Актуальные аспекты методологии развития коммуникативной компетенции наставника в процессе преподавания иностранных языков
- Авторы: Шустова С.В.1, Буланкина Н.Е.2, Леонтьева Л.А.3, Ширинян М.В.4
-
Учреждения:
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
- Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова
- Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 40-51
- Раздел: Педагогическая психология
- Статья получена: 23.03.2025
- Статья опубликована: 15.03.2024
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-9468/article/view/284663
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.040-051
- ID: 284663
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Неотъемлемым показателем наставничества является готовность опытного педагога к передаче опыта. В этой связи особую значимость приобретают совершенствование коммуникативной подготовки наставников и формирование у них готовности к продуктивному взаимодействию с преемниками. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию коммуникативной готовности преподавателей иностранного языка к реализации взаимодействия с преемниками. Для успешной реализации наставничества в образовательной организации целесообразны организация и осуществление не только методического сопровождения, но и коммуникативного. Цель исследования – обоснование модели формирования коммуникативной готовности педагогов ‒ наставников по обучению иностранным языкам с учетом поликультурной специфики региона.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проанализирован практический опыт наставничества учителей и преподавателей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области; проведены оценка уровня психолого-педагогической готовности учителей к наставничеству в форме заполнения листа самообследования, тестирование уровня коммуникативной компетенции при помощи теста-опросника Б. А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) и исследование ценностных ориентаций наставников и преемников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты исследования. По итогам исследования были выявлены основные тенденции в организации системы наставничества в сфере образования (американская «Спонсорское наставничество» и европейская «Развивающее наставничество» модели наставничества), важность передачи опыта молодым педагогам; формы и методы формирования коммуникативной готовности наставников для успешной реализации наставничества. Доказано, что сформированность коммуникативной составляющей наставника способствует эффективному сотрудничеству наставника и его воспитанников, помогает мобильно адаптироваться к быстро меняющимся условиям в профессиональной деятельности, мотивирует к поиску новых форм обучения, обеспечивает развитие критического и самостоятельного мышления.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие системы наставничества для разных сфер профессиональной деятельности, поскольку именно коммуникативная готовность облегчает процессы общения, обмена опытом и контроля профессиональной деятельности между наставником и его подопечным. Материалы статьи будут полезны руководителям образовательных организаций, представителям (сотрудникам) учреждений повышения квалификации и дополнительного образования педагогов.
Об авторах
Светлана Викторовна Шустова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lanaschust@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8318-7864
Scopus Author ID: 56028065500
ResearcherId: AAD-8871-2019
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и перевода
Россия, г. ПермьНадежда Ефимовна Буланкина
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Email: nebn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4291-6354
Scopus Author ID: 57221192968
доктор философских наук, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования
Россия, г. НовосибирскЛюбовь Александровна Леонтьева
Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова
Email: luba156@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-5399-6855
ResearcherId: JZE-3399-2024
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, г. НижнекамскМарине Витальевна Ширинян
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России(Сеченовский Университет)
Email: marina1810@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7912-5487
Scopus Author ID: 57792680400
ResearcherId: AGZ-3245-2022
старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18. https://doi. org/10.24411/2307-4264-2019-10301
- Червонный М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 3. С. 16–23. https://doi.org/10.23951/23076127-2017-3-16-23
- Dorji P., Yangzom, Tenzin J. Application of Kagan’s Cooperative Learning Structures to Maximize Student Engagement: An Action Research // Journal of Education, Society and Behavioural Science. 2021. Vol. 34, issue 3. P. 54–64. https://doi.org/10.9734/jesbs/2021/v34i330317
- Begeny C.T., Huo Y.J., Ryan M.K. A Leadership Looking Glass: How Reflected Appraisals of Leadership Shape Individuals’ Own Perceived Prototypicality and Group Identification // Self and Identity. 2023. Vol. 22, issue 1. P. 129–154. https://doi.org/10.1080/15298868.2022.2057580
- Merket M. An Analysis of Mentor and Mentee Roles in a Pre-Service Teacher Education Program: A Norwegian Perspective on the Future Mentor Role // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2022. Vol. 30, issue 5. P. 524–550. https://doi.org/10.1080/13611267.2022.2127261
- Sunde E., Ulvik M. School Leaders’ Views on Mentoring and Newly Qualified Teachers’ Needs // Education Inquiry. 2014. Vol. 5, issue 2. Article no. 23923. https://doi.org/10.3402/edui.v5.23923
- Gehrke N. Toward a Definition of Mentoring // Theory into Practice. 1988. Vol. 27, issue 3. P. 190–194. https://doi.org/10.1080/00405848809543350
- Jenkins S. David Clutterbuck, Mentoring and Coaching // International Journal of Sports Science & Coaching. 2013. Vol. 8, issue 1. P. 139–254. https://doi.org/10.1260/1747-9541.8.1.139
- Кочемасова Л. А. Учитель и наставник русской национальной педагогики К. Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения) // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20, № 2. C. 31–44. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.3
- Egorova E., Bulankina N. Strategy and Tactics of Current Professional Education: Axiological Approach // E3S Web of Conferences. 2022. Vol. 363. Article no. 04038. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236304038
- Себельдина Е. В. Формирование психолого-педагогической готовности опытных сотрудников к наставнической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 68, ч. 4. С. 144–146. URL: https://clck.ru/38nDKB (дата обращения: 13.12.2023).
- Масалимова А. Р. Модель компетенций современного наставника // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 104–108. URL: https://www.prof-obr42.ru/Archives/4(8)2012.pdf (дата обращения: 13.12.2023)
- Martin Jr. T. E. Framing Leadership: The Social Construction of Leadership within the Academic Field of Communication Studies // Cogent Social Sciences. 2017. Vol. 3, issue 1. Article no. 1328794. https://doi.org/10. 1080/23311886.2017.1328794
- Using Co-Creation Methods for Research Integrity Guideline Development – How, What, Why and When? / K. Labib [et al.] // Accountability in Research. 2023. https://doi.org/10.1080/08989621.2022.2154154
- Сопегина В. Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № 2. С. 55–67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-55-67
- Nehez J., Sülau V., Olin A. A Web of Leading for Professional Learning – Leadership from a Decentring Perspective // Journal of Educational Administration and History. 2023. Vol. 55, issue 1. P. 23–38. https://doi.org/ 10.1080/00220620.2022.2114433
- Murugova E., Bulankina N., Molokova A., Mishutina O. Comprehensive Model of Safe Educational Spaces and Lifelong Learning for Educators: Regional Approach // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. Article no. 12156. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312156
- Döös M., Wilhelmson L. Categories of Learning-Oriented Leadership: A Potential Contribution to the School Context // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2015. Vol. 2015, issue 3. Article no. 30161. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30161
- Rönnerman K., Edwards-Groves C., Grootenboer P. Opening Up Communicative Spaces for Discussion ‘Quality Practices’ in Early Childhood Education Through Middle Leadership // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2015. Vol. 2015, issue 3. Article no. 30098. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30098
- Egorova E.V., Bulankina N.E., Mishutina O. Intercultural Communication Methodology: Teaching Sciences and Engineering Students // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 381. Article no. 01044. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202338101044
Дополнительные файлы
