Communicative-Pragmatic Properties of Addressing in Virtual Pedagogical Discourse: Insights from School Chats

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

This study explores the communicative-pragmatic properties of addressing as a syntactic phenomenon manifested within virtual pedagogical discourse. The relevance ofthis topic is underscored by its integration into the scientific paradigm of discourse linguistics. The core idea of the research lies in establishing a correlational dependency among the components of the following triad: (1) the functional and goal-oriented setting of speech utterances, (2) speech strategies aimed at achieving functional communicative intentions, and (3) the material embodiment of text featuring addressing, determined by the overarching cognitive strategy of pedagogical discourse and the electronic substrate form. The empirical material consists of school chats conducted on messaging platforms such as Sferum, WhatsApp, and Telegram. This material reveals invariant characteristics inherent to addressing: its material embodiment as a word or phrase and typical functions associated with addressing. Additionally, the study identifies variable properties of addressing, determined on one hand by the institutional nature of pedagogical discourse (lexical means of addressing characteristic of Russian institutional linguoculture), and on the other hand by the electronic substrate form (the use of nicknames as forms of address, and the integration of addressing within electronic polycode texts that include, alongside verbal elements, media files and emojis).

Авторлар туралы

T. Rabenko

Kemerovo State University

Email: tat.rabenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3434-8542

E. Denisova

Kemerovo State University

Email: elvdenisova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4591-6576

A. Chardyntseva

Kemerovo State University

Email: alyonachardyntseva@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-7798-6742

Әдебиет тізімі

  1. Алефиренко Н. Ф. Проблема соотношения речевого жанра и дискурса / Н. Ф. Алефиренко // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». — 2009. — № 2. — С. 53—61.
  2. Антонова Н. А. Педагогический дискурс : речевое поведение учителя на уроке : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Наталия Александровна Антонова. — Саратов, 2007. — 25 с. 3. Ачилова Е. Л. Особенности функционирования обращений в виртуальной игровой коммуникации / Е. Л. Ачилова, В. П. Ачилова // Вестник Московского государственного областного университета. — Серия : Русская филология. — 2018. — № 3. — С. 17—28. — doi: 10.18384/2310-7278-2018-3-17-28.
  3. Багна И. Типы и функции русского обращения как именования адресата в разных видах словесности : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ибрахим Багна. — Москва, 2004. — 24 с.
  4. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис / Н. С. Валгина. — Москва : Высшая школа, 2003. — 416 с.
  5. Галанова Е. М. Типы обращений в учебном диалоге / Е. М. Галанова, А. И. Гаврин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 15. — Выпуск 2. — С. 402—406.
  6. Гольдин В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В. Е. Гольдин. — Москва : URSS, 2009. — 127 с. — ISBN 978-5-397-00801-3.
  7. Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Жанры речи. — 2017. — № 1 (15). — С. 92—100. — doi: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-92-100.
  8. Жукова Т. С. Становление новой нормы употребления обращений в регламентированных сферах общения / Т. С. Жукова // Вестник РУДН. — Серия Лингвистика. — 2014. — № 4. — С. 198—215.
  9. Ивашкина О. В. Этикетные жанры в речи учителя : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Олеся Валериевна Ивашкина. — Москва, 2005. — 16 с.
  10. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с. — ISBN 5–88234–552–2.
  11. Катермина В. В. Манипулятивный потенциал обращений в педагогическом дискурсе / В. В. Катермина // Общество. Интеграция. Образование : Материалы Международной научной конференции. — Резекне : Резекненская технологическая академия, 2017. — Т. 1. — С. 228—237.
  12. Кручинина И. Н. Обращение / И. Н. Кручинина // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — С. 340.
  13. Малашенкова Е. Н. Речевой жанр пожелание в ситуациях асимметричного общения (на материале педагогического дискурса) / Е. Н. Малашенкова // СибСкрипт. — 2023. — Т. 25. — № 1. — С. 55—65.
  14. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил : Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., 2006. — 335 с. — ISBN 5-8299-0082-5.
  15. Рабенко Т. Г. Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса) / Т. Г. Рабенко, Э. С. Денисова, А. Д. Чардынцева // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 5. — С. 114—134. —doi: 10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134.
  16. Рабенко Т. Г. Жанр «обещание» как отражение интенциональной и лингвистической организации виртуального педагогического дискурса / Т. Г. Рабенко, Э. С. Денисова // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 4. — С. 71—92. — doi: 10.24224/2227-1295-2024-13-4-71-92.
  17. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. — Москва : Высшая школа, 1987. — 399 с.
  18. Формановская Н. И. Обращение / Н. И. Формановская // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. — С. 84—88.
  19. Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — Москва : Знание, 1989. — 160 с.
  20. Черник В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Виктория Борисовна Черник. — Екатеринбург, 2002. — 197 с.
  21. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. — Москва : Эдиториал УРСС, 2001. — 620 с. — ISBN 5-8360-0263-0.
  22. Шведова Н. Ю. Распространение предложения включением обращения / Н. Ю. Шведова // Русская грамматика : научные труды: в 2-х т. — Москва : Наука, 1980. — Т. 2. — С. 163—166.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Rabenko T.G., Denisova E.S., Chardyntseva A.D., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».