Методологические подходы к формированию цифровой компетентности учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Цифровая трансформация в образовании требует нового подхода к традиционным методикам обучения и приводит к ускоренному изменению методов и форм обучения. Изучение и выбор возможностей эффективных сетевых сред при создании цифрового образовательного контента сегодня становятся одной из главных задач для работников сферы образования. Для этого необходимы высококвалифицированные педагоги, у которых сформированы цифровые компетенции и навыки обучения в течение всей жизни, творчески подходящие к постоянному профессиональному росту. В этой связи важным является определение методологических основ формирования цифровой компетентности учителей. Целью исследования стала конкретизация особенностей методологических подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Методология. Использованы общетеоретические методы исследований: изучение и анализ литературных данных теоретической направленности; системно-структурный анализ; конкретизация роли подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Проведен анализ особенностей методологических подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Результаты. Рассмотрена проблема формирования цифровой компетентности учителей. Показано, что необходимость развития цифровой компетентности затрагивается во многих научных работах, однако недостаточно раскрыта в отечественных научно-практических исследованиях. Представлены системный, деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный подходы к формированию цифровой компетенции. На основе анализа соответствующей литературы определены преимущества выбранных подходов в формировании цифровых компетенций учителей, их основные характеристики. Заключение. Подходы, используемые в качестве методологической основы исследования, не только не противоречат, но и дополняют друг друга, выступают в качестве основы для построения концепции и структурно-содержательной модели формирования цифровой компетентности учителя.

Об авторах

Камалбек Мейрбекович Беркимбаев

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Автор, ответственный за переписку.
Email: kamalbek.berkimbaev@yandex.kz

доктор педагогических наук, профессор

Республика Казахстан, 161200, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29

Гулжан Жолаушиевна Ниязова

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Email: kamalbek.berkimbaev@yandex.kz

кандидат педагогических наук, доцент

Республика Казахстан, 161200, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29

Список литературы

  1. Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. Turin; 2018.
  2. Gejbl E. Digital transformation of school education. International experience, fashion, global recommendations (P.A. Sergomanov, transl., ed.). Moscow: NIU VSHE Publ.; 2019. (In Russ.)
  3. Bilenko PN, Blinov VI, Dulinov MV, Esenina EYu, Kondakov AM, Sergeev IS. Didactic concept of digital vocational education and training. Moscow; 2020. (In Russ.)
  4. Cankov N, Damyanov I. Preferences of specialists in the field of education regarding the functionality of e-learning platforms in the context of blended learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018;12(5):202-209. (In Russ.)
  5. Purgina EI. Methodological approaches in modern education and pedagogical science. Ekaterinburg: Ural'skij gos. ped. un-t Publ.; 2015. (In Russ.)
  6. Matorin SI. (ed.) System theory and system analysis. Moscow, Berlin: Direktmedia Publishing; 2019. (In Russ.)
  7. Baboshina EB. A value approach to the formation of a cultural person in pedagogical education. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta Publ.; 2014. (In Russ.)
  8. Frolova IT. (ed.) Philosophical dictionary. Moscow: Politizdat Publ.; 1987. (In Russ.)
  9. Fromm E. To have or not to be?. Msocow: Progress Publ.; 1990. (In Russ.)
  10. Ibragimova LA, Istrofilova OI. (eds.) Implementation of the value approach in education. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gos. un-ta Publ.; 2014. (In Russ.)
  11. Serikov VV. Personal approach in education: concepts and technologies. Volgograd: Smena Publ.; 1994. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».