Peculiarities of the thinking potential of professionals of the socionomic type

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

For the fi rst time, the thinking potential is interpreted as an intellectual ability of the subject to use any impulse in a constructive way. The relevance of the research lies in the given answer to the question of how this ability contributes to the awareness and involvement of all possible external and internal resources to complete the task in the context of the subject’s socialization and professionalization. The purpose of the research is to study the features of the thinking potential of professionals of the socionomic type. The study hypothesizes that there are diff erent peculiarities in the formation and manifestation of thinking potential of teachers and medical workers. The study was carried out on a sample of pedagogical (n = 110) and medical workers (n = 106) (Yaroslavl). The sample of teachers: the average work experience in the profession is 10.1 years, and the total work experience is 15.3 years. The sample of medical workers: the average work experience in the profession is 13.3 years, and the total work experience is 17.3 years. The authors used such a research method as diagnosing the potential of professional thinking (for the professions of a socionomic type) (by I. V. Serafi movich, E. A. Medvedeva, N. V. Surina) in order to fi x the components of thinking potential. To diagnose personal characteristics, the following methodologies were used: Five Facet Mindfulness Questionnaire (by Ruth A. Bear, T.G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney) (adaptation by N. M. Yumartova, N. V. Grishina); the methodology for diagnosing subjective well-being of the individual (by R. M. Shamionov, T. V. Beskova); the methodology for diagnosing the level of emotional burnout (by V. V. Boyko). The study proves that all the components of the professional thinking potential and its general level are characterized by an average indicator of development. The results of the study show how teachers and doctors, having certain personal and cognitive characteristics, provide an eff ective solution to the urgent tasks in their professional activity through awareness, involvement and eff ective use of external and internal resources. According to the study results, defi nition of the thinking potential proposed by the authors can be equally applied to the thinking potential of both teachers and doctors. Keywords: thinking, thinking potential, professional activity, teacher, doctor.

About the authors

Mergalyas M. Kashapov

Yaroslavl State University. PG Demidov

14 Sovetskaya st.

Natalya V. Surina

Yaroslavl State University. PG Demidov

ORCID iD: 0000-0003-4093-0926
14 Sovetskaya st.

References

  1. Шадриков В. Д. Системогенез ментальных качеств человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 287 с.
  2. Знаков В. В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 365 с.
  3. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН », 2016. 488 с.
  4. Рогозян А. Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. С. 140–145.
  5. Березина Т. Н. Личностные ресурсы продолжительности жизни взрослых людей // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы анти-старения / под ред. Т. Н. Березиной. Москва : ИД Академии им. Н. Е. Жуковского, 2021. С. 190–209.
  6. Соловьева С. Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электронный научныйжурнал. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 27.09.2022).
  7. Drummond S., Brough P. Proactive coping and preventive coping: Evidence for two distinct constructs? // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 92. P. 123–127. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.029
  8. Bakker A. B., Demerouti E. The job demands-resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22, no. 3. P. 309–328. https://doi.org/10.1108/02683940710733115
  9. Baker M. K., Kennedy D. J., Bohle P. L., Campbell D., Wiltshire J. H., Singh M. A. F. Core self-evaluation as a predictor of strength training adoption in older adults // Maturitas. 2011. Vol. 68, iss. 1. P. 88–93. https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2010.10.001
  10. Wilcox C. E., Dekonenko C. J., Mayer A. R., Bogenschutz M. P., Turner J. A. Cognitive control in alcohol use disorder: Defi cits and clinical relevance // Reviews in the Neurosciences. 2014. Vol. 25, iss. 1. P. 1–24. https://doi.org/10.1515/revneuro-2013-0054
  11. Morton J. B., Ezekiel F. W., Heather A. Cognitive control: Easy to identify but hard to defi ne // Topics in Cognitive Science. 2011. Vol. 3, iss. 2. P. 212–216. https://doi.org/10.1111/j.1756-8765.2011.01139.x
  12. Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Johnson T. Possible selves as roadmaps // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38, iss. 1. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6
  13. Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4, no. 1. P. 1–44. https://doi.org/10.1111/1529-1006.01431
  14. Hobfoll S. E., Johnson R. J., Ennis N., Jackson A. P. Resource loss, resource gain, and emotional outcomes among inner city women // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, no. 3. P. 632–643. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.3.632
  15. Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test / ed. by J. Loevinger. Mahwah (NJ) : Lawrence Erlbaum Publ., 1998. 144 p.
  16. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 2004. 478 с.
  17. Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Структурно-содержательный анализ экзистенциальной теории в ее значении для практики психологического консультирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 152–162. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-152-162
  18. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 272 с.
  19. Серафимович И. В., Бобылева Н. И., Шляхтина Н. В. Психолого-педагогическое единство – ресурс изучения профессионального мышления менеджеров в сфере образования // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С. 469–473.
  20. Серафимович И. В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0407
  21. Сурина Н. В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 1 (46). С. 28–33.
  22. Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html (дата обращения: 14. 08.2022).
  23. Серафимович И. В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 106–115. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (дата обращения: 14.08.2022).
  24. Серафимович И. В., Сабаканова А. С. Особенности профессионального педагогического мышления, метакогнитивных и регулятивных процессов у педагогов разных дошкольных образовательных организаций // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1364–1372. https://doi.org/10.38098/proc.2020.59.34.001
  25. Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. Т. 22. С. 10–20.
  26. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.
  27. Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // СПЖ. 2005. № 22. С. 135–140.
  28. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428 с.
  29. Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404.
  30. Кашапов М. М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор. Социальный психолог. 2021. № 1 (41). С. 395–413.
  31. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.277
  32. Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 105–115.
  33. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008. 416 с.
  34. Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
  35. Кашапов М. М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152–165.
  36. ФилатоваЮ. С.Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С 300–307.
  37. Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».