Constructing and Visualizing Enemy Image in Russia During Russo-Japanese War (1904-1905)

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

This article explores the representations of the enemy image (Japan and the Japanese) through visual propaganda in the Russian Empire during the Russo-Japanese War. Drawing on a wide array of visual sources, it identifies the contexts in which the enemy image was constructed and its key components. The analysis includes mass media from the period as well as visual materials such as posters, postcards, lithographs, drawings, and caricatures, revealing distinct features of enemy representation, its intended direction, and target audience. A comparative study of Russian and Japanese visual propaganda is conducted to uncover the reasons for their differences. The effectiveness of Russian visual propaganda is analyzed along with its primary consequences. The author concludes that the visual propaganda of the Russo-Japanese War largely reiterated images and meanings that had been ingrained in public consciousness and state ideology prior to the conflict — portraying the Japanese as “savages,” “barbarians,” “Asians,” and “monkeys,” alongside the “Yellow Peril” paradigm and the belief that Japan acted under the influence of hostile powers against Russia. Ultimately, it is argued that this propaganda, aimed at the “common people” and emphasizing the utter insignificance of the enemy, became so detached from reality that, after approximately 9-10 months of war, it resulted in a counterproductive effect—shifting the enemy image from the Japanese to the Russian autocratic regime and its representatives.

Sobre autores

E. Vorobyeva

Novosibirsk State Technical University

Email: tinva@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-3040-0350

Bibliografia

  1. Баяндин В. И. Мобилизация сибиряков в армию в годы Русско-японской войны / В. И. Баяндин // Гуманитарные науки в Сибири. — 2004. — № 2. — С. 7—12.
  2. Воробьева Э. А. Война и общество. Сибирь и Дальний Восток в годы Русскояпонской войны 1904—1905 гг. / Э. А. Воробьева. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. — 252 с. — ISBN 978-5-7782-4213-5.
  3. Гудков Л. Идеологема «врага» : «Враги» как массовый синдром и механизм социальной интеграции / Л. Гудков // Образ врага. — Москва : ОГИ, 2005. — С. 7—79.
  4. Дятлов В. И. Экзотизация и «Образ врага» : синдром «Желтой опасности» в дореволюционной России / В. И. Дятлов // Идеи и идеалы. — 2014. — Т. 1. — № 2 (20). — С. 23—41.
  5. Игауэ Нахо. К постановке проблемы образа Японии и японцев в русском фольклоре XX в. / Нахо Игауэ // Фудзимото Вакио. К юбилею ученого : сборник статей. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — С. 75—90.
  6. Жукова Л. В. Восприятие Японии в России накануне Русско-японской войны / Л. В. Жукова // Россия и мир глазами друг друга : из истории взаимовосприятия. Сб. ст. — Москва : РОССПЭН, 2002. — Выпуск 2. — С. 341—356.
  7. Масаёси Мацумура. Российская пропаганда во время Русско-японской войны в 1904—1905 гг. / Мацамура Масаеси // Россия и АТР. — 2002. — № 4. — С. 63—70.
  8. Микешина Л. А. Репрезентация : частный метод или фундаментальная операция познания? / Л. А. Микешина // Эпистемология и философия науки. — 2007. — № 1. — Т. 11. — С. 5—17.
  9. Михайлова Ю. Д. Война длиною в целый век : лубок, литография, карикатура / Ю. Д. Михайлова // Япония и Россия. Национальная идентичность сквозь призму образов. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2014. — С. 38— 67. — ISBN 978-5-85803-470-4.
  10. Молодяков В. Э. Образ Японии в русской культуре серебряного века / В. Э. Молодяков // Россия и Япония: диалог культур и народов. — Москва : АИРО–ХХ, 2004. — С. 30—39.
  11. Молодяков В. Э. Япония в русском сознании и русской культуре конца XIX — начала XX века / В. Э. Молодяков // Россия и мир глазами друг друга : из истории взаимовосприятия. Сб. ст. — Москва : РОССПЭН, 2002. — Выпуск 2. — С. 325—340.
  12. Молодяков В. Э. Россия и Япония : Золотой век (1905—1916) / В. Э. Молодяков. — Москва : Просвещение, 2008. — 174 с. — ISBN 978-5-09-018968-2.
  13. Сенявская Е. С. Противники России в войнах ХХ века : Эволюция образа врага в сознании армии и общества / Е. С. Сенявская. — Москва : РОССПЭН, 2006. — 288 с. — ISBN 5-8243-0782-2.
  14. Тогава Цугуо. Образ России в Японии накануне и после реставрации Мэйдзи / Цугуо Тогава // Россия и АТР. — 1993. — № 1. — С. 55—63.
  15. Шимацу Наоко. Возлюби врага своего / Наоко Шимацу // Родина. — 2005. — № 10. — С. 69—71.
  16. Япония и Россия. Национальная идентичность сквозь призму образов / Сб. ст. под ред. Ю. Д. Михайловой. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-85803-470-4.
  17. Dobson S. Much. Recorded War : The Russo-Japanese War In History And Imagery / S. Dobson, A. N. Morse, F. Sharf. — Boston, Mass : MFA Publications, 2005. — 92 p. — ISBN 0-87846-692-4.
  18. The Impact of the Russo-Japanese War / Editor Rotem Kowner. — London : Routledge, 2009. — 348 p. — ISBN 0-415-36824-3.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Vorobyeva E.A., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».