Методологические подходы к формированию цифровой компетентности учителя
- Авторы: Беркимбаев К.М.1, Ниязова Г.Ж.1
-
Учреждения:
- Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 305-313
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321219
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-305-313
- ID: 321219
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Цифровая трансформация в образовании требует нового подхода к традиционным методикам обучения и приводит к ускоренному изменению методов и форм обучения. Изучение и выбор возможностей эффективных сетевых сред при создании цифрового образовательного контента сегодня становятся одной из главных задач для работников сферы образования. Для этого необходимы высококвалифицированные педагоги, у которых сформированы цифровые компетенции и навыки обучения в течение всей жизни, творчески подходящие к постоянному профессиональному росту. В этой связи важным является определение методологических основ формирования цифровой компетентности учителей. Целью исследования стала конкретизация особенностей методологических подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Методология. Использованы общетеоретические методы исследований: изучение и анализ литературных данных теоретической направленности; системно-структурный анализ; конкретизация роли подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Проведен анализ особенностей методологических подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Результаты. Рассмотрена проблема формирования цифровой компетентности учителей. Показано, что необходимость развития цифровой компетентности затрагивается во многих научных работах, однако недостаточно раскрыта в отечественных научно-практических исследованиях. Представлены системный, деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный подходы к формированию цифровой компетенции. На основе анализа соответствующей литературы определены преимущества выбранных подходов в формировании цифровых компетенций учителей, их основные характеристики. Заключение. Подходы, используемые в качестве методологической основы исследования, не только не противоречат, но и дополняют друг друга, выступают в качестве основы для построения концепции и структурно-содержательной модели формирования цифровой компетентности учителя.
Об авторах
Камалбек Мейрбекович Беркимбаев
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
Автор, ответственный за переписку.
Email: kamalbek.berkimbaev@yandex.kz
доктор педагогических наук, профессор
Республика Казахстан, 161200, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29Гулжан Жолаушиевна Ниязова
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
Email: kamalbek.berkimbaev@yandex.kz
кандидат педагогических наук, доцент
Республика Казахстан, 161200, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29Список литературы
- Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. Turin; 2018.
- Gejbl E. Digital transformation of school education. International experience, fashion, global recommendations (P.A. Sergomanov, transl., ed.). Moscow: NIU VSHE Publ.; 2019. (In Russ.)
- Bilenko PN, Blinov VI, Dulinov MV, Esenina EYu, Kondakov AM, Sergeev IS. Didactic concept of digital vocational education and training. Moscow; 2020. (In Russ.)
- Cankov N, Damyanov I. Preferences of specialists in the field of education regarding the functionality of e-learning platforms in the context of blended learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018;12(5):202-209. (In Russ.)
- Purgina EI. Methodological approaches in modern education and pedagogical science. Ekaterinburg: Ural'skij gos. ped. un-t Publ.; 2015. (In Russ.)
- Matorin SI. (ed.) System theory and system analysis. Moscow, Berlin: Direktmedia Publishing; 2019. (In Russ.)
- Baboshina EB. A value approach to the formation of a cultural person in pedagogical education. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta Publ.; 2014. (In Russ.)
- Frolova IT. (ed.) Philosophical dictionary. Moscow: Politizdat Publ.; 1987. (In Russ.)
- Fromm E. To have or not to be?. Msocow: Progress Publ.; 1990. (In Russ.)
- Ibragimova LA, Istrofilova OI. (eds.) Implementation of the value approach in education. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gos. un-ta Publ.; 2014. (In Russ.)
- Serikov VV. Personal approach in education: concepts and technologies. Volgograd: Smena Publ.; 1994. (In Russ.)
Дополнительные файлы
