раскрытию внутренних ресурсов и возможностей студентов.



Психологические и педагогические условия организации процесса обучения студентов языковых специальностей иноязычному письменному речевому высказыванию на основе метода взаимной оценки
Аннотация
Метод взаимной оценки выступает одним из методов проблемного обучения иностранному языку. Он заключается во взаимном изучении студентами письменных работ друг друга с целью их комментирования и оценки для последующей доработки. Реализация этого метода в условиях смешанного обучения, когда часть этапов проектной деятельности осуществляется студентами в аудитории, а часть – индивидуально или коллективно внеаудиторно на платформе одного из интернет-сервисов, представляется достаточно перспективной с позиции лингводидактики. Вместе с тем успешная реализация этого метода на практике требует учета ряда психологических и педагогических условий. К их числу относятся следующие: а) мотивация студентов участвовать во взаимном оценивании письменных работ на основе реализации смешанного формата обучения посредством ИКТ; б) использование технологии обучения в сотрудничестве; в) обучение студентов формату написания отзывов на письменные работы одногруппников; г) наличие поэтапной технологии обучения, в которой будет определена четкая последовательность этапов обучения и прописаны функции студента – автора письменной работы, студентов-одногруппников – рецензентов и преподавателя; д) мониторинг проектной работы студентов преподавателем с постоянной обратной связью. Каждое из условий подробно описано и обосновано.



Обеспечение информационной безопасности студентов в процессе использования проектной методики в обучении иностранному языку в университете
Аннотация
В современных условиях глобализации происходит всеобщая информатизация во всех сферах жизнедеятельности общества. Информатизация процесса обучения стала доминирующим направлением в модернизации отечественной системы высшего образования. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс приводит к возникновению совершенно новых видов информационных угроз и рисков, игнорирование которых ведет к дестабилизации процесса обучения и нарушению психического и физического здоровья обучающихся. В этой связи обеспечение информационной безопасности является одним из основных условий эффективного образовательного процесса. Обеспечение информационной безопасности основывается на определении реальных и потенциальных угроз в информационном пространстве. Дана классификация основных видов информационных угроз. Выявленные угрозы, в совокупности с положениями нормативных документов Российской Федерации, предусматривают формирование компетенции преподавателя в области обеспечения информационной безопасности. Выявлены содержательные аспекты компетенции, которые отражают особенности актуальных на каждом этапе обучения информационных угроз и рисков. На основе содержательных аспектов компетенции сформулированы рекомендации для преподавателей̆ и обучающихся по обе спечению информационной̆ безопасности в рамках процесса обучения иностранному языку .



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Развитие и совершенствование физических качеств у студентов: методические аспекты
Аннотация
Рассмотрена проблема развития и совершенствования физических качеств, повышения уровня физической подготовленности, достижения высокой работоспособности студентов. Актуальность исследования очевидна, так как повышение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и укрепление здоровья относятся к приоритетным направлениям государственной политики. Согласно анализу литературных источников, приведены данные о низком уровне физической подготовленности современной студенческой молодежи. Одним из факторов недостаточного уровня развития физических качеств девушек и юношей является дефицит двигательной активности, вызванный, в том числе, сформированной у студентов зависимостью от сети Интернет. Дана оценка исходного уровня развития физической подготовленности студентов первого курса и рассмотрен характер развития отдельных физических качеств занимающихся. Выявлено, что девушки отличаются более низким уровнем физической подготовленности, чем юноши. Высокие значения у девушек отмечены при выполнении теста на гибкость позвоночного столба. Худшие результаты показаны девушками при оценке выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей. Студенты-юноши продемонстрировали высокие результаты в тестах, отражающих силу мышц брюшного пресса, силу мышц рук и верхнего плечевого пояса. Низкие показатели тестов отмечены при выполнении юношами бега на выносливость, прыжка в длину с места.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Обращения к Богу в документах правоохранительной системы России (с древнейших времен до 1917 г.)
Аннотация
Рассмотрены документы отечественной правоохранительной системы со времен Киевской Руси до 1917 г. на предмет обращения к Богу – источнику неизменяемых нравственных ценностей с позиции православной религиозной традиции. Изучение данной темы имеет особое значение для понимания российской истории с учетом того фактора, какое место занимало православие в жизни государства и отдельной личности. Отмечено, что истоки правоохранительной сферы России совпадают с зарождением христианства и государственности на Руси. На основе хрестоматии, вышедшей в свет к 300-летию российской полиции, и через изучение документов с X по XIX век исследуется характер таких обращений, проведен их сравнительный анализ. Выделены три периода: первый – от первого договора Руси с греками до введения должности Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера; второй – от введения должности Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера до учреждения Министерства внутренних дел; третий – от учреждения Министерства внутренних дел до расформирования Корпуса жандармов в 1917 г. В документах каждого из периодов проанализированы формы и контекст обращений к Богу, что позволило выявить тенденцию происходивших в обществе изменений по отношению к высшей для православного вероисповедания ценности – Триединому Богу. Сделан вывод о периоде сохранения традиционных для православного вероисповедания понятий о Боге в документах правоохранительной системы России, а также времени начала утраты таких понятий. Выдвинута гипотеза о возможности возрождения высших традиционных религиозных ценностей в России на современном этапе.



Реконструкция межевой линии дачи с. Рассказово с деревнями по архивному источнику 1811 г.
Аннотация
На основе письменного документа начала XIX века осуществлена реконструкция межевой линии дачи с. Рассказово. Целью данного исследования была расшифровка Межевой книги 1811 г., представление ее текста в электронном виде, и реконструкция межевой линии дачи с. Рассказово с деревнями на современной карте на основе данных, полученных при расшифровке. В процессе расшифровки документа применение электронных таблиц Excel позволило сократить необходимость ручного ввода текста с клавиатуры и тем самым многократно ускорить и облегчить процесс обработки документа. Первоначальный опыт нанесения межевой линии на современную карту позволил прийти к выводу, что магнитное склонение при межевании и составлении Межевой книги не учитывалось. В дальнейшем в рамках данного исследования был разработан макрос VBA Excel, позволяющий автоматически строить межевую линию по данным Межевой книги, организованным соответствующим образом в электронной таблице, на фоне карты, вставленной в рабочий лист книги Excel. Вывод об отсутствии поправок на магнитное склонение при межевании и составлении Межевой книги, а также макрос VBA Excel, разработанный в рамках данной работы, могут быть применены при аналогичных исследованиях других подобных документов.



Сырьевая проблема как основной тормоз развития кустарной промышленности в Тамбовской губернии во второй половине XIX – первой трети XX век
Аннотация
На примере Тамбовской губернии прослежено негативное влияние сырьевой проблемы на развитие кустарной промышленности в позднеимперский период, а также годы военного коммунизма и нэпа. Доступность сырьевой базы имела огромное значение для кустарной деятельности, поскольку в условиях отсутствия необходимых материалов мастера даже не смогли бы приступить к своей работе. Кустари могли добывать требовавшееся для работы сырье либо самостоятельно в личных или общинных землях, либо на местных рынках. В первом случае возрастала зависимость от природно-климатических условий. Во втором – от скупщиков, которые, понимая свою востребованность, стремились извлечь от торговли максимальную прибыль, а потому ставили кустарей в невыгодные условия. Государственные органы власти как позднеимперской, так и советской России пытались посвоему разрешить сырьевую проблему. В Тамбовской губернии позднеимперского периода в помощь мастерам был организован кустарный склад, а также выделялись крупные кредиты. Советское руководство сделало ставку на массовое кооперирование кустарей. Наглядно продемонстрировано, что трудности, с которыми сталкивались кустари, несмотря на действия властей, никуда не исчезли. После индустриализации кустарная промышленность уступила место фабричным товарам.



Общественные настроения крестьян и аграрная утопия в работах русских неонародников
Аннотация
Изучены представления неонароднической интеллигенции об общественнополитических настроениях и психологии российского крестьянства и построении на основе этих представлений и базовых положений классического народничества аграрной утопии. Актуальность исследования заключена в создании теоретической базы для изучения в области поколенческой (поколение «революционного перелома») и интеллектуальной (феномен аграризма в отечественной мысли) истории. Цель исследования – анализ проблемы исторической роли крестьянства и судьбы русской деревни в идеологии неонародничества. В ходе исследования использованы аналитический и историко-сравнительный методы. В результате анализа исторических источников сделан вывод, что неонароднические представления о российском крестьянстве, несмотря на резко меняющиеся социокультурные и революционные политические обстоятельства, оставались преимущественно в русле идей классического народничества. Адепты народознания обратились к проблеме роста протестных настроений в крестьянской среде и выяснили, что он был обусловлен обострившейся в период революционного перелома проблемы малоземелья. Неонародник В.Г. Богораз отмечает консерватизм значительной части сельских жителей, относившихся с недоверием к революционным идеям. Утопический проект А.В. Чаянова выходил за границы сугубо народнической мысли, вступал в союз с научным аграризмом и учитывал политические обстоятельства, сложившиеся после установления большевистской власти и господства марксистской идеологии.



К истокам становления и деятельности советской милиции (на материалах Курского края)
Аннотация
Изучение истории советской милиции дает поучительный материал для выводов и обобщений, актуальных для современной действительности. На основе документальных источников, как опубликованных, так и архивных, сделана попытка в проблемнохронологическом ракурсе осмыслить процессы революционных преобразований государственного аппарата на примере органов милиции. Целью исследования явилось выявление новых граней в становления и деятельности советской милиции на региональном уровне, которые определят новые направления исследований в советском государственном строительстве. Доказано, что деятельность милиции, как и подбор кадров, невозможно в короткий промежуток времени осуществить на принципиально новых основах, вне связи с прошлым историческим опытом, а его полное игнорирование приводит только к негативным последствиям. Показана взаимосвязь условий жизни рядовых граждан и составов преступлений. Обоснован вывод, что полный разрыв с досоветским опытом деятельности правоохранительных органов привел страну к хаосу и произволу в обществе. Выявлены элементы использования опыта Временного правительства на рубеже 1920 г. как в конкретных методах работы милиции, так и в кадровой работе. Установлено, что до середины 1920-х гг. в подборе кадров большее внимание уделялось трудолюбию и профессионализму, но в последующие годы – партийности, социально-классовому положению, безоговорочной исполнительности в выполнении партийно-коммунистических директив.



Советско-греческие церковные отношения как фактор послевоенной стабилизации в мире (1946–1953 гг.)
Аннотация
Рассмотрена роль религии и религиозных лидеров в советской внешней политике в отношении Греции. Причины конфликта между Русской православной церковью и Греческой церковью коренились не в религии, культурный разлом между двумя автокефальными церквями переводился в сферу политического регулирования. Рассмотрены советско-греческие церковные взаимоотношения с 1946 по 1953 г. по вопросу русских монастырей на Афоне. Описываемые события происходили в ходе Гражданской войны в Греции – 1944–1949 гг. и первые годы после нее. На основании документов Государственного архива Российской Федерации и писем патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, которые хранятся в нем, проанализирован характер действий советских представителей по вопросу русских монастырей на Афоне и дана оценка действий церковных представителей СССР по линии внешних церковных связей. На основе анализа источникового документального материала сделан вывод о том, что СССР проецировал идеологические догмы на свой внешнеполитический курс и в Православном мире. Гражданская война в Греции 1944–1949 гг. показала зависимость конфессионального сектора греческого общества от политической составляющей. Политическое противостояние между СССР и США оказалось решающим в принятии прозападного государственного курса Греции, в том числе в религиозном обществе. Показано, что особенностями Русской и Греческой православных церквей, как участников международных отношений, является тесная согласованность их международной деятельности с работой соответствующих государственных политических институтов. Показана роль церковной дипломатии для налаживания коммуникаций между двумя государствами по поводу плачевного положения русских монастырей на горе Афон и сделан вывод о миротворческом потенциале РПЦ. Подчеркнуто, что исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности.



Фонды личного происхождения как объект архивного хранения
Аннотация
Документы личного характера являются бесценным источником исторических исследований, в связи с чем одной из главных задач государственных архивов становится выявление значимых личных архивов и включение их в состав Архивного фонда Российской Федерации в виде фондов личного происхождения или в составе архивных коллекций. Сравнительный анализ технологий работы с фондами личного происхождения и фондами, образованными юридическими лицами, позволил выявить специфику на каждом этапе работы с документами личного происхождения. Наиболее сложными являются этапы комплектования и экспертизы ценности документов, определяющие, какие документы и фонды имеют наибольшую значимость в историческом плане и должны поступить на постоянное хранение. Было выяснено, что общие правила систематизации документов также могут быть применены к фондам личного происхождения лишь частично. Многообразие видов документов и носителей, на которых они могут быть представлены, предъявляют особые требования и к описанию, и к обеспечению сохранности документов. Было также установлено, что использование документов личного происхождения имеет законодательные ограничения. Сделан вывод о необходимости учета действующих правовых актов, привлечении мнения экспертов и опыта государственных архивов в работе с данными фондами.



ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Роль авиапромышленности США в развитии авиации общего назначения
Аннотация
Рассмотрена история относительно малоизученной подотрасли авиастроения – разработка и производство самолетов общего назначения. Данные о 2690 моделях самолетов и их выпуске собраны автором. Показано, что доля США в выпуске таких самолетов в XX веке превышает 80 %. В то же время, в 1930–1945 гг., лидерами в этом были европейские страны. Сделаны предположения о причинах смены лидеров. Дано и определение понятия «самолеты общего назначения» со ссылками на нормативные документы США, Евросоюза и России. Показано, что наиболее популярный класс таких самолетов – четырехместные, их доля в общем выпуске самолетов с числом мест от 3 до 11 превышает 50 %. Впервые публикуется динамика разработки и производства самолетов общего назначения в XX веке в мире с разбивкой по годам, странам, ведущим компаниям. Описаны сильные спады производства во время Великой депрессии и в первой половине 1980-х гг. Показано, что спрос на самолеты общего назначения сильно снижался во время обострения политической обстановки, что коррелирует с уверенностью потенциальных покупателей в своем будущем. Вероятно, такая зависимость должна наблюдаться и для других потребительских товаров длительного спроса. Изучена динамика разработки новых моделей самолетов общего назначения. Показано, что пик ее интенсивности приходится на 1929 г., а послевоенный спад числа разработок начался еще в период роста производства – в середине 1960-х гг. Обнаружена очень сильная географическая концентрация: почти половина всех самолетов общего назначения в мире построена в одном городе (г. Вичита, штат Канзас), где разместили свои предприятия более дюжины авиастроительных компаний.


