Источники психологического и эмоционального дискомфорта обучающихся и методические способы их преодоления
- Авторы: Максимюк Е.В.1
-
Учреждения:
- Сибирский государственный автодорожный университет
- Выпуск: Том 19, № 3 (2022)
- Страницы: 49-64
- Раздел: Психология образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/108050
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.3.4
- ID: 108050
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются результаты опроса студентов первого курса Сибирского государственного автодорожного университета, проведенного для выявления проблемных зон и факторов, влияющих на возникновение психоэмоционального дискомфорта у обучающихся на начальном этапе обучения. Перспективой исследования является дальнейшая разработка и внедрение эффективных методов нивелирования факторов, являющихся источниками психоэмоционального дискомфорта во время учебно-воспитательного процесса, и создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей когнитивное и эмоционально-рефлексивное включение обучающихся в образовательный процесс.
Исследование проводилось в несколько этапов. Ответы респондентами давались в свободной форме. Результаты первого опроса позволили оценить степень психоэмоционального комфорта обучающихся на 26 разных дисциплинах. На втором этапе было проанализировано наличие психологического комфорта у обучающихся на занятиях в зависимости от характера дисциплины. Третий этап исследования был направлен на выявление источников дискомфорта. Выявленные источники были подразделены на внешние, связанные с личностью педагога, и внутренние, связанные с самим обучающимся. Затем был проведен дальнейший опрос с целью выявления факторов, вызывающих психоэмоциональный дискомфорт. В качестве внешних факторов респонденты указали языковую личность педагога, манеру подачи материала и характер требований. Внутренними факторами являются уровень собственных знаний респондентов, неуверенность в себе и неопределенность перспективы. На последнем этапе исследования респонденты должны были предложить способы преодоления дискомфорта на занятии. Анализ ответов показал, что большинство респондентов готовы самостоятельно решать проблемы психоэмоционального дискомфорта путем совершенствования знаний, более тщательной подготовки к занятиям, воспитания большей уверенности в себе, а также путем своевременного решения возникающих вопросов и конструктивного диалога с педагогом. В заключительной части на основании выявленных источников и факторов формулируются методические рекомендации по способам устранения психоэмоционального дискомфорта обучающихся на занятии.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Валентиновна Максимюк
Сибирский государственный автодорожный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Grechko_EV@mail.ru
андидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
Россия, ОмскСписок литературы
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная Литература, 1997. – 207 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
- Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 5. – 251 c.
- Логинова Н.Ф. Профессиональное становление молодых педагогов: ситуация, способы действия перспективы // Исследования молодых ученых. – 2018. – T. 3(36). – С. 92–101.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
- Кашапов М.М., Дубровина Ю.Н. Опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций. 1998. – [Web Page]. URL: https://vuzdoc.org/150451/psihologiya/oprosnik
- Кашапов М.М., Киселева Т.Г. Диагностика ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления. 1998. – [Web Page]. URL: https://studref.com/406694/pedagogika/oprosnik
- Лейбина А.В. Психология мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. – Ярославль, 2008. – 230 с.
- Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении. Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – №3. – С. 57–65.
- Шадриков В.Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 10. – С. 2–11.
- Хазова С.А., Крылова М.А. Ментальная репрезентация трудных жизненных ситуаций как ресурс защитно-совладающей активности взрослых // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2020. – № 43 (62). – С. 148–157.
- Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социо-экономического типа профессий // Национальный психологический журнал. – 2021. № 4 (44). – С. 75–83.
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 2. – С. 46–58.
- Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – Т. 7. – № 4. – C. 62–78.
- Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 5. – С. 23–30.
- Карпов А.В. Метакогнитивная специфика образовательных ситуаций в педагогической деятельности // Мир психологии. – 2020. – Т. 103. – № 3. – С. 12–23.
- Козулин А. Зачем учителям обучаться метакогнитивным навыкам? // Культурно-историческая психология. – 2021. – Т. 17. – № 2. – С. 59–64.
- Кашапов М.М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. – 2021. – № 14. – С. 35–46.
- Кашапов М.М. Функции экспликации в условиях профессионализации мышления // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 15. – № 1. – (55). – С. 100–109.
- Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 3. – С. 43–52.
- Серафимович И.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 288–303.
- Психолого-педагогические проблемы современного социума. – М.: МПГУ, 2018. – 297 с.
- Китова Д.А. Социально-психологические ресурсы развития общества в условиях цифровых технологий // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – Т. 8. – № 2(30). – С. 24–40.
- Забродин Ю.М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения). – М.: МГППУ, 2017. – 224 с.
- Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 1. – С. 25–34.
- Farrel M. The effective teacher’s guide to behavioural, emotional and social difficulties. London: Routledge. [Web Page]. URL: www.goodreads.com/book/show/691890
- Hannell G. Identifying children with special needs: Checklists and action plans for teachers. Thousand Oaks, California: Sage. 2006. [Web Page]. URL: https://www.semanticscholar.org/76ee4b4337f4cfcf5945c9f21b3ae63b3a65502f
- Somekh B., Zeichner K. Action research for educational reform: Remodelling action research theories and practices in local contexts. Educational Action Research. 2009. № 17. Pp. 5–21. doi: 10.1080/09650790802667402
- Kaufman J. Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future. Journal of Intelligence, 2018. doi: 10.3390/jintelligence6020021 [Web page] URL: https://www.researchgate.net//publication/324215312_Creativity_as_a_Stepping_Stone_toward_a_Brighter_Future
- Baron J. Individual Mental Abilities vs. the World’s Problems // Journal of Intelligence, 2018. № 6 (2). Pp. 1–14. doi: 10.3390/jintelligence6020023
- Fangjing Li. Analysis and Quantitative Research on Early Warning Model for Enterprise Human Resource Based on Extension Theory // Revista de la Facultad de Ingeniería. U.C.V., 2017. № 32 (2). Pp. 507–514.
- Foster S.L., & Lloyd P.J. Positive psychology principles applied to consulting psychology at the individual and group level // Psychology Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2007. №59 (1). Pp. 30–40. [Web page]. doi: 10.1037/1065-9293.59.1.30
- Jackson, S.E., Schuler R.S. Understanding human resource management in the context of organizations and their environments // Annual Review Psychology. 1995. № 46 (1). Pp. 237–264. [Web page]. URL: https: //www.researchgate.net/publication/275511428. doi: 10.1146/annurev.psych.46.1.237
- Mcelroy T., Dickinson, D.L., Levin I.P. Thinking about Decisions: An Integrative Approach of Person and Task Factors // Journal of Behavioral Decision Making. 2020. №33 (4). Pp. 538–555. doi: 10.1002/bdm.2175
- Mayer J.D., David R.C., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. № 8 (4). Pp. 290–300. doi: 10.1177/1754073916639667
- Lazarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74 (1). Pр. 9–46. doi: 10.1111/j.1467-6494.2005.00368.x
- Lavy S. & Eshet R. Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study. Teaching and Teacher Education // International Journal of Research and Studies. 2018. №73 (1). Pp. 151–161. [Web page] URL: https://www.learntechlib.org/p/202397/ (review date: 14.05.2022). doi: 10.1016/j.tate.2018.04.001
- Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York, 2012. 512 p.
- Rad M. Psychological capital and academic burnout in students of clinical majors in Iran // Acta Facultatis Medicae Naissensis. 2017. Vol. 34. №. 4. Pp. 311–319. doi: 10.1515/afmnai-2017-0035
- Jacobs S.R., Dodd D. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. 2003. Vol. 44, No. 3. Pp. 291–303. doi: 10.1353/csd.2003.0028
- Подымов Н.А., Джан Ли, Нго Тхи Нга. Психологические барьеры в учебно-профессиональной деятельности // Проблемы современного образования. – 2018. – №3. С. 35–46.
Дополнительные файлы
