Теоретико-методологические основы непрерывного педагогического образования: довузовский компонент
- Авторы: Скударева Г.Н.1
-
Учреждения:
- ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
- Выпуск: Том 26, № 191 (2021)
- Страницы: 160-168
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/298371
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-160-168
- ID: 298371
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуализирована проблема довузовского педагогического образования с целевой установкой выявления его теоретико-методологических основ, анализа особенностей и специфики в контексте непрерывного педагогического образования. Посредством методов теоретического анализа литературы, контекстного и динамического анализа педагогических систем: а) подчеркнута социально-образовательная и практическая значимость довузовского образования в условиях его нормативной неопределенности, смысловой категориальной «размытости», недостаточности научного обоснования; б) поименованы факторы, осложняющие процесс довузовского образования; в) теоретически сформулированы понятия «непрерывное педагогическое образование», «довузовское образование»; г) выявлены теоретические и методологические основания довузовского образования; д) охарактеризованы субъекты; е) дифференцированы виды (школьное, вузовское и смешанное); ж) исследованы функции довузовского образования в его интеграционной, социализирующей, адаптивной, мотивационной и личностно-развивающей интерпретациях, а также систематизированы его принципы (гуманизма, непрерывности, социального партнерства, преемственности, целостности) и обобщены признаки (интегративности, практикоориентированности, мобильности).
Об авторах
Г. Н. Скударева
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: skudarevagalina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5254-4948
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики. Государственный гуманитарно-технологический университет
142611, Российская Федерация, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Зеленая, 22Список литературы
- Скударева Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 4. С. 9-14.
- Кларин М.В. Личностно-ориентированное непрерывное образование: на пути к новой парадигме // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. С. 45-50.
- Захарченко Л.П. Профессиональный лицей как среда воспитания готовности личности к непрерывному образованию: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2000.
- Сериков В.В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. C. 29-39.
- Гришина Ю.В. Дефиниция довузовского образования в контексте преемственности общего и профессионального образования // Известия ТулГУ. Педагогика. 2015. № 3. С. 13-24.
- Николаев С.В. Пути и средства формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению в военно-морском институте: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 149 с.
- Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнерство в сфере образования // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам 14 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2018. С. 10-14.
- Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 3-9.
- Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. doi: 10.15393/j5.art.2013.2085
- Соловьев А.Н. Моделирование процесса подготовки абитуриентов в условиях модернизации инженерного образования: дис. … д-ра пед. наук. Калининград, 2012. 384 с.
- Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 203 с.
Дополнительные файлы
