Понятия «научный стиль речи» и «язык специальности» в практике преподавания РКИ: инженерно-технический профиль
- Авторы: Цховребов А.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
- Выпуск: Том 30, № 4 (2025)
- Страницы: 874-883
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/328012
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-874-883
- ID: 328012
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В процессе обучения русскому языку студентов инженерно-технических специальностей особую роль играет продвинутый этап обучения (уровень владения языком В2), в процессе которого студенты совершенствуют имеющиеся учебно-профессиональные умения. Процесс обучения русскому языку в инженерно-техническом вузе осуществляется главным образом на основе научного стиля речи, а речевые умения формируются посредством учебно-научного текста по языку специальности. В методической литературе часто происходит смешение понятий «научный стиль речи» и «язык специальности». Это важной проблеме посвящена данная статья. Материалы и методы. Базой экспериментального исследования стал Военный институт (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. Материал исследования основан на лингвометодической литературе по научному стилю речи и языку инженерно-технической литературы.Результаты исследования. Результатом исследования является: а) методическое обоснование вопроса о соотношении понятий «научный стиль речи» и «язык специальности», представление в авторской методической интерпретации; б) определение номенклатуры речевых умений, которыми должен овладеть иностранный студент на занятиях по русскому языку на продвинутом этапе обучения: содержание занятий по русскому языку определяется спецификой деятельности студентов на занятиях по специальным дисциплинам. Обучение специфическим лексико-грамматическим особенностям этих подъязыков – важная задача на уроках по русскому языку.Выводы. Научный стиль речи должен рассматриваться как родовое понятие по отношению к языку специальности и определяться как его частный случай. В нашем случае речь идет об инженерно-технической специальности, которая выделяется как разновидность научного стиля речи и включает подъязыки строительных дисциплин. Формируемые на занятиях по специальным дисциплинам умения должны быть интегрированы в занятия по языку специальности. В связи с этим важным оказывается формирование следующих умений: а) чтение и аудирование научных текстов; б) передача содержания прочитанного и прослушанного текста в устной и письменной форме (создание вторичных научных текстов); в) создание первичных научных текстов.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. Цховребов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: alanec1985@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5199-1460
SPIN-код: 9982-9258
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Россия, 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9Список литературы
- Цховребов А.С. Эрратологическая модель обучения русскому языку иностранцев-нефилологов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1337-1352. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1337-1352, https://elibrary.ru/iezjcd
- Цховребов А.С. Эрратологический подход к обучению сложным предложениям в иностранной аудито-рии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 708-723. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-708-723, https://elibrary.ru/lujimu
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. Москва, 1985. 128 с. https://elibrary.ru/sixqcm
- Петрова Г.М. Новый подход к тестовому экзамену по русскому языку для иностранных абитуриентов // Гуманитарный вестник. 2013. № 3 (5). С. 4-10. https://elibrary.ru/rennmp
- Пиневич Е.В. Аспекты и направления в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе // Гуманитарный вестник. 2014. № 4 (18). С. 1-15. https://elibrary.ru/sngjan
- Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. 395 с.
- Денисов П.Н. Еще о некоторых аспектах изучения языков науки // Проблемы языка науки и техники: логические, лингвистические и историко-научные аспекты терминологии. Москва: Наука, 1970. С. 52-89.
- Будагов Р.А. Человек и его язык. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. 262 с.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. Москва: Рус. яз., 1983. 68 с.
- Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь, 1986. 91 с.
- Клобукова Л.П. Профессионально ориентированное обучение русскому языку инофонов: от текста к текстотеке и гипертексту // Педагогическое образование и наука. 2012. № 11. С. 10-12. https://elibrary.ru/qikjab
- Красильникова Е.В. Обучение научному стилю речи в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 1. С. 193-195. https://elibrary.ru/yrjeuf
- Досько С.И., Левина Г.М., Васильева Т.В. Из опыта организации учебного процесса для иностранцев-первокурсников в техническом вузе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2006. № 102. С. 97-104. https://elibrary.ru/kphchx
- Авдеева И.Б. Обучение языку специальности иностранных учащихся инженерного профиля с учетом их когнитивных стилей // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 46-53. https://elibrary.ru/uaoiur
- Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. Москва, 1973. 147 с. https://elibrary.ru/tfudgb
- Бородулина М.К., Карлин А.Л., Лурье А.С., Минина М.Н. Обучение иностранному языку как специальности. Москва, 1982. 255 с.
- Еремина В.В., Еремина О.С. Место научного стиля речи в процессе обучения иностранцев русскому языку на довузовском этапе // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2014. Т. 11. № 14 (141). С. 42-43. https://elibrary.ru/steqrp
- Хомякова Н.П. Обучение юристов иностранному языку специальности в бакалавриате и магистратуре: цели, принципы, содержание и средства обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. № 14 (725). С. 139-151. https://elibrary.ru/tyftar
- Балтабаева Э.О., Бекпентаева К.А., Байбурина К.А. Обучение студентов медицинских университетов научному стилю речи // Наука и здравоохранение. 2013. № 6. С. 37-39. https://elibrary.ru/xilpbb
- Евтюгина А.А., Гончаренко И.Г., Щетинина А.В., Стурикова М.В. Стилистика научной речи / под ред. А.А. Евтюгиной. Екатеринбург, 2021. 501 с. https://elibrary.ru/qrahxm
- Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. Москва: Рус. яз., 1993. 370 с. https://elibrary.ru/davism
- Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. Москва, 1987. 77 с.
- Мисири Г.С. Использование наглядности на начальном этапе обучения русскому языку. Москва: Рус. яз., 1981. 144 с.
Дополнительные файлы
