Культура использования искусственного интеллекта молодежью как фактор противостояния рискам применения нейросетей в образовании
- Авторы: Макотрова Г.В.1,2, Файзуллин Р.В.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 22, № 4 (2025)
- Страницы: 400-416
- Раздел: ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/356907
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-4-400-416
- EDN: https://elibrary.ru/EQGQKH
- ID: 356907
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Влияние искусственного интеллекта (ИИ) на молодежь в образовательном процессе как положительное, так и отрицательное. Основная проблема - определение феномена «культура использования искусственного интеллекта молодежью» как системного личностного образования, выявление его функций, обеспечивающих противостояние рискам использования нейросетей в образовании. Методология. Ведущие методы исследования - критический анализ научно-педагогических источников, систематизация, классификация, опрос. Анализ подходов исследователей к проблемам связи культуры применения цифровых технологий и культуры человека позволил рассматривать культуру использования ИИ молодежью через коммуникативную деятельность, творческую активность и творческое саморазвитие личности. Результаты. Впервые определен феномен «культура использования искусственного интеллекта молодежью»; осуществлено выделение структуры и описание содержания компонентов изучаемого феномена, его социокультурных функций в цифровом обществе, обеспечивающих противостояние рискам использования ИИ в образовании; выявлены критерии и показатели культуры использования ИИ молодежью для ее оценки. Заключение. Введение нового понятия обеспечивает расширение научных представлений об образовательной сущности обучения с помощью ИИ. Критерии и показатели культуры использования ИИ открывают возможности для ее диагностики, разработки новых педагогических технологий и оценки рисков.
Об авторах
Галина Васильевна Макотрова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: makotrova@bsuedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8781-1636
SPIN-код: 9331-2733
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики факультета психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; ведущий научный сотрудник, Дирекция приоритетных образовательных инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Российская Федерация, 308015, Белгород, ул. Победы, д. 85; Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1Ринат Василович Файзуллин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: fayzullin-rv@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1179-3910
SPIN-код: 2266-0836
кандидат экономических наук, доцент, директор проекта, ведущий научный сотрудник, Дирекция приоритетных образовательных инициатив
Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1Список литературы
- Antoliš K, Pačelat J, Strmečki S. Combating disinformation in the digital era assessing perceptions, validation practices and educational interventions. Policija i Sigurnost. 2024;33(4):345–358. https://doi.org/10.59245/ps.33.4.1
- Laczi SA, Póser V. Impact of deepfake technology on children: risks and consequences. In: 2024 IEEE 22nd Jubilee International Symposium on Intelligent Systems and Informatics (SISY), 19–21 September 2024, Pula, Croatia. IEEE; 2024. p. 215–220. https://doi.org/10.1109/SISY62279.2024.10737593
- Kundu A, Bej T. Psychological impacts of AI use on school students: a systematic scoping review of the empirical literature. Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2025;20:30. https://doi.org/10.58459/rptel.2025.20030
- Chauhan S, Soni S. Relationship between Artificial Intelligence and attitude along with creativity and self esteem among students. International Journal of Interdisciplinary Approaches in Psychology. 2024;2(5):1225–1251. Available from: https://psychopediajournals.com/index.php/ijiap/article/view/374 (accessed: 01.05.2025).
- Habib S, Vogel Th, Anli X, Thorne E. How does generative artificial intelligence impact student creativity? Journal of Creativity. 2024;34(1):100072. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2023.100072 EDN: TCTSFM
- Myllylä M. Psychological and cognitive challenges in sustainable AI design. In: Rauterberg M. (ed.) Culture and Computing: 10th International Conference, C&C 2022, Held as Part of the 24th HCI International Conference, 26 June – 1 July 2022, Virtual Event. HCII; 2022. p. 426–444.
- Nguyen A, Ngo HN, Hong Y, Dang B, Thi Nguyen B-Ph. Ethical principles for artificial intelligence in education. Education and Information Technologies. 2023;28:4221–4241. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11316-w EDN: SJZVYG
- Aust A, Caukin N. AI and academic integrity: guiding educators through the evolving challenge of student plagiarism. International Journal of the Whole Child. 2024;9(2):73–78. Available from: https://libjournals.mtsu.edu/index.php/ijwc/article/view/2560 (accessed: 01.05.2025).
- Huang L. Ethics of artificial intelligence in education: student privacy and data protection. Science Insights Education Frontiers. 2023;16(2):2577–2587. https://doi.org/10.15354/sief.23.re202 EDN: RNARAA
- Pospelova EA, Ototsky PL, Gorlacheva EN, Faizullin RV. Generative artificial intelligence in education: current trends and prospects. Vocational Education and Labour Market. 2024;12(3):6–21. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.001 EDN: AOMGBJ
- Stein JP, Messingschlager T, Gnambs T, Hutmacher F, Appel M. Attitudes towards AI: measurement and associations with personality. Scientific Reports. 2024;14:2909. https://doi.org/10.1038/s41598-024-53335-2
- Mel’kov SA, Saltykova MV, Lyabakh AYu. “Digital nomads”: problematization of the appearance and impact on the development of the modern society. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2019;(1):76−94. (In Russ.) EDN: HGZERG
- Sarwari AQ, Javed MN, Mohd Adnan H, Wahab MNA. Assessment of the impacts of artificial intelligence (AI) on intercultural communication among postgraduate students in a multicultural university environment. Scientific Reports. 2024;14:13849. https://doi.org/10.1038/s41598-024-63276-5
- Kolontaevskaya IF, Isabekova OA. Digital culture engineer: problems and solutions. In: Omel’chenko EA. (ed.) Science 2014: Results, Prospects. Materials of the International Scientific-Practical Conference, 26 January 2015, Moscow. Moscow: Grifon Publ.; 2015. p. 72–76. (In Russ.) EDN: TZIJVR
- Fedosova OA, Sokolina EN. About digital culture as an integral part of the general human culture in modern realities. Simvol Nauki: Mezhdunarodny’j Nauchny’j Zhurnal = Symbol of Science: An International Scientific Journal. 2022;(2-1):95–96. (In Russ.) EDN: HYQQMC
- Idiatullin AV, Idiatullina LT. The evolution of creativity in the context of digital culture. In: Minnixanov RN. (ed.) Proceedings of the International Forum Kazan Digital Week – 2021, 21–24 September 2021, Kazan. Kazan: NCzBZhD Publ.; 2021. p. 495–499. (In Russ.) EDN: FOHRFP
- Flerov OV, Kutaitseva ON. Digital culture as a basis of informational competence under 2010–2020s social and communicative conditions. Educational Resources and Technologies. 2023;(45):96–107. (In Russ.) EDN: JTELMD
- Garkusha VN. Digital civilization, digital thinking and digital culture. Information – Communication – Society. 2023;1:55–59. (In Russ.) EDN: HFZAUY
- Kudryavtseva ME, Pryakhina AV. Digital culture of the individual as a factor in the socio-psychological safety of the digital space. Discourse. 2023;9(5):98–116. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-98-116 EDN: SLLEDU
- Mezinov VN. Development of digital culture of pedagogical students in the university practice. Mir Pedagogiki i Psixologii = The World of Pedagogy and Psychology. 2022;(12):115–121. (In Russ.) EDN: UYDWTW
- Isaev IF. Professional and pedagogical culture of a higher school teacher as a self-developing system. Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus. 2022;1(1):20–30. (In Russ.)
Дополнительные файлы

