Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты изучения проблемы кадрового обеспечения инклюзивного образования. Актуальность проводимого исследования определяется многочисленными затруднениями педагогов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы. Авторы рассматривают личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми в качестве структурного компонента профессиональной готовности к инклюзивному образованию. Цель статьи – выявление и анализ особенностей модели взаимодействия с обучающимися у педагогов различных типов образовательных организаций.

Материалы и методы. В исследовании использован опросник В. Г. Маралова, В. А. Ситарова, позволяющий дифференцировать ориентированность педагогов на учебно-дисциплинарную либо личностно-ориентированную модель взаимодействия в образовательном процессе. Для обработки результатов исследования применялись методы непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмена, тест для двух независимых выборок Манна-Уитни).

Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено, что у большинства педагогов различных типов образовательных организаций доминирует учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми, что выступает одним из факторов, препятствующих освоению педагогическим сообществом идеи и ценностей инклюзивного (адаптирующегося к особенностям ребенка) образования. Однако у педагогов инклюзивных образовательных организаций и у студентов – будущих педагогов, по сравнению с педагогами общеобразовательных и специальных учреждений, показатели личностно-ориентированной модели достоверно выше по целевым и инструментальным характеристикам деятельности.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, с одной стороны, приверженность педагогов стереотипам авторитарной модели деятельности, а, с другой – наметившуюся тенденцию к их преодолению педагогами инклюзивных школ и студентами, что выражает стремление к личностно-профессиональному саморазвитию. Практическая значимость исследования заключена в получении новых фактов, объясняющих затруднения педагогов в освоении современной стратегии образования. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем выявлении составляющих личностно-профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию. Статья может быть интересна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами кадрового обеспечения инклюзивного образования.

Об авторах

Татьяна Витальевна Сафонова

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Автор, ответственный за переписку.
Email: safonova1956@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8871-2069
ResearcherId: B-1751-2019

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, доктор педагогических наук

Россия, 105064, Москва, ул. Казакова, д. 15

Александра Сергеевна Сунцова

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Email: st.ped@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3817-4762
ResearcherId: B-1640-2019

доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, кандидат педагогических наук

Россия, 426034, Ижевск, ул. Университетская, д. 1

Рахима Гильметдиновна Аслаева

ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»

Email: rakhima.aslaeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7455-7854
ResearcherId: B-2259-2019

профессор кафедры дополнительного профессионального образования, доктор педагогических наук

Россия, 450000, Уфа, ул. Заки Валиди, д. 40

Список литературы

  1. Ряписова А. Г. Инклюзивное образование как системная инновация // Вестник Новосибирского государственного университета. 2017. Т. 7, № 1. С. 7–20. doi: 10.15293/2226-3365.1701.01
  2. Хуснутдинова М. Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 26–46. doi: 10.17853/1994-5639-2017-3-26-46
  3. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения / В. В. Рубцов [и др.] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. С. 34–49. doi: 10.17759/pse.2017220106
  4. Горюнова Л. В. Особенности магистерской подготовки педагогических кадров к организации в системе инклюзивного образования социокультурной анимации, реабилитации, абилитации обучающихся с инвалидностью // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 169–174. URL: https://clck.ru/F3w88 (дата обращения: 17.03.2018).
  5. Севрюкова А. А., Фазылова М. Ф. Внутриорганизационное обучение педагогов школы для осуществления инклюзивного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 1 (30). С. 5–13. URL: http://ipk74.ru/upload/documents/jornal30.pdf (дата обращения: 17.03.2018).
  6. Personality Traits of Expert Teachers of Students with Ebd: Clarifying a Teacher’s X-Factor / B. Svenja [et al.] // International Journal of Inclusive Education. 2016. Vol. 20, Issue 6. Pp. 569–587. doi: 10.1080/13603116.2015.1100222
  7. Айбазова М. Ю., Лавринец К. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика. 2014. № 5. С. 82–86. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2014/06 (дата обращения: 17.03.2018).
  8. Transformative Pathways: Inclusive Pedagogies in Teacher Education / H. Gudjonsdottir [et al.] // Journal of Research on Technology in Education. 2007. Vol. 40, Issue 2. Pp. 165–182. doi: 10.1080/15391523.2007.10782503
  9. Timo S. How Common are Inclusive Educational Practices Among Finnish Teachers? // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22, Issue 5. Pp. 560–575. doi: 10.1080/13603116.2017.1390001
  10. Костенко Е. П., Лебединцева О. И. Современные подходы к анализу понятия «профессиональная готовность» // Акмеология. 2017. № 4. С. 30–33. URL: http://acmeology.elpub.ru/jour/article/view/1269/603 (дата обращения: 19.03.2018).
  11. Герасименко Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 145–150. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/932/25.pdf (дата обращения: 18.03.2018).
  12. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2009. № 4. С. 140–144. URL: http://vestnik-mgou.ru/articles/doc/2005 (дата обращения: 15.03.2018).
  13. Biktagirova G. F., Khitryuk V. V. Formation of Future Pre-School Teachers Readiness to Work in the Conditions of Educational Inclusion // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, Issue 3. Pp. 185–194. doi: 10.12973/ijese.2016.302a
  14. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 136–145. doi: 10.17759/pse.2016210112
  15. Hosford S., O’Sullivan S. A Climate for Self-Efficacy: The Relationship Between School Climate and Teacher Efficacy for Inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2016. Vol. 20, Issue 6. Pp. 604–621. doi: 10.1080/13603116.2015.1102339
  16. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели // Вестник Балтийского Федерального университета им И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2015. Вып. 5. С. 112–120. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/3002/8414 (дата обращения: 15.03.2018).
  17. Florian L., Linklater H. Preparing Teachers for Inclusive Education: Using Inclusive Pedagogy to Enhance Teaching and Learning for All // Cambridge Journal of Education. 2010. Vol. 40, Issue 4. Pp. 369–386. doi: 10.1080/0305764X.2010.526588
  18. Florian L. Inclusive Pedagogy: A Transformative Approach to Individual Differences but Can it Help Reduce Educational Inequalities? // Scottish Educational Review. 2015. Vol. 47, No. 1. Pp. 5–14. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1093085 (дата обращения: 22.03.2018).
  19. Acedo C. Preparing Teachers for Inclusive Education // Prospects. 2011. Vol. 41. P. 301. doi: 10.1007/s11125-011-9198-2
  20. Taruq A. M. Challenges of Inclusive Educational Reforms in Asian Countries // Asian Journal of Inclusive Education. 2017. Vol. 5, № 1. Pp. 1–4. URL: http://ajie-bd.net/journal_year/july-2017 (дата обращения: 18.03.2018).
  21. Kaur A., Noman M., Awang-Hashim R. Exploring Strategies of Teaching and Classroom Practices in Response to Challenges of Inclusion in a Thai School: A Case Study // International Journal of Inclusive Education. 2016. Vol. 20, Issue 5. Pp. 474–485. doi: 10.1080/13603116.2015.1090489
  22. Sagner-Tapia J. An Analysis of Alterity in Teachers’ Inclusive Pedagogical Practices // International Journal of Inclusive Education. 2017. Vol. 22, Issue 4. Pp. 375–390. doi: 10.1080/13603116.2017.1370735
  23. Sсhlessinger S. Reclaiming Teacher Intellectualism Through and for Inclusive Education // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22, Issue 3. Pp. 268–284. doi: 10.1080/13603116.2017.1362598
  24. Sutton K. Nontraditional Pre-Service Teachers: What They Learn from Inclusion Literature [Электронный ресурс] // Electronic Journal for Inclusive Education. 2015. Vol. 3, No. 4. URL: http://corescholar.libraries.wright.edu/ejie (дата обращения: 24.03.2018).
  25. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2016. № 1. С. 8–13. URL: http://acmeology.elpub.ru/jour/article/view/892/261 (дата обращения: 19.03.2018).
  26. Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж. Г. Гаранина [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 596–608. doi: 10.15507/19919468.089.021.201704.596-608
  27. Маралов В. Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 477–488. doi: 10.15507/19919468.088.021.201703.477-488
  28. К вопросу об интерактивных технологиях обучения студентов в вузе / Т. В. Сафонова [и др.] // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2018. № 1 (42). С. 263–266. URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/142/article-142-2063.pdf (дата обращения: 26.03.2018).
  29. Confronting Similar Challenges? Disabled and Non-Disabled Students Learning and Assessment Experiences / M. Madriaga [et al.] // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35, Issue 6. Pp. 647–658. doi: 10.1080/03075070903222633
  30. Martius H. M., Borges M. L., Concalves T. Attitudes Towards Inclusion in Higher Educational in a Portuguese University // International Journal of Enclusive Education. 2018. Vol. 22, Issue 5. Pp. 527–542. doi: 10.1080/13603116.2017.1377299
  31. Кадровый потенциал как основной фактор успешной реализации инклюзивной системы образования / Л. А. Шкутина [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 1. С. 21–33. doi: 10.15293/2226-3365.1701.02
  32. Timor T. Attitudes of Beginner Teachers of Special Education to Classroom Management: Who`S the Boss Here? [Электронный ресурс] // Electronic Journal for Inclusive Education. 2011. Vol. 2, No. 7. URL: https://corescholar.libraries.wright.edu/ejie/vol2/iss7/2 (дата обращения: 19.03.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сафонова Т.В., Сунцова А.С., Аслаева Р.Г., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».