To the issue of the criteria for protectability of theatrical performance as an object of intellectual property

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The present study is devoted to the problematic issues of the modern understanding of the essence of a “theatrical performance” as an independent object of copyright, which has the characteristics of an individual protectable composite work. The article analyzes modern approaches to the formation of a single term “theatrical performance” and its differentiation with related terms developed as “theatrical and spectacular work”. The author conducted a systematic analysis of the place of “theatrical staging” in modern Russian intellectual property law, and also identified problematic issues of the multidimensional nature of legal relations within the framework of theatrical activity. In this connection, the article raises the controversial question of who is the person who organized the creation of a complex object, and what legal regime can be applied to such a person.

As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that a theatrical production as a complex object of copyright that meets the criteria of protectability must have an appropriate mechanism of legal protection.

Full Text

В условиях современных реалий гражданского оборота в РФ стабильно увеличивается значение авторских и смежных прав на объекты интеллектуальной собственности. Право интеллектуальной собственности активно развивается и на данный момент затрагивает почти все сферы социальной жизни общества, в том числе сферу театрального искусства. С принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [1] существенным образом изменилось использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Настоящее исследование предпринято с целью изучить проблемы современного понимания сущности театральной постановки как самостоятельного объекта авторского права, обладающего признаками индивидуального охраноспособного сложносоставного произведения.

Театр — это место, где создаются новые охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, в связи с чем мы считаем необходимым использование термина «театральная постановка». Это обусловлено тем, что результат, создающийся на сцене, по своей правовой природе является единством результатов творческой деятельности драматургов, композиторов, хореографов, актеров и других авторов и правообладателей.

По смыслу ч. 1 ст. 1240 ГК РФ многокомпонентность театральной постановки позволяет охарактеризовать ее как сложный объект. Данный вывод обусловлен тем, что, согласно нормам ст. 1240 ГК РФ, сложным является объект, содержащий в себе комплекс интеллектуальных прав, которые соединены в целое несколькими результатами интеллектуальной деятельности. При этом законодатель предусматривает, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования других охраняемых результатов в составе своего сложного объекта на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Именно в этой части данная норма вызывает обоснованную критику и сомнения в возможности отнести данную норму к театральной постановке как объекту интеллектуальных прав.

Это связано с тем, что в действующем законодательстве невозможно однозначно установить, кто именно является лицом, организовавшим создание сложного объекта.

В ст. 1304 ГК РФ приведен перечень объектов смежных прав — созданных творческим трудом исполнителей результатов интеллектуальной деятельности. Среди таких объектов — постановки как результат деятельности режиссеров-постановщиков спектаклей. По мнению Ж.Н. Солдатовой, здесь законодатель не оперирует термином «театральная постановка», а «ведет речь о спектаклях и постановках, которые должны быть выражены в форме, позволяющей повторно публично показать спектакль и сохранить его узнаваемость, и которые отождествляются с исполнением» [2]. В ст. 1240 ГК РФ впервые в истории отечественного права упоминается общая категория «театрально-зрелищное представление», которая была отнесена к сложным объектам наряду с цирковыми, кукольными и эстрадными представлениями, объединяя их в единый объект права.

В современной российской цивилистике существует терминологическая неопределенность в определении понятий «театрально-зрелищное представление» и «театральная постановка». Часто вместо термина «театральная постановка» законодатель использует понятия «спектакль», «драматическое произведение», «музыкально-драматическое произведение», что создает неразбериху в использовании этой терминологии. В рамках данного исследования рассмотрено содержание понятия «театральная постановка» в разрезе авторского права как конечный результат интеллектуальной деятельности, а также сопоставлено это понятие с рядом других используемых в настоящее время терминов.

Актуальность темы данного исследования выражается в слабой теоретической разработанности вопросов правовой охраны театральной постановки, что существенно осложняет правоприменительную практику в данной сфере. Интеллектуальные права, затрагивающие театральную деятельность, рассматриваются исключительно через призму смежных прав. При этом театральная постановка в РФ не имеет особого правового статуса, а совокупность перечисленных выше проблем приводит к редкому обращению правообладателей за защитой своего нарушенного права и отсутствию законного механизма такой защиты.

В связи со сложным и многоаспектным характером правоотношений в рамках театральной деятельности в настоящее время существует острая необходимость их подробной регламентации в условиях современных правовых реалий. Особый интерес в данной сфере представляют вопросы правовой охраны театральных постановок в связи с изменениями отдельных норм части четвертой ГК РФ.

Слабая научная разработанность темы обусловлена отсутствием четкого правового понятия театральной постановки в российском законодательстве. Также следует отметить наличие пробелов в законодательном регулировании составных произведений театральной постановки, а также в определении правового статуса участников театральной постановки и достаточно размытом понятии правообладателей прав на театральную постановку как результат интеллектуальной деятельности в целом, как объект авторского права. Советская и российская научная литература о регулировании театральной деятельности представлена в основном трудами ученых-правоведов, работающих в сфере гражданского и авторского права, чьи теоретические взгляды во многом повлияли на проведение данного исследования. Например, отмечу ключевое исследование М.Я. Расходникова [3], которое до сих пор актуально. При этом современные исследователи правоотношениям в данной сфере уделяют недостаточно внимания.

Целями данного исследования являются рассмотрение театральной постановки как сложного объекта смежных прав и определение критериев охраноспособности такого объекта.

Проведя анализ основополагающих документов, регулирующих вопросы авторского права на международном уровне, а также законодательства зарубежных стран, могу отметить отсутствие правового закрепления содержания понятия «театральная постановка». Так, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений [4] и Всемирная конвенция об авторском праве [5] подменяют широкий термин «театральная постановка» более узкими понятиями «драматическое произведение» и «музыкально-драматическое произведение». В действующем отечественном законодательстве содержание категории «театральная постановка» также не регламентировано.

Автор считает, что названные выше понятия не являются синонимичными и тождественными и понятие «театральная постановка» шире, чем «спектакль», «драматическое произведение» или «музыкально-драматическое произведение». Основные признаки объекта авторского права, которые выделяются в юридической литературе, — объективная форма выражения и творческий (оригинальный) характер произведения.

Драматическое произведение, в свою очередь, является составной частью театрально-зрелищного представления. Отмечу, что драматургическое произведение — это литературное произведение, состоящее из диалогов и монологов персонажей, в основном предназначенных для выступления на сцене. Таким образом, можно сказать, что эти произведения очень близки к литературным произведениям, но отнесение к особому виду произведения, охраняемому законом, обусловлено использованием художественных средств и форм.

Помимо драматических произведений в театральных постановках используются музыкально-драматические произведения. Данные произведения создаются на литературно-драматической основе и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт, мюзиклов и т.п.

Наглядным примером музыкально-драматического произведения может служить либретто. Согласно толковому словарю Ожегова, либретто — это «произведение с текстом оперы или с изложением содержания балета». Также отмечу, что, согласно ст. 1259 ГК РФ, драматические и музыкально-драматические произведения относятся к отдельным объектам авторского права.

Единая творческая идея, сочетающая в себе все задействованные в театральной постановке результаты интеллектуальной деятельности, незаменима для театральной постановки. Несмотря на отсутствие таких норм в ГК РФ, юристы акцентируют внимание на том, что театральная постановка близка к произведениям так называемого синтетического искусства и представляет собой гармоничное сложение разных видов искусства (а равно разных видов охраняемых результатов интеллектуальной деятельности) в единый художественный организм, и такое грандиозное представление нельзя свести к сумме его составляющих. Этот критерий определяется практической необходимостью.

В связи с этим особое значение приобретает исследование специфики правового регулирования вопросов, связанных с одновременным использованием различных видов объектов интеллектуальных прав в составе сложного объекта, а также с практической реализацией закрепляемых законодательством положений.

Современное российское законодательство в области интеллектуальной собственности относит театрально-зрелищное представление к сложным объектам совместно с аудиовизуальными произведениями, мультимедийной продукцией и новыми технологиями. При этом театральная постановка как объект права в этот перечень не входит. Новелла российского права в виде сложного объекта получила неоднозначную оценку в юридической литературе. Многие ученые считают, что необходимость в применении такой категории, как «сложный объект», в российской правовой системе возникла из-за отказа признать авторство за юридическими лицами [6]. Отмечу, что в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. содержалось нормативное положение, закрепляющее авторское право на кинематографическое произведение за юридическим лицом (предприятием), на базе которого данное произведение было создано. Так, по словам В.А. Дозорцева, «новая система правового режима в нашей стране была “тестирована” благодаря кинематографу» [7].

Однако в советской доктрине не было единого подхода к определению характера авторства юридического лица. Так, В.И. Серебровский настаивал на производном характере, констатируя, что действительным субъектом авторского права могут быть только работники определенного предприятия [8].

Что касается театральных постановок, то такой подход представляется наиболее логичным в связи с тем, что автор оригинального произведения передает развлекательной организации (театру) исключительное право или право на использование определенных результатов интеллектуальной деятельности (например, сюжетной линии, сценария или музыкального сопровождения). Природа этих прав становится второстепенной, поскольку сама организация не принимает непосредственного участия в творческом процессе.

Сложным, согласно ст. 1240 ГК РФ, является объект, содержащий в себе комплекс интеллектуальных прав, которые соединены в целое несколькими результатами интеллектуальной деятельности. При этом законодательство предусматривает, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования других охраняемых результатов в составе своего сложного объекта на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Закрытый тип перечисления, изложенный в ст. 1240 ГК РФ, также не свидетельствует о правильности юридической техники: формально к сложным объектам могут быть отнесены и иные результаты интеллектуальной деятельности. Так, в действующей редакции ГК РФ сложные объекты закрепляются искусственно. Это подтверждается тем фактом, что список сложных объектов может быть скорректирован и уже несколько раз был подвержен изменениям и дополнениям.

По мнению Л.А. Новосёловой, ст. 1240 ГК РФ создает совокупность прав на некий «рамочный» объект, основным субъектом которого является организатор, и он не требует безусловного внимания [9]. При этом сами организаторы не вносят творческого вклада в новые объекты, как, например, в случае с театральной постановкой. Организаторы ограничиваются обеспечением их создания. Отсутствие творческой составляющей в их деятельности, в свою очередь, было установлено судебной практикой.

В современных условиях существует перечень объектов художественного, научно-технического творчества, которые могут быть классифицированы как сложные объекты либо как произведения с множественностью авторов. Данный перечень постоянно расширяется и пополняется в связи с тем, что все большее число произведений являются сложными объектами либо создаются коллективно или в соавторстве.

Следовательно, можно выделить два признака сложного объекта в контексте театральной постановки — это наличие лица-организатора, а также включение в состав такого охраняемого объекта нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Отмечу, что у каждого такого результата интеллектуальной деятельности [10], который входит в состав сложного объекта, существует правообладатель.

Первый признак дает понимание того, что театральная постановка отличается от других видов сложных объектов некоторыми особенностями. Пример таких особенностей: субъектом, претендующим на статус организатора, может быть развлекательная организация (театр) или продюсер в качестве третьего лица, юридический статус которого максимально приближен к производителю аудиовизуального произведения. Примером второго признака может служить то, что особенностью театральной постановки является сочетание нескольких результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат разным лицам. В данном случае важно количественное, а не качественное соотношение, поэтому таких результатов интеллектуальной деятельности должно быть достаточное количество для получения единого завершенного сложного объекта.

Подводя итог, еще раз отмечу, что терминологическая неопределенность была вызвана тем, что понятия «драматическое произведение» и «музыкально-драматическое произведение» уже, чем понятие «театральная постановка», а зачастую являются составными частями театральной постановки. В свою очередь, в законодательстве РФ используется термин «театрально-зрелищное представление», несмотря на то что оно шире понятия «театральная постановка» и включает в себя иные действа, такие как цирковые, хореографические выступления или перфоманс, которые не входят в состав «театральной постановки».

Также отмечу, что, согласно законодательству РФ, театральная постановка не является самостоятельным объектом авторского права, а представляет собой сложносоставное произведение, и объектами авторского права являются лишь составные части театральной постановки, в законодательном регулировании которых отмечено большое количество пробелов и противоречий.

Театральная постановка имеет все признаки сложного объекта, и, несмотря на отсутствие четкой правовой регламентации, вопросы режиссуры и исполнения театральных постановок регулируются косвенно и фрагментарно. Стоит обратить внимание на тот факт, что театральная постановка должна основываться на условиях ее специфичности как объекта авторского права, в связи с чем в юридической практике должна рассматриваться индивидуальность каждого составного произведения; при этом должна сохраняться целостность театральной постановки как произведения искусства.

Подчеркну, что организатором театральной постановки могут выступать и продюсерский центр, и театр, и простая коммерческая организация, и физическое лицо — режиссер, продюсер, художественный руководитель, инвестор и т.д.

В свою очередь, каждый из перечисленных выше субъектов имеет статус правообладателя на определенный результат интеллектуальной деятельности, используемый в театральной постановке. Например, гример, балетмейстер, костюмер, режиссер-постановщик, художник по костюмам и другие являются правообладателями объектов интеллектуальной собственности, которые они создали для реализации творческого замысла конкретной постановки. В целях дальнейшего использования и во избежание юридических конфликтов лицо, организовавшее создание театральной постановки, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры со всеми правообладателями на охраняемые результаты их интеллектуальной деятельности, которые используются в театральной постановке. При этом весь комплекс личных неимущественных прав (таких, как право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения) остается за правообладателями бессрочно.

Театральная постановка в целом охраняется посредством механизма смежных прав, а именно объектами смежных прав в театральной постановке являются исполнения артистов, постановки режиссеров, если эти исполнения и постановки выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

При этом исполнением театральной постановки является представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств.

Формируя мировоззренческие, идеологические и культурные установки граждан страны, театр является неотъемлемой частью российской идентичности и русской культуры. Это связано с тем, что в театральных постановках затрагиваются общекультурные, исторические и общественные проблемы, которые служат «голосом общества» — через призму великих литературных произведений в новой современной аранжировке и ви́дении каждого конкретного автора.

Следовательно, театральная постановка — это неотъемлемый элемент в формировании нравственной стороны общества, духовного и социокультурного развития, а также метод донесения общественной повестки в массы как механизм государственной политики. При этом, как отмечено выше, нормативно-правовое регулирование данной сферы деятельности на настоящий момент недостаточно разработано, и практика применения механизмов защиты на данном этапе отсутствует. Поэтому в постсоветский период в России были предприняты попытки создать нормативно-правовую базу для функционирования театров [11].

Согласно п. 2 ст. 6 проекта Федерального закона № 99121011–2 «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» [12], который 27.12.1999 был внесен в Государственную думу и 19.05.2006 отклонен, основным видом деятельности театра является создание и показ театральных постановок. То есть в этом проекте впервые употребляется термин «театральная постановка». Кроме того, здесь дано определение театральной постановки как произведения театрального искусства, созданного на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющего общий замысел и конкретное название. Очень ценно то, что здесь же дается определение спектакля (публичный показ театральной постановки в живом исполнении), что позволяет увидеть очевидную разницу между этими понятиями и объектами в целом.

Несомненно, при создании театральной постановки каждый участник процесса вносит свой собственный авторский вклад. Исследователи отстаивают позицию, согласно которой, если есть авторский вклад, то есть и результат интеллектуальной деятельности, и права на такой результат подлежат охране. Следовательно, правильное юридическое сопровождение в процессе создания театральной постановки является очень трудоемким и дорогостоящим процессом.

В этом процессе авторское право пересекается со смежными правами, и правовые статусы правообладателей и лиц, организующих театральную постановку, могут пересекаться и смешиваться. С целью разграничить правовые статусы участников театральной постановки и театральной постановки в целом как результата интеллектуальной деятельности, дать данному объекту четкое законодательное урегулирование цивилисты продолжают сталкиваться с проблемой поиска оптимальной конструкции правового регулирования, которая могла бы защитить и юридически регламентировать театральный творческий акт.

×

About the authors

Ekaterina I. Nikitina

Law department of the “Russian Railways”

Author for correspondence.
Email: ek.grech@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-4797-9813

legal adviser, Master of Law

Russian Federation, Saratov

References

  1. Federal’nyj zakon ot 18.12.2006 No 230-FZ “Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ chetvertaya)” // SZ RF. 2006. No 52. (ch. 1). St. 5496; 2019. No 29. (ch. 1). St. 3844.
  2. Soldatova Zh.N. Ponyatie i usloviya ohranosposobnosti teatralnoy postanovki // Molodoy ucheniy. 2022. No 50 (445). P. 326–328. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97566 (data obrashcheniya: 04.10.2023).
  3. Raskhodnikov M.Ya. Teatral’naya postanovka kak ob”ekt avtorskogo prava: dis. … kand. yur. nauk. M., 2008. 137 s.
  4. Bernskaya konvenciya po ohrane literaturnyh i hudozhestvennyh proizvedenij ot 9 sentyabrya 1886 g. (dopolnennaya v Parizhe 4 maya 1896 g., peresmotrennaya v Berline 13 noyabrya 1908 g., dopolnennaya v Berne 20 marta 1914 g. I peresmotrennaya v Rime 2 iyunya 1928 g., v Bryussele 26 iyunya 1948 g., v Stokgol’me 14 iyulya 1967 g. i v Parizhe 24 iyulya 1971 g., izmenennaya 28 sentyabrya 1979 g.) // Byulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. No 9. 2003. Rezhim dostupa. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (data obrashcheniya: 22.03.2023).
  5. Vsemirnaya konvenciya ob avtorskom prave 1952 g. St. 1. Universal Copyright Convention of 6 September 1952. Art.1 // SPS “Konsul’tantPlyus”. Rezhim dostupa. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (data obrashcheniya: 22.03.2023).
  6. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Avtorskoe pravo. Prava, smezhnye s avtorskimi. Postatejnyj kommentarij k glavam 69–71 / B.M. Gongalo, V.O. Kalyatin, M.Ya. Kirillova i dr.; pod red. P.V. Krasheninnikova. M.: Statut, 2014. S. 54.
  7. Dozorcev V.A. Intellektual’nye prava: ponyatie, sistema, zadachi kodifikacii: Sb. Statej // Issledovatel’skij centr chastnogo prava. M.: Statut. 2005. S. 38.
  8. Serebrovskij V.I. Voprosy sovetskogo avtorskogo prava. M.: Izd-vo AN SSSR. 1956. S. 88.
  9. Nauchno-prakticheskij kommentarij sudebnoj praktiki v sfere zashchity intellektual‘nyh prav / V.O. Kalyatin, D.V. Murzin, L.A. Novoselova i dr.; pod obshch. red. L.A. Novoselovoj. M.: Norma, 2014. S. 156.
  10. Mihajlova N.S., Vahitova Yu.I. Rezhisser-postanovshchik kak sub“ekt intellektual‘nyh prav: problemy opredeleniya statusa // Vestnik Permskogo universiteta. Yгridicheskie nauki. 2017. No 4 (38). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisser-postanovschik-kaksubektintellektualnyh-prav-problemy-opredeleniya-statusa (data obrashcheniya: 10.04.2023).
  11. Mel’nikova E.V. Problemy realizacii osnovnyh napravlenij gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere teatral’noj deyatel’nosti (konec 1990-h — nachalo 2000-h gg.) // ONV. 2015. № 1 (135). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-osnovnyh-napravleniy-gosudarstvennoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-teatralnoy-deyatelnosti-konets-1990-h (data obrashcheniya: 11.04.2023).
  12. Proekt Federal’nogo zakon No 99121011-2 “O teatre i teatral’noj deyatel’nosti v Rossijskoj Federacii”. — URL: http://council.gov.ru/activity/documents/1127/ (data obrashcheniya: 22.03.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».