Информационный иммунитет как ключевое понятие информационно-психологической безопасности личности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Стремительное развитие компьютерных и информационных технологий, появление практически неограниченного доступа к любым носителям информации, выход на совершенно иные скорости осуществления информационного обмена и обработки данных сфокусировали внимание научного сообщества и специалистов-практиков на проблеме обеспечения информационной безопасности личности, на выявлении условий и факторов формирования у нее защитных механизмов от негативного воздействия информационного потока. В связи с этим значительный интерес вызывает теоретическое обоснование взаимосвязанных понятий «информационный ресурс», «информационно-психологическое воздействие», «информационная безопасность личности», «информационный иммунитет». В ходе исследования были проанализированы психологические, педагогические, культурологические, политические, юридические, социологические, философские, социально-экономические аспекты определения сущностных характеристик информационно-психологической безопасности личности, на основе оценки принципов и механизмов ее регуляции выделены базовые компоненты, определена роль информационного иммунитета в их формировании. В результате применения формально-логического метода предложена авторская концепция соподчиненности дефиниций «информационная культура», «информационная компетентность», «культура информационной безопасности», «информационный иммунитет личности». Полученные теоретические результаты сопоставительного анализа могут быть использованы при разработке технологии защиты детей и молодежи от деструктивных последствий информационно-психологического воздействия.

Об авторах

Т. К. Голушко

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tat-golushko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1148-3282

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Быкова А.В., Корзоватых Ж.М. Экономическая информация как предмет защиты // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 3. М., 2016. С. 86-88. https://elibrary.ru/vqktxf
  2. Папкова Е.А. Информационное воздействие и информационная безопасность // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2010. № 15. С. 19-23. https://elibrary.ru/negzht
  3. Касюк А.Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 1 (842). С. 22-34. https://doi.org/10.52070/2500-347X_2021_1_842_22, https://elibrary.ru/fdtsup
  4. Басанова Т.А. К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза // Известия ТРТУ. 2006. № 13 (68). С. 311-316. https://elibrary.ru/kohneb
  5. Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
  6. Белых Т.В., Грачев Г.В. Опыт подготовки психологов в области обеспечения информационнопсихологической безопасности личности в цифровом мире // Личность в ситуации социальных изменений: сб. материалов 3 Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2021. С. 3-9. https://elibrary.ru/cxomso
  7. Ляшук А.В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: автореф. дис. … канд. псих. наук. Ростов н/Д., 2008. 23 с.
  8. Раковская А.С., Ахметвалиева А.А. Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности сотрудников правоохранительных органов // Безопасность информационного пространства: сб. тр. 13 Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Челябинск, 2015. С. 222-225. https://elibrary.ru/tzpegf
  9. Ашурова О.А., Богатырева Ю.И. Формирование культуры информационной безопасности обучающихся системы СПО при использовании сети Интернет // ВНЕшкольник. 2022. № 1 (204). С. 34-36. https://elibrary.ru/zivsip
  10. Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. 2019. № 3 (43). С. 119-127. https://elibrary.ru/etctkw
  11. Збруева Н.А. Информационная безопасность личности (культурологический аспект) // Информационные войны. 2008. № 3 (7). С. 90-96. https://elibrary.ru/kgbyfx
  12. Логинова Т.Д. Законодательные новеллы в сфере обеспечения права личности на информационную безопасность // Алтайский юридический вестник. 2019. № 1 (25). С. 11-16. https://elibrary.ru/vxmeke
  13. Чеботарева А.А., Максина М.С. Теоретические основания обеспечения информационно-психологической безопасности личности нормами административного права // International Law Journal. 2021. Т. 4. № 2. С. 96-100. https://elibrary.ru/rkvdov
  14. Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность личности (социологический аспект): М.: Рос. тамож. акад., 2014. 95 с. https://elibrary.ru/zvcayr
  15. Чистяков Д.В. Управление информационно-психологической защитой социальной организации как фактор обеспечения безопасности личности (социологический аспект): автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 29 с.
  16. Мкртчян Л.М. Социальная безопасность личности в пространстве сетевой коммуникации: сетевые риски и угрозы // Высшая школа. 2016. № 11-2. С. 26-30. https://elibrary.ru/whsjif
  17. Баришполец В.А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5. № 2. С. 62-104. https://elibrary.ru/rupnep
  18. Дементьев С.А. Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека // Философия права. 2019. № 1 (88). С. 80-84. https://elibrary.ru/unpaf
  19. Брагин И.А., Чесноков Н.А., Асеев А.Ю. Педагогический аспект информационной безопасности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 5 (58). С. 89-92. https://elibrary.ru/tolvnl
  20. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Ст. 21. https://elibrary.ru/sbkslv
  21. Дерендяева Н.С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности школьников // Наука и школа. 2016. № 5. С. 190-195. https://elibrary.ru/wynglx
  22. Яковлева Ю.В. Взаимосвязь информационной безопасности и информационной культуры // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 1 (46). С. 77-81. https://elibrary.ru/pvtnkx
  23. Зюзина Т.Н., Талалаева Е.В. Информационная культура и информационная безопасность в дошкольной организации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2020. № 3 (59). С. 32-37. https://elibrary.ru/hydsmk
  24. Зиннуров Д.И., Демин И.Н., Новопавловский А.А. Формирование культуры информационной безопасности среди граждан // Colloquium-Journal. 2019. № 16-2 (40). С. 107-109. https://elibrary.ru/xddgcf
  25. Селиверстов А.С. К вопросу об актуальности формирования культуры информационной безопасности у курсантов военных вузов // Вестник современных исследований. 2018. № 6.3 (21). С. 190-192. https://elibrary.ru/xurndv
  26. Мещерякова Е.И. Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://elibrary.ru/eojpwb
  27. Волков М.С. Операционализация понятия и уточнение сущности информационного иммунитета // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Т. 7. № 1. С. 49-60. https://elibrary.ru/ftzbgg
  28. Пономарев М.В., Дедик Н.А. О развитии информационного иммунитета будущих специалистов в условиях информационного воздействия // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 17 Междунар. науч.-практ. Internet-конф. Тамбов, 2022. С. 70-74. https://elibrary.ru/rgtuaq
  29. Лагун А.В., Строев Н.Н. Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 108-110. https://elibrary.ru/yroaax
  30. Томина Н.А. Факторы, влияющие на формирование информационного иммунитета у детей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2022. С. 101-103. https://elibrary.ru/hcxzxi
  31. Рябчикова А.А. Информационный иммунитет и принципы защиты личности в эпоху информационных войн // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 2 (47). С. 143-147. https://elibrary.ru/rnpzjy
  32. Ачкасова О.Г. Информационный иммунитет преподавателя в информационном обществе как педагогический феномен // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 3. С. 37-39. https://elibrary.ru/yrpfod

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».