Цифровая политическая коммуникация в России: ценности гуманизма против технократического подхода
- Авторы: Быков И.А.1, Курушкин С.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2022): Интернет и политика
- Страницы: 419-432
- Раздел: ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322610
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-419-432
- ID: 322610
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Массовое распространение цифровых технологий привело к трансформации практик, связанных с общением и политической коммуникацией. В результате развития цифровых технологий в политической коммуникации появляются новые участники, которых можно назвать сетевыми актантами и восприятие которых различными социальными группами трансформируется под влиянием ценностей, разделяемых участниками коммуникационных процессов. В исследовании рассматривается актуальное состояние теории коммуникаций в свете тенденций цифровизации медиапространства и трансформации гуманистических ценностей. Предлагается применение идей постгуманистической философии к анализу проблем и перспектив политической коммуникации в условиях цифровизации. Цель исследования заключается в изучении специфики политической коммуникации в цифровом обществе на основе антропоцентрического подхода и в условиях противопоставления современных гуманистических ценностей идеям технократического контроля и управления. Эмпирической базой исследования стали результаты двух фокус-групп (студентов и лиц пенсионного возраста), проведенных в Санкт-Петербурге весной 2022 г. В ходе фокус-групп участники обсуждали проблемы общения и коммуникации людей и чат-ботов. Было выявлено, что хотя молодежь в целом активнее взаимодействует с чат-ботами, обе возрастные группы продемонстрировали благожелательное отношение к чат-ботам и технологическому прогрессу. Однако в старшей возрастной группе гуманистические ценности проявлялись более эксплицитно (проблема «живого голоса», вопросы, связанные с эмоциональной составляющей общения и даже беспокойство за рабочие места, которые могут потерять люди). Делается вывод о недостаточности технократического подхода и необходимости учета ценностей современного гуманизма в имплементации новых форм коммуникации с сетевыми актантами.
Ключевые слова
Об авторах
Илья Анатольевич Быков
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: i.bykov@sbpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8462-5320
доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью в политике и государственного управления
Санкт-Петербург, Российская ФедерацияСергей Васильевич Курушкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.kurushkin@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6154-6988
кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербург, Российская ФедерацияСписок литературы
- Adamopoulou, E., & Moussiades, L. (2020). Chatbots: History, technology, and applications. Machine Learning with Applications, 2, 100-106. https://doi.org/10.1016/j.mlwa.2020.100006
- Androutsopoulou, A., Karacapilidis, N., Loukis, E., & Charalabidis, Y. (2019). Transforming the communication between citizens and government through AI-guided chatbots. Government Information Quarterly, 36, 358–367. https://doi.org/10.1016/j.giq.2018.10.001
- Baeva, L.V. (2018). Escapism in digital society: from hikikomori to “groups of death”. Values and meanings, 2(54), 53–68. (In Russian)
- Bresler, M.G. (2020). Ontology of network being. Ufa: UGNTU. (In Russian).
- Bykov, I.A. (2020). Artificial intelligence as a source of political judgments. Journal of political studies, 4(2), 23–33. (In Russian).
- Chalmers, D.J. (2022). Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy. N. Y.: W.W. Norton & Company.
- DeCicco, R., Silva, S.C., & Alparone, F.R. (2020). Millennials’ attitude toward chatbots: an experimental study in a social relationship perspective. International Journal of Retail & Distribution Management, 48(11), 1213–1233. https://doi.org/10.1108/ IJRDM-12-2019-0406
- Efremenko, D.V. (2012). Technology in politics: from megapower to nanobots et vice versa. Politex: Political Expertise, 4, 46–63. (In Russian).
- Erofeeva, M.A. (2015). Actors-network theory and problem of social action. Sociology of power, 27(1), 17–33. (In Russian).
- Fedorchenko, S.N. (2020). The importance of AI for political regime in Russia: problems of legitimacy, information security and soft power. Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 1, 41–53. (In Russian).
- Folstad, A., & Brandtzaeg, P.B. (2020). Users’ experiences with chatbots: findings from a questionnaire study. Quality and User Experience, 5(3), https://doi.org/10.1007/ s41233-020-00033-2
- Gavra, D.P. (2011). Basics of communication theory. St.Petersburg: Piter. (In Russian).
- Grishin, N.V. (2021). Reinforcement theory and study of the impact of internet technologies on political participation of modern youth. RUDN Journal of Political Science, 23(1), 47–59. (In Russian).
- Gumus, N., Cark, O. (2021). The effect of customers’ attitudes towards chatbots on their experience and behavioral intention in Turkey. Interdisciplinary Description of Complex Systems, 19(3), 420–436.
- Hughes, J. (2004). Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. N. Y.: Basic Books.
- Isaev, I.A. (2018). Technology power: sources of technocracy. History and Law Problems: New Recurs, 4, 143-153. (In Russian).
- Ivanov, A.D. (2015). The robotic journalism and the first algorithms on service of editions of the international mass media. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2, 32–40. (In Russian). Kokoshin, A.A. (2009). Technocracy, technocrats and neotechnocrats. M.: URSS. (In Russian).
- Kulikova, O.M., Suvorova, S.D. (2021). Role of chatbots in effective communication. International journal of humanitarian and hard sciences, (4–3), 33–37. (In Russian).
- Latour, B. (2007). On interobjectivity. Sociological review, 6(2), 79–96. (In Russian). [Latour, B. (1996). On interobjectivity. Mind, Culture, and Activity, 3(4), 228–245.]
- Linde, A.N. (2017). The problem of relation between humanistic and technological schools in the theory of social-political communication. Communication. Media. Design, (2), 82–98. (In Russian).
- Martyanov, D.S. (Ed.). (2019). Manageability and discourse of virtual communities in conditions of post-truth politics. St Petersburg: ElecSys. (In Russian).
- Powell, J. (2019). Trust me, I’m a chatbot: How artificial intelligence in health care fails the turing test. Journal of Medical Internet Research, 21(10), e16222. https://www.jmir.org/2019/10/e16222/
- Sidorov, V.A. (Еd.). (2019). Communicative aggression in XXI. St. Petersburg: Aleteya. (In Russian).
- Smorgunov, L.V. (Еd.). (2021). Outsourcing of political judgments: problems of communication in digital platforms. Moscow: Rosspen. (In Russian).
- Srnichek, N. (2016). Platform Capitalism. N. Y.: Polity.
- Volodenkov, S.N., & Fedorchenko, S.N. (2021). Subjectness of digital communication in the context of technological evolution of the Internet: features and transformation scenarios. Political science (RU), 3, 37–53. (In Russian). http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.02
- Woolley, S., & Howard, P. (Eds.). (2019). Сomputational Propaganda: Political Parties, Politicians, and Political Manipulation on Social Media. Oxford: Oxford University Press.
Дополнительные файлы
