Идеи личностно ориентированного образования в высшей школе
- Авторы: Цепкова А.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
- Страницы: 228-231
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/271380
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132312
- ID: 271380
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность для современного общества решения задачи подготовки студента вуза как человека и специалиста в гармоничном единстве нравственного и профессионального и обосновывается возможность такой подготовки в рамках личностно ориентированного образования. На основании представлений Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской об обучающемся как о цели образования, выявляется идея признания ценности студента как субъекта образования, сущность которой состоит в требовании по отношению к преподавателю признавать студента целью образования и целью собственного развития, признавать его нравственное значение, достоинство его личности, его право на уважение, на признание его уникальности. На основании представлений В.В. Серикова о личностном опыте выявляется идея развития личностного опыта студента, сущность которой заключается в ориентации преподавателя на создание условий для развития мировоззрения и ценностных ориентаций студентов, определяющих их действия и поступки. На основании представлений В.П. Зинченко о «живом знании» выявляется идея признания личностного смысла знания, сущность которой состоит в ориентации преподавателя на развитие у студентов способности наделять смыслом «мир воплощенного знания», который студент осваивает в процессе познавательной деятельности, вводящей его в «мир воплощенных ценностей», придающий знанию, становящемуся «живым знанием», личностный смысл.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анжелика Николаевна Цепкова
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования
Россия, СамараСписок литературы
- Завойчинская И.Г. Профессионализм и нравственность как факторы развития экономики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12396.
- Цвык В.А. Нравственная культура профессионала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 2. С. 68–77.
- Ахметшина Ю.В. Развитие философской идеи о нравственности будущих специалистов-экономистов в решении социальных и личностных проблем // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2010. № 2. С. 88–92.
- Бражникова А.Н. Нравственность будущего профессионала как субъекта профессионализации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 2. С. 162–184.
- Костюнина Л.И., Назаренко О.С., Панова Е.Е. Нравственность как фактор повышения профессионализма будущих специалистов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 12–14.
- Сафонов А.Г. Нравственность и профессионализм в современной педагогической практике // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития: мат-лы IV всерос. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 17–26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. Новосибирск: НГПУ, 2019. С. 85–88.
- Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 530–536.
- Аверина О.В. Личностно-ориентированное образование как перспективная модель обучения студентов в вузе // Математические методы и приложения: тр. XX математических чтений. Ч. 1. М.: Академия повышения квалификации, 2011. С. 128–130.
- Викулина М.А. Личностно ориентированное (значимое) образование и подготовка будущих профессионалов в вузе // Ведущие ученые НГЛУ: сб. ст. к 100-летию со дня основания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2018. С. 22–42.
- Петров Ю.Н., Государев М.А. Организация личностно ориентированного образования в вузе. Нижний Новгород: ВГИПА, 2001. 138 с.
- Райкова А.Н. К вопросу о важности личностно-ориентированного профессионального образования в вузе // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 10 декабря 2014 г.). Уфа, 2014. С. 89–90.
- Цепкова А.Н. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 239 с.
- Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. С. 40–54.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Немов Р.С. Психология: учебник. 4-е изд. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001. 688 с.
- Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. В 2 т. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 522–524.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Ценности // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 388–390.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара: СГПУ, 1998. 216 с.
Дополнительные файлы
