Media Communications as a Context for Imprinting Formation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The author of this article posits that media communications serve as a context for the formation of imprinting — a psychophysiological mechanism whereby impressions or images are etched into the brain, evolving into stable behavioral programs. The identification of these programs is facilitated through the analysis of media texts with a high attention coefficient. The study analyzed 200 media texts across various typological niches within the contemporary media system: online news outlets, social media platforms (VK, Odnoklassniki), and blogs, including the “Zen” platform. The findings indicate that different typological segments of the media system represent distinct behavioral programs. In online news outlets, behavioral programs are explicitly manifested in cognitive actions aimed at understanding processes related to Russia’s economic and political landscape. In social media, the prevailing behavioral program is encapsulated in a sentiment inspired by the phenomenology of serendipity. The “Zen” blog platform reveals imprinting through the categories of “irresponsibility,” “playfulness,” and “hooliganism.” In other blogs featuring high attention indices, imprinting is observed in the contemplation of professional issues related to activities in the digital space. The various typological niches of the media system are geared towards the formation of heterogeneous psychophysiological mechanisms, which transform into an axiological foundation that shapes diverse behavioral programs.

About the authors

E. S. Radiontseva

Omsk State Technical University

Email: rakaty@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2248-198X

References

  1. Аверкиева Е. В. Исследования социокультурных процессов в гражданском обществе / Е. В. Аверкиева // Наука. Культура. Общество. — 2023. — № 1. — С. 38—50. — DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.3.
  2. Александров Д. С первого взгляда : как работает импринтинг и на что он влияет/ Д. Александров. — Режим доступа : https://trends.rbc.ru/trends/social/61eabf7f9a79479beffccf3e (дата обращения 04.06.2024).
  3. Алемасов В. А. Общий культурный код народов Евразии и его социальные факторы / В. А. Алемасов // Культура в евразийском пространстве : традиции и новации. — 2020. — № 1 (4). — С. 11—13. — doi: 10.32340/2514-772X-2020-1-11-13.
  4. Антипов Г. А. Поведенческая экономика : методологический нарратив / Г. А. Антипов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 76—85. — doi: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.76.
  5. Базылев В. Н. От хулилок к трэш-току : эволюция жанра / В. Н. Базылев // Жанры речи. — 2021. — № 4 (32). — С. 259—266. — doi: 10.18500/2311-0740-2021-4-32-259-266.
  6. Бочко В. С. Зеленая экономика — переход от научного знания к молодому осознанию / В. С. Бочко // Экономика. Налоги. Право. — 2023. — Т. 16. — № 3. — С. 6—15. — doi: 10.26794/1999-849X-2023-16-3-6-15.
  7. Делягин М. Г. Технологический социализм. Метод сохранения разума и прогресса в обществе социальных платформ / М. Г. Делягин // Свободная мысль. — 2023. — № 2 (1698). — С. 5—24.
  8. Денисов С. Ф. Естественные и технические науки в мире культуры : учебное пособие / С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1997. — 448 с.
  9. Долголаптева К. Запечатленный навеки : что такое импринтинг и как он влияет на характер и поведение/ К. Долголаптева. — Режим доступа : https://www.forbes.ru/forbeslife/481293-zapecatlennyj-naveki-cto-takoe-imprinting-i-kakon-vliaet-na-harakter-i-povedenie (дата обращения 07.06.2024).
  10. Ерофеева И. В. Российский менталитет в дискурсе рыночной журналистики (к вопросу о потребностях и интересах современной аудитории) / И. В. Ерофеева // Гуманитарный вектор. — 2008. — № 3. — С. 50—59.
  11. Ершов А. В. Влияние секса на нормальное функционирование предстательной железы / А. В. Ершов, Е. Н. Саверская // Consilium medium. — 2023. — № 25 (1). — С. 63—68. — doi: 10.26442/20751753.2023.1.202181.
  12. Жизненные стратегии молодежи в воспитательном аспекте образовательного пространства вуза на современном этапе / И. А. Ледовских, И. В. Карпова, М. Т. Меретуков, Р. И. Баженов // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 7. — С. 20—23.
  13. Кабрин В. И. Коммуникативная психосемантика индивидуального образовательного мира личности / В. И. Кабрин, Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. — 2023. — № 89. — С. 28—43. — doi: 10.17223/17267080/89/2.
  14. Каминская Т. Л. Яндекс.Дзен : новый медийный и обучающий формат / Т. Л. Каминская, Т. Томмингас // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 2020. — № 4 (29). — С. 1—4. — doi: 10.34680/2411-7951.2020.4(29).1.
  15. Каулин К. В. Истоки подверженности человека влиянию пропаганды / К. В. Каулин // Психолог. — 2023. — № 2. — С. 22—43. — doi: 10.25136/2409-8701.2023.2.40092.
  16. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — Москва : Республика, 1998. — 1493 с.
  17. Лукьянов О. В. Социальные аспекты вариативности индивидуальных различий высших психических функций у детей дошкольного возраста / О. В. Лукьянов, М. С. Неровных // СибСкрипт. — 2023. — Т. 25. — № 2. — С. 147—160. — DOI: 10.21603/ sibscript-2023-25-2-147-160.
  18. Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики/ Е. А. Манскова // Медиаскоп. — 2009. — № 1. — Режим доступа : https://mediascope.ru/роль-трэш-эстетикив-формировании-современной-концепции-телевизионной-документалистики (дата обращения 5.06.2024).
  19. Метилирование ДНК: распределение в геноме, механизм регуляции и мишень для терапии / Д. С. Каплун, Д. Н. Калюжный, Е. Б. Прохорчук, С. В. Женило // Acta Nature. — 2022. — Т. 14. — № 4 (55). — С. 4—19. — doi: 10.32607/actanaturae. 11822.
  20. Механизмы формирования системы мотивации молодежи к здоровому образу жизни / Е. С. Садовников, Г. Е. Середина, Н. В. Сведере, Н. В. Серединцева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2022. — № 12 (214). — С. 497—504. — doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12. p 497-504.
  21. Нерсесова Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки/ Т. Е. Нерсесова // Медиаскоп. — 2011. — № 2. — Режим доступа : https://www.mediascope.ru/node/835 (дата обращения 5.06.2024).
  22. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса : монография / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 336 с. — ISBN 5-8299-0082-5.
  23. Рапай К. Культурный код : Как мы живем, что покупаем и почему / К. Рапай ; пер. с англ. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. — 167 с.
  24. Распопова С. Фейковые новости. Информационная мистификация : учеб. пособие / С. Распопова, Е. Богдан. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 112 с. — ISBN 978-5-756-70940-7.
  25. Руденко М. О. Негативная медийная информация и ее влияние на человека / М. О. Руденко // Медиаобразование. — 2014. — № 2. — С. 108—112.
  26. Самойлова В. С. Англоязычные политические неологизмы : от семантики к прагматике использования / В. С. Самойлова // Вестник НГУ. Серия : лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2023. — Т. 23. — № 1. — С. 145—159. — doi: 10.25205/1818-7935-2023-21-1-145-159.
  27. Сидоров В. А. Самоцензура в журналистике: диалектика искажений профессиональной культуры / В. А. Сидоров // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2023. — № 84. — С. 250—264. — doi: 10.17223/19986645/84/13.
  28. СМИ в системе антинаркотических практик / под общ. ред. Е. В. Шмелевой. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2001. — 1 электрон. опт. диск (CD-R) : цв.; 12 см. — ISBN 978-5-8465-1165-1.
  29. Смирнов М. Ю. Импринтинг как механизм формирования нравственного поведения человека / М. Ю. Смирнов, М. Ю. Трофимов // Психология и психотехника. — 2017. — № 2. — С. 33—44. — doi: 10.7256/2454-0722.2017.2.23462.
  30. Чешев В. В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума / В. В. Чешев. — Томск : Изд-во Том. Арх-строит. Ун-та, 1999. — 203 с.
  31. Что такое импринтинг, и как он влияет на нашу жизнь. — Режим доступа : https://dzen.ru/a/XLReZP3SagCzNeUS (дата обращения 5.06.2024).
  32. Югова О. В. Влияние социально-психологических факторов и семейной среды на психическое развитие ребенка / О. В. Югова // Специальное образование. — 2021. — № 1. — С. 127—139.
  33. DePaul P. The temporal pattern of attachment behavior in the context of imprinting / P. DePaul, H. S. Hoffman // Behavioral and Neural Biology. — 1980. — № 28 (1). — Pp. 48—64. — doi: 10.1016/S0163-1047(80)93146-5.
  34. Dhiman, Bh. Enhancing Positivity in Mass Media for Nation Building : A Critical Review : June 15, 2023 ::. doi: 10.2139/ssrn.4480810. Access mode : https://ssrn.com/abstract=4480810 (accessed 23.07.2024).
  35. Gottlieb G. Developmental age as a baseline for determination of the critical period in imprinting / G. Gottlieb // Journal of Comparative and Physiological Psychology. — 1961. — № 54 (4). — Pp. 422—427. — DOI: https://doi.org/10.1037/h0049127.
  36. McCabe B. J. Imprinting / B. J. McCabe // WIREs Cogn Sci. — 2013. — № 4. — Pp. 375—390. — doi: 10.1002/wcs.1231.
  37. Nagy Е. Homo imitans or homo provocans? Human imprinting model of neonatal imitation / E. Nagy, P. Molnar // Infant Behavior and Development. — 2004. — № 27 (1). — Pp. 54—63. — doi: 10.1016/J.INFBEH.2003.06.004.
  38. Bolhuis J. J. Birdsong memory and the brain : In search of the template / J. J. Bolhuis, S. Moorman // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. — 2015. — № 50. — Pp. 41—55. — doi: 10.1016/j.neubiorev.2014.11.019.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Radiontseva E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».