Knowledge-Beliefs and Conviction as the Core Landmark of Russian Youth Education and Upbringing
- 作者: Likholetov V.V.1, Abdullin A.G.1
-
隶属关系:
- South Ural State University
- 期: 卷 29, 编号 1 (2025)
- 页面: 81-96
- 栏目: Psychology of Education
- ##submission.dateSubmitted##: 16.08.2024
- ##submission.dateAccepted##: 11.10.2024
- ##submission.datePublished##: 21.03.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-9468/article/view/261889
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.081-096
- EDN: https://elibrary.ru/gtifkq
- ID: 261889
如何引用文章
全文:
详细
Introduction. The special military operation in Ukraine has revealed shortcomings in Russia’s education and upbringing system, prompting renewed attention from scientists and practicing educators to the problems of forming a holistic worldview, deep convictions, civic responsibility, patriotism, and high moral standards in young people. A critical analysis of accumulated experience and the search for reliable guidelines for educational work have become necessary. The aim of this research is to analyze the problems of educating and training Russian youth and to identify effective means of forming reliable knowledge, convictions, and beliefs in young people.
Materials and Methods. In this research paper, the authors employ interdisciplinary and historical approaches, analyzing a large body of philosophical-sociological and psychological-pedagogical sources on the problem of belief formation. Modeling is conducted based on a synthesis of ideas from “educative learning”, “folk education”, “developmental learning”, and the development of a harmonious moral personality, as well as the laws governing the formation, functioning, and development of systems, generalized and identified in the development of theories of inventive problem solving and the development of creative personality. Conceptual models are proposed for the formation of multi-level knowledge, the individual’s ascent to conviction, and a systematic worldview.
Results. The formation of stable knowledge and beliefs is seen as the main objective of youth education and upbringing processes in realizing the national educational ideal as a foundation for developing educated and patriotic citizens. The proposed conceptual models (of knowledge formation in education and upbringing, of a person’s ascent to conviction and a systematic worldview) reflect the cumulative and variable nature of knowledge formation over time, according to its stability or instability; the shifting zones of a person’s trained skills and education; and the dynamics of “engaging” reflection in the consciousness of young people as they construct a holistic worldview.
Discussion and Conclusion. The obtained results contribute to the scientific analysis of the current problem of formation of beliefs of the Russian youth and determination of the ways of effective implementation of the national educational ideal.
全文:
Введение
Вследствие санкций и терроризма со стороны Запада в условиях специальной военной операции (СВО) на Украине Российской Федерации необходимо единение ее народов. В Посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ (2007 и 2008 гг.) подчеркивалась важность духовного единства и моральных ценностей как ключевых факторов развития страны.
Государство преодолевает результаты распада СССР, однако актуальной проблемой остается морально-психологическое здоровье общества, в частности молодежи. На фоне героизма воинов СВО и широкой народной поддержки, аморальными представляются поступки отечественных компрадоров, считающих себя «элитой»1. Это соответствует высказываниям Ф. А. фон Хайека, в которых он подвергал резкому осуждению любые формы власти2.
Многие проблемы воспитания и обучения отечественной молодежи освещены нами ранее [1; 2]. Однако значимым вопросом для будущего России является воспитание молодых людей в духе служения Отечеству, формирование у них целостной картины мира, системы убеждений, соответствующей ценностям ее народов, реалиям современной научно-технической революции страны, поскольку воспитание как процесс управления потребностями многомерно и имеет духовно-социальное, биологическое и естественное измерения3.
Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, отмечают важность утверждения национального воспитательного идеала (НВИ) в его исторической преемственности, предостерегая о пагубности узкого прагматизма и увлеченности сиюминутным в ущерб вечным ценностям4 [3]. Осмысливая пути его реализации в рамках базовых моделей образования (технократической, гуманистической и антропологической), исследователи делают вывод о необходимости их «симфонического звучания», поскольку содержание и способы работы специалистов системы образования не являются идеологически нейтральными. Недооценка роли ценностей ведет к неудачам воспитания, поэтому психологи настаивают на усилении у детей рефлексии в процессе их приобщения к традиционной духовной культуре [4].
В связи с неактуальностью Стратегии развития воспитания в России5 были предложены рекомендации по ее обновлению, сочетая «лучшее из наследия советской образовательной системы и современных практик, и программ»6. Запуск системы формирования у молодежи убеждений, адекватных нравственным, культурно-историческим ценностям России, упирается в изъяны молодежной политики [1], слабый анализ черт НВИ, недостаточную проработку инструментальных средств его продвижения.
Проект Концепции воспитания и развития личности гражданина России представил портрет российского гражданина 2035 г. со следующими чертами: патриотизм, гражданская позиция и правосознание, социальная направленность и зрелость, интеллектуальная самостоятельность, коммуникация и сотрудничество, зрелое сетевое поведение, экономическая активность, здоровье и безопасность, мобильность и устойчивость7. Среди них отсутствует информация об убеждениях, несмотря на их важность как «сплава» знаний, эмоций и воли личности [5].
Другой проект отличается стратегическими рекомендациями относительно переходов: от доминирования технологий воспитания, навязанных мероприятиями, к технологиям воспитания значимыми событиями; от преобладания профилактики пороков к доминированию взращивания добродетелей; от развлечений к совместному проживанию продуктивного опыта; от воспитания квалифицированного потребителя к воспитанию творчества, даяния и заботы8. В нем имеется оговорка о самостоятельности определения образовательными организациями конкретных воспитательных технологий (тактики воспитания).
Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ9 анонсировал запуск нового национального проекта «Молодежь России», цель которого – развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России10. Он связан с целями национальных проектов «Кадры» и «Экономика данных», предусматривающих становление нового технологического уклада страны. Успехи системы воспитания в СССР побуждают к анализу опыта формирования убеждений у молодежи.
Цель исследования – осмысление накопленного опыта воспитательной работы, поиска ориентиров воспитания и выявление эффективных средств формирования у современной молодежи России надежных знаний-убеждений.
Обзор литературы
В предшествующие периоды страны внимание исследователей уделялось разным аспектам проблемы формирования убеждений11.
Смысл воспитания – вопрос о должном, поскольку философия воспитания требует целостности изучения, соединяющей многообразие феномена12. Ключевой ориентир формирования убеждений – служение Отечеству – связан с понятием «служение» и «Отечество», выходит на междисциплинарный уровень [6]. Термин «служение» не сводится к понятию «патриотизм», несмотря на большое количество измерений (служба Богу, близким людям, народам страны и Отечеству, музам в сфере культуры и др.)13 [7]. Словосочетание «служение Отечеству и ответственность за его судьбу» включено в Указ Президента России как свидетельство ценности этих святых идей14 . На уровне теории идеал святости возник в отечественной философии XIX–XX вв. в учении о Софии, олицетворяющей любовь и женственность (в противовес Логосу, отражающему космический порядок) [8].
По мнению ученых, в этих мирах лежат истоки отечественного менталитета и иррациональной веры в хорошего царя. В СССР это трансформировалось в идеалы коммунизма, «народного» президента, обещавшего борьбу с привилегиями и справедливые демократические реформы [6].
За сотни лет идеал сильного государства укоренился в умах народов России. В период татаро-монгольского ига (~ 250 лет) наши предки на Руси постоянно жили в условиях опасности уничтожения, поэтому великим социальным изобретением страны стал институт казачества. К середине XIX в. этим сословием выстроена система безопасных границ [6]: казаки защищали от врагов свою семью и страну. К 1914 г. численность казачьих войск в России составляла 4 млн чел., причем два полка входили в состав царской лейб-гвардии. После революции 1917 г. вследствие владения землями казачество не вписалось в большевистскую доктрину15.
В условиях СВО на Украине как гибридной войны Запада с нанесением России когнитивно-кибернетико-кинетических ударов по всем трем мирам жизни человека: идеальному (сознанию и мировоззрению, морали и ценностям), виртуальному (цифровой среде) и материальному (физическим объектам) [9], – у населения страны нет сомнений в необходимости мощного государства. Зарубежным исследователям жизни граждан СССР (при И. В. Сталине)16 было непонятно, что лишь в государстве (а не в гражданском обществе) люди видели гарантию своих прав, поскольку идеалы сильной государственности и социальной справедливости тесно переплетены.
Пары категорий (вера – неверие, знания – заблуждения, убеждения – сомнения) сопровождают людей в человеческой эволюции [10]. Под знанием принято понимать полученную определенным методом и упорядоченную информацию, результаты познания мира, признаваемые индивидом и обществом. Отсутствие сомнений, основанное на знании17, ведет к убеждениям – эмоционально окрашенным знаниям и системам идей, принятых людьми в силу разных оснований и подкрепленных чувствами субъектов. Убеждения – вершина развития личности, ее мировоззрения; они заключают в себе общие жизненные принципы и взгляды личности, которые она сознательно утверждает. Л. И. Божович рассматривала нравственные убеждения как высокий, чем нравственные чувства, уровень развития внутренних этических инстанций18. Нравственные убеждения – основа других убеждений, без которых наука и политика, согласно В. Э. Чудновскому и Л. И. Звавич, безнравственны.
С точки зрения И. Канта, субъективно убеждения неотличимы от уверенности. Сравнивая научные подходы к изучению нравственных убеждений личности (например, Н. А. Менчинской, А. В. Зосимовского, В. А. Коломиец, В. Э. Чудновского и др.), исследователи делают вывод о наиболее глубоком подходе у Г. Е. Залесского [11].
Эмоция уверенности сопровождает знание и входит в структуру любой веры, которая характеризуется очевидностью и трактуется как принятие суждения бездоказательно истинным и достоверным. По мнению К. К. Платонова, «вера – это чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства»19. И. Груданов определяет веру как «глаза души», посредством которых постигается то, что не может быть постигнуто разумом [12]. Вера выполняет функцию опережающего отражения действительности, способствует творческому движению и уходу от реальности, поскольку идеальные образы иллюзорны [13]. Обыденно-практическая вера обусловлена открытостью человеческого знания: от уверенности в чем-либо до жизненных убеждений в неизбежности торжества (например, добра над злом и др.). Этот тип веры – неотъемлемый компонент практической деятельности человека [10].
В понимании сущности убеждений имеется ряд подходов: устойчивые свойства личности, психологические отношения, знания, ставшие мотивами поведения, «сплав» познавательно-эмоциональных и волевых компонентов. Убеждения – сложные образования, состоящие из познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Структурно они включают подсистемы верхнего и нижнего уровней. Первая подсистема является общенаучно-теоретической, образуемой профессиональными знаниями. Вторая – состоит из профессиональных убеждений и практического поведения [5].
Трудности разработки проблемы формирования убеждений обусловлены рядом гносеологических и идеологических причин. Исследователи рассматривают их как сложный комплекс интеллектуально-эмоционального и волевого компонентов убеждения («сплав» знаний, эмоций и воли [5]). Убеждения скрыты в структуре сознания человека, их понимание возможно на основе междисциплинарного анализа, связаны с существующими в обществе идеологическими взглядами светского и религиозного характера.
Материалы и методы
В процессе исследования авторы использовали междисциплинарный и исторический подходы. Проведен анализ массива философско-социологических и психолого-педагогических источников проблемы формирования убеждений. На базе критического осмысления работ по ментальным конструктам построена модель формирования разноуровневых знаний с группированием по зонам обучения и образования расширенной нами системы знаний, включающей знания-убеждения; определены границы новаторства и творчества. На основе синтеза отечественных и зарубежных идей воспитывающего обучения (И. Ф. Гербарт, В. М. Коротов, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Э. И. Моносзон и др.), народного воспитания (Я. А. Коменский, К. С. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. Н. Сорока-Росинский, Е. П. Белозерцев, Н. К. Гончаров и др.), развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, В. В. Давыдов и др.) и формирования гармоничной нравственной личности, закономерностей становления, функционирования и развития систем, обобщенных и выявленных при разработке теорий решения изобретательских задач и развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин, Б. Л. Злотин и др.) построена концептуальная модель восхождения человека к убежденности и системному мировоззрению исходя из модели нелинейной спирали развития общества Р. Ф. Абдеева, идей П. К. Анохина, Г. В. Ф. Гегеля, С. И. Гессена, Б. М. Кедрова, С. Л. Рубинштейна и др.
Результаты исследования
Формирование устойчивых знаний-убеждений и убежденности – главный ориентир процессов воспитания и обучения отечественной молодежи при реализации НВИ как основы воспитанных, образованных и патриотично настроенных граждан страны. Важно понять, что представляет собой система знаний.
Имеются разные классификации уровней усвоения знаний (Г. Н. Александров, В. П. Беспалько, Л. Б. Ительсон, Е. Н. Кабанова-Меллер, В. И. Огорелков, Л. Б. Наумов, В. И. Травинский и др.). Усвоение знаний, по Беспалько, включает знания-знакомства – ЗЗ (узнавание, различение, опознание); знания-копии – ЗК (воспроизведение информации по памяти и смыслу); знания-умения – ЗУ (применение знаний на практике к знакомым ситуациям); знания-трансформации – ЗТр (применение знаний с их переносом на незнакомые аналогичные и неаналогичные ситуации)20. Удержание нужной информации в памяти осуществляется путем многократных повторений21.
Полную систему знаний можно получить с помощью дополнительных уровней знаний-убеждений (Зуб) и знаний системного типа (ЗС), рационального размещения знаний-навыков (ЗН) перед знаниями-умениями (ЗУ) [14]. Американский психолог К. Л. Халл выявил и назвал словом «навык» феномен плато и внезапного усвоения знаний22. При дальнейшем формировании навыка подмечен диалектический факт: выполнение действия как системы операций становится менее сознательным, а его выполнение как способа деятельности – более сознательным23. По мнению отечественных ученых, умениям предшествует накопление знаний в виде навыков24, тогда как другие (Е. Н. Кабанова-Меллер) полагают, что умение по мере овладения человеком переходит в навык. Плохо, когда дают знания, не обучая умственным действиям, однако педагоги часто не знают умственных операций при решении ряда задач и слабо понимают необходимость выявления и специального обучения этим операциям25.
Когнитивная психология оперирует понятием ментальной репрезентации, зависящей от обстоятельств и совокупности элементов ситуации26. Репрезентации непрочны и изменяются при смене ситуации. Знания – тоже ментальные конструкты, отличающиеся устойчивостью и независимостью от решаемых задач, хранящиеся в долговременной памяти до своей модификации. Разница репрезентаций и знаний заключается в непосредственной действенности первых и необходимой активации вторых.
При наложении дополненной нами системы знаний на ось, совпадающую со стрелой времени (поскольку формирование последующих уровней знаний без предыдущих невозможно) появляется возможность их группировки по зонам обучения и образования (рис. 1).
Р и с. 1. Совмещенная модель формирования разноуровневых знаний человека в процессах воспитания, обучения и развития
Примечания: здесь и далее в рисунках ЗЗ – знания-знакомства; ЗК – знании-копии; ЗН – знания-навыки, ЗУ – знания-умения; Зуб – знания-убеждения; ЗТр – знания-трансформации; ЗС – знания системного типа.
Notes: Hereinafter in figures KA – knowledge-acquaintance; KC – knowledge-copies; KS – knowledge-skills, KAb – knowledge-abilities; Kcon – knowledge-convictions; KTr – knowledge-transformation; KSt – knowledge of the systemic type.
Источник: составлено авторами.
Source: Compiled by the authors.
Знания-знакомства, копии, навыки и умения (ЗЗ, ЗК, ЗН, ЗУ) образуют иерархию знаний обучения, а знания-умения, убеждения, трансформации и системные знания (ЗУ, Зуб, ЗТр, ЗС) – знаний образования (и самообразования). Такое распределение подтверждает мысль М. фон Лауэ: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто».
Стандартные, в том числе профессиональные знания, навыки, умения и убеждения – граница новаторства и творчества. Отчетливо виден разрыв областей знаний, передаваемых в сфере обучения и нужных людям в жизни.
В отличие от «гвоздевой» модели узкого специалиста (или Т-образной, по академику А. Б. Мигдалу), при разработке модели специалиста-профессионала его система знаний может быть представлена как аналог корневой системы дерева, где разрешение противоречия «знание широкое (объемное) и глубокое» осуществлено за счет изменения свойств системы [14]. ЗТр и ЗС – эквивалент генетической информации семени любого растения (программы «завоевания» корнями пространства почвы). Их содержание составляют закономерности развития систем (ЗРС), обобщенные и выявленные в ТРИЗ27. Видна связь с результатами работ П. К. Анохина, выявившего способность всего живого осуществлять «опережающее отражение действительности»28.
В настоящей работе прототипом авторской концептуальной модели в области формирования знаний-убеждений и мировоззрения молодежи стала модель нелинейной спирали развития общества Р. Ф. Абдеева, в которой вертикальная ось выступает «шкалой знаний»29. На нее проецируются относительные истины в форме не подвергшихся элиминации знаний. Отбор самой ценной информации обусловлен ростом информационных потоков, вследствие чего язык нижнего витка спирали – предметный, высшего – научный и метанаучный (в терминах ученых, изучавших вопрос30).
В витках спирали познания предложенной нами модели (рис. 2) наблюдается преемственность идеям С. И. Гессена31. Нижний виток модели содержит эволюционный ряд знаний предметного уровня (эпизод), виток над ним – знаний науки (системы), выше – виток знаний метанауки (метода).
Р и с. 2. Концептуальная модель восхождения человека к убежденности и системному мировоззрению (адаптировано из [15])
Модель отражает результаты научной школы «развивающего обучения» В. В. Давыдова (восхождения от эмпирического обобщения к содержательному32) и ярусной модели «Идеальной творческой стратегии» Г. С. Альтшуллера, И. М. Верткина33. Логика становления творческой личности предполагает последовательный переход с нижнего яруса (узкотехнического, узконаучного, узкохудожественного) на средний (общетехнический, общенаучный, общехудожественный) и на верхний ярус (общечеловеческий: социотехнический, соционаучный, социохудожественный, социоорганизационный).
В пределах каждого витка-цикла кумулятивное накопление и усвоение знаний обучающимися происходит в области своеобразного искривленного «веретена знаний» переменного сечения, увеличивающегося в момент достижения относительной устойчивости знания (ЗЗ – ЗК – ЗН – ЗУ) до знаний формирования нравственных основ личности – знаний-убеждений (Зуб). За максимумом сечения «веретена знаний» (предельной устойчивости, соответствующей Зуб как «сплаву» знаний, эмоций и воли личности) наступает момент динамической неустойчивости, очередь знаний-трансформаций (ЗТр), далее нарастает новая устойчивость [15]. Сечение «веретена знаний» постепенно сжимается, идет «свертка знаний» – формирование системных знаний (ЗС) как предшественника готовности к следующему витку-циклу.
Посредством знаний-трансформаций (ЗТр) можно вслед за Р. Декартом все подвергать сомнению (от лат. de omnibus dubitandum). Однако этот научный ориентир неприменим в сфере нравственности, где высшая ценность человеческой морали – устойчивость убеждений34.
Моментам каждого витка-цикла предложенной модели восхождения человека к убежденности и системному мировоззрению соответствуют:
– закон диалектики о количественно-качественных переходах систем;
– триада Г. В. Ф. Гегеля («тезис – антитезис – синтез»);
– логический вывод научной школы С. Л. Рубинштейна о процессе мышления (концепт «анализ через синтез»35);
– ряд эволюции анализа в его соотношении с синтезом в познании: а → А(s) → A + S → S(A)36 академика Б. М. Кедрова37;
– закон полного жизненного цикла систем («s-образный» закон развития), линии «развертывания – свертывания» и «согласования – рассогласования» закона повышения степени идеальности систем природы, обобщенных в ТРИЗ38. Сущность линии «согласования – рассогласования» состоит в развитии искусственных систем: рассогласованность – статическое согласование и рассогласование – динамическое согласование и рассогласование – динамическое согласование-рассогласование (иначе, адаптации).
Образование человека – единство и целостность его воспитания, обучения и развития. Естественное состояние сознания человека («Я-такого») через фазу человека («Я-осознающего») в процессах образования переходит в состояние понимания (рис. 1) и профессионального сознания («Я-действующий»)39. По линии воспитания (внутреннего процесса управления человеком своими потребностями) идет осознание и трансформация цели (целеполагание), самоопределение действий. Усвоение новой информации из окружающего мира, понимание ее смыслов как критериев деятельности происходит в процессе обучения40. По линии развития наблюдается «выращивание» человеком собственных способностей за счет овладения методами мышления и деятельности для их эффективного использования в жизни.
Р. Ревансом предложен метод обучения действием по следующей формуле L = P + Q, где обучение (Learning) происходит за счет программных знаний (Рrogrammed Knowledge) и вопросов, приводящим к инсайтам (Insightful Questioning)41. Позже М. Марквардт расширил формулу L = P + Q + R, добавив букву R – рефлексию (Reflection)42.
Особая роль рефлексии понята отечественными учеными. Так, по мнению Г. П. Щедровицкого, «можно сколько угодно делать любую работу (интеллектуальную, ручную), однако ничего не будет закрепляться даже после двухсот, тысячи повторений, потому что это закрепление определяется только рефлексией»43.
Философ А. С. Валявский в системе обобщенных умений дает образ ракеты, которую нельзя запустить, например, сразу с четвертой ступени. Все должно идти по порядку, поэтому ступенями, запускающими способности ребенка, являются обобщенные умения: общаться, трудиться, учиться, думать и жить44.
Отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) считали труд основным звеном воспитания, в отличие от И. Ф. Гербарта, уделявшего внимание религии и воспитанию мыслителя, а не деятеля. Однако Макаренко выступал против фетишизации труда, рассматривал его как педагогически нейтральное средство, способное воспитать как любовь, так и отвращение. Он писал, что важна система реализации труда в деле воспитания, а не сам труд.
Деформация жизни общества после распада СССР оказала негативное влияние на систему отечественного воспитания. Имущественное расслоение людей в России после «реформ» 1990-х гг. изменило их отношение к труду и деньгам, что отразилось на детях и молодежи – самой чувствительной к аморальным явлениям части общества.
Старт «уходу» уроков труда из школ страны дал февральский Пленум ЦК КПСС (1988 г.), провозгласивший «смягчение мер» в профессиональном обучении школьников, обязательном общественно полезном и производительном труде и летней трудовой практике. В 1989 г. базисный учебный план средней школы снизил статус трудового и профессионального обучения, включив его в республиканский компонент, а общественно полезный и производительный труд – в школьный. В итоге возникли анклавы с отсутствием трудового обучения45. Закон «Об образовании» 1992 г. создал образовательную область «Технология» с ядром из трудового обучения и черчения, однако результаты оказались негативными: исчезновение трудового воспитания [16], ограничение времени преподавания черчения в 9 классе (в нулевые годы – один час в неделю и полное исчезновение предмета в дальнейшем). Так были подорваны основы будущей инженерной подготовки, невозможной без пространственного мышления, формирование которого почти завершается к окончанию школы46.
Посильный труд «выпал» из детско-юношеского развития молодежи России, в отличие от Японии (например, уборка школы детьми). На воспитание трудолюбия «заточена» их образная иерографическая письменность (каллиграфия с принципами «сёдо» преподается в Японии до 11 класса). Это определяет тщательность труда и высокое качество японской продукции.
С началом СВО многие аспекты в нашей стране «пришли в движение», включая отношение власти к трудовому воспитанию. Госдума РФ осенью 2023 г. рассмотрела в двух чтениях законопроект о возвращении уроков труда в школу (одновременно с запретом пользования мобильными телефонами на уроках)47.
Осмысливая опыт страны по формированию убеждений в области трудового воспитания, следует рассматривать проблему шире в плане социализации молодежи, анализируя реалии цифровой трансформации общества и изменения в характере современного труда [17; 18]. Известно влияние среды и поведенческой направленности как свойства живых организмов. У человека есть направленность сознания, однако его «ножницы восприятия» как бы «вырезают» из великолепия окружающей среды лишь значимое для жизни [19]. Отсюда понятен интерес ученых (от З. Фрейда и К. Г. Юнга) к проблемам самости и самосознания, смысложизненных ориентаций, аутопоэзиса и социализации48.
Воспитывающие, обучающие и развивающие молодежь воздействия не обезличены, значительную роль в формировании убежденности играет институт наставничества [2]. Согласно Г. Тарду49, все сходства социального происхождения – прямое или косвенное следствие подражания. Наряду с подражаниями обычаям, моде, симпатии и повиновению выделяются виды подражания-обучения и подражания-воспитания, при этом оно может быть слепым или сознательным. Развитие мысли о подражании выводит к теме героев в деле воспитания патриотизма50. В советское время решению этих задач уделялось большое внимание, вследствие чего молодежь знала своих героев войны и труда, космоса и спорта.
В нулевые годы образ героя в сознании общества трансформировался: началась подмена подвига, компрометация личности героя, его сатиризация. Отечественными учеными предложен ряд мер противодействия технологиям дегероизации: создание героического образа политика (политика); показ социальной ответственности бизнеса (экономика); сосредоточение усилий на поддержании образа героя в семье, школе, религиозной сфере (социум); сохранение нравственных идеалов, формирование патриотизма, способствование всеобщему медиаобразованию (духовная сфера)51.
Поверхностные представления о «герое нашего времени» стали доминировать среди студентов психолого-педагогических направлений [20]. Это показатель несостоятельности молодежной политики. Отсутствие системы формирования примеров подражания ведет к невозможности создания ориентиров для учеников будущими педагогами. Не зная конкретных фамилий «героев», такие наставники не способны транслировать примеры их достойных поступков подрастающему поколению.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, идеал страны (НВИ) – высоконравственный, творческий и компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества как личную, осознающий ответственность за ее настоящее и будущее, укорененной в духовно-культурных традициях народов России. Однако начало СВО выявило необходимость работы российских семей, воспитателей и педагогов-наставников, всех институтов общества для реализации высоких ориентиров упомянутой концепции. Это подтверждается фактом распределения тягот служения Отечеству после объявления частичной мобилизации. Было призвано 302,5 тыс. чел, но тогда же страну за две недели покинули до 700 тыс. лиц призывного возраста. Через пару месяцев до 40% этих «релокантов» вернулись в Россию52. Поэтому формирование нравственных ориентиров важно не только в рядах военнослужащих (активно оно велось в СССР и идет сегодня в Вооруженных силах России [21]), но и во всей молодежной среде. Важно осмысление системы правильных шагов организации этих процессов, поскольку необходимо выделять этапы образования убеждений в зависимости от их видов53.
Алгоритм формирования первичных убеждений состоит из следующих шагов:
- Возникновение события во внешней среде (ими могут быть мысли человека и репрезентация как объект рефлексии).
- Обобщение репрезентации ситуации в причинно-следственную связь.
- Распространение созданного убеждения на новые ситуации54.
Для образования убеждений нужен ряд событий и выделение лицом общего из их интерпретаций. Отсюда убеждения, идущие от чужого опыта, не имеют референции в реальности и основаны на механизме интериоризации. Их источником являются люди и СМИ, Интернет, социальные сети, телевидение и книги.
Оценочные убеждения формируются в результате рефлексии: во внешней среде происходит ряд событий, человек оценивает их на базе внутренних критериев, оценка трансформируется в причинно-следственную связь, полученное убеждение распространяется на новые ситуации.
Отличие ценностных убеждений – в механизме их формирования. Они образуются путем превращения промежуточных задач (при достижении главной цели) в ряд самостоятельных целей. В технологической части ТРТЛ – «Жизненной стратегии творческой личности» (ЖСТЛ)55 это выглядит как логичная смена версий достойной цели (ДЦ) по мере развития человека. Если на ходе седьмой начальной части ЖСТЛ личность выбирает свою первую цель – ДЦ-1, то в части третьего миттельшпиля на ходе 53 она «выходит в надсистему», выбирая ДЦ-2; в эндшпиле на ходе 67 у личности формируется более высокая цель – ДЦ-3 (выход на общественную проблематику).
При формировании ценностных убеждений человек использует некое средство. При повторении ситуаций оно по отношению к деятельности переходит из внешнего плана во внутренний, становится самостоятельной ценностью, распространяющейся на новые ситуации.
В новой деятельности человек опирается на правила выполнения, ранее принятые за ценность, а вторичные убеждения образуются как промежуточные (на базе существующих) в соответствии со следующими шагами:
- Наличие у человека обобщенного убеждения.
- Возникновение ситуации, подходящей под формулировку существующего убеждения.
- Конкретизация существующего убеждения при распространении на новую ситуацию.
Система убеждений не формируется «вслепую», а опирается на принципы иерархии, обобщения и устойчивости (рис. 2); самозащиты и соответствия критерию, отражающие стереотипность мышления человека и проявление его психоинерции (убеждения строятся из критерия оценки ситуации).
К факторам формирования убеждений относят систему «убедителей» (количество повторений события, продолжительность, периодичность, контекст, источники информации), личную предрасположенность лица (экстраверту важны внешние, интроверту – внутренние предпосылки), соответствие нового убеждения существующим («смычка» концепций «зоны ближнего развития» Л. С. Выготского, «установки» Д. Н. Узнадзе и опоры на «витагенный опыт» А. С. Белкина), интенсивность подкрепления (уровень эмоций в ситуациях образования убеждений)56.
Обсуждение и заключение
Подготовка управленческих кадров – важное звено решения проблем воспитания-обучения и «вытягивания» страны из системного кризиса. По Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства за 26 лет работы обучено более 100 тыс. чел. Однако «голод на кадры» не удовлетворен, вследствие чего Администрация Президента России в 2017 г. инициировала конкурс «Лидеры России». В конце февраля 2024 г. прошел суперфинал пятого сезона конкурса, несколько победителей предыдущих сезонов стали депутатами Госдумы России и губернаторами. На должности заместителей председателя правительства и вице-губернаторов назначено 10 победителей конкурса, на должности министров регионов – 20 конкурсантов [6].
В Послании Федеральному Собранию РФ В. В. Путин предложил расширить формат конкурса «Лидеры России» новым конкурсом – «Время героев», ориентированным на участников СВО с высшим образованием и опытом управления людьми57. Результатом реализации идеи должна стать реорганизация на всех уровнях управления страной58. Президент России призвал делать из уже состоявшихся героев России лидеров страны [6], в результате чего на базе «взращивания» патриотизма и гражданственности, добровольчества и волонтерства ожидается корректировка государственной молодежной политики, в рамках которой могут быть использованы результаты настоящей работы.
Материалы исследования могут вызвать интерес ученых и практиков системы образования к проблемам поиска ориентиров воспитания и обучения молодежи в условиях открытости России миру, развития технологий и вызовов цифровой трансформации общества; применяться при разработке содержания и организации обновленной системы воспитания образованных и патриотично настроенных граждан страны.
1 Арефьев Н. В. Российская элита [Электронный ресурс] // «Дети войны». Общероссийская общественная организация : офиц. сайт. URL: https://дети-войны.рф/novosti/4626-nikolaj-arefev-rossijskaya-elita.html (дата обращения: 08.06.2024).
2 Hayek F. The Road to Serfdom. Chicago : The University of Chicago Press, 1944. 250 р.
3 Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ, 2012. 496 с.
4 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М. : Просвещение, 2014. 23 с.
5 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
6 Комитет ГД утвердил рекомендации актуализации Стратегии развития воспитания [Электронный ресурс] // РИА Новости : офиц. сайт. URL: https://ria.ru/20230623/vospitanie-1880087857.html (дата обращения: 08.06.2024).
7 Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования (проект). М. : Институт воспитания РАО, 2021. 38 с. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/Проект%20%20концепция%20воспитания.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
8 Концепция воспитания человека в Российской Федерации: проект ; под ред. В. И. Слободчикова. М., 2022. 35 с. URL: https://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2023/03/Концепция-воспитания-человека-Слободчиков-Остапенко-2022-брошюра.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
9 Послание Президента Российской Федерации от 29.02.2024 г. б/н [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431 (дата обращения: 08.06.2024).
10 Коробейников Д. Раскрыты новые подробности нацпроекта «Молодежь России» [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZhAR0p9wTA7Nm_e_ (дата обращения: 05.04.2024).
11 Лисовский В. Т. Воспитывать убежденность. Л. : Знание, 1971. 53 с.; Смирнов Г. А. Убеждение как философская категория. Калинин : Изд-во КГУ, 1973. 140 с.; Вишневский С. С. Воспитание коммунистической убежденности. М. : Мысль, 1983. 189 с.; Чудновский В. Э., Звавич Л. И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни. М. : Интерпракс, 1993. 90 с.; Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М. : Изд-во МГУ, 1994. 138 с.
12 Косенко Т. С. Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России : автореф. дис. … канд. филос. наук. Новосибирск : НГТУ, 2009. 23 с.
13 Яновский Р. Г. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М. : Книга и бизнес, 2004. 527 с.
14 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 08.06.2024).
15 Лебедев А. Казачество как пояс пограничной безопасности царской России [Электронный ресурс] // Военное обозрение : офиц. сайт. URL: https://topwar.ru/16949-kazachestvo-kak-poyas-pogranichnoy-bezopasnosti-carskoy-rossii.html (дата обращения: 27.07.2024).
16 Inkeles А., Bauer R. A. The Soviet Citizen: Daily Life in a Totalitarian Society. Cambridge : Harvard University Press, 1959. 533 р.
17 Сытых О. Л. Природа вероятного знания : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Иркутск : ИГУ, 2001. 38 с.
18 Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды ; под ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. 352 с. URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/go,0;fs,1/ (дата обращения: 22.07.2024).
19 Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М. : Наука, 1984. 309 с.
20 Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
21 Эббингауз Г. Очерк психологии. СПб. : Изд. О. Богдановой, 1911. 242 с.
22 Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. 264 с.
23 Там же.
24 Наумов Л. Б. Легко ли стать врачом. Ташкент : Медицина, 1983. 463 с.
25 Ланда Л. Н. Умение думать. Как ему учить? М. : Знание, 1975. 64 с.
26 Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М. : Ин-т психологии РАН, 1998. 232 с.
27 Поиск новых идей. От озарения к технологии / Г. С. Альтшуллер [и др.]. Кишинев, 1989. 391 с. URL: https://trizway.com/content/poisk_novih1.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
28 Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7. С. 97–111.
29 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М. : ВЛАДОС, 1994. 334 с. URL: https://constitutions.ru/?p=4573 (дата обращения: 22.07.2024).
30 Казачков Л. С. Системы потоков научной информации. Киев : Наукова думка, 1973. 196 с.
31 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с. URL: https://dbs-lin.ruhr-uni-bochum.de/personalitaet/pdf/111.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
32 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М. : Педагогика, 1972. 424 с.
33 Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск : Беларусь, 1994. 479 с.
34 Шиллер Ф. Наши человеческие истины. М. : Московская школа политических исследований, 2003. 341 с.
35 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
36 Согласно Кедрову, а, s – «зародышевые» формы анализа и синтеза, тогда как A, S – его зрелые формы.
37 Кедров Б. М. Противоречивость познания и познание противоречия // Диалектическое противоречие : сб. М. : Политиздат, 1979. С. 9–38.
38 Поиск новых идей. От озарения к технологии / Г. С. Альтшуллер [и др.].
39 Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых.
40 Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара : Институт психологии РАН, 1998. 187 с.
41 Revans R. The Origins and Growth of Action Learning. Sweden : Studentlitterattur, 1982. 846 р.
42 Marquardt M. Optimizing the Power of Action Learning. Solving Problems and Building Leaders in Real Time. Palo Alto : Davies-Black Publishing, 2004. 224 р.
43 Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра : сб. текстов. М. : Наследие ММК, 2004. 285 с.
44 Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб. : Фолио-Пресс, 1998. С. 24–28. URL: https://muhkarovairina.ucoz.ru/a.s.valjavskij_kak_ponjat_rebenka.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
45 Волохова Е. Д. Проблемы трудовой подготовки школьников в современных условиях // Школа и производство. 1996. № 3. С. 2–6.
46 Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М. : Педагогика, 1980. 240 с.
47 Антонова С. Спикер Госдумы высказался за возвращение уроков труда в школы [Электронный ресурс] // Новый день. Российское информационное агентство : офиц. сайт. URL: https://newdaynews.ru/moscow/811842.html (дата обращения: 16.11.2023); О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 19.12.2023 г. № 618-ФЗ [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности : офиц. сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/42324-8 (дата обращения: 22.07.2024).
48 Юнг К. Г. Aion: Исследования феноменологии самости. М. : РЕФЛ-бук, 1997. 330 с.; Жукова О. И. Самость человека как предмет социально-философского анализа. Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2009. 182 с. EDN: QWVVIV; Дэниэл Р. Самость. Сущность и проявление центрального архетипа аналитической психологии. М. : Когито-Центр, 2018. 166 с.; Валенурова Н. Г., Матвейчев О. А. Современный человек: в поисках смысла. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. 260 с. URL: https://matveychev.ru/wp-content/uploads/2019/02/anti_psy.pdf (дата обращения: 22.07.2024); Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. М. : Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.; Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации : учеб. пособие. М. : Междунар. пед. акад., 2001. 158 с.; Винтин И. А. Самоактуализация личности: этико-психологический аспект : моногр. Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2001. 107 с. EDN: XCZGFN
49 Тард Г. Законы подражания. СПб. : Изд. Ф. Павленкова, 1892. 374 с.
50 Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. М. : Минувшее, 2005. 79 с.; Суравнева И. М., Федоров В. В. Феномен героизма. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 147 с.
51 Смирнов С. Ю. Трансформации образа героя в сознании российского общества: социально-философский анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. : Воен. ун-т, 2011. 20 с.
52 Стало известно о возвращении в Россию до 40 % релокантов [Электронный ресурс] // RuPosters : офиц. сайт. URL: https://ruposters.ru/news/05-12-2023/stalo-izvestno-vozvraschenii-rossiyu-relokantov (дата обращения: 22.07.2024).
53 Cialdini R. Influence: The Psychology of Persuasion. New York : Harper Business, 2006. 336 р.; Kolenda N. Methods of Persuasion: How to Use Psychology to Influence Human Behavior. New Hampshire : Kolenda Group LLC, 2013. 240 р.
54 Авдеев П. С. Механизм формирования убеждений // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4705 (дата обращения: 20.04.2024).
55 Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности.
56 Авдеев П. С. Механизм формирования убеждений.
57 Послание Президента Российской Федерации от 29.02.2024 г. б/н [Электронный ресурс].
58 Мещерякова Н. Н. Особенности аномии в современном российском обществе: синергетический подход : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. : МГИМО, 2015. 46 с. URL: https://clck.ru/3Fvu7u (дата обращения: 22.07.2024).
作者简介
Valeriy Likholetov
South Ural State University
Email: likholetov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7131-7302
SPIN 代码: 8012-8163
Scopus 作者 ID: 56115438500
Dr.Sci. (Ped.), Cand.Sci. (Engrg.) Professor of the Chair of Economic Security
俄罗斯联邦, 76 Lenin Ave., Chelyabinsk 454080Asat Abdullin
South Ural State University
编辑信件的主要联系方式.
Email: asatabdullin50@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-0804-6148
SPIN 代码: 6300-8361
Scopus 作者 ID: 57219331935
Dr.Sci. (Psychol.), Professor, Senior Researcher of the Chair of Psychology of
Management and Service Activity
参考
- Abdullin A.G., Likholetov V.V., Ryabova I.G. Self-Determination and Self-Realization of the Youth of Russia: Socio-Moral and Psychological-Pedagogical Aspects of the Problem. Integration of Education. 2021;25(3):440–462. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.440-462
- Likholetov V.V., Abdullin A.G. Educator and Mentor Are Key Figures in Formation of EducationalTechnological National Sovereignty. Integration of Education. 2023;27(3):468–489. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489
- Grigoriev D.V. [Spiritual and Social in Human Education: Reflections on a New Concept]. Sotsialnaya pedagogika. 2010;(2):16–22. (In Russ.) EDN: NCXBAF
- Shuvalov A.V. Levels of Implementation of the National Educational Ideal. Education of Schoolchildren. 2014;(6):12–26. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: SIRBYB
- Toropov A.N. Problems of Formation of Convictions of the Person in the Psychology and Pedagogical Literature. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2010;(1):26–30. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: MSWIOP
- Likholetov V.V., Аbdullin А.G., Karavaev А.F. Cultivating Youth in the Spirit of Serving the Fatherland as a Key Task of the Educational System and National Security of the Country. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024;29(2):146–158. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-146-158
- Lazareva Yu.A., Strokov A.A. Serving the Fatherland as the Basis for Preserving Traditional Values of Russia. Economic and Law Issues. 2023;(9):37–40. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.14451/2.183.37
- Krasilnikova M.B. The Myth of Sophia in the Context of the Transition Era. Observatory of Culture. 2017;14(1):114–120. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-114-120
- Patsula A.V., Kosinskaya N.B., Zyryanova O.V. The Economy of a Hybrid World War. Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma “Srednerusskiy universitet”. Seria: Ekonomika i upravlenie. 2023. 2023;(22):8–11. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: EWZLPT
- Sklyarova E.A. Faith, Knowledge, Conviction in Different Worldview Projections. Society and Power. 2016;(1):21–24. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://siv74.ru/images/downloads/arhiv-nomerov/2016/2016_1.pdf (accessed 22.07.2024).
- Nekhorosheva I.V. Personal Moral Beliefs and Scientific Approaches to the Study of Beliefs. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2022;(4):76–89. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nravstvennye-ubezhdeniyalichnosti-i-nauchnye-podkhody-k-ikh-izucheniyu.html (accessed 22.07.2024).
- Grudanov I. The Role of Persuasion and Faith in Cognitive Activity. Tambov University Review. Series: Social Sciences. 2016;2(4):5–13. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: XQRRLF
- Dvoynin A.M. The Problem of Faith in Psychology: Historical and Theoretical Review. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2013;(3):113–128. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/4/30/article/2296 (accessed 22.07.2024).
- Likholetov V.V. [Modeling Mental Activity and Typology of Task Systems]. Shkolnye tekhnologii. 2002;(1):51–62. (In Russ.) Available at: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2002-1/modelirovanie-misledeyatelnosti-i-tipologiya-zadachnih-sistem- (accessed 22.07.2024).
- Godlevskaya E.V., Likholetov V.V. Conceptual Model of Formation System Engineering Competence: Essence and Didactic Tools. Engineering Education. 2018;(24):85–93. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: NMDRIS
- Mairansayeva Z.K. [Labor Education and Education Reforms in the Late 20th – early 21st Centuries]. Vestnik of Novgorod State University. 2007;(42):36–38. (In Russ.) EDN: MUNYRX
- Аbdullin А.G., Likholetov V.V., Karavaev A.F. The “Lifebuoy” to Prevent Youth Health Deterioration in the Era of Digital Transformation of Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022;27(2):173–188. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-289-173-188
- Likholetov V.V., Аbdullin A.G., Karavaev А.F. Elimination of Illiteracy is Urgent: Old and New Problems of the System of Upbringing and Education in Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023;28(2):161–176. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-293-161-176
- Knyazeva H. The Wisdom of the Medium: Ideas of F. de Saussure, F. Guattari and R. Thom in the Context of Development of Biosemiotics. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2016;(9):61–76. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://www.phisci.info/jour/article/view/233 (accessed 22.07.2024).
- Kuznetsova O.E. Social Representations about “The Contemporary Hero” in Students of Different Career Choice. National Psychological Journal. 2018;11(3):139–147. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0313
- Ilyichev N.M. [The Role of Evidence in Forming Conviction and Faith in Warriors]. Military Thought. 2009;(3):52–58. (In Russ.) EDN: THDDBB
补充文件
