Совершенствование терминологии современной педагогики как одно из направлений педагогической семиологии
- Авторы: Доброва В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 17-24
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/253327
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.2
- ID: 253327
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обсуждается проблема совершенствования терминологии современной педагогики как одного из направлений педагогической семиологии. Педагогика к настоящему моменту имеет в значительной мере сложившийся понятийно-терминологический аппарат, однако ученые отмечают проблему методологической амбивалентности. Поэтому уточнение и дефинирование понятийного аппарата педагогики, совершенствование ее языка крайне актуальны в настоящее время. Задачей прояснения терминологического аппарата педагогики сегодня занимается педагогическая семиология – междисциплинарная область исследований, вмещающая в себя наработки семиотики и когнитивной лингвистики. Приводятся характерные особенности педагогической семиологии как науки, а также тематика научного поиска и исследований в рамках этого направления. Научный анализ педагогической действительности обрабатывает материал в виде научно-педагогических фактов, педагогических терминов, понятий и концептов. Единицей смыслового представления какой-либо формы научного рассуждения и базовой единицей педагогической семиологии является концепт. Использование термина «концепт» позволяет структурировать научные представления о педагогическом объекте.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Вадимовна Доброва
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2006. – 244 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2010. – 607 с.
- Кантор И.М. Педагогическая лексикография и лексикология. – М.: Просвещение, 1968. – 200 с.
- Карапетян И.К. Тенденции развития категориально-понятийного аппарата педагогической науки в России, 1850–1930: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2000. – 344 c.
- Кичева И.В. Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Пятигорск, 2004. – 507 c.
- Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. – М.: Просвещение, 1969. – 311 с.
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
- Кошкина Е.А., Мелкая Л.А. Подходы к определению термина «педагогический менеджмент» в отечественных публикациях конца XX – начала XXI вв. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1 (191). – С. 159–165.
- Атлантова Л.И. Становление и развитие основных понятий советской педагогики (1917–1931 гг.): автореф. дисс. … канд. пед. наук. – К., 1981. – 23 с.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. – Дубна: Феникс+, 2005. – 208 с.
- Галагузова М.А., Штинова Г.Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 137 с.
- Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 54–60.
- Буторина Т.С., Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века. – Архангельск: Изд. АГТУ, 2008. – 138 с.
- Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.
- Лукацкий М.А. Горизонты становления педагогической семиологии // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 139–149.
- Dobrova V.V. The nature of interaction in pedagogical situation. Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 20. No. 3. Pр. 77–86. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.3.6.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов / В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1996. – 230 с.
- Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2014. – 236 с.
- Карасик В.И. Языковые ключи. – Волгоград: Парадигма, 2007. – 520 с.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 896 с.
- Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. – М.: Гнозис, 2005. –326 с.
- Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж, 2001. – 192 с.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
Дополнительные файлы
