Источники психологического и эмоционального дискомфорта обучающихся и методические способы их преодоления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются результаты опроса студентов первого курса Сибирского государственного автодорожного университета, проведенного для выявления проблемных зон и факторов, влияющих на возникновение психоэмоционального дискомфорта у обучающихся на начальном этапе обучения. Перспективой исследования является дальнейшая разработка и внедрение эффективных методов нивелирования факторов, являющихся источниками психоэмоционального дискомфорта во время учебно-воспитательного процесса, и создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей когнитивное и эмоционально-рефлексивное включение обучающихся в образовательный процесс.

Исследование проводилось в несколько этапов. Ответы респондентами давались в свободной форме. Результаты первого опроса позволили оценить степень психоэмоционального комфорта обучающихся на 26 разных дисциплинах. На втором этапе было проанализировано наличие психологического комфорта у обучающихся на занятиях в зависимости от характера дисциплины. Третий этап исследования был направлен на выявление источников дискомфорта. Выявленные источники были подразделены на внешние, связанные с личностью педагога, и внутренние, связанные с самим обучающимся. Затем был проведен дальнейший опрос с целью выявления факторов, вызывающих психоэмоциональный дискомфорт. В качестве внешних факторов респонденты указали языковую личность педагога, манеру подачи материала и характер требований. Внутренними факторами являются уровень собственных знаний респондентов, неуверенность в себе и неопределенность перспективы. На последнем этапе исследования респонденты должны были предложить способы преодоления дискомфорта на занятии. Анализ ответов показал, что большинство респондентов готовы самостоятельно решать проблемы психоэмоционального дискомфорта путем совершенствования знаний, более тщательной подготовки к занятиям, воспитания большей уверенности в себе, а также путем своевременного решения возникающих вопросов и конструктивного диалога с педагогом. В заключительной части на основании выявленных источников и факторов формулируются методические рекомендации по способам устранения психоэмоционального дискомфорта обучающихся на занятии.

Об авторах

Елена Валентиновна Максимюк

Сибирский государственный автодорожный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Grechko_EV@mail.ru

андидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, Омск

Список литературы

  1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная Литература, 1997. – 207 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  3. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 5. – 251 c.
  4. Логинова Н.Ф. Профессиональное становление молодых педагогов: ситуация, способы действия перспективы // Исследования молодых ученых. – 2018. – T. 3(36). – С. 92–101.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  6. Кашапов М.М., Дубровина Ю.Н. Опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций. 1998. – [Web Page]. URL: https://vuzdoc.org/150451/psihologiya/oprosnik
  7. Кашапов М.М., Киселева Т.Г. Диагностика ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления. 1998. – [Web Page]. URL: https://studref.com/406694/pedagogika/oprosnik
  8. Лейбина А.В. Психология мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. – Ярославль, 2008. – 230 с.
  9. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении. Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – №3. – С. 57–65.
  10. Шадриков В.Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 10. – С. 2–11.
  11. Хазова С.А., Крылова М.А. Ментальная репрезентация трудных жизненных ситуаций как ресурс защитно-совладающей активности взрослых // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2020. – № 43 (62). – С. 148–157.
  12. Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социо-экономического типа профессий // Национальный психологический журнал. – 2021. № 4 (44). – С. 75–83.
  13. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 2. – С. 46–58.
  14. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – Т. 7. – № 4. – C. 62–78.
  15. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 5. – С. 23–30.
  16. Карпов А.В. Метакогнитивная специфика образовательных ситуаций в педагогической деятельности // Мир психологии. – 2020. – Т. 103. – № 3. – С. 12–23.
  17. Козулин А. Зачем учителям обучаться метакогнитивным навыкам? // Культурно-историческая психология. – 2021. – Т. 17. – № 2. – С. 59–64.
  18. Кашапов М.М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. – 2021. – № 14. – С. 35–46.
  19. Кашапов М.М. Функции экспликации в условиях профессионализации мышления // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 15. – № 1. – (55). – С. 100–109.
  20. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 3. – С. 43–52.
  21. Серафимович И.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 288–303.
  22. Психолого-педагогические проблемы современного социума. – М.: МПГУ, 2018. – 297 с.
  23. Китова Д.А. Социально-психологические ресурсы развития общества в условиях цифровых технологий // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – Т. 8. – № 2(30). – С. 24–40.
  24. Забродин Ю.М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения). – М.: МГППУ, 2017. – 224 с.
  25. Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 1. – С. 25–34.
  26. Farrel M. The effective teacher’s guide to behavioural, emotional and social difficulties. London: Routledge. [Web Page]. URL: www.goodreads.com/book/show/691890
  27. Hannell G. Identifying children with special needs: Checklists and action plans for teachers. Thousand Oaks, California: Sage. 2006. [Web Page]. URL: https://www.semanticscholar.org/76ee4b4337f4cfcf5945c9f21b3ae63b3a65502f
  28. Somekh B., Zeichner K. Action research for educational reform: Remodelling action research theories and practices in local contexts. Educational Action Research. 2009. № 17. Pp. 5–21. doi: 10.1080/09650790802667402
  29. Kaufman J. Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future. Journal of Intelligence, 2018. doi: 10.3390/jintelligence6020021 [Web page] URL: https://www.researchgate.net//publication/324215312_Creativity_as_a_Stepping_Stone_toward_a_Brighter_Future
  30. Baron J. Individual Mental Abilities vs. the World’s Problems // Journal of Intelligence, 2018. № 6 (2). Pp. 1–14. doi: 10.3390/jintelligence6020023
  31. Fangjing Li. Analysis and Quantitative Research on Early Warning Model for Enterprise Human Resource Based on Extension Theory // Revista de la Facultad de Ingeniería. U.C.V., 2017. № 32 (2). Pp. 507–514.
  32. Foster S.L., & Lloyd P.J. Positive psychology principles applied to consulting psychology at the individual and group level // Psychology Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2007. №59 (1). Pp. 30–40. [Web page]. doi: 10.1037/1065-9293.59.1.30
  33. Jackson, S.E., Schuler R.S. Understanding human resource management in the context of organizations and their environments // Annual Review Psychology. 1995. № 46 (1). Pp. 237–264. [Web page]. URL: https: //www.researchgate.net/publication/275511428. doi: 10.1146/annurev.psych.46.1.237
  34. Mcelroy T., Dickinson, D.L., Levin I.P. Thinking about Decisions: An Integrative Approach of Person and Task Factors // Journal of Behavioral Decision Making. 2020. №33 (4). Pp. 538–555. doi: 10.1002/bdm.2175
  35. Mayer J.D., David R.C., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. № 8 (4). Pp. 290–300. doi: 10.1177/1754073916639667
  36. Lazarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74 (1). Pр. 9–46. doi: 10.1111/j.1467-6494.2005.00368.x
  37. Lavy S. & Eshet R. Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study. Teaching and Teacher Education // International Journal of Research and Studies. 2018. №73 (1). Pp. 151–161. [Web page] URL: https://www.learntechlib.org/p/202397/ (review date: 14.05.2022). doi: 10.1016/j.tate.2018.04.001
  38. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York, 2012. 512 p.
  39. Rad M. Psychological capital and academic burnout in students of clinical majors in Iran // Acta Facultatis Medicae Naissensis. 2017. Vol. 34. №. 4. Pp. 311–319. doi: 10.1515/afmnai-2017-0035
  40. Jacobs S.R., Dodd D. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. 2003. Vol. 44, No. 3. Pp. 291–303. doi: 10.1353/csd.2003.0028
  41. Подымов Н.А., Джан Ли, Нго Тхи Нга. Психологические барьеры в учебно-профессиональной деятельности // Проблемы современного образования. – 2018. – №3. С. 35–46.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Уровень психоэмоционального комфорта обучающихся на занятии

Скачать (46KB)
3. Рис. 2. Наличие психоэмоционального комфорта у обучающихся на занятиях в зависимости от характера дисциплины

Скачать (48KB)
4. Рис. 3. Источники психоэмоционального дискомфорта у обучающихся на занятии

Скачать (44KB)
5. Рис. 4. Внешние факторы, влияющие на психоэмоциональный комфорт обучающихся

Скачать (59KB)
6. Рис. 5. Внутренние факторы, влияющие на психоэмоциональный комфорт обучающихся

Скачать (53KB)
7. Рис. 6. Способы преодоления дискомфорта (глазами студентов)

Скачать (70KB)

© Максимюк Е.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».