Онлайн-безопасность как новый компонент цифровой грамотности молодежи

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье проанализированы данные об уровне цифровой грамотности в области новых средств массовой информации и угроз, связанных с их использованием, среди учащихся старших классов средней школы (четвертый образовательный цикл).

Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен диагностический тест, содержащий 18 вопросов. В нем приняли участие 1 693 человека в возрасте 15–21 год. Исследование было разра- ботано на основе традиционных методов тестирования знаний и навыков.

Результаты исследования. По итогам проведенного тестирования выявлено, что наиболее слабым компонентом цифровой грамотности являются знания, связанные с авторским правом, сильной обла- стью – онлайн-покупки и финансовые операции. Были определены различия в отношении некоторых компонентов цифровой грамотности, определяемых гендерным фактором: девочки получили более высокие результаты тестов с точки зрения «мягких» навыков, мальчики показали лучшие познания в технических аспектах цифровой грамотности. По итогам кластерного анализа отмечено, что у 41,41 % учащихся хорошие и очень хорошие результаты теста на компетентность. Однако большинство сту- дентов нуждаются в дальнейшем образовании по анализируемым областям.

Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны руководителям образовательных организаций. Полученные выводы могут способствовать качественному преобразованию учебных программ по информационным технологиям.

Об авторах

Л. Томчик

Краковский педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lukasz.tomczyk@up.krakow.pl
ORCID iD: 0000-0002-5652-1433
Scopus Author ID: 56780136100
ResearcherId: O-2800-2014

научный сотрудник факультета социальных наук, доктор философии

Польша, Краков

Л. Эгер

Университет Западной Богемии

Email: leger@kmo.zcu.cz
ORCID iD: 0000-0002-5437-3297

доцент департамента маркетинга, торговли и услуг, доктор педагогики

Чехия, Пльзень

Список литературы

  1. Flanigan A.E., Babchuk W.A. Social Media as Academic Quicksand: A Phenomenological Study of Student Experiences in and out of the Classroom. Learning and Individual Differences. 2015; 44:40-45. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.11.003
  2. Goodfellow R. Literacy, Literacies and the Digital in Higher Education. Teaching in Higher Educa- tion. 2011; 16(1):131-144. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2011.544125
  3. Mazman S.G., Usluel Y.K. Modeling Educational Usage of Facebook. Computers & Education. 2010; 55(2):444-453. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.02.008
  4. Stošić L., Stošić I. Perceptions of Teachers Regarding the Implementation of the Internet in Education. Computers in Human Behavior. 2015; 53:462-468. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.027
  5. Wu Y.-T., Tsai Ch.-Ch. University Students’ Internet Attitudes and Internet Self-Efficacy: A Study at Three Universities in Taiwan. Cyberpsychology & Behavior. 2006; 9(4):441-450. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1089/cpb.2006.9.441
  6. Nyikes Z. Digital Competence and Safety Awareness Base on the Assessments Results of the Midle- East European Generations. Procedia Manufacturing. 2018; 22:916-922. (In Eng.)
  7. Wilson M., Scalise C., Gochyev P. Rethinking DL: From Computer Skills to Socialnetwork Settings. Thinking Skills and Creativity. 2015; 18:65-80. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2015.05.001
  8. List A. Defining Digital Literacy Development: An Examination of Preservice Teachers’ Beliefs. Computers & Education. 2019; 138:146-158. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.03.009
  9. Rothagi A., Scherer R., Hetlevik O.E. The Role of ICT Self-Efficacy for Students’ ICT Use and their Achievement in a Computer and Information Literacy Test. Computers & Education. 2016; 102:103-116. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.08.001
  10. Guzmán-Simón F., García-Jiménez E., López-Cobo I. Undergraduate Students’ Perspectives on Digital Competence and Academic Literacy in Spanish University. Computers in Human Behavior. 2017; 74:196-204. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.04.040
  11. Fraillon J., Schulz W., Friedman T., Ainley J., Gebhardt E. International Computer and Information Literacy Study: ICILS 2018: Technical Report. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15478/uuid:b9cdd888- 6665-4e9f-a21e-61569845ed5b
  12. Fraillon J., Ainlen J., Schultz W., Friedman T., Gebhardt E. Preparing for Live in Digital Edge. Melbourne: Springer; 2014. Available at: https://www.springer.com/gp/book/9783319142210 (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
  13. Eshet-Alkalai Y. Digital Literacy: A Conceptual Framework for Survival Skills in the Digital Era. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2004; 13(1):93-106. Available at: https://www. openu.ac.il/personal_sites/download/Digital-literacy2004-JEMH.pdf (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
  14. Porat E., Blau I., Barak A. Measuring Digital Literacies: Junior High-School Students’ Perceived Competencies versus Actual Performance. Computers & Education. 2018; 126:23-36. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.030
  15. Rambousek V., Štípek J., Vaňoková P. Contents of Digital Literacy from the Perspective of Teachers and Pupils. Procedia. Social and Bahavioral Sciences. 2016; 217:354-362. (In Eng.)
  16. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. 2013. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2788/52966
  17. Hatlewik O.E., Gudmundsdóttir G.B., Loi M. Digital Diversity among Upper Secondary Students: A Multilevel Analysis of the Relationship between Cultural Capital, Self-Efficacy, Strategic Use of In- formation and Digital Competence. Computers & Education. 2015; 81:345-353. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1016/j.compedu.2014.10.019
  18. Fenaughty J., Harré N. Factors Associated with Distressing Electronic Harassment and Cyberbullying. Computers in Human Behavior. 2013; 29(3):803-811. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2012.11.008
  19. Livingstone S., Smith P. K. Annual Research Review: Harms Experienced by Child Users of Online and Mobile Technologies: The Nature, Prevalence and Management of Sexual and Aggressive Risks in the Digital Age. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2014; 55(6):635-654. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1111/jcpp.12197
  20. Sabella A.R., Patchin W.J., Hinduja S. Cyberbullying Myths and Realities. Computers in Human Behavior. 2013; 29(6):2703-2711. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2013.06.040
  21. Tomczyk Ł., Srokowski Ł., Wąsiński A. [Digital Safety Competencies in Polish Schools]. Tarnów: Stowarzyszenie Miasta w Internecie; 2016. (In Pol.)
  22. Siddiq F., Hatlevik O.E., Olsen V.R., Throndsen I., Scherer R. Taking a Future Perspective by Learning from the Past – A Systematic Review of Assessment Instruments that Aim to Measure Primary and Secondary School Students’ ICT. Educational Research Review. 2016; 19:58-84. (In Eng.) DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.edurev.2016.05.002
  23. Kopecký K., Szotkowski R., Krejčí V. [Risk Forms of Behavior of Czech and Slovak Children in the Internet Environment]. 2015. (In Czech.) DOI: http://doi.org/10.5507/pdf.15.24448619
  24. Gray D.E. Doing Research in the Real World. Los Angeles: SAGE; 2009. Available at: https:// www.academia.edu/29567720/Doing_Research_in_the_Real_Worl_-_David_E_Gray (accessed 12.12.2019). (In Eng.)
  25. Ziemba E. Discussion on a Sustainable Information Society. Business Informatics – Informatyka Ekonomiczna. 2014; 1(31):13-25. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15611/ie.2014.1.01
  26. Ziemba E. [Sustainable Information Society]. Katowice: Uniwersytet Ekonomiczny; 2017. (In Pol.)
  27. Macuh B., Raspor A., Sraka M., Kovačič A. Media Exposure and Education of First to Six Grade Children from Slovenia – Parent Opinions. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineer- ing and Education (IJCRSEE). 2018; 6(3):49-57. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.5937/ijcrsee1803049M
  28. Fleming M.J., Greentree S., Cocotti-Muller D., Elias K.A., Morrison S. Safety in Cyberspace. Youth & Society. 2006; 38(2):135-154. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/0044118x06287858
  29. Istenič Starčič A., Lebeničnik M. Investigation of University Students’ Perceptions of their Eductors as Role Models and Designers of Digitalized Curricula. Human Technology. 2020; 16(1):55-91. Available at: https://humantechnology.jyu.fi/archive/vol-16/issue-1/istenicstarcic_lebenicnik (accessed 11.03.2020). (In Eng.)
  30. Tomczyk Ł. Digital Piracy among Adolescents – Scale and Sonditions. In: Ł. Tomczyk, A. Ryk, J. Prokop (ed.) New Trends and Research Challenges in Pedagogy and Andragogy. Kraków: Uniwersytet Pedagogiczny w Krakowie; 2018. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24917/9788394156893.5
  31. Jang S.M., Kim J.K. Third Person Effects of Fake News: Fake News Regulation and Media Literacy Interventions. Computers in Human Behavior. 2018; 80:295-302. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1016/j.chb.2017.11.034
  32. Potyrała K. [iEducation Synergy of New Media and Didactics]. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Pedagogicznego; 2017. (In Pol.)
  33. Pyżalski J. Family and School in Prevention of Online Risk Behaviours in Young People. Dziecko krzywdzone. Teoria, badania, praktyka. 2013; 12(1):99-109. Available at: http://dzieckokrzywdzone.fdds.pl/ index.php/DK/article/view/83/72 (accessed 12.12.2019). (In Pol., abstract in Eng.)
  34. Plichta P. [Socialization and Education of Children and Adolescents with Intellectual Disabilities in the Digital Age]. Toruń: Wydaw. Adam Marszałek; 2017. (In Pol.)
  35. Pyżalski J., Zdrodowska A., Tomczyk Ł., Abramczuk K. [Polish Research EU KIDS ONLINE. The Most Important Results and Conclusions]. Poznań: Wydaw. Uniwersytet Adama Mickiewicza; 2019. (In Pol.)
  36. Ståhl T. How ICT Savvy are Digital Natives Actually? Nordic Journal of Digital Literacy. 2017; 12(03):89-108. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18261/issn.1891-943x-2017-03-04
  37. Blankenship R. Are Digital Natives Real? Exploring the Myths and Realities of the Digital Native Existence. Inted 2017 Proceedings. 2017. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2017.1832
  38. McKnight K. The First Generation of True Digital Natives. Research World. 2018; 70:14-17. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/rwm3.20659
  39. Lee S.-H. Digital Literacy Education for the Development of Digital Literacy. International Journal of Dig- ital Literacy and Digital Competence. 2014; 5(3):29-43. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4018/ijdldc.2014070103
  40. Livingstone S., Bober M., Helsper E. Internet Literacy among Children and Young People: Findings from the UK Children Go Online Project; 2005. (In Eng.)
  41. Berge O. Rethinking Digital Literacy in Nordic School Curricula. Nordic Journal of Digital Literacy. 2017; 12(01-02):5-7. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18261/issn.1891-943x-2017-01-02-01
  42. Eger L., Klement M., Tomczyk L., Pisoňová M., Petrová G. Different User Groups of University Students and their ICT Competence: Evidence from Three Countries in Central Europe. Journal of Baltic Science Education. 2018; 17(5):851-866. Available at: http://oaji.net/articles/2017/987-1539418548.pdf (accessed 12.12.2019). (In Eng.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Томчик Л., Эгер Л., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».