Peculiarities of the thinking potential of professionals of the socionomic type
- Authors: Kashapov M.M.1, Surina N.V.1
-
Affiliations:
- Yaroslavl State University. PG Demidov
- Issue: Vol 12, No 1 (2023)
- Pages: 40-48
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2304-9790/article/view/251067
- DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-40-48
- EDN: https://elibrary.ru/SFRKJW
- ID: 251067
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
About the authors
Mergalyas M. Kashapov
Yaroslavl State University. PG Demidov14 Sovetskaya st.
Natalya V. Surina
Yaroslavl State University. PG Demidov
ORCID iD: 0000-0003-4093-0926
14 Sovetskaya st.
References
- Шадриков В. Д. Системогенез ментальных качеств человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 287 с.
- Знаков В. В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 365 с.
- Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН », 2016. 488 с.
- Рогозян А. Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. С. 140–145.
- Березина Т. Н. Личностные ресурсы продолжительности жизни взрослых людей // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы анти-старения / под ред. Т. Н. Березиной. Москва : ИД Академии им. Н. Е. Жуковского, 2021. С. 190–209.
- Соловьева С. Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электронный научныйжурнал. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 27.09.2022).
- Drummond S., Brough P. Proactive coping and preventive coping: Evidence for two distinct constructs? // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 92. P. 123–127. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.029
- Bakker A. B., Demerouti E. The job demands-resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22, no. 3. P. 309–328. https://doi.org/10.1108/02683940710733115
- Baker M. K., Kennedy D. J., Bohle P. L., Campbell D., Wiltshire J. H., Singh M. A. F. Core self-evaluation as a predictor of strength training adoption in older adults // Maturitas. 2011. Vol. 68, iss. 1. P. 88–93. https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2010.10.001
- Wilcox C. E., Dekonenko C. J., Mayer A. R., Bogenschutz M. P., Turner J. A. Cognitive control in alcohol use disorder: Defi cits and clinical relevance // Reviews in the Neurosciences. 2014. Vol. 25, iss. 1. P. 1–24. https://doi.org/10.1515/revneuro-2013-0054
- Morton J. B., Ezekiel F. W., Heather A. Cognitive control: Easy to identify but hard to defi ne // Topics in Cognitive Science. 2011. Vol. 3, iss. 2. P. 212–216. https://doi.org/10.1111/j.1756-8765.2011.01139.x
- Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Johnson T. Possible selves as roadmaps // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38, iss. 1. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6
- Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4, no. 1. P. 1–44. https://doi.org/10.1111/1529-1006.01431
- Hobfoll S. E., Johnson R. J., Ennis N., Jackson A. P. Resource loss, resource gain, and emotional outcomes among inner city women // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, no. 3. P. 632–643. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.3.632
- Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test / ed. by J. Loevinger. Mahwah (NJ) : Lawrence Erlbaum Publ., 1998. 144 p.
- Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 2004. 478 с.
- Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Структурно-содержательный анализ экзистенциальной теории в ее значении для практики психологического консультирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 152–162. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-152-162
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 272 с.
- Серафимович И. В., Бобылева Н. И., Шляхтина Н. В. Психолого-педагогическое единство – ресурс изучения профессионального мышления менеджеров в сфере образования // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С. 469–473.
- Серафимович И. В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0407
- Сурина Н. В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 1 (46). С. 28–33.
- Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html (дата обращения: 14. 08.2022).
- Серафимович И. В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 106–115. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (дата обращения: 14.08.2022).
- Серафимович И. В., Сабаканова А. С. Особенности профессионального педагогического мышления, метакогнитивных и регулятивных процессов у педагогов разных дошкольных образовательных организаций // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1364–1372. https://doi.org/10.38098/proc.2020.59.34.001
- Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. Т. 22. С. 10–20.
- Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.
- Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // СПЖ. 2005. № 22. С. 135–140.
- Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428 с.
- Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404.
- Кашапов М. М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор. Социальный психолог. 2021. № 1 (41). С. 395–413.
- Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.277
- Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 105–115.
- Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008. 416 с.
- Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
- Кашапов М. М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152–165.
- ФилатоваЮ. С.Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С 300–307.
- Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18
Supplementary files
