Актуальные аспекты методологии развития коммуникативной компетенции наставника в процессе преподавания иностранных языков

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Неотъемлемым показателем наставничества является готовность опытного педагога к передаче опыта. В этой связи особую значимость приобретают совершенствование коммуникативной подготовки наставников и формирование у них готовности к продуктивному взаимодействию с преемниками. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию коммуникативной готовности преподавателей иностранного языка к реализации взаимодействия с преемниками. Для успешной реализации наставничества в образовательной организации целесообразны организация и осуществление не только методического сопровождения, но и коммуникативного. Цель исследования – обоснование модели формирования коммуникативной готовности педагогов наставников по обучению иностранным языкам с учетом поликультурной специфики региона.

Материалы и методы. Для изучения проблемы проанализирован практический опыт наставничества учителей и преподавателей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области; проведены оценка уровня психолого-педагогической готовности учителей к наставничеству в форме заполнения листа самообследования, тестирование уровня коммуникативной компетенции при помощи теста-опросника Б. А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) и исследование ценностных ориентаций наставников и преемников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты исследования. По итогам исследования были выявлены основные тенденции в организации системы наставничества в сфере образования (американская «Спонсорское наставничество» и европейская «Развивающее наставничество» модели наставничества), важность передачи опыта молодым педагогам; формы и методы формирования коммуникативной готовности наставников для успешной реализации наставничества. Доказано, что сформированность коммуникативной составляющей наставника способствует эффективному сотрудничеству наставника и его воспитанников, помогает мобильно адаптироваться к быстро меняющимся условиям в профессиональной деятельности, мотивирует к поиску новых форм обучения, обеспечивает развитие критического и самостоятельного мышления.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие системы наставничества для разных сфер профессиональной деятельности, поскольку именно коммуникативная готовность облегчает процессы общения, обмена опытом и контроля профессиональной деятельности между наставником и его подопечным. Материалы статьи будут полезны руководителям образовательных организаций, представителям (сотрудникам) учреждений повышения квалификации и дополнительного образования педагогов.

Об авторах

Светлана Викторовна Шустова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lanaschust@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8318-7864
Scopus Author ID: 56028065500
ResearcherId: AAD-8871-2019

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и перевода

Россия, г. Пермь

Надежда Ефимовна Буланкина

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Email: nebn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4291-6354
Scopus Author ID: 57221192968

доктор философских наук, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования

Россия, г. Новосибирск

Любовь Александровна Леонтьева

Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова

Email: luba156@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-5399-6855
ResearcherId: JZE-3399-2024

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, г. Нижнекамск

Марине Витальевна Ширинян

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России
(Сеченовский Университет)

Email: marina1810@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7912-5487
Scopus Author ID: 57792680400
ResearcherId: AGZ-3245-2022

старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18. https://doi. org/10.24411/2307-4264-2019-10301
  2. Червонный М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 3. С. 16–23. https://doi.org/10.23951/23076127-2017-3-16-23
  3. Dorji P., Yangzom, Tenzin J. Application of Kagan’s Cooperative Learning Structures to Maximize Student Engagement: An Action Research // Journal of Education, Society and Behavioural Science. 2021. Vol. 34, issue 3. P. 54–64. https://doi.org/10.9734/jesbs/2021/v34i330317
  4. Begeny C.T., Huo Y.J., Ryan M.K. A Leadership Looking Glass: How Reflected Appraisals of Leadership Shape Individuals’ Own Perceived Prototypicality and Group Identification // Self and Identity. 2023. Vol. 22, issue 1. P. 129–154. https://doi.org/10.1080/15298868.2022.2057580
  5. Merket M. An Analysis of Mentor and Mentee Roles in a Pre-Service Teacher Education Program: A Norwegian Perspective on the Future Mentor Role // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2022. Vol. 30, issue 5. P. 524–550. https://doi.org/10.1080/13611267.2022.2127261
  6. Sunde E., Ulvik M. School Leaders’ Views on Mentoring and Newly Qualified Teachers’ Needs // Education Inquiry. 2014. Vol. 5, issue 2. Article no. 23923. https://doi.org/10.3402/edui.v5.23923
  7. Gehrke N. Toward a Definition of Mentoring // Theory into Practice. 1988. Vol. 27, issue 3. P. 190–194. https://doi.org/10.1080/00405848809543350
  8. Jenkins S. David Clutterbuck, Mentoring and Coaching // International Journal of Sports Science & Coaching. 2013. Vol. 8, issue 1. P. 139–254. https://doi.org/10.1260/1747-9541.8.1.139
  9. Кочемасова Л. А. Учитель и наставник русской национальной педагогики К. Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения) // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20, № 2. C. 31–44. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.3
  10. Egorova E., Bulankina N. Strategy and Tactics of Current Professional Education: Axiological Approach // E3S Web of Conferences. 2022. Vol. 363. Article no. 04038. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236304038
  11. Себельдина Е. В. Формирование психолого-педагогической готовности опытных сотрудников к наставнической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 68, ч. 4. С. 144–146. URL: https://clck.ru/38nDKB (дата обращения: 13.12.2023).
  12. Масалимова А. Р. Модель компетенций современного наставника // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 104–108. URL: https://www.prof-obr42.ru/Archives/4(8)2012.pdf (дата обращения: 13.12.2023)
  13. Martin Jr. T. E. Framing Leadership: The Social Construction of Leadership within the Academic Field of Communication Studies // Cogent Social Sciences. 2017. Vol. 3, issue 1. Article no. 1328794. https://doi.org/10. 1080/23311886.2017.1328794
  14. Using Co-Creation Methods for Research Integrity Guideline Development – How, What, Why and When? / K. Labib [et al.] // Accountability in Research. 2023. https://doi.org/10.1080/08989621.2022.2154154
  15. Сопегина В. Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № 2. С. 55–67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-55-67
  16. Nehez J., Sülau V., Olin A. A Web of Leading for Professional Learning – Leadership from a Decentring Perspective // Journal of Educational Administration and History. 2023. Vol. 55, issue 1. P. 23–38. https://doi.org/ 10.1080/00220620.2022.2114433
  17. Murugova E., Bulankina N., Molokova A., Mishutina O. Comprehensive Model of Safe Educational Spaces and Lifelong Learning for Educators: Regional Approach // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. Article no. 12156. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312156
  18. Döös M., Wilhelmson L. Categories of Learning-Oriented Leadership: A Potential Contribution to the School Context // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2015. Vol. 2015, issue 3. Article no. 30161. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30161
  19. Rönnerman K., Edwards-Groves C., Grootenboer P. Opening Up Communicative Spaces for Discussion ‘Quality Practices’ in Early Childhood Education Through Middle Leadership // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2015. Vol. 2015, issue 3. Article no. 30098. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30098
  20. Egorova E.V., Bulankina N.E., Mishutina O. Intercultural Communication Methodology: Teaching Sciences and Engineering Students // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 381. Article no. 01044. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202338101044

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шустова С.В., Буланкина Н.Е., Леонтьева Л.А., Ширинян М.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».