The role of geometric patterns in the folk decorative art of central asia of the IX-XV centuries
- Authors: Sobirov T.R.1, Zaripova L.R.2
-
Affiliations:
- Bukhara State University
- Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 47-53
- Section: Art History
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261530
- ID: 261530
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the presentation of the theoretical and practical foundations of engineering graphics, widely used in eastern architecture (IX-XV centuries) on the territory of the states of Central Asia. The article also describes the technology of wood carving, which is widespread in the field of folk art and is one of the oldest types of artistic activity in this region. The authors reveal the importance of engineering graphics for oriental architecture as the main means of decorating buildings and structures; the idea of using traditional national patterns of engineering graphics in modern architecture is traced. The relevance of this work is due to the interest of society and scientists in the history of art of the ancient states of Central Asia, cultural, spiritual, religious and trade exchanges with which have been counted for many centuries, since the era of the adoption of Islam as the state religion in Volga Bulgaria (922).
Keywords
Full Text
Введение
В работах ученых-востоковедов (А.Мец, А.А. Конрад и др.) утверждается идея о восточном Возрождении (Ренессансе), который, по мнению исследователей, состоялся ранее европейского Возрождения. В период IX- XII веков на территории Средней Азии развивались города, являвшиеся центрами науки, культуры, искусства, а также торговли, поскольку они были расположены в границах Великого шелкового пути, соединявшего Азию и Европу. Ряд известных ученых, среди них Абу Али ибн Сина, Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Абу Райхан аль-Беруни, Абу Наср аль-Фараби, Омар Хайям, Абу-ль-Вафа аль-Бузджани внесли достойный вклад в развитие человеческой цивилизации своими научными открытиями, имеющими мировое значение и по сей день.
Развитие науки и культуры, неуклонный рост экономики в городах Средней Азии привели к бурному развитию территории Мавераннахра, расположенной между двумя реками Окс и Яксарт, именуемыми ныне Амударья и Сырдарья. В этот период наряду с математикой, геометрией, медициной, физикой, литературой, философией получили развитие также науки в области архитектуры. В результате облик среднеазиатских городов стал коренным образом меняться, появились уникальные архитектурные сооружения, украшенные своеобразным декором.
Материалы и методы
В процессе исследования изучались следующие группы материалов:
Основными методами являются: изучение материалов археологических исследований; анализ научных публикаций по теме исследования; изучение, описание и обобщение исторических фактов, свидетельствующих о возникновении и развитии гириха как части декоративно-прикладного искусства Средней Азии.
В основу исследования положены исторический (М.Б. Богуславский) и культурологический подходы (Ю.М. Лотман).
Литературный обзор
В процессе исследования было выявлено, что вопросы теории и практики геометрических построений разрабатывались средневековым ученым Абу-ль-Вафа аль-Бузджани (940-998), ему удалось собрать сведения по геометрии рисунка в работе под названием «Книга о том, что нужно ремесленникам из геометрических построений». В настоящее время копия этого сборника на персидском языке хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже. В этой работе Абу-ль-Вафа аль-Бузджани особое внимание уделено геометрическим рисункам, выполненным с помощью циркуля (паргора).
В публикациях известного народного мастера Узбекистана, почетного доктора НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана Закирхана Боситханова излагаются результаты его многолетнего изучения особенностей и закономерностей создания разных типов гириха. В 2001 г. была организована персональная выставка мастера, создавшего около 400 образцов гириха, и более 85 различных композиций с его выставки произвели большое впечатление на любителей искусства. Мастером создана большая экспериментальная школа для подрастающего молодого поколения, для художников и народных мастеров, совершающих прорыв в области прикладного искусства [7, с.226].
Научные исследования М.В. Ахмедова, М.С. Булатова, Л.И. Ремпель посвящены истории искусства архитектуры Средней Азии. Вопросы теории инженерной графики, применявшейся в традиционном декоративно-прикладном искусстве, освещаются в работах Ш.К. Муродова, Н.Е. Ташимова, Т.Р. Собирова, К.К. Омонова. Тенденции развития гириха в современной архитектуре Средней Азии выявляются в публикации Т.Р. Собирова.
Результаты исследования
В статье использовались результаты археологических исследований, которые достоверно доказывают, что появление узора гириха в среднеазиатских украшениях относится к началу VIII в., об этом же свидетельствуют ранние образцы резьбы Варахшского ганча, также находки на горе Муг (Согдийская крепость). Ранние образцы резного ганча можно встретить во дворцах Топрак-Кала в Хорезме и Варахши близ Бухары. Археологические находки ганча обнаружены в Зеравшанской долине, городах Хиве (IX-XII вв.), Бухаре, Самарканде. «Гирих повторяется на основе сложных форм со строгой регулярностью. Поэтому каждая извилина создается на основе геометрических законов» [8, с. 766].
Анализ соразмерностей сохранившихся архитектурных памятников Средней Азии IX-XV вв. свидетельствует об эволюции системы построения архитектурных форм от элементарных - на квадрате, равностороннем треугольнике и их производных - к более сложным, основанным на производных полквадрата и делении линии в среднем и крайнем отношении [5]. Проведенное исследование показало, что сущность метода гармонизации в архитектуре Среднего и Ближнего Востока заключено в проведении геометрических и модульных отношений в соответствие с конструктивно-тектоническим и образным строем произведения. Практически это достигалось простейшими средствами прикладной геометрии, методами исчисления (выражение Абу-ль-Вафа аль-Бузджани), которыми пользовались писцы.
Метод геометрической гармонизации, разработанный зодчими Средней Азии (как и всего Среднего Востока), опирался на точные науки, особенно математику и геометрию, но корректировался требованиями определенного оптического эффекта, отвечавшего эстетическим запросам своей эпохи [3].
Исходя из приведенных выше научных предположений, в городах Средней Азии для украшения интерьера зданий использовались росписи и резьба по ганчу, а для украшения экстерьера применялись такие искусства, как облицовка плиткой и резьба по дереву. Резьба по ганчу встречается на территории Средней Азии в Топрак-кала (первая столица древнего Хорезма), а также во дворцах правителей в Бухаре и др. В процессе археологических раскопок были найдены образцы резьбы по ганчу, в постройках городов-крепостей и на территории раннесредневековых памятников (Варахша, Пенджикент, Афросиаб и др.) были обнаружены резные, расписные, чеканные изображения и терракотовые (керамические) статуэтки [1].
С принятием ислама здания, имевшие государственную или общественную значимость (дворцы, медресе, мечети, мавзолей, караван-сарай и др.) украшались резьбой на основе исламских мотивов. Сохранившиеся в Узбекистане архитектурные памятники свидетельствуют о том, что «искусство узорчатости» было хорошо развито в древности. Мастера досконально изучали геометрию и владели искусством резьбы по ганчу. Сохранившиеся образцы ганчской резьбы в Термезском дворце царей (XII век) были изготовлены методом слепка и затем прикреплены к стене XII-XIII вв. [4].
Постройки, принадлежащие ансамблю Регистан в Самарканде, медресе Абдулазиз-хана в Бухаре, мавзолею Пахлавона Махмуда в Хиве, дворцу Ташховли, образцы ганчской резьбы в архитектурных памятниках Бухары, Самарканда, Ташкента, Коканда, Хорезма в целом свидетельствуют о специфических стилях и самостоятельных школах, которые сформировались в этих местах благодаря резьбе по ганчу. Об этом свидетельствуют украшения «Ситораи Мохи Хоса» в Бухаре, «Дом Калонтарова» в Самарканде, «Дом Половцев» в Ташкенте (ныне здание музея народно-прикладного искусства Узбекистана), «Дворец Нуруллабой» в Хиве, «Худоёр-хан Орда» в Коконе, многочисленные частные дома.
Наряду с технологией резьбы по ганчу развивалась технология резьбы по дереву – древняя и широко распространенная область художественного творчества в Средней Азии. Путем резки, резьбы, рисования по дереву, создания рельефных форм, соединения и склеивания деревянных досок и деталей (в основном сетки) создаются геометрические фигуры, растительные изображения и исламские узоры. Мастер наносит узор на декорируемую поверхность инструментом акста, который затем вырезается с помощью инструментов. Широко использовались различные методы резьбы (паргари, багдоди). Резьба по дереву – трудоемкий процесс, в качестве материала используются деревья, произрастающие в Средней Азии (сосна, ель, орех, шелковица, абрикос, клен, ива, тополь и др.). Резчикам хорошо были известны свойства древесины (та сторона дерева, которая получает больше солнечного света, спелая и густо волокнистая). Древесину помещают в воду (в пруды) от 6 месяцев до 1 года, затем сушат в тени.
В воплощении геометрических узоров широко используются гирих, исламские мотивы, при этом греческие и исламские мотивы объединяются для создания красочных и привлекательных узоров, которые называются паргари (циркульные) из-за большего использования кругов при создании орнаментов (узоров).
Результатом большого мастерства резьбы по дереву являются мавзолеи Кусама ибн Аббаса и Рухабад, украшенные уникальными орнаментами (Самарканд), а также балки мавзолея Сайфиддина Бохарзи в Бухаре (XIV век), узоры на дверях мавзолея Амира Темура. На частях дверей медресе Улугбека в Бухаре из деревянных досок без клея и гвоздей были сделаны замысловатые узоры.
Бухарские мастера украшали резьбу золотой и серебряной водой, раскрашивали фон красками. Разработан сложный и одновременно восхищающий вид резьбы по дереву (резьба от 1,5 мм до 30 мм), при котором путем вырезания грунта создается несколько слоев рельефа. Особое значение следует придавать восстановлению, развитию и обогащению исторических традиций новыми чертами. Народными умельцами разработаны приемы резьбы по дереву, и их желательно применять в украшении многих строящихся зданий. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства, нашедшие применение в других его видах, дошли до нас из источников, записанных среднеазиатскими учеными IX-XV вв. Поскольку страны Средней Азии и Ближнего Востока были в свое время мусульманскими странами, изображения людей и животных не использовались в украшении зданий и строений [6].
Обсуждение
Рассмотрим геометрические основы чертежей, используемые во всех областях народного прикладного творчества. Дуги и круги нужно разделить на равные части. Круг легко разделить на шесть, двенадцать, восемь, шестнадцать частей. Но делить на десять или пять несколько сложнее. Иногда необходимо скопировать часть круга. Например, невозможно нарисовать всю композицию для потолка со стенами. В таком случае нужно нарисовать одну десятую, одну восьмую, одну шестую или одну двенадцатую часть круга своего размера (по требованию). Не следует забывать, что соотношение раздачи доли осуществляется в точном размере. В противном случае состав будет нарушен. Поэтому целесообразно сделать шаблон. Для этого в первую очередь детали (куски) делаются симметричными по геометрическому построению [2]. Далее мы рассмотрим рисование одной восьмой, одной десятой и одной шестнадцатой кругов. Проведите горизонтальную линию и выберите на ней точку О, а от точки проведите вертикальную линию ОЕ. Затем проводим дугу произвольного радиуса из О в любой отрезок. Например, чтобы нарисовать окружность восьмыми, делим 180° от точки О на восемь. Из точки О проводим прямые через прямую по обе стороны от ОЕ, из точки О проводим дугу с радиусом окружности, чтобы найти точки А и V. Создание шаблона для разделения даже углов 90° на равные части упрощает задачу. Перпендикулярные прямые образуются, если две прямые пересекаются друг с другом, образуя угол 90°, если одна прямая пересекает другую прямую, образуя угол 90°.
Рис. 1.Чертеж
Далее показаны образцы различных видов пятиугольных, шестиугольных и восьмиугольных звезд.
Проходящие диагонали и центральные линии к квадрату ABCD, с каждого конца проводят дуги окружности, проходящие через центр диагоналей, прямые через точку пересечения дуг ABCD со сторонами квадрата, дуги, проходящие с концов квадрата ABCD к центру диагонали из точки пересечения с прямоугольником, проводят дуги, из центра квадрата ABCD проводят окружность, стремясь пересечь диагонали дугами Точки пересечения окружности с центральной линией объединяются, образуя прямоугольник MNPS. МNPS из концов квадрата ABCD и точек пересечения малых дуг соединяют прямыми линиями, при повторении тех же операций образуется восьмиугольник. Сложный геометрический узор извилины образуется путем проведения параллельных линий на одинаковом расстоянии от полученных прямых (Рисунок 2).
Рис. 2. Чертеж.
Рассмотрим примеры разных видов гириха в декоративно-прикладном искусстве, используемых в зданиях и сооружениях.
Рис. 3 (а, б, в, г). Использование гириха в резьбе по ганчу, применяемого для декорирования зданий и сооружений.
Рис. 4 (а, б). Применение плитки в наружной отделке зданий и сооружений.
Рис. 5 (а, б, в). Использование узоров гириха в резьбе по дереву.
Заключение
Обобщая представленные в статье материалы, отметим, что вышеперечисленные виды и образцы декоративно-прикладного искусства являются духовным и материальным достоянием народов Средней Азии, сформировавшимся и развивавшимся на протяжении многих веков. Этот вид народного искусства обладает свойствами эстетического воздействия на социум, способствует формированию таких качеств, как восприятие прекрасного, интерес к истории отечества, уважение к народным художественным традициям. Следует отметить, что в основе этих видов искусства лежит формирование гириха. Внедрение новых техник и технологий, безусловно, положительно скажется на современном образе жизни. Так, например, современные небоскребы отличаются красотой и всевозможным удобством, но для того, чтобы наполнить эти постройки национальным содержанием, будет уместно включить в интерьер элементы национального узора, а в общем облике использовать старинные архитектурные формы. Мы считаем целесообразным использование национальных орнаментов и национальных форм в интерьере и экстерьере зданий, а также в производстве современной мебели. Мы думаем, что это послужит сохранению нашего национального духовного богатства, передаче его следующим поколениям. Проведенные исследования показывают, что в настоящее время в некоторых специализированных учебных заведениях и при общеобразовательных школах Средней Азии, в том числе Узбекистана, налажена деятельность кружков резьбы по ганчу, резьбы по дереву и т.д. При этом хотелось бы отметить, что этого недостаточно для развития этих видов художественного творчества до профессионального уровня. Считаем целесообразным включить в содержание образования учебные программы по теории, истории декоративно-прикладного искусства и обучению практическим навыкам (резьба по ганчу, дереву и др.) в классах изобразительного искусства и трудового воспитания общеобразовательных школ и далее в средних специальных и высших учебных заведениях для студентов, обучающиеся в области дизайна, архитектуры и строительства.
About the authors
Tolib R. Sobirov
Bukhara State University
Author for correspondence.
Email: tolib.sobirov.58@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor
Russian Federation, BukharaLilia R. Zaripova
Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University
Email: Lilek1504@mail.ru
Senior Lecturer
Russian Federation, KazanReferences
- Ahmedov M. V. Istorija sredneaziatskogo zodchestva.Tashkent : Uzbekistan, 2015.320 s.
- Borisenko I.G. Geometricheskoe i proekcionnoe cherchenie : uchebnoe posobie Krasnojarsk : Sibirskij feder. un-t, 2011.153 s.
- Bulatov M. S. Geometricheskaja garmonizacija i arhitektura Srednevekov'ja IX-XV vekov. Moskva, 1988.358 s.
- Murodov Sh.K., Tashimov N.E. Istorija i razvitie grafiki. Tashkent : Uzbekistan, 2010.128 s.
- Omonov K.K. Metodika obuchenija inzhenernoj grafike s ispol'zovaniem istochnikov sredneaziatskogo zodchestva IX-XV vekov : monografija. Buhara : Uzbekistan, 2021. 280 s.
- Rempel' L.I. Daleko i blizko. Stranicy zhizni, bita, stroitel'nogo dela, remesla i iskusstva Staroj Buhary : Buharskie zapisi. Tashkent : Uzbekistan,1981. 304s.
- Sobirov T.R., Omonov K.K.Geometricheskie risunki, vypolnennye uchenymi Srednej Azii IX-XV vv., i ih ispol'zovanie v sovremennom obrazovanii // Zhurnal pedagogicheskogo masterstva.2021. №2. S. 225-227.
- Sobirov T. R., Omonov K. K. Graficheskaja osnova giriha, ispol'zovavshajasja v tradicionnom dekorativno-prikladnom iskusstve Srednej Azii IX-XV vv. // Zhurnal sovremennyh problem biznesa.2021.–T. 27, №1. S.764-771.
Supplementary files
