Совершенствование терминологии современной педагогики как одно из направлений педагогической семиологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обсуждается проблема совершенствования терминологии современной педагогики как одного из направлений педагогической семиологии. Педагогика к настоящему моменту имеет в значительной мере сложившийся понятийно-терминологический аппарат, однако ученые отмечают проблему методологической амбивалентности. Поэтому уточнение и дефинирование понятийного аппарата педагогики, совершенствование ее языка крайне актуальны в настоящее время. Задачей прояснения терминологического аппарата педагогики сегодня занимается педагогическая семиология – междисциплинарная область исследований, вмещающая в себя наработки семиотики и когнитивной лингвистики. Приводятся характерные особенности педагогической семиологии как науки, а также тематика научного поиска и исследований в рамках этого направления. Научный анализ педагогической действительности обрабатывает материал в виде научно-педагогических фактов, педагогических терминов, понятий и концептов. Единицей смыслового представления какой-либо формы научного рассуждения и базовой единицей педагогической семиологии является концепт. Использование термина «концепт» позволяет структурировать научные представления о педагогическом объекте.

Об авторах

Виктория Вадимовна Доброва

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»

Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2006. – 244 с.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2010. – 607 с.
  3. Кантор И.М. Педагогическая лексикография и лексикология. – М.: Просвещение, 1968. – 200 с.
  4. Карапетян И.К. Тенденции развития категориально-понятийного аппарата педагогической науки в России, 1850–1930: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2000. – 344 c.
  5. Кичева И.В. Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Пятигорск, 2004. – 507 c.
  6. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. – М.: Просвещение, 1969. – 311 с.
  7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
  8. Кошкина Е.А., Мелкая Л.А. Подходы к определению термина «педагогический менеджмент» в отечественных публикациях конца XX – начала XXI вв. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1 (191). – С. 159–165.
  9. Атлантова Л.И. Становление и развитие основных понятий советской педагогики (1917–1931 гг.): автореф. дисс. … канд. пед. наук. – К., 1981. – 23 с.
  10. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. – Дубна: Феникс+, 2005. – 208 с.
  11. Галагузова М.А., Штинова Г.Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 137 с.
  12. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 54–60.
  13. Буторина Т.С., Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века. – Архангельск: Изд. АГТУ, 2008. – 138 с.
  14. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.
  15. Лукацкий М.А. Горизонты становления педагогической семиологии // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 139–149.
  16. Dobrova V.V. The nature of interaction in pedagogical situation. Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 20. No. 3. Pр. 77–86. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.3.6.
  17. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  18. Краткий словарь когнитивных терминов / В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1996. – 230 с.
  19. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2014. – 236 с.
  20. Карасик В.И. Языковые ключи. – Волгоград: Парадигма, 2007. – 520 с.
  21. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 896 с.
  22. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. – М.: Гнозис, 2005. –326 с.
  23. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж, 2001. – 192 с.
  24. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Доброва В.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».