The essence and specifics of pedagogical support for preschool children with special educational needs

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article describes the specifics of pedagogical support for preschool children. The theoretical substantiation and methodological approaches of pedagogical support, its practical significance are presented. The meanings and significance of the phenomenon are indicated, the essential characteristics of pedagogical support in preschool education are highlighted. The topic of personalization of education, development, upbringing of children with various starting opportunities is updated. The principle of diversification of pedagogical support is put forward and its interdependence with variability as an actual quality of Russian education is proved. The main processes of interaction between a teacher and a child are classified and the dynamics of changes in the system of support for preschoolers in connection with the appearance of children with developmental disabilities in mass educational institutions is shown. The term “children with special educational needs” is presented, which is disclosed from the position of supporting the diversity of childhood. Classification of categories of children with special educational needs studying in Russian preschool organizations has been developed. The necessary conditions and prospects for the development of pedagogical support for preschoolers with special educational needs within the framework of a multivariate socio-cultural educational space are determined.

About the authors

Elena Gennad'evna Akulova

Tomsk State Pedagogical University; MADOU No. 13

Email: lega0580@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. C. 136–145.
  2. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие. М.: Генезис, 2005. 319 с.
  3. Сивашинская Е. Ф. Педагогические условия дважды исключительных детей // Наука – образованию, производству, экономике: материалы ХХI (68) региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 11–12 февраля 2016 г.: в 2 т. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. Т. 2. С. 243–244.
  4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 240 с.
  5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев; СПб.: Вирт; Дорваль, 1993. 96 с.
  6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  7. Чистякова С. Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн. для учителя и профконсультанта. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. 239 с.
  8. Казакова Е. П., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: школа на пороге нового века. СПб.: Петербург – XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. 160 с.
  9. Лапина Н. А. Сущность педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями // Человеческий капитал. 2019. № 7 (127). С. 99–105.
  10. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. 448 с.
  11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с.
  12. Котькова Г. Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тула, 2011. 48 с.
  13. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2008. 24 с. URL: http://mybiblioteka.su/tom2/3-176273.html (дата обращения: 07.10.2022).
  14. Лыкова И. А. Многообразие детства в эпоху стандартов: миф и реальность // Детский сад: теория и практика: науч.-метод. журн. 2016. № 4. С. 6–23.
  15. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 104 с.
  16. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка: собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 196–218.
  17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».