Социально-хореографические практики как инструмент развития физической и творческой активности молодежи
- Авторы: Кайманова В.Н.1, Калимуллина Г.Х.1, Терехов П.П.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- ФГБОУ ВО “Казанский государственный институт культуры”
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 159-162
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261580
- ID: 261580
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли социально-хореографических практик в развитии физической, творческой, социальной активности молодежи. Рассмотрены особенности применения современных социально-хореографических практик, дана характеристика некоторых из них. Сделан вывод о том, что социально-хореографические практики могут выступать одним из универсальных средств формирования и развития творческого начала личности и повышения физического потенциала молодежи.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В современном мире требуется не только владение профессиональными навыками, но и умение творчески мыслить, выражать свои эмоции и чувства, в том числе и через движения. Творческая личность - это человек, который обладает высоким уровнем креативности, способностью к творческому мышлению и умением находить нестандартные решения. Он может проявлять свои творческие способности в различных областях жизни, таких как искусство, наука, технологии, бизнес и т.д.
В этом контексте социально-хореографические практики становятся все более популярными среди молодежи. Они помогают развивать творческие способности, повышать физический потенциал человека и свою самооценку. Также социокультурные хореографические практики направлены на формирование активной жизненной позиции молодого человека в целом, придают ему уверенность в собственных силах и стимулируют мотивацию к деятельности, обеспечивая повышение ее продуктивности.
Материалы и методы
В нашей статье использовались теоретические концепции отечественных и зарубежных исследователей, а также научные работы, психолого-педагогические исследования, посвященные искусству хореографии и деятельности творческих объединений; труды, посвященные специфике формирования личности средствами хореографической деятельности. На основе анализа и обобщения литературы, личного педагогического опыта была выбрана тема этой статьи: «Социально-хореографические практики как инструмент развития физической и творческой активности молодежи».
Литературный обзор
В современном обществе мы наблюдаем повышение роли личности-носителя национальной художественной культуры и осознание значимости художественного образования у молодежи. Актуальным стало, как считают А.Г. Чурашов, Е.Б. Юнусова, ориентирование молодежи «на развитие через искусство» [9]. Важную роль в этом процессе могут играть социально-хореографические практики.
Хореография, как искусство синкретичное, предполагает развитие чувства ритма, тренировку мышечной силы, грации и выразительности движений [2, 6, 7]. Социально-хореографические практики – это занятия, которые проводятся с участием группы людей. Они могут быть организованы в различных формах, таких как танцы, гимнастика, йога, пилатес и т.д. Главное, что объединяет эти практики, – они помогают людям научиться контролировать свое тело, улучшать гибкость и координацию движений, а также развивать творческие способности.
Одним из примеров социально-хореографических практик является танец. Танцевальные практики развивают пластику тела, улучшают координацию движений, развивают чувство ритма и музыкальность, а также помогают выразить свои эмоции через танец. Процесс создания любого танца, как отмечает О.Ю. Грац, это всегда творчество, наполненное идеями, образами, сюжетами и, конечно же, импровизацией [1]. Свои первые импровизационные, эмоционально-моторные реакции участники танцевальных коллективов проявляют через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих художественному замыслу.
Именно поэтому каждый танец представляет собой уникальную последовательность выразительных движений исполнителей, в которой творчество позволяет осуществить художественный замысел на сцене. Мы отмечали в предыдущей свой статье, что постепенно это творческое начало переходит и на другие виды занятий человека, становясь для него привычным способом осуществления жизнедеятельности [4].
Еще одним примером социально-хореографической практики является гимнастика. Гимнастика помогает развивать силу и выносливость, улучшает гибкость и координацию, а также помогает улучшить осанку и здоровье в целом. Неоценимый вклад в становление научного подхода развития творческих способностей внес швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865, Вена -1 июля 1950, Женева). Его теория базируется на понятии ритма, как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех ее проявлениях. Это связано с тем, что ритм активно влияет на организм человека, формируя таким образом и его тело, и душу, способствуя разностороннему развитию молодого поколения, которое может создать прекрасное. Несомненным достоинством ритмической гимнастики Далькроза является приоритет пластической и музыкальной импровизации как способа развития творческих способностей и воспитания в учениках творящего начала [3].
Также примером социально-хореографических практик является йога, которая помогает улучшить концентрацию и внимание, повысить уровень энергии, а также способствует развитию гибкости и координации движений. Т.Б. Кукоба в йоге рассматривает три источника познания: прямое восприятие, логический вывод и авторитетное свидетельство [5]. Йога создает благоприятные условия для саморазвития личности путем освоения различных практик.
Пилатес также является одной из социально-хореографических практик, положительно влияет на функциональное состояние, физическую подготовку и работоспособность. Польза упражнений пилатес для здоровья несомненна. Упражнения пилатес являются эффективным способом улучшить силовую выносливость, развить гибкость и подвижность суставов. Они основаны на специальной методике дыхания, которая способствует повышению функциональной тренированности. Одно из главных преимуществ пилатес – это развитие силы и гибкости. Эти качества играют важную роль в обеспечении общего здоровья и благополучия. Силовая выносливость помогает укрепить мышцы и улучшить физическую форму, а гибкость и подвижность суставов способствует более свободному движению и предотвращают возможные повреждения. Методика дыхания, применяемая в пилатес, также имеет свою значимость. Она помогает улучшить функциональную тренированность организма, увеличивая поступление кислорода в кровь и улучшая работу сердца и легких. Это способствует более эффективному выполнению упражнений и повышает общую физическую выносливость. Таким образом упражнения пилатеса являются полезным и эффективным способом заботиться о своем здоровье. При регулярной практике пилатеса человек сможет достичь лучших результатов в деятельности и почувствовать себя более здоровым и энергичным. Современной практикой доказано, что методика, предложенная Джозефом Пилатесом, способствует улучшению психофизического и психоэмоционального состояния человека, способствует улучшению функционального состояния организма, повышает уровень физической работоспособности. Таким образом, пилатес становится более интересным для молодежи, занимающейся физической культурой. Освоение этой методики способствует повышению самооценки и формированию культуры здоровья у молодежи.
Результаты
Опыт нашей работы с танцевальными коллективами показал, что социально-хореографические практики способствуют развитию не только творческой и физической активности, но и социальных навыков, таких как работа в команде, решение возникающих проблем, лидерство и коммуникация. Эти практики также помогают молодежи лучше понимать себя, свои потребности и желания, что способствует личностному росту и самоопределению. Социально-хореографические практики играют важную роль в становлении личности молодежи благодаря своей способности стимулировать креативность, коммуникацию и сотрудничество.
В эффективном использовании социально-хореографических практик ведущую роль играет личность педагога. Учеными подчеркивается сложность специфики профессиональной деятельности организаторов досуга в ее широком профиле, включающем три взаимосвязанных направления: организаторское, педагогическое и художественно-творческое [8]. В любительском хореографическом творчестве присутствуют все вышеперечисленные направления, но всё же акцент больше делается на сочетании элементов танца, театра, музыки и других видов искусства, что позволяет участникам выражать свои эмоции, мысли и идеи через движения, музыку и язык.
Анализ педагогом социально-хореографических практик должен включать в себя оценку эффективности методов и материалов, а также анализ результатов деятельности участников. Это помогает определить, какие методы и материалы наиболее эффективны для развития творческих способностей молодежи, повышении самооценки и уверенности в себе. Поэтому такие практики должны быть включены в программы дополнительного образования и спортивных секций, чтобы стать эффективным средством для развития творческой личности.
Социально-хореографические практики могут развивать у человека гибкость, координацию и выносливость, что, в свою очередь, способствует улучшению физического здоровья и повышению уровня жизненного тонуса. В процессе танца человек выражает свои эмоции, чувства и мысли через движения, что помогает ему лучше понимать себя и свои желания. Также танцевальные практики помогают развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. Танцуя вместе с другими людьми, человек учится слушать и понимать других, а также находить общий язык и создавать гармоничные отношения в коллективе.
Заключение
Таким образом, социально-хореографические практики могут являться важным инструментом для развития творческой личности молодежи, поскольку они помогают развивать не только физические, но и социальные навыки. В целом социокультурная танцевальная практика является важным элементом развития творческой личности и может быть использована для улучшения физического и эмоционального состояния человека, а также для развития его творческих способностей и коммуникативных навыков.
Об авторах
Виктория Николаевна Кайманова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: kafedra_skd72@mail.ru
аспирант
Россия, г. КазаньГульзирак Хамзеевна Калимуллина
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: skdpkaf@kazgik.ru
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально культурной деятельности и педагогики
Россия, г. КазаньПавел Петрович Терехов
ФГБОУ ВО “Казанский государственный институт культуры”
Email: p-p-t@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Грац О.Ю. Использование целительского потенциала танца для раскрытия и интеграции творческих ресурсов // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 30-35.
- Громова Е.В.Методика обучения классическому танцу : учебное пособие. Санкт-Петербург : СПбГИК, 2015.139 с.
- Жак-Далькроз Э. Ритм / под ред. Ж. Пановой. Москва : Классика ХХI, 2002. 248 с.
- 4.Кайманова В.Н., Калимуллина Г.Х. Педагогический потенциал социокультурных хореографических практик // Вестник КазГУКИ. 2023. №1. С.96.
- Кукоба Т.Б. Дифференцированный подход в оздоровительной тренировке с женщинами 20–35 лет на основе использования упражнений изотонического характера с учетом соматотипа // Омский научный вестник. 2009. № 6 (82). С. 183-186.
- Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 242 с.
- Пасютинская В.М. Путешествие в мир танца. Санкт-Петербург : Алитейра. 2014. 418 с.
- Терехов П.П. Образование и воспитание будущего специалиста социально-культурной сферы // Вестник КазГУКИ. 2019. №3. С. 112-115.
- Чурашов А.Г., Юнусова Е.Б. Интеграция различных видов танцевально-двигательной терапией как доминирующий фактор полихудожественного подхода в артпедагогике // Профессиональное образование XXI века : кол. монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. Москва : Перо, 2016. С. 187–206.
Дополнительные файлы
