Онлайн-безопасность как новый компонент цифровой грамотности молодежи
- Авторы: Томчик Л.1, Эгер Л.2
-
Учреждения:
- Краковский педагогический университет
- Университет Западной Богемии
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 172-184
- Раздел: Международный опыт интеграции образования
- Статья получена: 30.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2020
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-9468/article/view/294505
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.172-184
- ID: 294505
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье проанализированы данные об уровне цифровой грамотности в области новых средств массовой информации и угроз, связанных с их использованием, среди учащихся старших классов средней школы (четвертый образовательный цикл).
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен диагностический тест, содержащий 18 вопросов. В нем приняли участие 1 693 человека в возрасте 15–21 год. Исследование было разра- ботано на основе традиционных методов тестирования знаний и навыков.
Результаты исследования. По итогам проведенного тестирования выявлено, что наиболее слабым компонентом цифровой грамотности являются знания, связанные с авторским правом, сильной обла- стью – онлайн-покупки и финансовые операции. Были определены различия в отношении некоторых компонентов цифровой грамотности, определяемых гендерным фактором: девочки получили более высокие результаты тестов с точки зрения «мягких» навыков, мальчики показали лучшие познания в технических аспектах цифровой грамотности. По итогам кластерного анализа отмечено, что у 41,41 % учащихся хорошие и очень хорошие результаты теста на компетентность. Однако большинство сту- дентов нуждаются в дальнейшем образовании по анализируемым областям.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны руководителям образовательных организаций. Полученные выводы могут способствовать качественному преобразованию учебных программ по информационным технологиям.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Томчик
Краковский педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lukasz.tomczyk@up.krakow.pl
ORCID iD: 0000-0002-5652-1433
Scopus Author ID: 56780136100
ResearcherId: O-2800-2014
научный сотрудник факультета социальных наук, доктор философии
Польша, КраковЛ. Эгер
Университет Западной Богемии
Email: leger@kmo.zcu.cz
ORCID iD: 0000-0002-5437-3297
доцент департамента маркетинга, торговли и услуг, доктор педагогики
Чехия, ПльзеньСписок литературы
- Flanigan A.E., Babchuk W.A. Social Media as Academic Quicksand: A Phenomenological Study of Student Experiences in and out of the Classroom. Learning and Individual Differences. 2015; 44:40-45. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.11.003
- Goodfellow R. Literacy, Literacies and the Digital in Higher Education. Teaching in Higher Educa- tion. 2011; 16(1):131-144. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2011.544125
- Mazman S.G., Usluel Y.K. Modeling Educational Usage of Facebook. Computers & Education. 2010; 55(2):444-453. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.02.008
- Stošić L., Stošić I. Perceptions of Teachers Regarding the Implementation of the Internet in Education. Computers in Human Behavior. 2015; 53:462-468. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.027
- Wu Y.-T., Tsai Ch.-Ch. University Students’ Internet Attitudes and Internet Self-Efficacy: A Study at Three Universities in Taiwan. Cyberpsychology & Behavior. 2006; 9(4):441-450. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1089/cpb.2006.9.441
- Nyikes Z. Digital Competence and Safety Awareness Base on the Assessments Results of the Midle- East European Generations. Procedia Manufacturing. 2018; 22:916-922. (In Eng.)
- Wilson M., Scalise C., Gochyev P. Rethinking DL: From Computer Skills to Socialnetwork Settings. Thinking Skills and Creativity. 2015; 18:65-80. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2015.05.001
- List A. Defining Digital Literacy Development: An Examination of Preservice Teachers’ Beliefs. Computers & Education. 2019; 138:146-158. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.03.009
- Rothagi A., Scherer R., Hetlevik O.E. The Role of ICT Self-Efficacy for Students’ ICT Use and their Achievement in a Computer and Information Literacy Test. Computers & Education. 2016; 102:103-116. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.08.001
- Guzmán-Simón F., García-Jiménez E., López-Cobo I. Undergraduate Students’ Perspectives on Digital Competence and Academic Literacy in Spanish University. Computers in Human Behavior. 2017; 74:196-204. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.04.040
- Fraillon J., Schulz W., Friedman T., Ainley J., Gebhardt E. International Computer and Information Literacy Study: ICILS 2018: Technical Report. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15478/uuid:b9cdd888- 6665-4e9f-a21e-61569845ed5b
- Fraillon J., Ainlen J., Schultz W., Friedman T., Gebhardt E. Preparing for Live in Digital Edge. Melbourne: Springer; 2014. Available at: https://www.springer.com/gp/book/9783319142210 (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
- Eshet-Alkalai Y. Digital Literacy: A Conceptual Framework for Survival Skills in the Digital Era. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2004; 13(1):93-106. Available at: https://www. openu.ac.il/personal_sites/download/Digital-literacy2004-JEMH.pdf (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
- Porat E., Blau I., Barak A. Measuring Digital Literacies: Junior High-School Students’ Perceived Competencies versus Actual Performance. Computers & Education. 2018; 126:23-36. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.030
- Rambousek V., Štípek J., Vaňoková P. Contents of Digital Literacy from the Perspective of Teachers and Pupils. Procedia. Social and Bahavioral Sciences. 2016; 217:354-362. (In Eng.)
- Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. 2013. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2788/52966
- Hatlewik O.E., Gudmundsdóttir G.B., Loi M. Digital Diversity among Upper Secondary Students: A Multilevel Analysis of the Relationship between Cultural Capital, Self-Efficacy, Strategic Use of In- formation and Digital Competence. Computers & Education. 2015; 81:345-353. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1016/j.compedu.2014.10.019
- Fenaughty J., Harré N. Factors Associated with Distressing Electronic Harassment and Cyberbullying. Computers in Human Behavior. 2013; 29(3):803-811. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2012.11.008
- Livingstone S., Smith P. K. Annual Research Review: Harms Experienced by Child Users of Online and Mobile Technologies: The Nature, Prevalence and Management of Sexual and Aggressive Risks in the Digital Age. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2014; 55(6):635-654. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1111/jcpp.12197
- Sabella A.R., Patchin W.J., Hinduja S. Cyberbullying Myths and Realities. Computers in Human Behavior. 2013; 29(6):2703-2711. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2013.06.040
- Tomczyk Ł., Srokowski Ł., Wąsiński A. [Digital Safety Competencies in Polish Schools]. Tarnów: Stowarzyszenie Miasta w Internecie; 2016. (In Pol.)
- Siddiq F., Hatlevik O.E., Olsen V.R., Throndsen I., Scherer R. Taking a Future Perspective by Learning from the Past – A Systematic Review of Assessment Instruments that Aim to Measure Primary and Secondary School Students’ ICT. Educational Research Review. 2016; 19:58-84. (In Eng.) DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.edurev.2016.05.002
- Kopecký K., Szotkowski R., Krejčí V. [Risk Forms of Behavior of Czech and Slovak Children in the Internet Environment]. 2015. (In Czech.) DOI: http://doi.org/10.5507/pdf.15.24448619
- Gray D.E. Doing Research in the Real World. Los Angeles: SAGE; 2009. Available at: https:// www.academia.edu/29567720/Doing_Research_in_the_Real_Worl_-_David_E_Gray (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
- Ziemba E. Discussion on a Sustainable Information Society. Business Informatics – Informatyka Ekonomiczna. 2014; 1(31):13-25. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15611/ie.2014.1.01
- Ziemba E. [Sustainable Information Society]. Katowice: Uniwersytet Ekonomiczny; 2017. (In Pol.)
- Macuh B., Raspor A., Sraka M., Kovačič A. Media Exposure and Education of First to Six Grade Children from Slovenia – Parent Opinions. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineer- ing and Education (IJCRSEE). 2018; 6(3):49-57. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.5937/ijcrsee1803049M
- Fleming M.J., Greentree S., Cocotti-Muller D., Elias K.A., Morrison S. Safety in Cyberspace. Youth & Society. 2006; 38(2):135-154. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/0044118x06287858
- Istenič Starčič A., Lebeničnik M. Investigation of University Students’ Perceptions of their Eductors as Role Models and Designers of Digitalized Curricula. Human Technology. 2020; 16(1):55-91. Available at: https://humantechnology.jyu.fi/archive/vol-16/issue-1/istenicstarcic_lebenicnik (accessed 11.03.2020). (In Eng.)
- Tomczyk Ł. Digital Piracy among Adolescents – Scale and Sonditions. In: Ł. Tomczyk, A. Ryk, J. Prokop (ed.) New Trends and Research Challenges in Pedagogy and Andragogy. Kraków: Uniwersytet Pedagogiczny w Krakowie; 2018. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24917/9788394156893.5
- Jang S.M., Kim J.K. Third Person Effects of Fake News: Fake News Regulation and Media Literacy Interventions. Computers in Human Behavior. 2018; 80:295-302. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1016/j.chb.2017.11.034
- Potyrała K. [iEducation Synergy of New Media and Didactics]. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Pedagogicznego; 2017. (In Pol.)
- Pyżalski J. Family and School in Prevention of Online Risk Behaviours in Young People. Dziecko krzywdzone. Teoria, badania, praktyka. 2013; 12(1):99-109. Available at: http://dzieckokrzywdzone.fdds.pl/ index.php/DK/article/view/83/72 (accessed 12.12.2019). (In Pol., abstract in Eng.)
- Plichta P. [Socialization and Education of Children and Adolescents with Intellectual Disabilities in the Digital Age]. Toruń: Wydaw. Adam Marszałek; 2017. (In Pol.)
- Pyżalski J., Zdrodowska A., Tomczyk Ł., Abramczuk K. [Polish Research EU KIDS ONLINE. The Most Important Results and Conclusions]. Poznań: Wydaw. Uniwersytet Adama Mickiewicza; 2019. (In Pol.)
- Ståhl T. How ICT Savvy are Digital Natives Actually? Nordic Journal of Digital Literacy. 2017; 12(03):89-108. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18261/issn.1891-943x-2017-03-04
- Blankenship R. Are Digital Natives Real? Exploring the Myths and Realities of the Digital Native Existence. Inted 2017 Proceedings. 2017. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2017.1832
- McKnight K. The First Generation of True Digital Natives. Research World. 2018; 70:14-17. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/rwm3.20659
- Lee S.-H. Digital Literacy Education for the Development of Digital Literacy. International Journal of Dig- ital Literacy and Digital Competence. 2014; 5(3):29-43. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4018/ijdldc.2014070103
- Livingstone S., Bober M., Helsper E. Internet Literacy among Children and Young People: Findings from the UK Children Go Online Project; 2005. (In Eng.)
- Berge O. Rethinking Digital Literacy in Nordic School Curricula. Nordic Journal of Digital Literacy. 2017; 12(01-02):5-7. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18261/issn.1891-943x-2017-01-02-01
- Eger L., Klement M., Tomczyk L., Pisoňová M., Petrová G. Different User Groups of University Students and their ICT Competence: Evidence from Three Countries in Central Europe. Journal of Baltic Science Education. 2018; 17(5):851-866. Available at: http://oaji.net/articles/2017/987-1539418548.pdf (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
Дополнительные файлы
