Оценочное восприятие мемов молодежной интернет-аудиторией: пилотный психолингвистический эксперимент

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучается оценочное восприятие мемов и демотиваторов молодежной интернет-аудиторией в рамках пилотного психолингвистического эксперимента. Выявляется специфика оценочных мнений, вербальных реакций и составляющих данных поликодовых текстов, способных привлекать внимание. Анкетирование проводилось с использованием интернет-сервиса Yandex Forms. Испытуемыми выступили студенты в возрастной группе 18—22 лет в количестве 100 человек. В качестве стимульного материала использовались гетерогенные поликодовые тексты со статичным изображением в количестве 26 мемов и демотиваторов. Полученные результаты и статистические данные свидетельствуют о неоднозначности их оценочного восприятия и широте преференций испытуемых. Анализ оценочных мнений показывает, что предпочтение молодежной аудитории в большей степени отдается, в первую очередь, комичным, современным, оригинальным поликодовым текстам, точно отражающим жизненные реалии, в том числе связанные с социальным статусом испытуемых. Сообщается, что противоположную реакцию вызывали неактуальные, устаревшие мемы в плане формы и содержания, представляющиеся им несмешными и глупыми, противоречащие их взглядам. Также устанавливаются особенности оценочного восприятия и интерпретации элементов содержания мемов испытуемыми: вариативность в распределении интереса; поляризация мнений и оценок в отношении одного и того же элемента содержания; влияние индивидуальных предпочтений и личного опыта и др.

Об авторах

М. Н. Лату

Пятигорский государственный университет

Email: laatuu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6313-5637

Н. А. Князев

Пятигорский государственный университет

Email: i@nknyazev.ru
ORCID iD: 0000-0001-6800-6589

Список литературы

  1. Александрова О. И. Конструирование и интерпретация мемов : смех против паники / О. И. Александрова, А. С. Борисова, С. А. Москвичева // Когнитивные исследования языка. — 2024. — № 1—2 (57). — С. 374—379.
  2. Алимурадов О. А. Функциональный потенциал поликодового текста в городском пространстве : лингвосемиотический аспект / О. А. Алимурадов, М. А. Горбунова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 10. — С. 142—165. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-10-142-165.
  3. Болдырев Н. Н. Сравнительные конструкции как механизм вторичной интерпретации знаний о мире / Н. Н. Болдырев, Е. Д. Блохина // Журнал Сибирского федерального университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2022. — № 15 (11). — С. 1713— 1722. — doi: 10.17516/1997-1370-0946.
  4. Бородавко Л. Т. Психологическое исследование поликодового текста противоправной направленности : логико-семантический и послойный методы / Л. Т. Бородавко, Н. Н. Силкин, В. А. Корзунин // Российский девиантологический журнал. — 2024. — № 4 (3). — С. 382—393. — doi: 10.35750/2713-0622-2024-3-382-393.
  5. Валуев И. А. Особенности восприятия англоязычных Интернет-мемов коронавирусной тематики : экспериментальное исследование / И. А. Валуев // в многомерном пространстве современной лингвистики : Сборник работ молодых ученых. — Москва : Р. Валент, 2023. — Выпуск 3. — С. 20—26. — ISBN 978-5-93439-649-8.
  6. Горбатов Д. С. Новостные интернет-мемы с политическим подтекстом в восприятии молодежи / Д. С. Горбатов, П. Ю. Гурушкин // Век информации (сетевое издание). — 2021. — Т. 5. — № 1 (14). — С. 47—60. — doi: 10.33941/age-info.com51(14)10.
  7. Гукосьянц О. Ю. Метафорические переосмысления образа медицинского работника и образа COVID-19 в демотиваторах периода пандемии / О. Ю. Гукосьянц // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 9. — С. 142—161. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161.
  8. Гукосьянц О. Ю. Предупреждение конфликта в сети Интернет в ситуации распространения коронавирусной инфекции (результаты опроса респондентов) / О. Ю. Гукосьянц // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 1. — С. 141—158. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-1-141-158.
  9. Денисова Г. В. Глава 16. Психологические и этнокультурные особенности восприятия молодежной аудиторией в России и Китае интернет-мемов на тему COVID-19 / Г. В. Денисова, Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. — Москва : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Издательский Дом (типография), 2021. — С. 383—401.
  10. Захаров Р. И. Деталь изображения в поликодовом тексте макро-мема как лингвосемиотический механизм формирования оценочности / Р. И. Захаров // Коммуникативные исследования. — 2024. — Т. 11. — № 1. — С. 89—103. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-162-183.
  11. Куницына О. М. Особенности построения и восприятия поликодовых текстов в современной коммуникации / О. М. Куницына // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2020 — № 9 (838). — С. 69—82.
  12. Лату М. Н. Моделирование статического поликодового текста посредством сетевого анализа (демотиватор, посвященный проблемам самоизоляции) / М. Н. Лату, А. А. Левит, М. Б. Гаврилова // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — С. 62— 77. — doi: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-62-77.
  13. Максимова С. А. Новостной мем как интернет-жанр / С. А. Максимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2019. — № 5 (202). — С. 95—101. — doi: 10.23951/1609-624X-2017-5-95-101.
  14. Нежура Е. А. Интерсемиотическая проксонимия в поликодовых рекламных текстах : экспериментальное исследование / Е. А. Нежура // Вопросы психолингвистики. — 2011 — № 14. — С. 128—137.
  15. Савицкий А. С. Интернет-мемы и интеллект : рекапитуляция пиктографической письменности? / А. С. Савицкий, А. Н. Харитонов, К. И. Ананьева // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. — Москва : Институт психологии РАН, 2020. — С. 1491—1499.
  16. Сложность восприятия демотиваторов и мемов : экспериментальное исследование / А. В. Горбачева, А. А. Берлин Хенис, А. Н. Пучкова, М. А. Осадчий // Вестник ВолГУ. Серия 2 : Языкознание. — 2021. — Т. 20. — № 2. — С. 74—86. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.7.
  17. Тимошина С. В. Языковая игра в жанре интернет-мема : проблема считываемости / С. В. Тимошина // Linguistica Juvenis. — 2023. — № 25. — С. 183—194.
  18. Фрумкина Р. М. Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем / Р. М. Фрумкина. — Москва : ГУ ВШЭ, 2004. — 24 с.
  19. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. — Ленинград : Наука, 1974. — С. 24—39.
  20. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии / Ю. В. Щурина // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2014. — № 6 (59). — С. 85—89.
  21. Davison P. The language of internet memes / P. Davison // The Social Media Reader. — 2009. — Pp. 120—134.
  22. Grundlingh L. Memes as Speech Acts / L. Grundlingh // Social Semiotics. — 2017. — Vol. 28 (2). — Pp. 1—22.
  23. Wiggins B. E. Memes as genre : A structurational analysis of the memescape / B. E. Wiggins, G. B. Bowers // New Media & Society. — 2014. — Vol. 1 (21). — Pp. 1—21.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лату М.Н., Князев Н.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».