Structural-functional model of professional and personal development of a technical university student
- Authors: Nagovitsyn R.S.1, Alimov R.S.1
-
Affiliations:
- Kazan State Institute of Culture
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 120-123
- Section: Pedagogy and Education
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261563
- ID: 261563
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the development of a structural-functional model of professional and personal development of a technical university student using information technology. The target and methodological blocks of the model present the main goals and objectives of the development process, conceptual approaches and principles for the implementation of professional training. The main content block of the model revealed the stages of work and a set of pedagogical conditions for realizing the effectiveness of implementing practical research work. As a result, the effective block, through identifying criteria and levels of professional and personal development, determined the main result of the study: increasing the level of professional and personal development of a technical university student.
Full Text
Введение
Современные процессы реформирования в различных сферах развития Российской Федерации обуславливают особую важность системных изменений в отечественной системе высшего образования [4]. В стратегических приоритетах, заявленных в федеральной программе "Развитие образования" до 2030 года, значимо подчеркивается, что в современном мире основное значение всех направлений и уровней образования заключается в необходимости целостного развития молодежи, которое является важной составляющей во всеобщей социальной системе развития личностного капитала [2]. Основным объектом в этой постоянной модернизируемой социальной системе выступает именно молодой специалист – выпускник организации высшего образования [3].
На сегодняшний день новые социально-экономические тенденции начинают определяться рядом аспектов, среди которых центральное место занимает мобильность и динамичность современной жизнедеятельности человека [5, 10]. С каждым днем все больше начинает отмечаться противоречие между избытком недостаточно квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование, и недостатком «настоящих» профессионалов, способных на высоком профессионально-личностном уровне решать сложные постоянно изменяющиеся социальные цели [6, 8, 11]. Отсюда, особую практическую значимость приобретает повышение уровня профессионально-личностного развития будущих выпускников технических вузов, способных критически мыслить, анализировать технологические и экономические проблемы, выдвигать альтернативные эффективные действия и создавать новые модели технологической модернизации [5].
В связи с этим в исследовании была поставлена цель исследования: выявить особенности профессионально-личностного развития студента технического вуза и разработать структурно-функциональную модель процесса его развития.
Материалы и методы
Материалами для написания научной работы послужили теоретические и практические труды в области профессионально-личностного развития студентов, направленные на реализацию выявленных в исследовании методологических подходов, на формирование у студентов компетенций для выполнения разнообразных видов профессиональной и личностной деятельности [1, 4, 7, 8, 9]. Для реализации исследования был использован сравнительно-сопоставительный метод и метод структурно-функционального моделирования, которые позволили охарактеризовать особенности профессионально-личностного развития студента технического вуза, его содержание и системно-структурный процесс целостного развития [5, 8]. В ходе реализации исследования был применен комплекс теоретических методов, таких как обобщение российского опыта в области совершенствования высшего образования в условиях реализации цифровых технологий, проектирование процесса профессионально-личностного развития студента в техническом вузе.
Литературный обзор
Исследования интеграционной взаимосвязи профессионального и личностного в индивидуальном образовательно-воспитательном развитии студента технического вуза стало практически значимой проблематикой при рассмотрении вопроса о целостном подходе к формированию личности молодого профессионала [2, 6, 8]. Изучение этого важного направления в педагогической науке обосновывается тем обстоятельством, что на всех этапах профессиональной подготовки особенно значимым является учет персональных особенностей каждого выпускника от момента его поступления на первый курс университета до защиты выпускной квалификационной работы [7, 9].
Профессиональное и личностное становление студента целостно связаны и синергитически оказывают друг на друга интерактивное влияние, которое системно определяет смысл процесса развития личности [11]. В направлении интегративной и самоорганизующейся сферы процесса профессионально-личностного развития обучающегося следует особо отметить целенаправленные изменения личностных и профессиональных характеристик обучающегося, которые системно сопровождаются проявлением новых уровней мотиваций и ценностей, а также готовности и возможности непрерывного саморазвития и динамичного самосовершенствования [9].
В научных трудах существуют различные мнения и позиции в раскрытии содержательной сущности профессионально-личностного развития будущего выпускника высшей школы [1]. От проектно-исследовательского, методологического, рефлексивно-коммуни-кативного компонентов профессионально-личностного развития до когнитивного, саморазвивающего, деятельностного и здоровьесберегающего составляющих и направлений в развитии обучающихся высшей школы [7, 10, 11]. Как показывают исследования, основными сферами профессионально-личностного развития студента именно технического вуза являются показатели, позволяющие оценить процесс саморазвития студента как конкурентоспособной личности в технологическом направлении [5, 11]. Часть авторов к данным критериям, в первую очередь, относят когнитивно-функциональный критерий, включающий сформированность умений и навыков, необходимых для успешного профессионально-личностного развития [8, 9]. Другие исследователи на первый план выносят структурно-ценностный критерий как профессиональную и личностную значимость профессионального саморазвития выпускника через индивидуализацию процесса его профессионально-личностного развития [7, 4].
Таким образом, несмотря на различные научные направления в структурно-функциональной системе профессионально-личностного развития студента технического вуза, основные компоненты, критерии и уровни этого развития предполагают наличие потребностей в развитии, самопознании и самосовершенствовании [6, 7, 9]. Это является особенно важным в эффективности процесса значимых изменений в системно-дея-тельностной, компетентностной и личностной сфере, обусловленной личностной деятельностью будущего выпускника и техническими особенностями его профессиональной деятельности.
Результаты исследования
В результате была разработана структурно-функциональная модель процесса профессионально-личностного развития студента технического вуза, позволяющая эффективно усовершенствовать организацию поэтапной профессиональной подготовки с точки зрения развития профессиональных и личностных качеств, обучающихся через систему интеграции следующих блоков: целевой, методологический, содержательный и результативный.
Обсуждение
При разработке структурно-функци-ональной модели основной акцент был сделан на необходимость обеспечить ориентацию на наиболее важные содержательные аспекты процесса развития, выявление самых значимых направлений в процессе развития и системное описание отдельных ее элементов [7, 9, 11].
Структурно-функциональное моделирование процесса профессионально-личностного развития студента технического вуза с использованием информационных технологий осуществлялась посредством выявления основных блоков: целевого, методологического, содержательного и результативного. В целевом блоке определена основная цель, как профессионально-личностное развитие студента технического вуза, и ключевые целевые задачи: определить содержание и структуру профессионально-личностного развития студента технического вуза; выделить специфику и разработать педагогические условия профессионально-личностного развития студента технического вуза; определить и обосновать диагностический инструментарий и на его основе апробировать эффективность педагогических условий. Методологический блок включал комплекс взаимосвязанных методологических подходов и методологические принципы: синергии интеллектуальной и деятельностной составляющих развития, интегративности воспитательного содержания, развития активности, самостоятельности и творчества, доступности информационных технологий, ценностной ориентации.
В свою очередь, содержательный блок был основан на определении процессуальных этапов исследовательской работы и выявлении основных педагогических условий для реализации в практическом процессе профессиональной подготовки студентов. Комплекс педагогических условий включал в свое содержание системную реализацию ИКТ для эффективного создания творческой проектно-исследовательской среды, обязательный учет индивидуально-дифференцированного потенциала в процессе профессиональной подготовки студентов технических направлений и непрерывное включение в структуру цифровых интеллектуальных технологий обязательного психолого-педагогического содержания, требующих устойчивой мотивации и эмоциональной вовлеченности обучающихся в образовательно-воспитательный процесс.
В итоге результативный блок через выявление основных критериев (мотивационно-аксиологический, деятельностно-поведен-ческий и когнитивно-рефлексивный) и уровней профессионально-личностного развития студентов технических направлений (высокий, выше среднего, ситуативный, базовый, низкий) определяет основной результат процесса: повышение уровня профессионально-личностного развития студента технического вуза.
Заключение
Таким образом, в исследовании разработана оригинальная структурно-функци-ональная модель процесса профессионально-личностного развития студента технического вуза, которая системно спроектирована на основе комплекса ключевых блоков: целевой, методологический, содержательный и результативный. Созданная в исследовании модель, комплексно отражает систему целостного поэтапного развития будущего выпускника технического университета в профессиональном и личностном развитии в условиях использования информационных технологий, которые, в свою очередь, являются перспективной стратегией будущей научной работы по внедрению информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс технического университета.
About the authors
Roman S. Nagovitsyn
Kazan State Institute of Culture
Author for correspondence.
Email: gto18@mail.ru
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Russian Federation, KazanRamis Sh. Alimov
Kazan State Institute of Culture
Email: r4mis97@yandex.ru
graduate student
Russian Federation, KazanReferences
- Alekseeva I.S. Faktory professional'no-lichnostnogo razvitija budushhego specialista // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2006. № 6. S. 94-98.
- Amirov R.A. O neobhodimosti prinjatija v strane dokumenta strategicheskogo planirovanija "Ctrategija razvitija sistemy vysshego obrazovanija v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda" // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020. № 6 (138). S. 123-135.
- Ahmadieva R.Sh. Vnedrenie cifrovyh tehnologij na primere Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury // Vestnik NCBZhD. 2021. № 4 (50). S. 34-38.
- Ahmadieva R.Sh., Minnihanov, Sh.R. Cifrovaja transformacija i kreativnaja jekonomika v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskih vuzov // Vestnik NCBZhD. 2022. № 4 (54). S. 7-11.
- Guljakin D.V., Sorokina E.N. Teoreticheskie osnovy i prakticheskie predposylki vospitanija studentov tehnicheskogo universiteta // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. № 5 (84). S. 160-162.
- Kolycheva Z.I., Zaripova L.F. Interaktivnoe obuchenie v professional'no-lichnostnom razvitii studentov // Srednee professional'noe obrazovanie. 2019. № 3. S. 39-43.
- Mezinov V.N. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda vuza kak stimulirujushhij faktor professional'no-lichnostnogo razvitija budushhego uchitelja // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Hetagurova. 2022. № 1. S. 99-106.
- Suvorova E.V., Andreeva O.V., Emec T.V. Professional'no-lichnostnyj potencial i parametry ocenki ego razvitija // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2019. № 3 (39). S. 88-100.
- Kirkwood J. The case for personal development // Perspectives : Policy and Practice in Higher Education. 2019. № 23(4). 117-121.
- Metaphorical cards as innovative educational technology for students' social intelligence developing / R.L.Platonova, V.F. Vasyukov, V.V. Vorozhikhin [i dr.] // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2021. T. 16. № 4. S. 1926-1935.
- Warnock, J. N. Mohammadi-Aragh M. J. Case study : use of problem-based learning to develop students' technical and professional skills // European Journal of Engineering Education. 2016. № 41 (2).142-153.
Supplementary files
