Детерминанты успешного проведения краудфандинговых кампаний на примере российской площадки Boomstarter

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Как показывают наблюдения, порядка половины проектов на краудфандинговых платформах, основанных на системе вознаграждений, не достигают заявленного уровня финансирования. Одной из причин данной ситуации выступает недостаток опыта у инициаторов кампаний, а также игнорирование факторов, критически важных для их успеха. Настоящее исследование, основанное на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, направлено на идентификацию ключевых детерминантов, оказывающих влияние на результативность краудфандинговых кампаний.

В ряде зарубежных работ представлены эмпирические оценки факторов, влияющих на успех кампаний на платформах Kickstarter, Indiegogo, Ulule, Eppela и др. Однако исследования, посвящённые российским краудфандинговым платформам, остаются крайне ограниченными. Впервые проведён анализ 300 проектов, завершённых на платформе Boomstarter в период с июля 2020 по май 2022 года. С использованием метода наименьших квадратов установлено, что успешность кампаний положительно коррелирует с реалистичным выбором финансовой цели, числом спонсоров, объёмом обратной связи (количеством комментариев), а также наличием видеоконтента.

Дополнительно, с помощью логит-регрессии было подтверждено значимое влияние указанных факторов, а также получены оценки вероятности достижения проектом заявленной финансовой цели. В перспективе целесообразно расширить массив наблюдений, варьировать перечень изучаемых факторов, а также учитывать категориальные различия проектов. Отдельный интерес представляет исследование детерминант роста числа спонсоров и анализ других отечественных краудфандинговых платформ.

Об авторах

С. Г Макарова

экономический факультет МГУ

Автор, ответственный за переписку.
Email: svtlmakarova@gmail.com

Д. А Улитина

Kept (formerly – KPMG)

Email: ulitinadaria@gmail.com

Список литературы

  1. Chen, MY., Chang, JR., Chen, LS. et al. Identifying the key success factors of movie projects in crowdfunding // Multimedia Tools and Application. – 2022. - 81, C. 27711–27736. DOI: https://doi.org/10.1007/s11042-022-12959-0
  2. Mollick E. Crowdfunding as a Font of Entrepreneurship: Outcomes of Reward-Based Crowdfunding // The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 133-150. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_7
  3. Belleflamme, P., Lambert, T., Schwienbacher, A., 2014. Crowdfunding: Tapping the Right Crowd // Journal of Business Venturing, 29, 585–609. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.003
  4. Efrat K., Gilboa S. Relationship approach to crowdfunding: How creators and supporters interaction enhances projects’ success //Electronic Markets. – 2020. – Т. 30. – №. 4. – С. 899-911. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-019-00391-6
  5. Parhankangas A., Renko M. Linguistic style and crowdfunding success among social and commercial entrepreneurs //Journal of business venturing. – 2017. – Т. 32. – №. 2. – С. 215-236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2016.11.001
  6. Allison T. H. et al. Crowdfunding in a prosocial microlending environment: Examining the role of intrinsic versus extrinsic cues //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2015. – Т. 39. – №. 1. – С. 53-73. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12108
  7. Hoegen A., Steininger D. M., Veit D. How do investors decide? An interdisciplinary review of decision-making in crowdfunding //Electronic Markets. – 2018. – Т. 28. – №. 3. – С. 339-365. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-017-0269-y
  8. Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study //Journal of business venturing. – 2014. – Т. 29. – №. 1. – С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.06.005
  9. Cordova A., Dolci J., Gianfrate G. The determinants of crowdfunding success: evidence from technology projects //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 181. – С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.872
  10. Koch J. A., Siering M. Crowdfunding success factors: The characteristics of successfully funded projects on crowdfunding platforms. – 2015.
  11. Zvilichovsky D., Inbar Y., Barzilay O. Playing both sides of the market: Success and reciprocity on crowdfunding platforms //Available at SSRN 2304101. – 2015.
  12. Anglin A. H. et al. The power of positivity? The influence of positive psychological capital language on crowdfunding performance //Journal of Business Venturing. – 2018. – Т. 33. – №. 4. – С. 470-492. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2018.03.003
  13. Luthans F., Youssef C. M. Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage // Organizational Dynamics. – 2004. - Т. 33. - № 2 (2004), С. 143–160. doi: 10.1016/j.orgdyn.2004.01.003 DOI: https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2004.01.003
  14. Courtney C., Dutta S., Li Y. Resolving information asymmetry: Signaling, endorsement, and crowdfunding success //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2017. – Т. 41. – №. 2. – С. 265-290. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12267
  15. Barasinska N., Schäfer D. Is crowdfunding different? Evidence on the relation between gender and funding success from a German peer-to-peer lending platform //German Economic Review. – 2014. – Т. 15. – №. 4. – С. 436-452. DOI: https://doi.org/10.1111/geer.12052
  16. Calic G., Mosakowski E. Kicking off social entrepreneurship: How a sustainability orientation influences crowdfunding success //Journal of Management Studies. – 2016. – Т. 53. – №. 5. – С. 738-767. DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12201
  17. Hörisch J. Crowdfunding for environmental ventures: an empirical analysis of the influence of environmental orientation on the success of crowdfunding initiatives //Journal of cleaner production. – 2015. – Т. 107. – С. 636-645. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.05.046
  18. Xie K. et al. Success factors and complex dynamics of crowdfunding: An empirical research on Taobao platform in China //Electronic Markets. – 2019. – Т. 29. – №. 2. – С. 187-199. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-018-0305-6
  19. Замбалаева Т. Б. Факторы успешного краудфандингового финансирования (на примере российской платформы Boomstarter) //Journal of Applied Economic Research. – 2020. – Т. 19. – №. 3. – С. 398-412. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.3.019
  20. Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 151-182. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_8
  21. Vismara S. Signaling to Overcome Inefficiencies in Crowdfunding Markets //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – C. 29-56. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_3
  22. Лиленко-Карелина И. Краудфандинг. Как найти деньги для вашей идеи. – Москва: Лайвбук, 2018. - 176 с.
  23. Hainz C. Fraudulent Behavior by Entrepreneurs and Borrowers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 79-99. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_5
  24. Ahlers, G.K., Cumming, D., Günther, C., Schweizer, D., 2015. Signaling in equity crowdfunding. Enterp. Theory Pract. 39, 955–980. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12157
  25. Рич Дж. Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств - М.: СмартБук : И-трейд, 2015. – 360 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Макарова С.Г., Улитина Д.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».