Конструирование и визуализация образа врага в России в период Русско-японской войны 1904—1905 годов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена характеристике репрезентаций образа врага (Японии и японцев) средствами визуальной пропаганды в Российской империи в годы Русскояпонской войны и базируется на широком круге визуальных источников. Выявляются контексты формирования образа врага, их ключевые составляющие. На основе анализа средств массовой информации периода Русско-японской войны, а также визуальных источников (плакаты, открытки, литографии, рисунки, карикатуры) выявляются особенности репрезентации образа врага, ее направленность, целевая аудитория. Проводится сравнение российских и японских образцов визуальной пропаганды, устанавливаются причины их различия. Анализируется эффективность российской визуальной пропаганды, основные последствия ее использования. Автор приходит к выводу, что визуальная пропаганда периода Русско-японской войны в целом повторяла образы и смыслы, сформированные в общественном сознании и государственной идеологии еще до войны (восприятие японцев как «дикарей», «варваров», «азиатов», «макак»; парадигма «желтой опасности»; убежденность, что Япония действует по указке враждебных России держав). Делается вывод о том, визуальная пропаганда, предназначенная для «простого народа» и акцентирующая внимание на полной ничтожности противника, оказалась настолько далека от действительности, что примерно через 9—10 месяцев войны привела к прямо противоположному эффекту (замещение образа врага с японцев на русский самодержавный строй и его представителей).

Об авторах

Э. А. Воробьева

Новосибирский государственный технический университет

Email: tinva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3040-0350

Список литературы

  1. Баяндин В. И. Мобилизация сибиряков в армию в годы Русско-японской войны / В. И. Баяндин // Гуманитарные науки в Сибири. — 2004. — № 2. — С. 7—12.
  2. Воробьева Э. А. Война и общество. Сибирь и Дальний Восток в годы Русскояпонской войны 1904—1905 гг. / Э. А. Воробьева. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. — 252 с. — ISBN 978-5-7782-4213-5.
  3. Гудков Л. Идеологема «врага» : «Враги» как массовый синдром и механизм социальной интеграции / Л. Гудков // Образ врага. — Москва : ОГИ, 2005. — С. 7—79.
  4. Дятлов В. И. Экзотизация и «Образ врага» : синдром «Желтой опасности» в дореволюционной России / В. И. Дятлов // Идеи и идеалы. — 2014. — Т. 1. — № 2 (20). — С. 23—41.
  5. Игауэ Нахо. К постановке проблемы образа Японии и японцев в русском фольклоре XX в. / Нахо Игауэ // Фудзимото Вакио. К юбилею ученого : сборник статей. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — С. 75—90.
  6. Жукова Л. В. Восприятие Японии в России накануне Русско-японской войны / Л. В. Жукова // Россия и мир глазами друг друга : из истории взаимовосприятия. Сб. ст. — Москва : РОССПЭН, 2002. — Выпуск 2. — С. 341—356.
  7. Масаёси Мацумура. Российская пропаганда во время Русско-японской войны в 1904—1905 гг. / Мацамура Масаеси // Россия и АТР. — 2002. — № 4. — С. 63—70.
  8. Микешина Л. А. Репрезентация : частный метод или фундаментальная операция познания? / Л. А. Микешина // Эпистемология и философия науки. — 2007. — № 1. — Т. 11. — С. 5—17.
  9. Михайлова Ю. Д. Война длиною в целый век : лубок, литография, карикатура / Ю. Д. Михайлова // Япония и Россия. Национальная идентичность сквозь призму образов. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2014. — С. 38— 67. — ISBN 978-5-85803-470-4.
  10. Молодяков В. Э. Образ Японии в русской культуре серебряного века / В. Э. Молодяков // Россия и Япония: диалог культур и народов. — Москва : АИРО–ХХ, 2004. — С. 30—39.
  11. Молодяков В. Э. Япония в русском сознании и русской культуре конца XIX — начала XX века / В. Э. Молодяков // Россия и мир глазами друг друга : из истории взаимовосприятия. Сб. ст. — Москва : РОССПЭН, 2002. — Выпуск 2. — С. 325—340.
  12. Молодяков В. Э. Россия и Япония : Золотой век (1905—1916) / В. Э. Молодяков. — Москва : Просвещение, 2008. — 174 с. — ISBN 978-5-09-018968-2.
  13. Сенявская Е. С. Противники России в войнах ХХ века : Эволюция образа врага в сознании армии и общества / Е. С. Сенявская. — Москва : РОССПЭН, 2006. — 288 с. — ISBN 5-8243-0782-2.
  14. Тогава Цугуо. Образ России в Японии накануне и после реставрации Мэйдзи / Цугуо Тогава // Россия и АТР. — 1993. — № 1. — С. 55—63.
  15. Шимацу Наоко. Возлюби врага своего / Наоко Шимацу // Родина. — 2005. — № 10. — С. 69—71.
  16. Япония и Россия. Национальная идентичность сквозь призму образов / Сб. ст. под ред. Ю. Д. Михайловой. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-85803-470-4.
  17. Dobson S. Much. Recorded War : The Russo-Japanese War In History And Imagery / S. Dobson, A. N. Morse, F. Sharf. — Boston, Mass : MFA Publications, 2005. — 92 p. — ISBN 0-87846-692-4.
  18. The Impact of the Russo-Japanese War / Editor Rotem Kowner. — London : Routledge, 2009. — 348 p. — ISBN 0-415-36824-3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Воробьева Э.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».