Интеграция проблемного обучения, проектного обучения и компьютерных технологий в преподавание организации промышленного производства: на пути к концепции устойчивого развития учителей
- Авторы: Перес-Родригес Р.1, Лоренсо-Мартин Р.1, Тринчет-Варела К.А.1, Симеон-Монет Р.Э.1, Миранда Д.2, Кортес Д.2, Молина А.2
-
Учреждения:
- Университет Ольгина
- Технологический институт Монтеррея
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022)
- Страницы: 198-215
- Раздел: Международный опыт интеграции образования
- Статья получена: 28.05.2025
- Статья одобрена: 28.05.2025
- Статья опубликована: 15.06.2022
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-9468/article/view/294015
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.198-215
- ID: 294015
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В настоящее время для преподавания организации промышленного производства требуются навыки решения проблем и принятия решений, ориентированные на устойчивое развитие. Рост информационных показателей, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта порождает более разнообразные, сложные и неточные задачи. Цель статьи – показать структуру, использующую проблемное и проектное обучение, компьютерные технологии в качестве динамических ресурсов, поддерживающих комплексное обучение промышленных инженеров, ориентированных на устойчивое развитие.
Материалы и методы. Исследование включало системный анализ структурных переменных, этапов и частичных результатов его применения за три академических года исследования. Авторами были отобраны несколько тематических исследований для оценки профессиональных компетенций, связанных с целями устойчивого развития студентов – будущих промышленных инженеров. Проанализированы два латиноамериканских сценария (Мексика и Куба).
Результаты исследования. Изучение теоретических и методологических компонентов преподавания промышленной инженерии с упором на компетенции в двух университетах в странах Латинской Америки выявило необходимость понимания компьютерных технологий как сложного процесса. Предлагаемая структура рассматривает компьютерные технологии в соответствии с типологиями выбранных компетенций, интегрированных в учебный план, включая проблемное и проектное обучение, ориентированные на цели устойчивого развития.
Обсуждение и заключение. Выводы авторов способствуют развитию активных методов обучения в инженерии, поддерживаемых применением инструментов CAD/CAM/CAE и ориентированных на достижение целей устойчивого развития. Материалы статьи будут полезны для преподавания промышленной инженерии с точки зрения цифровой трансформации, контекстуализированной в условиях устойчивого развития.
Об авторах
Роберто Перес-Родригес
Университет Ольгина
Автор, ответственный за переписку.
Email: roberto.perez@uho.edu.cu
ORCID iD: 0000-0001-5741-5168
Scopus Author ID: 46461675300
ResearcherId: D-7023-2016
научный сотрудник, доктор философии
Куба, ОльгинРафаэль Лоренсо-Мартин
Университет Ольгина
Email: rlorenzo@uho.edu.cu
ORCID iD: 0000-0001-6852-5725
научный сотрудник, доктор философии
Куба, ОльгинКарлос Альберто Тринчет-Варела
Университет Ольгина
Email: carlos.trinchet@uho.edu.cu
ORCID iD: 0000-0001-5375-2968
научный сотрудник, доктор философии
Куба, ОльгинРоландо Эстебан Симеон-Монет
Университет Ольгина
Email: simeon@uho.edu.cu
ORCID iD: 0000-0003-4561-0278
Scopus Author ID: 56492922600
научный сотрудник, доктор философии
Куба, ОльгинДжонатан Миранда
Технологический институт Монтеррея
Email: jhonattan.miranda@tec.mx
ORCID iD: 0000-0002-4761-6027
Scopus Author ID: 55356463900
научный сотрудник, доктор философии
Мексика, Нуэво-ЛеонДаниэль Кортес
Технологический институт Монтеррея
Email: a01655708@itesm.mx
ORCID iD: 0000-0002-8692-8066
Scopus Author ID: 57203636953
научный сотрудник, доктор философии
Россия, Нуэво-ЛеонАртуро Молина
Технологический институт Монтеррея
Email: armolina@itesm.mx
ORCID iD: 0000-0001-5461-2879
Scopus Author ID: 7202086081
проректор по исследованиям и трансферу технологий, доктор философии
Мексика, Нуэво-ЛеонСписок литературы
- Giesenbauer B., Müller-Christ G. University 4.0: Promoting the Transformation of Higher Education Institutions toward Sustainable Development. Sustainability. 2020;12(8):3371. doi: https://doi.org/10.3390/su12083371
- Sánchez-Santamaría J., Boroel-Cervantes B.I., López-Garrido F.M., Hortigüela-Alcalá D. Motivation and Evaluation in Education from the Sustainability Perspective: A Review of the Scientific Literature. Sustainability. 2021;13(7):4047. doi: https://doi.org/10.3390/su13074047
- Nhamo G., Togo M., Duke K., Sustainable Development Goals for Society. Cham: Springer; 2021. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-70948-8
- Elfert M. Lifelong Learning in Sustainable Development Goal 4: What Does it Mean for UNESCO’s RightsBased Approach to Adult Learning and Education? International Review of Education. 2019;65(4):537‒556. doi: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09788-z
- Mader C., Scott G., Abdul-Razak D. Effective Change Management, Governance and Policy for Sustainability Transformation in Higher Education. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal. 2013;4(3):264–284. doi: https://doi.org/10.1108/SAMPJ-09-2013-0037
- Thomas I. Sustainability in Tertiary Curricula: What Is Stopping It Happening? International Journal of Sustainability in Higher Education. 2004;5(1):33–47. doi: https://doi.org/10.1108/14676370410517387
- Mosurović Ružičić M., Miletić M., Dobrota M. Does a National Innovation System Encourage Sustainability? Lessons from the Construction Industry in Serbia. Sustainability. 2021;13(7):3591. doi: https://doi.org/10.3390/su13073591
- Bauer M., Bormann I., Kummer B., Niedlich S., Rieckmann M. Sustainability Governance at Universities: Using a Governance Equalizer as a Research Heuristic. Higher Education Policy. 2018;31:491‒511. doi: https://doi.org/10.1057/s41307-018-0104-x
- Blanco-Portela N., Benayas J., Pertierra L.R., Lozano R. Towards the Integration of Sustainability in Higher Education Institutions: A Review of Drivers of and Barriers to Organisational Change and Their Comparison Against Those Found of Companies. Journal of Cleaner Production. 2017;166:563–578. doi: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.07.252
- Peer V., Stoeglehner G. Universities as Change Agents for Sustainability – Framing the Role of Knowledge Transfer and Generation in Regional Development Processes. Journal of Cleaner Production. 2013;44:85‒95. doi: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.12.003
- Ramirez-Mendoza R.A., Morales-Menendez R., Melchor-Martinez E.M., Iqbal H.M.N., Parra-Arroyo L., Vargas-Martínez A., et al. Incorporating the Sustainable Development Goals in Engineering Education. International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2020;14:739–745. doi: https://doi.org/10.1007/s12008-020-00661-0
- Mann L., Chang R., Chandrasekaran S., Coddington A., Daniel S., Cook E., et al. From Problem-Based Learning to Practice-Based Education: A Framework for Shaping Future Engineers. European Journal of Engineering Education. 2021;46(1):27–47. doi: https://doi.org/10.1080/03043797.2019.1708867
- Díaz M., Gormaz-Lobos D., Galarce-Miranda C., Valenzuela F., Rojas F., Sepulveda E., et al. Strengthening the Training of Engineers in Chilean Universities Through Practice Partnerships: STING Project. Procedia Computer Science. 2020;172:597–602. doi: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.05.076
- Colombo C.R., Alves A.C. Sustainability in Engineering Programs in a Portuguese Public University.
- Production. 2017;27(spe):e20162214. doi: https://doi.org/10.1590/0103-6513.221416
- Crespo B., Míguez-Álvarez C., Arce M.E., Cuevas M., Míguez J.L. The Sustainable Development Goals: An Experience on Higher Education. Sustainability. 2017;9(8):1353. doi: https://doi.org/10.3390/su9081353
- Sánchez-Carracedo F., López D. Innovation in Engineering Education for Sustainable Development –
- Introduction to a Special Issue. Sustainability. 2020;12(19):8132. doi: https://doi.org/10.3390/su12198132
- Membrillo-Hernández J., Ramírez-Cadena M.J., Martínez-Acosta M.J., Cruz-Gómez E., Muñoz-Díaz E., Elizalde H. Challenge-Based Learning: The Importance of World-Leading Companies as Training Partners. International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2019;13:1103–1113. doi: https://doi.org/10.1007/s12008-019-00569-4
- Félix-Herrán L.C., Rendon-Nava A.E., Nieto-Jalil J.M. Challenge-Based Learning: An I-Semester for Experiential Learning in Mechatronics Engineering. International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2019;13:1367–1383. doi: https://doi.org/10.1007/s12008-019-00602-6
- Portuguez Castro M., Gómez Zermeño M.G. Challenge Based Learning: Innovative Pedagogy for Sustainability through e-Learning in Higher Education. Sustainability. 2020;12(10):4063. doi: https://doi.org/10.3390/su12104063
- Gudoniene D., Paulauskaite-Taraseviciene A., Daunoriene A., Sukacke V. ACase Study on Emerging Learning Pathways in SDG-Focused Engineering Studies through Applying CBL. Sustainability. 2021;13(15):8495. doi: https://doi.org/10.3390/su13158495
- McLain M. Developing Perspectives on ‘the Demonstration’ as a Signature Pedagogy in Design and Technology Education. International Journal of Technology and Design Education. 2021;31:3–26. doi: https://doi.org/10.1007/s10798-019-09545-1
- Frank M., Lavy I., Elata D. Implementing the Project-Based Learning Approach in an Academic Engineering Course. International Journal of Technology and Design Education. 2003;13:273–2788. doi: https://doi.org/10.1023/A:1026192113732
- Doppelt Y. Assessing Creative Thinking in Design-Based Learning. International Journal of Technology and Design Education. 2009;19:55–65. doi: https://doi.org/10.1007/s10798-006-9008-y
- Chua K.J., Yang W.M., Leo H.L. Enhanced and Conventional Project-Based Learning in an Engineering Design Module. International Journal of Technology and Design Education. 2014;24(4):437–458. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1043446 (accessed 20.12.2021).
- Niiranen S. Supporting the Development of Students’ Technological Understanding in Craft and Technology Education via the Learning-by-Doing Approach. International Journal of Technology and Design Education. 2021;31:81–93. doi: https://doi.org/10.1007/s10798-019-09546-0
- Qu L., Chen Y., Rooij R., de-Jong P. Cultivating the Next Generation Designers: Group Work in Urban and Regional Design Education. International Journal of Technology and Design Education. 2020;30:899–918. doi: https://doi.org/10.1007/s10798-019-09540-6
- Cavalcante Koike C.M., Viana D.M., Vidal F.B. Mechanical Engineering, Computer Science and Art in Interdisciplinary Project-Based Learning Projects. International Journal of Mechanical Engineering Education. 2018;46(1):83–94. doi: https://doi.org/10.1177/0306419017715427
- García-Ros R., Pérez-González F., Cavas-Martínez F., Yomás J.M. Effects of Pre-College Variables and First-Year Engineering Students’ Experiences on Academic Achievement and Retention: A Structural Model. International Journal of Technology and Design Education. 2019;29:915–928. doi: https://doi.org/10.1007/s10798-018-9466-z
- Putra Z.A., Dewi M. The Application of Problem-Based Learning in Mechanical Engineering. In: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 306, 2nd International Conference on Innovation in Engineering and Vocational Education (25–26 October 2017, Manado, Indonesia). 2018;306:012140. doi: https://doi.org/10.1088/1757-899X/306/1/012140
- Uziak J., Kommula V.P. Application of Problem Based Learning in Mechanics of Machines Course. International Journal of Engineering Pedagogy. 2019;9(1):68‒83. doi: https://doi.org/10.3991/ijep.v9i1.9673
- Garikano X., Garmendia M., Manso A.P., Solaberrieta E. Strategic Knowledge-Based Approach for CAD Modelling Learning. International Journal of Technology and Design Education. 2019;29:947–959. doi: https://doi.org/10.1007/s10798-018-9472-1
- Sánchez-Romero J.L., Jimeno-Morenilla A., Pertegal-Felices M.L., Mora-Mora H. Design and Application of Project-Based Learning Methodologies for Small Groups within Computer Fundamentals Subjects. IEEE Access. 2019;7:12456‒12466.
- Berselli G., Bilancia P., Razzoli R. Project-Based Learning of CAD/CAE Tools for the Integrated Design of Automatic Machines. In: Advances on Mechanics, Design Engineering and Manufacturing II. Cham; Springer; 2019. p. 798‒809. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-12346-8_78
- Fernandes F.A.O., Júnior N.F., Daleffe A., Fritzen D., Alves-de-Sousa R.J. Integrating CAD/CAE/CAM in Engineering Curricula: A Project-Based Learning Approach. Education Sciences. 2020;10(5):125. doi: https://doi.org/10.3390/educsci10050125
- Scherak L., Rieckmann M. Developing ESD Competences in Higher Education Institutions – Staff Training at the University of Vechta. Sustainability. 2020;12(24):10336. doi: https://doi.org/10.3390/su122410336
- Weng S.S., Liu Y., Dai J., Chuang Y.C. A Novel Improvement Strategy of Competency for Education for Sustainable Development (ESD) of University Teachers Based on Data Mining. 2020;12(7):2679. doi: https://doi.org/10.3390/su12072679
- Sistermans I.J. Integrating Competency-Based Education with a Case-Based or Problem-Based Learning Approach in Online Health Sciences. Asia Pacific Education Review. 2020;21:683–696. doi: https://doi. org/10.1007/s12564-020-09658-6
- Miranda J., Navarrete C., Noguez J., Molina-Espinosa J.M., Ramírez-Montoya M.S, Navarro-Tuch S.A., et al. The Core Components of Education 4.0 in Higher Education: Three Case Studies in Engineering Education. Computers & Electrical Engineering. 2021;93:107278. doi: https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107278
- Molina A., Ponce P., Miranda J., Cortes D., Enabling Systems for Intelligent Manufacturing in Industry 4.0: Sensing, Smart and Sustainable Systems for the Design of S3 Products, Processes, Manufacturing Systems, and Enterprises. Springer Nature; 2021. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-65547-1
Дополнительные файлы
