Вестник Института социологии

ISSN: 2221-1616

Периодичность: 4 раза в год

Издается c 2010 года

Главный редактор: М.К. Горшков, академик РАН

Входит в: Белый список (2 уровень), перечень ВАК (К1), РИНЦ

Рецензирование: двойное слепое

Журнал открытого доступа


Сетевой научный журнал «Вестник Института социологии» учрежден в 2010 г. Главная задача журнала– агрегация и презентация широкой научной общественности результатов исследований региональных ученых. Мы верим, что привлечение коллег к общероссийской и межрегиональной научной дискуссии способствует преодолению информационной замкнутости и повышению качества фундаментальной социологической науки в нашей стране, позволяет находить объяснения феноменам сложной и многообразной российской реальности.

Первый номер журнала вышел в декабре 2010 года. В связи с изменением наименования учредителя перерегистрирован Роскомнадзором,  ЭЛ № ФС77 - 73108 от 9 июня 2018 г..

Периодичность издания журнала – четыре номера в год (до 2014 г. – 2 номера в год).

Главный редактор – Горшков Михаил Константинович, академик РАН, научный руководитель Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, директор Института социологии ФНИСЦ РАН, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК), категория К1,  Russian Science Citation Index (RSCI) на базе Web of Science и входит в ядро РИНЦ.: 

Издатель: Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Адрес: 109544, Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5. стр.1 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).  ЭЛ № ФС 77 - 73108 от 09.06.2018
– Наименование СМИ: Вестник Института социологии
– Форма распространени:я Сетевое издание
– Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
– Языки: русский, английский

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

Текущий выпуск

Том 16, № 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

О Выпуске

Стабильность и перемены: риск нарушения баланса
Аксёнова О.В.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):8-12
pages 8-12 views

Тема номера: Метаморфозы этнической и региональной идентичности

Этничность и региональность в Республике Саха (Якутия): значимость и содержание идентичностей в условиях внешнего давления
Арутюнова Е.М.
Аннотация
В данной статье на материале репрезентативного массового опроса, экспертных и глубинных интервью проанализированы уровни этнической, региональной и локальной идентичностей в Республике Саха (Якутия) в 2023 г. Выявлено, что этническая идентичность саха (этнических якутов) остается стабильно высокой и субъективно значимой, среди русских якутян ее уровень растет, как и в целом среди русских по стране в последние годы. Рассмотрено когнитивное наполнение этнической идентичности, наиболее важной составляющей которой является родной язык – как для саха, так и для русских, а также культура, территория, обычаи. Выявлен рост религии как составляющей этнической идентичности для саха. Для русских якутян существенно значимыми являются также общая государственность и общая история, что связано со схожестью для русских этнической и российской гражданской идентичностей. Показано, что региональная и локальная идентичности также весьма значимы для якутян и совмещаются для большинства с российской идентичностью. Зафиксирован высокий уровень региональной идентичности у русских якутян, что существенно для региона, в котором долгое время приезжающие на производства считали себя и считались местным сообществом временными жителями, гостями. Выявлено также, что в вопросе приоритета прав той или иной этнической общности подавляющее большинство жителей республики разделяет открытую и позитивную точку зрения «все граждане России должны обладать равными правами». Однако, если речь идет непосредственно о «своей» республике, среди саха более трети соглашаются с позицией, что «представители коренной национальности должны иметь больше прав в своей национальной республике, чем представители других национальностей». Такая позиция является, с одной стороны, дискриминирующей и потенциально ведущей к неравенствам, а с другой стороны может быть результатом опасений утраты собственной этнической идентичности. Также показано, что распространенная в регионе точка зрения, что народам республик было бы хорошо иметь больше самостоятельности, разделяется высокими долями опрошенных как среди саха, так и среди русских якутян, что может быть потенциально значимым для упрочения регионального сообщества. При этом важно не допустить расширения влияния внешних, враждебных России акторов, пытающихся эксплуатировать так называемую антиколониальную, антиимперскую повестку с целью расшатывания целостности нашей страны.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):13-29
pages 13-29 views
Этноцентризм в России: динамика, специфика и факторы влияния
Воронина Н.С.
Аннотация
В статье обосновывается необходимость поиска связи социального неравенства с установками этноцентризма в целях предотвращения его негативных проявлений. На материалах лонгитюдного исследования RUSSET (Российские социально-экономические тренды) и исследования ЦЕССИ анализируются динамика этноцентризма русских в период 1995–1999 и 2023 гг., а также факторы, влияющие на выраженность установок этноцентризма. Выявлено, что на протяжении всего исследуемого периода для русских характерен ингрупповой фаворитизм, который усилился в 2023 г., а также стабильно сохраняющиеся положительные установки по отношению к представителям нацменьшинств. Исключение составляет только 1999 г., когда наблюдались проявления негибкого этноцентризма: большинство русских выражали согласие с тем, что преступность растет из-за представителей нацменьшинств и они угрожают политической системе России. Подобные оценки объясняются контекстом 1999 г., для которого характерны такие события как война в Чечне, теракты (взрывы жилых домов), высокий уровень уличной преступности и т.п. С помощью метода главных компонент было выявлено, что социальные установки по этноцентризму во все годы исследования образуют единую трехкомпонентную структуру. Ее составляющие названы автором 1) «негибкий этноцентризм по отношению к нацменьшинствам», 2) «гибкий этноцентризм», 3) «негибкий этноцентризм по отношению к собственной стране». Среди специфики данных компонент можно выделить то, что типичный представитель первой группы имеет среднее специальное или профессиональное образование, типичными представителями второй группы являются респонденты в возрасте 34–41 г., не испытывающие существенных материальных проблем, представители третьей группы преимущественно относятся к возрастной категории от 18 до 33 лет, что объясняется общей направленностью данной возрастной группы на европейский цивилизационный путь развития. С помощью регрессионного анализа выявлены факторы, связанные с этноцентризмом. Установлено, что частота общения с представителями нацменьшинств, высокая самооценка дохода, принадлежность к группе с высшим уровнем образования, высокий уровень межличностного доверия увеличивают установки, которые можно характеризовать как гибкий этноцентризм. Сделан вывод о том, что социальное неравенство связано с установками этноцентризма, поскольку увеличение дохода, увеличение уровня образования приводит к увеличению этноцентрической гибкости. Принадлежность к возрастной группе от 18 до 33 лет, голосование на выборах за партии правого толка, внешний локус-контроль увеличивают установки, которые можно охарактеризовать как негибкий этноцентризм.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):30-49
pages 30-49 views
Миграционное поведение населения внутриконтинентальных горных районов Евразии в условиях изменения климата
Максимова С.Г., Омельченко Д.А.
Аннотация
Горные экосистемы и ледниковые зоны во всем мире наиболее чувствительны к климатическим изменениям, трансформирующим природную среду, социальную, экономическую жизнь территорий, изменяющим культуру и быт проживающих в горах коренных народов и других этнических групп. Изменения температурных режимов, осадков и водообеспеченности, рост опасных гидрометеорологических явлений оказывают негативное влияние на хозяйственную деятельность и здоровье жителей горных районов и требуют повышенного внимания к вопросам их адаптации и повышения устойчивости в условиях климатической неопределенности. Миграции в контексте изменений климата, с одной стороны, рассматриваются в качестве активной стратегии, повышающей уровень безопасности населения, с другой стороны, акцентируют внимание на не-миграции как на вынужденной стратегии и результате свободного выбора. Горные территории Юго-Западной Сибири находятся в центре научного внимания в связи с изменениями ледового покрова и деградацией «вечной мерзлоты», сложной миграционной ситуацией, как правило, анализируемой в свете факторов социально-экономического развития. В статье представлены результаты социологических экспедиций в трех регионах, расположенных в пределах Алтайской горной страны (Алтайский край, Республика Алтай, Республика Тыва), направленные на оценку населением климатических изменений и адаптации к ним. На основе данных социологических опросов, глубинных интервью и экспертных оценок делаются выводы об основных тенденциях и особенностях миграционной ситуации и миграционных установок населения в сложных климатических условиях. Показано, что климатические изменения, с одной стороны, выступают в качестве фактора, усугубляющего социально-экономические и социальные проблемы, стимулирующие миграционный отток населения. С другой – для большой части населения, они не являются значимым основанием для смены места жительства, а являются частью особого «горного» и в значительной степени традиционного образа жизни. Добровольный отказ от миграции формируется позитивным восприятием местности как имеющей потенциал развития, в то же время вынужденный отказ рассматривается как проявление дезадаптивных стратегий.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):50-73
pages 50-73 views

Социология управления

Рейтинг актуальных проблем малых городов Свердловской области
Заборова Е.Н.
Аннотация
В настоящее время в научной среде нашей страны внимание к изучению малых городов возрастает. В публикациях по малым городам типичным случаем можно считать наличие перечня множества актуальных проблем, при этом рейтинг этих проблем как правило не устанавливается. Научная проблема состоит в установлении иерархии актуальных проблем малых городов, в поиске их наиболее болевых точек. Эмпирическую базу исследования образуют статистические данные отчетов об обращениях граждан, опубликованные на официальных сайтах администраций малых городов Свердловской области. Органы управления регионов и муниципальных образований, согласно принятым законам, обязаны проводить анализ обращений граждан и ежемесячно отправлять отчеты в Администрацию Президента. Обращения граждан можно оценить как надежный источник об актуальных проблемах, волнующих граждан малых городов. Частота упоминания проблем в отчетах позволила установить их рейтинг. Для выявления специфики проблем произведено сравнение рейтинга малых городов с рейтингом проблем крупнейшего города региона Екатеринбурга, а также крупных городов Уральского федерального округа. Установлено, что в первую тройку проблем малых городов входят проблемы коммунального хозяйства, жилищно-коммунальной сферы и хозяйственной деятельности, в то время как в крупнейшем и крупном городе наблюдается больший крен в сторону градостроительства, благоустройства, социальной сферы. Проблемы, волнующие жителей малых городов региона, можно отнести к разряду первейших, обеспечивающих основы жизнедеятельности. Анализ динамики изменений проблем за шесть лет показал, что рейтинг проблем устойчив, они в основном обостряются. Малые города образуют основу урбанизационной структуры страны, они важны как опорные точки пространственного развития территории. В настоящее время политика государства не ориентирована на развитие малых городов, в то время как большинство из них находятся в проблемном или депрессивном состоянии. Знание рейтинга актуальных проблем важно для оценки реального состояния малых городов и для поиска стратегических путей их функционирования и развития в ближайшем будущем.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):74-89
pages 74-89 views
Доверие как фактор корпоративной солидарности на промышленных предприятиях России
Германов И.А., Кузнецов А.Е.
Аннотация
Статья посвящена изучению корпоративной солидарности на российских промышленных предприятиях и влияния организационного доверия на процессы ее формирования. Эмпирической базой исследования стали результаты опросов, проведенных в 2021–2022 гг. на трех крупных промышленных предприятиях (n = 2764 чел.). В его основу положены методики исследования установок и трудового поведения, многократно апробированные российскими авторами, а также методика измерения организационного доверия, впервые использованная в отечественной практике. Обнаружено, что характеристики большинства работников соответствуют модели корпоративной солидарности, при этом организационное доверие действительно играет позитивную роль в ее формировании: доверительные отношения с коллегами способствуют укреплению идентификации работников с предприятием, а вертикальное доверие стимулирует развитие про-организационных установок. Авторами предложена типология определений доверия, а также концептуализация доверия в сфере трудовых отношений, позволившая интерпретировать уровень доверия на обследованных предприятиях как относительно высокий. Понимание доверия в научной литературе имеет тенденцию к психологизации этого концепта – редуцировать его к психологической установке. Учет статусных и темпоральных аспектов трудовых отношений позволяет, по нашему мнению, ресоциологизировать концепт «доверие». Доверие в сфере производства следует понимать как реципрокное и основанное на институциональном действии. В качестве меры стимулирования доверия между менеджментом и работниками предложено учесть опыт рабочих директоров в зарубежной практике в качестве канала информирования работников о финансово-экономическом положении предприятия и института легитимации решений руководства. Исторически этот институт ассоциировался с участием работников в управлении, что, скорее, дискредитировало его возможности в глазах обеих сторон, поскольку представлялся эфемерным одной стороне и посягательством на прерогативы менеджмента – другой. Авторы приходят к выводу, что перспективы развития корпоративной солидарности на отечественных предприятиях зависят главным образом от вектора развития организационной среды и трудовых отношений.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):90-112
pages 90-112 views

Автомобиль и россияне: особенности транспортного поведения

Жизненный цикл домохозяйств и поколенческие различия как факторы владения личным автомобилем
Кулакова Т.В., Моисеева М.А., Решетова Е.М., Шулика Ю.Е.
Аннотация
В статье рассматриваются межпоколенческие изменения во владении личным автотранспортом, что стало возможным с накоплением достаточных массивов лонгитюдных данных. Экономические условия, культурные особенности и технологические изменения влияют на то, как каждое поколение воспринимает и использует автомобили. Анализ этих факторов помогает лучше понять неравенство возможностей имеющих и не имеющих автомобиль домашних хозяйств прошлых и нынешнего поколений. В настоящий момент в отечественной литературе нет лонгитюдных исследований межпоколенческих различий во владении автомобилями в домашних хозяйствах. Авторы ставят задачу восполнить этот недостаток знаний. Межстрановой сравнительный анализ уровня автомобилизации сообразно возрастным когортам (поколениям) показал, что различия в уровне автомобилизации внутри когорт между странами или регионами внутри одной страны могут быть объяснены историческим аспектом автомобилизации, уровнем экономического развития, разницей в доходах между поколениями. С учетом динамично растущей автомобилизации в России возникает исследовательский вопрос: как меняется обеспеченность личными автомобилями в домашних хозяйствах Российской Федерации с течением времени и в зависимости от поколения. Исследование ставит перед собой цель выявить различия в уровне обеспеченности личными автомобилями по возрастным группам и между поколениями на примере российского общества. В ходе исследования авторами были проанализированы данные о наличии личного автомобиля у российских домашних хозяйств, полученные из Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ и Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам, организованного Минфином России в 2013–2020 гг. и Банком России в 2022 г. C помощью ретроспективного метода, приводящего поколения к единому возрастному уровню, авторами исследованы межпоколенческие различия во владении автомобилями. Показана динамика изменения доли домохозяйств, имеющих автомобиль в распоряжении, в разных поколениях и на разных этапах жизненного цикла, а также в зависимости от места проживания. Выявлена тенденция к отказу от личного автомобиля среди молодых людей. Установлено, что на это оказывают влияние практика каршеринга, а также качество и доступность муниципального транспорта в городах, особенно крупных. При этом уровень владения частным автотранспортом в сельской местности после 2010 г. существенно повысился и в настоящее время превышает городской.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):113-136
pages 113-136 views
Транспортное поведение жителей России: можно ли преодолеть «культ автомобильности»
Макаревич С.К.
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, какие функционально-символические компоненты заложены в установку на владение личным транспортным средством и каковы факторы приверженности россиян владению автомобилем. Ключевой вопрос исследования: возможен ли в настоящее время переход от «культа автомобильности» в России к иным формам транспортного поведения жителей России? Авторское исследование базируется на основах акторно-сетевой теории и теории структурного функционализма. Автор делает предположение о том, что установка на владение автомобилем остается сильна, и полагает, что она состоит из определенных функциональных и смысловых параметров. Автор пытается определить причины укорененности данной установки и рассуждает о возможных способах ее трансформации. В качестве эмпирической базы исследования используются результаты нескольких волн всероссийского телефонного опроса омнибусного типа «СПУТНИК» ВЦИОМ (2018–2024 гг.). Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В исследовании приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Полученные результаты основаны на анализе одномерных и двумерных распределений признаков, а также расчета и интерпретации коэффициентов связи. Автор приходит к выводам о высоком уровне автомобилизации в РФ, где большая часть населения имеет опыт вождения и приобретения личного автомобиля, а количество домохозяйств без автомобиля ежегодно сокращается. Использование автомобиля становится интенсивнее, а потому представить свою жизнь без него для преобладающей части россиян становится невозможным. Социально-демографические характеристики индивидов лишь в незначительной степени влияют на приверженность автомобилю, а истинные основания невозможности отказа от него скрыты в установке на владение автомобилем, которая складывается из функционала автомобиля и его смысловых образов. Автомобиль представляет собой неотъемлемый атрибут жизни для большинства граждан, предоставляя им возможность испытывать разнообразные эмоции и ощущения, а также поддерживать желаемый уровень благосостояния. Автор приходит к выводу о невозможности преодоления «культа автомобильности» в России на текущий момент.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):137-162
pages 137-162 views

Социальная психология

Влияние офлайн и онлайн-практик на подростковое одиночество
Ткач С., Русакова М.М., Санадзе Я.Д.
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к исследованию одиночества, а также феномена одиночества в толпе. Особенное внимание уделено влиянию цифровизации на распространенность одиночества. При помощи построенной регрессионной модели наименьших квадратов установлено, как цифровизация влияет на субъективное чувство одиночества. Построенная модель позволила объяснить 91% вариативности зависимой переменной — субъективного чувства одиночества. Выборочная совокупность составила 136 438 человек — подростки в возрасте 14–17 лет в 86 регионах страны, 26% респондентов проживали в сельской местности, 21% — в поселках городского типа, 38% — в городах до 500 тыс. жителей, 10% — в крупных городах (от 500 тыс. до 1 млн. жителей) и 5% в городах-миллионниках, 39% подростков были мужского пола и 61% — женского. В основу теоретической модели легли гуманистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра, теория структурации Э. Гидденса и теория копинг-стратегий Е. Гентина и Р. Чен. Полученные результаты демонстрируют, что феномен одиночества в толпе слабо распространен среди российских подростков. Среди онлайн практик, в которых проявляются изменения, привносимые цифровизацией в повседневность, снижают чувство одиночества пассивное потребление контента (просмотр видео, чтение новостей, поиск нужной информации и т.д.). Производство контента (ведение блога, творческая деятельность), наоборот, повышает такое чувство у подростков. Зависимость чувства одиночества от офлайн-практик большей частью может быть интерпретирована тем, к каким копинг-стратегиям эти практики могут быть отнесены: активным или пассивным. Пассивные копинг-стратегии (поедание вкусных блюд, посещение торговых центров и т.д.) приводили к росту чувства одиночества, а активные копинг-стратегии (поиск новых знакомств, посещение кружков и секций и т.д.) приводили, соответственно, к снижению чувства одиночества. Обнаруженные в этом исследовании закономерности позволяют сформулировать направления дальнейших исследований механизмов, посредством которых та или иная практика формирует или, наоборот, защищает подростков от чувства одиночества.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):163-179
pages 163-179 views
Развлечения как способ противодействия стрессу в условиях социальной турбулентности
Назарова И.Б.
Аннотация
В данной статье анализируется структура развлечений современного россиянина и роль развлечений в период плохого настроения и стресса. Использованы данные исследования Росстата 2022 г. – Комплексное наблюдение условий жизни населения (КОУЖ) и авторского исследования, основанного на данных 32 глубинных интервью по теме эмоционального здоровья. В соответствии с КОУЖ, посещают рестораны и кафе половина населения; кинотеатры – треть; зрелищные спортивные мероприятия предпочитают каждый четвертый мужчина и десятая женщина. Женщины выбирают интеллектуальные мероприятия и чаще посещают концерты, театры, музеи, выставки. В течение года посещал хотя бы одно из развлечений каждый пятый, столько же – два вида. Никаких развлекательных мероприятий не посещали треть населения. Данные глубинных интервью показали, что развлечение для человека – это то, что он считает таковым – различные виды деятельности, которыми он любит заниматься. При этом выделяют два основных вида развлечений: на личной территории и вне дома. Также различаются развлечения, организованные самостоятельно, с использованием собственных ресурсов (послушать музыку, посмотреть фильм) или развлечения, которые необходимо купить (поход в ресторан, кинотеатр, спортзал). Во время стресса люди не прибегают к развлекательным мероприятиям, требующим расходов в качестве средства улучшения настроения, и прибегают к простым развлечениям, которые придумали себе сами. Наиболее важные и часто упоминаемые развлечения – коммуникационные: общение с близкими (совместные занятия спортом, прогулки, просмотр телефильмов и т.д.). Им противопоставляются занятия, позволяющие уединиться (рисовать, читать книгу). Люди сочетают различные виды развлечений или выбирают одно из нескольких, что больше подходит в определенный момент. В период плохого эмоционального самочувствия определяются два вида стратегий, помогающих справиться со стрессом: для большинства – использование развлечения в период стресса или плохого настроения и для меньшинства – отказ от развлечений. Ограничения на выбор развлечений накладывает сезонность, географическое положение места проживания и тип поселения.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):180-199
pages 180-199 views

Размышляя над прочитанным

Прекариат в лабиринтах вызовов
Насибуллин Р.Т.
Аннотация
Статья посвящена анализу содержания понятий «жизненный мир» и «прекариат» в связи с выходом в свет монографии под редакцией чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко, посвященной проблемам труда и занятости в современном российском обществе. Прекариат рассматривается как сложное социальное явление, обусловленное соответствующим этапом развития общества, связанное с деформацией существующих в обществе со времен советской власти социально-трудовых отношений. Автор согласен с тем, что прекариатизацию необходимо рассматривать как процесс формирования «класса в себе» на настоящем этапе его существования, занимающего все более значимое место в социальной структуре общества. Одновременно делается вывод, что сегодняшнее состояние трудовых отношений, наряду с другими вызовами, представляет угрозу для стабильности общества в целом.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):200-208
pages 200-208 views
Путеводитель молодого социолога
Левченко Н.В., Роговая А.В.
Аннотация
Недавно опубликованный труд М. Ф. Черныша послужил поводом к размышлениям о проведении современных массовых социологических опросов и о проблемах, с которыми сталкиваются исследователи. С одной стороны, работа представляет своего рода путеводитель для социолога, где в краткой форме изложены основные направления теоретических идей, гармонично сочетающиеся с их практическим использованием. А с другой – показывает логику построения исследования от начала до конца (что особенно полезно для молодых ученых), а также поднимает ряд ключевых вопросов, которые сопровождают практически любое исследование. Осмысление представленной монографии позволило авторам выйти на некоторые обобщения о специфике современных особенностей методологической, методической и организационной (процедурной) частей исследования, а также сложности их взаимосвязи. В данной работе мы выделили ряд проблем, которые поднимает автор, по трем уровням проведения социологического исследования: теоретический (методологическая часть); методический (включая полевой этап) и организационный (организационная часть). На основе своего исследовательского опыта и практики преподавания дисциплины по данной тематике мы выделили и дополнили проблемы, с которыми сталкиваются исследователи и студенты при реализации своих научных проектов на теоретическом и эмпирическом этапах.
Вестник Института социологии. 2025;16(1):209-218
pages 209-218 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».