Актуальность темы заключается в том, что проблемы социального воспитания подрастающего поколения обусловлены теми кризисными процессами и явлениями, которые сегодня имеют место в России. Это касается, прежде всего, трудностей в социальной адаптации молодежи к нестабильным социально-экономическим, образовательным, социокультурным условиям и вызванных ими многочисленных девиаций в молодежной среде. В этих условиях возрастает необходимость обновления социального воспитания подростков, формирования их социальной активности. Клубная деятельность обладает существенным потенциалом в активизации данного процесса. Сделан упор на том, что описание процесса невозможно без анализа структуры изменяющегося явления. Это значит, что для анализа структуры процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности необходимо рассмотреть его как системное явление. В контексте этого определен процесс формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности как системное явление, требующее рассмотрения его, во-первых, как целостного педагогического механизма, который представляет собой последовательность действий, необходимых для достижения его цели, во-вторых, как организационно-содержательной структуры, обеспечивающей упорядоченность этого процесса и представляющей собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Решая данную задачу, описан компонентный состав модели формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности: субъектный компонент (выделяются участники процесса формирования социальной активности подростков), ориентационный компонент (описываются принципы организации процесса формирования социальной активности подростков, обусловленные сущностью клубной деятельности, и принципы, обусловленные методологическими подходами к процессу формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности), диагностический компонент (рассматриваются процессуальные элементы, обеспечивающие определение исходного уровня сформированности социальной активности подростков), содержательно-организационный компонент (формы; методы; практико-методические педагогические условия); рефлексивно-регулировочный компонент (контроль и анализ хода и промежуточных результатов процесса, оперативная корректировка его содержания и методики) и продуктивный компонент (уровни сформированности социальной активности подростков). Сделан акцент на том, что компоненты модели представляют как статичные (системные), так и динамичные характеристики процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности, ибо являются совокупностью взаимосвязанных компонентов и его последовательных этапов: субъектно-ориентировочного, диагностического, содержательно-организационного и продуктивного.