Организация самостоятельной работы студентов в формате смешанного обучения
- Авторы: Гришаева А.В.1,2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Томский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 130-133
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261566
- ID: 261566
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена самостоятельная работа студентов, её место и роль в сфере высшего образования. Анализируется понятие самостоятельной работы с точки зрения знаний и умений, а также тех качеств личности, которые предъявляются к выпускнику вуза и будут востребованы в ближайшем будущем. Проанализированы нормативные документы, определяющие требования к самостоятельной работе, установлены причины увеличения доли самостоятельной работы в учебном процессе, описана роль и функции преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов. Затронуты проблемы реализации часов, отводимых на самостоятельную работу и способы их решения. Обосновывается идея о том, что необходимо включать новые способы и формы организации самостоятельной работы. Представлены преимущества смешанного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Определены виды и уровни самостоятельной работы, возможности их комбинирования в электронном сопроводительном курсе в смешанном формате обучения. Представлены условия результативности самостоятельной работы студентов, даётся описание особенных принципов организации самостоятельной работы в рамках современной парадигмы образования. В заключении даны рекомендации для преподавателей по проектированию самостоятельной работы студентов в смешанном формате обучения.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В области высшего образования по-прежнему актуальной остаётся проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС), так как доля такого вида учебной деятельности не только не сокращается, но и постоянно возрастает. Вместе с тем, чёткое определение места и роли самостоятельной работы в учебном процессе, нахождение эффективных способов её организации способствуют повышению качества образования[3].
В современной педагогике СРС рассматривается как форма организации обучения, которая стимулирует самостоятельный поиск необходимой информации, предлагает разнообразные формы познавательной деятельности студентов как в аудитории, так и за её пределами, способствует развитию навыков контроля и планирования учебного времени, рациональной организации учебного труда [7, с. 4]. По мнению некоторых исследователей, самостоятельная учебная работа развивает не только личностные качества студентов (способность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, ответственности, познавательные способности, активность, исследовательские умения), но также способствует углублению навыков систематизации профессиональных компетенций [1, 2]. Таким образом, СРС развивает способность к самообучению в режиме обучения на протяжении всей жизни (Life Long Learning), что является одной из составляющих модели компетенций 2025, представленной в аналитическом отчёте Корпоративного университета Сбербанка [4]. Для этого необходимо организовать такое обучение, в ходе которого знания не давались бы студенту в готовом виде, а осваивались им в ходе активной, осознанной, системной самостоятельной деятельности [6]. Это требует новых форм и способов организации СРС. Цель статьи – выявить особенности организации СРС в смешанном формате обучения с целью повышения эффективности и вместе с тем качества учебного процесса в целом.
Материалы и методы
В качестве информационных источников были использованы нормативные документы, связанные с образовательной политикой Российской Федерации. Проведён анализ трудов отечественных и зарубежных учёных в области педагогики и психологии, методике обучения иностранным языкам. В работе применялись теоретические методы исследования (анализ понятия самостоятельная работа, анализ Федеральных образовательных стандартов, образовательных и учебных программ), а также эмпирические методы (наблюдение за процессом обучения иностранному языку, опрос студентов и преподавателей).
Литературный обзор
Проблеме организации самостоятельной работы студентов посвящены работы многих учёных в области педагогики и психологии. В разные годы проблемой самостоятельной работы занимались такие учёные, как Г.В. Рогова, И.А. Зимняя, А.В. Жарова, Е.Б. Есипов и другие. В последние годы исследования самостоятельной работы связаны с использованием информационных технологий (Гареев А.А., Савочкина И.В., Харламенко И.В.), разделением понятий самостоятельная работа и самостоятельная деятельность (Сыса Е.А., Горюнова Е.С., Бакленева С.А.), с автономией студентов (Аникина Ж.С., Мерзляков С.В.). При этом отсутствуют исследования, связанные с организацией самостоятельной работы в смешанном формате обучения, хотя, на наш взгляд, именно смешанный формат обучения позволяет наиболее эффективно использовать самостоятельную работу для повышения качества обучения. В данной статье мы хотели бы рассмотреть специфику организации СРС в смешанном формате обучения.
Результаты и обсуждения
Нормативные требования к СРС определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям. Так, согласно программе по направлению подготовки Юриспруденция по дисциплине Иностранный язык количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, превышает количество контактных часов в 1,8 раза (специалитет) или же в 2,5 раза (бакалавриат). Что составляет 57% и 65% соответственно от общего количества часов.
Увеличение доли самостоятельной работы студентов в сравнении с предыдущими поколениями студентов связано с несколькими факторами:
- у студентов различный начальный уровень (темп, стиль, характер индивидуальной самостоятельной работы и др.);
- стали активно использоваться дистанционные технологии, позволяющие самостоятельно овладевать знаниями;
- возросла потребность формирования культуры самообразования студентов.
Перед преподавателем иностранного языка стоит непростая задача обучить студентов навыкам самостоятельной работы и иностранному языку в очень сжатые сроки. Меняется характер взаимодействия педагога и обучающегося. Преподаватель скорее выступает в роли наставника, перед которым стоит задача подобрать такие педагогические методы и технологии, которые позволяли бы студенту осуществлять продуктивную самостоятельную деятельность.
Увеличение объёма СРС не приводит к уменьшению нагрузки на преподавателя, скорее можно говорить об обратном. Для обеспечения СРС преподаватель должен позаботиться о методическом обеспечении СРС, а это включает разработку инструкций, памяток, методических указаний, вариантов заданий, рабочих тетрадей, подготовку методических пособий.
На практике мы часто можем наблюдать, что часы, отводимые на СРС, не реализуются в полной мере. Опрос преподавателей показал, что большинство сопровождающих электронных курсов на платформе Moodle носят формальный характер и используются только лишь для аттестации студентов, в редких случаях для выполнения самостоятельной работы, которая носит случайный характер, то есть не была запланирована перед началом курса, а скорее является крайним средством в случае отставания от учебной программы. Вместе с тем, правильно организованная СРС с использованием электронного сопровождения курса, грамотным внедрением цифровых технологий способна увлечь студента и разгрузить преподавателя в ходе дальнейшей работы.
На наш взгляд, смешанный формат учебного курса даёт возможность оптимальной организации СРС, при которой возможна полная реализация часов, отводимых на СРС, и позволяющей разгрузить преподавателя благодаря включению электронного обучения, с его возможностями автоматизированного контроля и различных форм взаимной проверки (взаимное оценивание, взаимное комментирование, взаимное рецензирование, смешанный тип).
Смешанный формат обучения позволяет вывести из аудиторного учебного процесса репродуктивные формы работы. Кроме того, благодаря системной, хорошо продуманной и спланированной обратной связи, смешанное обучение усиливает вовлеченность обучающихся в учебный процесс, что также влияет на качество учебного процесса. Согласно исследованию Дж. Хэтти, основанному на анализе результатов более 5000 исследований за 15 лет, обратная связь относится к 10 наиболее значимым факторам, влияющим на эффективность образовательного процесса [9].
Организуя СРС в смешанном формате, можно выделить аудиторную СРС под руководством преподавателя – система учебных мероприятий, выполняемых на аудиторных занятиях индивидуально или в группах и/или при непосредственном участии преподавателя, а также внеаудиторную СРС – система учебных мероприятий, выполняемых студентами вне аудитории:
- управляемая СРС в электронной среде (асинхронная);
- СРС вне обучающей среды.
Так как к СРС относится как аудиторная, так и неаудиторная самостоятельная работа, важно не потерять связь между заданиями, выполняемыми в аудитории и вне аудитории.
При организации СРС необходимо учитывать различный характер и, соответственно, уровни познавательной деятельности. Здесь можно выделить:
- Репродуктивную работу – это работа с готовыми материалами, а именно - задания на запоминание, понимание, действия по заданным алгоритмам, типовым схемам.
- Познавательно-поисковую работу (реконструктивная) – задания с преобразованием информации: рефераты, подбор источников, составление планов, таблиц, аннотаций, выполнение упражнений и т.д.
- Творческую работу, которая предполагает анализ проблемной ситуации и самостоятельный выбор средств и методов решения задач: подготовка научных докладов, индивидуальных нестандартных заданий, поиск новых способов решения задач, новых вариантов опыта, овладение новыми способами деятельности [5].
В рамках учебного курса преподаватель может сконструировать СРС таким образом, чтобы у студента появилась возможность перехода/выбора между различными видами и уровнями самостоятельной работы. Таким образом, студент выстраивает индивидуальную траекторию обучения, берет ответственность за обучение на себя, учится организовывать свою учебную деятельность.
Для результативной СРС важны следующие аспекты:
- планирование содержания и объема СРС, отраженное в материалах электронного курса, сюда входит система заданий, оценочных мероприятий;
- календарное планирование СРС (календарь и сроки выполнения заданий);
- планирование системы оценивания (понятное и доступное студентам);
- необходимое учебно-методическое обеспечение;
- организационно-методическое обеспечение: инструкции по выполнению;
- требования к выполнению и оформлению, критерии оценки, примеры выполнения, анализы типичных ошибок и т.д.;
- организация, контроль и анализ результатов СРС (в том числе в аудитории);
- учет трудозатрат студентов и преподавателей.
Некоторые педагоги выделяют особые принципы организации СРС в рамках современной образовательной парадигмы. К ним относятся:
- принцип интерактивности обучения;
- принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование различных стилей мышления, умения принимать решения в сложной ситуации, умения обрабатывать информацию);
- принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля)[7, с. 8].
Заключение
Прежде чем начинать проектирование СРС, преподаватель должен выявить уровень знаний студентов, подобрать разнообразные задания в соответствии с их уровнем знаний и умений. В ходе проектирования преподаватель планирует и распределяет учебный материал для СРС, учитывая возможности студентов. В рамках электронного сопроводительного курса важно сделать навигацию по курсу максимально удобной для пользователя, описать критерии оценки выполнения самостоятельной работы простым и понятным языком, не забывать о взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных заданий, обязательно включить контроль за выполнением СРС и сделать его систематическим. Автоматизированный контроль и задания на взаимное оценивание позволят разгрузить преподавателя, вместе с тем повысить вовлеченность студентов в учебный процесс. Большое значение имеет разъяснение в начале курса целей СРС, а в ходе выполнения давать студентам задания метакогнитивного характера с акцентом на саморефлексию.
Чтобы спланировать курс по дисциплине необходимо не только разработать электронный курс как дополнение к основному курсу, но и грамотно распределить все учебные мероприятия в рамках этого курса, предоставив студентам возможность перехода по уровням и видам самостоятельной работы. Правильно организованная самостоятельная работа оказывается непременным условием высокой результативности процесса обучения.
Об авторах
Анна Валериевна Гришаева
Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: annabar3@yandex.ru
аспирант ТПУ, старший преподаватель
Россия, Томск; ТомскСписок литературы
- Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э. Особенности самостоятельной работы студентов в условиях цифровой трансформации педагогического образования // Кант». 2022. № 2(43). С. 237-241.
- Ефремова Е.А., Михалёва У.А.Применение дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы во время прохождения учебной практики студентов технических направлений // Концепт. 2020. № 04 (апрель). С. 53-65. Режим доступа:www: http://ekoncept.ru/2020/201027.htm (дата обращения : 23.06.2023).
- Клименко М.В., Слепцова Л.А. Пути и способы организации самостоятельной работы студентов языкового профиля в условиях цифровизации процесса обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. №3. Режим доступа: www: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30807 (дата обращения : 20.03.2023).
- Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики // Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение : как развивать цифровые навыки» / Корпоративный университет Сбербанка. Москва : Корпоративный университет Сбербанка, 2018. 122с.
- Проценко П. П. Организация самостоятельной работы студентов // Психология и педагогика : прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 10 октября 2015 года. Челябинск : Аэтерна, 2015. С. 189-193.
- Романченко Л. Н. Формы самостоятельной работы студента при изучении основ "Культуры безопасности жизнедеятельности" // Мир педагогики и психологии. 2018. № 2(19). С. 52-71.
- Самостоятельная работа студентов : виды, формы, критерии оценки : учебно-методическое пособие /А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина [ и др. ]; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.
- Татаринцева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. 329с.
- Хэтти Джон А.С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 млн школьников. М: Национальное образование,2017. 496 с.
Дополнительные файлы

