Образование 4.0 в информационном обществе: возможности, технологии и компоненты, риски и вызовы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное общество с его высочайшим уровнем производства, потребления, науки и технологии предъявляет особые требования ко всем субъектам образовательного процесса, учебно-методическим подходам и материалам для формирования специалистов, которые будут востребованы на высококонкурентном рынке труда. Технологии дистанционного обучения, ставшие особенно востребованными после пандемии COVID-19, и возможности постиндустриального общества привели к появлению Образования 4.0 — концепции, использующей цифровые технологии, инновационные подходы к преподаванию онлайн и офлайн для повышения качества образования в соответствии с требованиями цифровой эпохи [1]. Трансформационный переход к Образованию 4.0 предполагает тесное взаимодействие между университетами, индустриями, правительством и обществом с активным использованием технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных, технологий искусственной и дополненной реальности, интернета вещей и робототехники. Помимо вышеупомянутых цифровых технологий в основе Образования 4.0 лежит компетентностно-ориентированный подход, предполагающий использование технологий смешанного обучения, электронного обучения, геймификации и симуляции. В настоящей статье проанализированы основные инструменты и технологии, используемые в Образовании 4.0, показана взаимосвязь между объектом исследования и Четвертой промышленной революцией, и сделана попытка оценить возможности и риски использования концепции Образование 4.0.

Об авторах

А. Л. Абрамовский

Тюменский индустриальный университет

Email: anton.abramovsky@mail.ru

Д. А. Абрамовский

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

М. Л. Белоножко

Тюменский индустриальный университет

ORCID iD: 0000-0001-5517-3740

Список литературы

  1. Абрамовский, А. Л. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: возможности, вызовы, перспективы / А. Л. Абрамовский, Л. В. Ребышева. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2020. – № 2. – С. 43–52.
  2. Identification of roadmap of fourth construction industrial revolution. – URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/615/1/012029 (date of the applicacation: 20.03.2025). – Text : electronic.
  3. Concepts, innovative technologies, learning approaches and trend topics in education 4.0: A scoping literature review. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291124000998 (date of the applicacation: 11.03.2025). – Text : electronic.
  4. Augmented realitybased learning media as interactive learning innovation to enhanced vocational school learning outcomes / I. Brilian, A. B. N. R. Putra, S. Suhartadi, P. Partono. – doi: 10.1109/ICOVET50258.2020.9229922. – Text : direct // 2020 4th international Conference on Vocational Education and Training (ICOVET). – IEEE, 2020. – P. 97–100.
  5. Artificial Intelligence Coined at Dartmouth. – URL: https://home.dartmouth.edu/ about/artificial-intelligence-ai-coined-dartmouth (date of the applicacation : 20.01.2025). – Text : electronic.
  6. Петухова, А. Наука о дистанционном обучении / А. Петухова. – Текст : электронный // Газета «Коммерсантъ» : сайт. – 2024. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574683 (дата обращения: 17.01.2025).
  7. Artificial Intelligence Coined at Dartmouth. – URL: https://home.dartmouth.edu/about/artificial-intelligence-ai-coined-dartmouth (date of the applicacation : 20.01.2025). – Text : electronic.
  8. Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия. – Текст : электронный // UNESDOC (Цифровая библиотека ЮНЕСКО) : сайт. – 2022. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000382446 (дата обращения: 01.02.2025).
  9. Mian, Y. (2022). Learning Analytics in Education, Advantages and Issues: A Systematic Literature Review / Y. Mian, F. Khalid, A. Qun, S. Ismail. – doi: 10.4236/ce.2022.139183. – Text : direct // Creative Education. – 2022. – Vol. 13, Issue 9. – P. 2913–2920.
  10. Al Soub, T. F. The reality of using Moodle In a distance education program / T. F. Al Soub, N. Z. Amarin. – doi: 10.18844/cjes.v16i5.6237. – Text : direct // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2021. – Vol. 16, Issue 5. – P. 2173–2192.
  11. Никулина, Л. Чат-боты в онлайн-обучении: почему чат-бот станет незаменимым помощником в процессе обучения / Л. Никулина. – Текст : электронный // Платформа VC.ru. : сайт. – 2024. – URL: https://vc.ru/marketing/1154860-chat-boty-v-onlain-obuchenii-pochemu-chat-bot-stanet-nezamenimym-pomoshnikom-v-processe-obucheniya (дата обращения: 05.02.2025).
  12. Martin, J. Augmented reality in education 4.0. / J. Martin, J. Bohuslava, H. Igor. – doi: 10.1109/STC-CSIT.2018.8526676. – Text : direct // In IEEE 13th international scientific and technical conference on computer sciences and information technologies (CSIT). – 2018. – Vol. 1. – P. 231–236.
  13. Нужные вещи: как интернет вещей работает в образовании. – Текст : электрон ный. – 2023. – 23 марта // URL: https://dzen.ru/a/ZBv0Cg-ZxWNbhHdw (дата обращения: 05.02.2025).
  14. Абрамовский, А. Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: специальность 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Абрамовский Антон Львович. – Тюмень, 2014. – 204 с. – Текст : непосредственный.
  15. Ab Rahman, R. A study on gamification for higher education students’ engagement towards education 4.0. / R. Ab Rahman, S. Ahmad, U. R. Hashim. – Text : direct // In Intelligent and interactive computing: Proceedings of IIC 2018. Springer Singapore. – 2019. – pp. 491–502

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».