Реализация научно-познавательного потенциала обучения студентов вузов обратным и некорректным задачам в условиях информатизации образования
- Авторы: Корнилов В.С.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 248-257
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321215
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-3-248-257
- ID: 321215
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. С середины 50-х гг. XX века как российскими, так и зарубежными учеными стали активно проводиться научные исследования обратных и некорректно поставленных задач, которые успешно продолжаются в настоящее время. Нередко исследования обратных и некорректных задач проводятся совместно российскими и зарубежными специалистами из Германии, Италии, Китая, Швеции, Японии и других стран. Сегодня результаты этих исследований обсуждаются на различных тематических международных научных конференциях и в дальнейшем публикуются на страницах научных российских и зарубежных журналов. Со многими публикациями можно ознакомиться в электронных библиотеках научных публикаций elibrary.ru, «КиберЛенинка», в библиографической и реферативной базе данных Scopus и др. Широкая доступность таких библиографических и реферативных электронных баз позволяет преподавателю, который обучает студентов обратным и некорректным задачам, быть в курсе современных научных достижений в научном мире и сформировать содержание разнообразных курсов по выбору, включающее современные математические методы и подходы к исследованиям обратных и некорректных задач. При обучении обратным и некорректным задачам преподавателем должны реализовываться цели и задачи не только формирования у студентов глубоких научных предметных знаний, но и выявления научно-познавательного потенциала такого обучения. Методология. Реализация научно-познавательного потенциала обучения студентов вузов обратным и некорректным задачам осуществлялась через использование компьютерных технологий. Результаты. Понимание научно-познавательного потенциала обратных и некорректных задач, их взаимосвязи с прикладными аспектами, умение использовать компьютерные технологии при исследовании прикладных задач позволит студентам после окончания обучения в учебном заведении проявить себя успешным специалистом по прикладной математике в целом и по обратным и некорректным задачам в частности. Заключение. Выпускники, получившие прочные знания по обратным и некорректным задачам, владеющие современными научными методами их исследования, разработанными специалистами разных стран мира, понимающие научно-познавательный потенциал обратных и некорректных задач, владеющие навыками самостоятельного выбора эффективных информационных технологий для решения прикладных математических задач, успешно будут работать в научно-исследовательских организациях и самостоятельно проводить прикладные научные исследования.
Об авторах
Виктор Семенович Корнилов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0476-3921
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 29Список литературы
- Belov YuA, Lyubanova ASh, Polynceva SV, Sorokin RV, Frolenkov IV. Inverse problems of mathematical physics. Krasnoyarsk: SFU Publ.; 2008. (In Russ.)
- Vabishchevich PN. Computational methods of mathematical physics. Inverse and control problems. Moscow: Vuzovskaya kniga Publ.; 2019. (In Russ.)
- Petrov YuP, Sizikov VS. Correct, incorrect and intermediate tasks with applications. Saint Petersburg: Politekhnika Publ.; 2003. (In Russ.)
- Romanov VG. Stability in inverse problems. Moscow: Nauchnyj mir Publ.; 2005. (In Russ.)
- Yurko VA. Introduction to the theory of inverse spectral problems. Moscow: Fizmatlit Publ.; 2007. 384 p. (In Russ.)
- Nguyen PM, Nguyen LH. A numerical method for an inverse source problem for parabolic equations and its application to a coefficient inverse problem. Journal of Inverse and Ill-Posed Problems. 2020;28(3):323-339.
- Fedorov VE, Ivanova ND. Inverse problems for a class of linear Sobolev type equations with overdetermination on the Kernel of operator at the derivative. Journal of Inverse and Ill-Posed Problems. 2020;28(1):53-61.
- Flemming J. Existence of variational source conditions for nonlinear inverse problems in banach spaces. Journal of Inverse and Ill-Posed Problems. 2020;26(2):227-286.
- Calvetti D, Morigi S, Reichel L, Sgallari F. Tikhonov regularization and the L-curve for large discrete illposed problems. J. Comp. and Appl. Math. 2000;123:423-446.
- Mei Y, Fulmer R, Raja V, Wang S, Goenezen S. Estimating the non-homogeneous elastic modulus distribution from surface deformations. Int. J. Solids and Structures. 2016;83:73-80.
- Falleta S, Monegato G, Scuderi L. On the discretization and application of two space - time boundary integral equations for 3D wave propagation problems in unbounded domains. Applied Numerical Mathematics. 2018;124:22-43.
- Huang L, Liang J, Wu C. A three-dimensional indirect boundary integral equation method for modeling elastic wave scattering in a layered halfspace. Int. J. Solids Structures. 2019;169:81-94.
- Bezruchko AS. Teaching methodology for solving differential equations of future mathematics teachers based on the use of information technologies (dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Moscow; 2014. (In Russ.)
- Belenkova IV. Methods of using mathematical packages in the professional training of university students (dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Ekaterinburg; 2004. (In Russ.)
- Goloskokov DP. Equations of mathematical physics. Solving problems in the Maple system. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2004. (In Russ.)
- Grinshkun VV. Existing approaches to the use of informatization means in teaching natural science disciplines. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2014;4(30):8-13. (In Russ.)
- Daher EA. Mathematica system in the process of mathematical training of specialists in economics (dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Moscow; 2004. (In Russ.)
- Edvards ChG, Penni DE. Differential equations and boundary value problems: modeling and computation with Mathematica, Maple and Matlab. Moscow: Vil'yams Publ.; 2008. (In Russ.)
- Bidajbekov EY, Kornilov VS, Kamalova GB. Teaching future teachers of mathematics and computer science inverse problems for differential equations. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2014;3(29):57-69. (In Russ.)
- Kornilov V.S. Humanitarian component of applied mathematical education. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2006;2(7):94 - 99. (In Russ.)
- Kornilov VS. The role of computer science training courses in teaching university students to numerical methods. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization in Education. 2011;(3):24-27. (In Russ.)
- Kornilov VS. Inverse problems in academic disciplines of applied mathematics. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2014;1(27):60-68. (In Russ.)
- Kornilov VS. Teaching students to inverse problems of mathematical physics as a factor in the formation of fundamental knowledge by integral equations. Bulletin of Laboratory of Mathematical, Natural-Science Education and Informatization. The Reviewed Collection of Scientific Work. 2015;VI:251-257. (In Russ.)
- Kornilov VS. Realization of scientific and educational potential of teaching university students inverse problems for differential equations. Kazan Pedagogical Journal. 2016; 6(119):55-60. (In Russ.)
- Kornilov VS. Theory and technique of training to the inverse problems for differential equations. Moscow: OntoPrint; 2017. (In Russ.)
Дополнительные файлы
