Прагматика взаимодействия пользователя с научной статьёй в Интернете

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные реалии академической сферы обусловливают переход научной коммуникации в электронную среду. В статье представлено исследование особенностей восприятия научного интернет-текста учеными и принципов фактического взаимодействия с ним. Задача исследования — установить, как читатель научной статьи в Интернете обращается с аффордансами (интерактивными элементами) и какими прагматическими факторами обусловлена специфика этого взаимодействия. Для этого проведены опрос, эксперимент по чтению в интернете научной статьи с аффордансами и анализ полуструктурированных интервью с респондентами целевой выборки. Выяснено, что характер взаимодействия с аффордансами в научном тексте в Интернете определяется двумя типами прагматических факторов: внутренними, то есть обусловленными прагматикой личности самого респондента, и внешними, то есть связанными с условиями чтения. В число внутренних прагматических факторов входят технологический и научный опыт реципиента, задачи реципиента при чтении, его физические потребности и возможности. Внешние прагматические факторы включают ситуацию чтения, технические возможности устройства для чтения, а также свойства самих аффордансов. Предложенное деление имеет условный характер, и на практике перечисленные факторы взаимосвязаны и нередко обусловливают друг друга и поведение реципиента по отношению к аффордансам. В перспективе для изучения прагматики производства и рецепции аффордансов необходимо применение количественных методов.

Об авторах

Т. В. Дубровская

Белгородский государственный национальный исследовательский университет ; Пензенский государственный университет

Email: gynergy74@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0044-6056

Список литературы

  1. Анимация и видео в научной публикации / М. М. Горбунов-Посадов. — Москва : Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша, 2014. — 32 с.
  2. Антопольский А. Б. Научная информация и цифровое пространство знаний : постановка задачи для России / А. Б. Антопольский // Наука и научная информация. — 2020. — Т. 3. — № 1. — С. 8–17. — DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2020-3-1-8–17.
  3. Горбунова А. С. Соответствие новых научных платформ формальным требованиям, предъявляемым к научным публикациям / А. С. Горбунова, И. И. Засурский, Н. Д. Трищенко // Наука и научная информация. — 2020. — № 3 (2—3). — С. 207— 218. — DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2020-3-2-3-207-218.
  4. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете : попытка рефлексии / Е. И. Горошко // Жанры речи. — Саратов : Наука, 2009. — С. 11—127.
  5. Демидова М. В. Новые формы мультимедийных произведений как продолжение творческих экспериментов искусства начала ХХ века / М. В. Демидова // Культура и технологии. — 2024. — Т. 9. — Выпуск 1. — С. 1—14. — DOI: https://doi.org/10.17586/2587-800X-2024-9-1-1-14.
  6. Дубровская Т. В. «Заходишь на Киберленинку, скачиваешь в PDF…» : современные технологии и практики взаимодействия читателя с научным текстом в условиях медиа / Т. В. Дубровская // Предъявление научного знания в диалоге медиа : контексты, технологии и языковые техники (Серия «Язык в координатах массмедиа»). — СанктПетербург : Медиапапир, 2023. — С. 181—191. — ISBN 978-5-00110-394-3.
  7. Иваницкая Е. В. Научный журнал как основа профессиональной коммуникации : проблемы современного развития / Е. В. Иваницкая // Наука и научная информация. — 2020. — Т. 3. — № 1. — С. 85—96. — DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2020-3-1-85-96.
  8. Иванов П. К. Интерперсональный потенциал поликодовых текстов современной интернет-коммуникации / П. К. Иванов, П. А. Катышев // Культура и текст. — 2021. — № 4 (47). — С. 253—266. — DOI: https://doi.org/10.37386/2305–4077–2021–4–253–266.
  9. Ионина А. А. Лингвистика электронного текста — перспективное направление современной науки о языке / А. А. Ионина // Три «Л» в парадигме современного гуманитарного знания : лингвистика, литературоведение, лингводидактика. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2018. — С. 37—41.
  10. Карамалак О. А. Письменная коммуникация как среда интерактивных взаимодействий / О. А. Карамалак // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 4 (22). — C. 77—80.
  11. Кириллова О. В. Как оформить статью и научный журнал в целом для корректного индексирования в международных наукометрических базах данных / О. В. Кириллова // Научный редактор и издатель. — 2018. — № 3 (1—2). — С. 52—72.
  12. Кожемякин Е. А. Жанр научной статьи в Интернете : структурно-семиотическая трансформация / Е. А. Кожемякин, Т. В. Дубровская // Жанры речи. — 2024. — Т. 19. — № 1 (41). — С. 66—78. — doi: 10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-66-78.
  13. Медведева А. Р. Аффордансы интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере сайта «Арзамас») / А. Р. Медведева // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2021. — № 2 (40). — С. 115—120. — doi: 10.47475/2070-0695-2021-10213
  14. Полонский А. В. Научный текст в условиях сетевой публичности / А. В. Полонский // Предъявление научного знания в диалоге медиа : контексты, технологии и языковые техники (Серия «Язык в координатах массмедиа»). — Санкт-Петербург : Медиапапир, 2023. — С. 155—167. — ISBN 978-5-00110-394-3.
  15. Рецепция научного интернет-текста : экспериментальное исследование / А. В. Белоедова, Т. В. Дубровская, Е. А. Кожемякин, Я. И. Тяжлов // Неофилология. — 2023. — Т. 9. — № 4. — С. 940—958. — DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958.
  16. Самарцев О. Р. Структурные и семиотические особенности виртуального нарратива в иммерсивных проектах РИА.LAB / О. Р. Самарцев, В. М. Латенкова, Н. А. Слепцов // Вестник РУДН. Серия : Литературоведение. Журналистика. — 2022. — Т. 27. — № 2. — С. 414—424. — DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-2-414-424.
  17. Сильничая А. В. Сайт научного журнала глазами пользователя / А. В. Сильничая, Д. И. Трушков, А. Волкова, М. С. Коняев // Научный редактор и издатель. — 2024. — № 1 (Suppl.2). — С. 2S72—2S87. — DOI: https://doi.org/10.24069/SEP-24-18.
  18. Синенко П. Д. Роль аффордансов в российском массмедийном дискурсе о семье / П. Д. Синенко, В. В. Богуславская // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. — 2024. — № 2. — С. 145—149.
  19. Сморгунов Л. В. Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость / Л. В. Сморгунов // Южно-российский журнал социальных наук. — 2020. — Т. 21. — № 3. — С. 6—19. — DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-6-19.
  20. Gernsbacher M. A. Internet-based communication / M. A. Gernsbacher // Discourse Processes. — 2014. — № 51. — Pp. 359—373. — DOI: https://doi.org/10.1080/0163853X.2014.916174.
  21. Gibson J. J. The ecological approach to visual perception / J. J. Gibson. — Boston : Hough-Miffin, 1979. — 332 p. — ISBN 0-89859-959-8.
  22. Lanctot A. Measurement of perceived importance and urgency of email : an employees’ perspective / A. Lanctot, L. Duxbury // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2022. — Vol. 27. — Issue 2. — Pp. 87—93. — DOI: https://doi.org/10.1093/jcmc/zmac001.
  23. Macedo-Rouet M. Students’ performance and satisfaction with Web vs. paper-based practice quizzes and lecture notes / M. Macedo-Rouet, M. Ney, S. Charles, G. Lallich-Boidin // Computers & Education. — 2009. — № 53. — Pp. 375—384. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.02.013.
  24. Maher D. Using the multimodal affordances of the interactive whiteboard to support students’ understanding of texts / D. Maher // Learning, Media and Technology. — 2011. — Vol. 36. — № 3. — Pp. 235—250. — DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2010.536553.
  25. McCulloch G. Because Internet. Understanding the new rules of language / G. McCulloch. — New York : Riverhead books, 2019. — 336 p. — ISBN 9780735210936.
  26. Postolovski N. What is the most underrated word in Web design?/ N. Postolovski. Access mode : https://www.smashingmagazine.com/2014/06/affordance-most-underrated-word-in-web-design/ (accessed 31.10.2024).
  27. Sareh P. The form-affordance-function (FAF) triangle of design / P. Sareh, G. Loudon // International Journal on Interactive Design and Manufacturing (IJIDeM). — 2024. — Vol. 18. — Pp. 997—1017. — DOI: https://doi.org/10.1007/s12008-023-01648-3.
  28. Tong P. From teacher-intended to learner-actualised affordances in a WeChat-Supported mobile Chinese language learning environment / P. Tong, I. S. An, Y. Zhou // System. — 2024. — Vol. 126. — Pp. 103459. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103459.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дубровская Т.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».