Развитие критического мышления студентов языкового вуза в процессе обучения аудированию на английском языке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Критическое мышление выступает особым видом мыслительной деятельности, направленной на интерпретацию окружающего мира и оценку ожидаемых результатов. В данной работе рассмотрены вопросы развития критического мышления студентов языкового вуза в процессе обучения аудированию на английском языке, проведен анализ терминологии по изучаемой тематике, разработана и описана трехэтапная модель развития критического мышления студентов языкового вуза через аудирование. Иностранный язык обладает огромным образовательным потенциалом для развития личности студента, и развитие критического мышления наиболее активно производится при иноязычной коммуникации. Считается, что у студентов формируется новая картина мира, приближенная к носителям иностранного языка. Таким образом, критическое мышление позволяет рассматривать с разных сторон предметы, явления и процессы, находить нестандартные решения, осмысливать знакомую информацию по-другому. В работе дано авторское определение понятия «критическое мышление». В основе предлагаемого алгоритма лежит технология развития критического мышления, которая использована в синтезе с моделью обучения аудированию. Поскольку технология развития критического мышления у студентов языкового вуза представлена тремя этапами: вызовом, осмыслением содержания и рефлексией, она с легкостью проецируется на упомянутую выше модель трехфазного обучения аудированию, которое является обязательным для студентов языкового вуза. Представленные в работе типовые задания по развитию критического мышления через аудирование образуют систему упражнений, направленных на достижение определенного результата на каждом этапе обучения.

Об авторах

И. А. Евстигнеева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: ilona.frolkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1198-0695

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

В. В. Порошин

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: wporoshin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7169-0868

научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Попова Е.А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык» как фактор профессиональной компетентности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 8 (668). С. 167-180.
  2. Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений студентов языкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 1 (117). С. 147-149.
  3. Фролкина И.А. Формирование дискурсивной компетенции в целях обучения иностранному языку в языковом вузе // Язык и культура: сб. ст. 23 Междунар. науч. конф. Томск, 2013. С. 206-208.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 503 с.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
  6. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу. СПб., 1994.
  7. Коттрелл С. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга. М.: ЭКСМО, 2016.
  8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2007. 336 с.
  9. Клименко М.В., Филимонова Т.М. Формирование навыков критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку на основе проблемных ситуаций // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 4 (34). С. 305-313.
  10. Еловская С.В. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. Чебоксары, 2018. С. 27-30.
  11. Маршева Ф.М. Развитие критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1091.
  12. Порошин В.В. Развитие критического мышления школьников в процессе обучения написанию рецензии на фильм на английском языке // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 15. С. 94-101.
  13. Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 9-19.
  14. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 8-15.
  15. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 2. С. 16-21.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».