Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа
- Авторы: Кашапов М.М.1, Сурина Н.В.1
-
Учреждения:
- Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 40-48
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2304-9790/article/view/251067
- DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-40-48
- EDN: https://elibrary.ru/SFRKJW
- ID: 251067
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Мергаляс Мергалимович Кашапов
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидоваул. Советская, д. 14
Наталья Витальевна Сурина
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
ORCID iD: 0000-0003-4093-0926
ул. Советская, д. 14
Список литературы
- Шадриков В. Д. Системогенез ментальных качеств человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 287 с.
- Знаков В. В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 365 с.
- Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН », 2016. 488 с.
- Рогозян А. Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. С. 140–145.
- Березина Т. Н. Личностные ресурсы продолжительности жизни взрослых людей // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы анти-старения / под ред. Т. Н. Березиной. Москва : ИД Академии им. Н. Е. Жуковского, 2021. С. 190–209.
- Соловьева С. Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электронный научныйжурнал. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 27.09.2022).
- Drummond S., Brough P. Proactive coping and preventive coping: Evidence for two distinct constructs? // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 92. P. 123–127. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.029
- Bakker A. B., Demerouti E. The job demands-resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22, no. 3. P. 309–328. https://doi.org/10.1108/02683940710733115
- Baker M. K., Kennedy D. J., Bohle P. L., Campbell D., Wiltshire J. H., Singh M. A. F. Core self-evaluation as a predictor of strength training adoption in older adults // Maturitas. 2011. Vol. 68, iss. 1. P. 88–93. https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2010.10.001
- Wilcox C. E., Dekonenko C. J., Mayer A. R., Bogenschutz M. P., Turner J. A. Cognitive control in alcohol use disorder: Defi cits and clinical relevance // Reviews in the Neurosciences. 2014. Vol. 25, iss. 1. P. 1–24. https://doi.org/10.1515/revneuro-2013-0054
- Morton J. B., Ezekiel F. W., Heather A. Cognitive control: Easy to identify but hard to defi ne // Topics in Cognitive Science. 2011. Vol. 3, iss. 2. P. 212–216. https://doi.org/10.1111/j.1756-8765.2011.01139.x
- Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Johnson T. Possible selves as roadmaps // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38, iss. 1. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6
- Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4, no. 1. P. 1–44. https://doi.org/10.1111/1529-1006.01431
- Hobfoll S. E., Johnson R. J., Ennis N., Jackson A. P. Resource loss, resource gain, and emotional outcomes among inner city women // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, no. 3. P. 632–643. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.3.632
- Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test / ed. by J. Loevinger. Mahwah (NJ) : Lawrence Erlbaum Publ., 1998. 144 p.
- Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 2004. 478 с.
- Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Структурно-содержательный анализ экзистенциальной теории в ее значении для практики психологического консультирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 152–162. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-152-162
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 272 с.
- Серафимович И. В., Бобылева Н. И., Шляхтина Н. В. Психолого-педагогическое единство – ресурс изучения профессионального мышления менеджеров в сфере образования // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С. 469–473.
- Серафимович И. В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0407
- Сурина Н. В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 1 (46). С. 28–33.
- Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html (дата обращения: 14. 08.2022).
- Серафимович И. В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 106–115. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (дата обращения: 14.08.2022).
- Серафимович И. В., Сабаканова А. С. Особенности профессионального педагогического мышления, метакогнитивных и регулятивных процессов у педагогов разных дошкольных образовательных организаций // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1364–1372. https://doi.org/10.38098/proc.2020.59.34.001
- Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. Т. 22. С. 10–20.
- Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.
- Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // СПЖ. 2005. № 22. С. 135–140.
- Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428 с.
- Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404.
- Кашапов М. М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор. Социальный психолог. 2021. № 1 (41). С. 395–413.
- Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.277
- Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 105–115.
- Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008. 416 с.
- Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
- Кашапов М. М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152–165.
- ФилатоваЮ. С.Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С 300–307.
- Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18
Дополнительные файлы
