Культура использования искусственного интеллекта молодежью как фактор противостояния рискам применения нейросетей в образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Влияние искусственного интеллекта (ИИ) на молодежь в образовательном процессе как положительное, так и отрицательное. Основная проблема - определение феномена «культура использования искусственного интеллекта молодежью» как системного личностного образования, выявление его функций, обеспечивающих противостояние рискам использования нейросетей в образовании. Методология. Ведущие методы исследования - критический анализ научно-педагогических источников, систематизация, классификация, опрос. Анализ подходов исследователей к проблемам связи культуры применения цифровых технологий и культуры человека позволил рассматривать культуру использования ИИ молодежью через коммуникативную деятельность, творческую активность и творческое саморазвитие личности. Результаты. Впервые определен феномен «культура использования искусственного интеллекта молодежью»; осуществлено выделение структуры и описание содержания компонентов изучаемого феномена, его социокультурных функций в цифровом обществе, обеспечивающих противостояние рискам использования ИИ в образовании; выявлены критерии и показатели культуры использования ИИ молодежью для ее оценки. Заключение. Введение нового понятия обеспечивает расширение научных представлений об образовательной сущности обучения с помощью ИИ. Критерии и показатели культуры использования ИИ открывают возможности для ее диагностики, разработки новых педагогических технологий и оценки рисков.

Об авторах

Галина Васильевна Макотрова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: makotrova@bsuedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8781-1636
SPIN-код: 9331-2733

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики факультета психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; ведущий научный сотрудник, Дирекция приоритетных образовательных инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Российская Федерация, 308015, Белгород, ул. Победы, д. 85; Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1

Ринат Василович Файзуллин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: fayzullin-rv@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1179-3910
SPIN-код: 2266-0836

кандидат экономических наук, доцент, директор проекта, ведущий научный сотрудник, Дирекция приоритетных образовательных инициатив

Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1

Список литературы

  1. Antoliš K, Pačelat J, Strmečki S. Combating disinformation in the digital era assessing perceptions, validation practices and educational interventions. Policija i Sigurnost. 2024;33(4):345–358. https://doi.org/10.59245/ps.33.4.1
  2. Laczi SA, Póser V. Impact of deepfake technology on children: risks and consequences. In: 2024 IEEE 22nd Jubilee International Symposium on Intelligent Systems and Informatics (SISY), 19–21 September 2024, Pula, Croatia. IEEE; 2024. p. 215–220. https://doi.org/10.1109/SISY62279.2024.10737593
  3. Kundu A, Bej T. Psychological impacts of AI use on school students: a systematic scoping review of the empirical literature. Research and Practice in Technology Enhanced Lear­ning. 2025;20:30. https://doi.org/10.58459/rptel.2025.20030
  4. Chauhan S, Soni S. Relationship between Artificial Intelligence and attitude along with creativity and self esteem among students. International Journal of Interdisciplinary Approaches in Psychology. 2024;2(5):1225–1251. Available from: https://psychopediajournals.com/index.php/ijiap/article/view/374 (accessed: 01.05.2025).
  5. Habib S, Vogel Th, Anli X, Thorne E. How does generative artificial intelligence impact student creativity? Journal of Creativity. 2024;34(1):100072. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2023.100072 EDN: TCTSFM
  6. Myllylä M. Psychological and cognitive challenges in sustainable AI design. In: Rauterberg M. (ed.) Culture and Computing: 10th International Conference, C&C 2022, Held as Part of the 24th HCI International Conference, 26 June – 1 July 2022, Virtual Event. HCII; 2022. p. 426–444.
  7. Nguyen A, Ngo HN, Hong Y, Dang B, Thi Nguyen B-Ph. Ethical principles for artificial intelligence in education. Education and Information Technologies. 2023;28:4221–4241. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11316-w EDN: SJZVYG
  8. Aust A, Caukin N. AI and academic integrity: guiding educators through the evolving challenge of student plagiarism. International Journal of the Whole Child. 2024;9(2):73–78. Available from: https://libjournals.mtsu.edu/index.php/ijwc/article/view/2560 (accessed: 01.05.2025).
  9. Huang L. Ethics of artificial intelligence in education: student privacy and data protection. Science Insights Education Frontiers. 2023;16(2):2577–2587. https://doi.org/10.15354/sief.23.re202 EDN: RNARAA
  10. Pospelova EA, Ototsky PL, Gorlacheva EN, Faizullin RV. Generative artificial intelligence in education: current trends and prospects. Vocational Education and Labour Market. 2024;12(3):6–21. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.001 EDN: AOMGBJ
  11. Stein JP, Messingschlager T, Gnambs T, Hutmacher F, Appel M. Attitudes towards AI: measurement and associations with personality. Scientific Reports. 2024;14:2909. https://doi.org/10.1038/s41598-024-53335-2
  12. Mel’kov SA, Saltykova MV, Lyabakh AYu. “Digital nomads”: problematization of the appearance and impact on the development of the modern society. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2019;(1):76−94. (In Russ.) EDN: HGZERG
  13. Sarwari AQ, Javed MN, Mohd Adnan H, Wahab MNA. Assessment of the impacts of artificial intelligence (AI) on intercultural communication among postgraduate students in a multicultural university environment. Scientific Reports. 2024;14:13849. https://doi.org/10.1038/s41598-024-63276-5
  14. Kolontaevskaya IF, Isabekova OA. Digital culture engineer: problems and solutions. In: Omel’chenko EA. (ed.) Science 2014: Results, Prospects. Materials of the International Scientific-Practical Conference, 26 January 2015, Moscow. Moscow: Grifon Publ.; 2015. p. 72–76. (In Russ.) EDN: TZIJVR
  15. Fedosova OA, Sokolina EN. About digital culture as an integral part of the general human culture in modern realities. Simvol Nauki: Mezhdunarodny’j Nauchny’j Zhurnal = Symbol of Science: An International Scientific Journal. 2022;(2-1):95–96. (In Russ.) EDN: HYQQMC
  16. Idiatullin AV, Idiatullina LT. The evolution of creativity in the context of digital culture. In: Minnixanov RN. (ed.) Proceedings of the International Forum Kazan Digital Week – 2021, 21–24 September 2021, Kazan. Kazan: NCzBZhD Publ.; 2021. p. 495–499. (In Russ.) EDN: FOHRFP
  17. Flerov OV, Kutaitseva ON. Digital culture as a basis of informational competence under 2010–2020s social and communicative conditions. Educational Resources and Technologies. 2023;(45):96–107. (In Russ.) EDN: JTELMD
  18. Garkusha VN. Digital civilization, digital thinking and digital culture. Information – Communication – Society. 2023;1:55–59. (In Russ.) EDN: HFZAUY
  19. Kudryavtseva ME, Pryakhina AV. Digital culture of the individual as a factor in the socio-psychological safety of the digital space. Discourse. 2023;9(5):98–116. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-98-116 EDN: SLLEDU
  20. Mezinov VN. Development of digital culture of pedagogical students in the university practice. Mir Pedagogiki i Psixologii = The World of Pedagogy and Psychology. 2022;(12):115–121. (In Russ.) EDN: UYDWTW
  21. Isaev IF. Professional and pedagogical culture of a higher school teacher as a self-de­veloping system. Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus. 2022;1(1):20–30. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».