Цифровая политическая коммуникация в России: ценности гуманизма против технократического подхода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Массовое распространение цифровых технологий привело к трансформации практик, связанных с общением и политической коммуникацией. В результате развития цифровых технологий в политической коммуникации появляются новые участники, которых можно назвать сетевыми актантами и восприятие которых различными социальными группами трансформируется под влиянием ценностей, разделяемых участниками коммуникационных процессов. В исследовании рассматривается актуальное состояние теории коммуникаций в свете тенденций цифровизации медиапространства и трансформации гуманистических ценностей. Предлагается применение идей постгуманистической философии к анализу проблем и перспектив политической коммуникации в условиях цифровизации. Цель исследования заключается в изучении специфики политической коммуникации в цифровом обществе на основе антропоцентрического подхода и в условиях противопоставления современных гуманистических ценностей идеям технократического контроля и управления. Эмпирической базой исследования стали результаты двух фокус-групп (студентов и лиц пенсионного возраста), проведенных в Санкт-Петербурге весной 2022 г. В ходе фокус-групп участники обсуждали проблемы общения и коммуникации людей и чат-ботов. Было выявлено, что хотя молодежь в целом активнее взаимодействует с чат-ботами, обе возрастные группы продемонстрировали благожелательное отношение к чат-ботам и технологическому прогрессу. Однако в старшей возрастной группе гуманистические ценности проявлялись более эксплицитно (проблема «живого голоса», вопросы, связанные с эмоциональной составляющей общения и даже беспокойство за рабочие места, которые могут потерять люди). Делается вывод о недостаточности технократического подхода и необходимости учета ценностей современного гуманизма в имплементации новых форм коммуникации с сетевыми актантами.

Об авторах

Илья Анатольевич Быков

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: i.bykov@sbpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8462-5320

доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью в политике и государственного управления

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Сергей Васильевич Курушкин

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.kurushkin@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6154-6988

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Adamopoulou, E., & Moussiades, L. (2020). Chatbots: History, technology, and applications. Machine Learning with Applications, 2, 100-106. https://doi.org/10.1016/j.mlwa.2020.100006
  2. Androutsopoulou, A., Karacapilidis, N., Loukis, E., & Charalabidis, Y. (2019). Transforming the communication between citizens and government through AI-guided chatbots. Government Information Quarterly, 36, 358–367. https://doi.org/10.1016/j.giq.2018.10.001
  3. Baeva, L.V. (2018). Escapism in digital society: from hikikomori to “groups of death”. Values and meanings, 2(54), 53–68. (In Russian)
  4. Bresler, M.G. (2020). Ontology of network being. Ufa: UGNTU. (In Russian).
  5. Bykov, I.A. (2020). Artificial intelligence as a source of political judgments. Journal of political studies, 4(2), 23–33. (In Russian).
  6. Chalmers, D.J. (2022). Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy. N. Y.: W.W. Norton & Company.
  7. DeCicco, R., Silva, S.C., & Alparone, F.R. (2020). Millennials’ attitude toward chatbots: an experimental study in a social relationship perspective. International Journal of Retail & Distribution Management, 48(11), 1213–1233. https://doi.org/10.1108/ IJRDM-12-2019-0406
  8. Efremenko, D.V. (2012). Technology in politics: from megapower to nanobots et vice versa. Politex: Political Expertise, 4, 46–63. (In Russian).
  9. Erofeeva, M.A. (2015). Actors-network theory and problem of social action. Sociology of power, 27(1), 17–33. (In Russian).
  10. Fedorchenko, S.N. (2020). The importance of AI for political regime in Russia: problems of legitimacy, information security and soft power. Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 1, 41–53. (In Russian).
  11. Folstad, A., & Brandtzaeg, P.B. (2020). Users’ experiences with chatbots: findings from a questionnaire study. Quality and User Experience, 5(3), https://doi.org/10.1007/ s41233-020-00033-2
  12. Gavra, D.P. (2011). Basics of communication theory. St.Petersburg: Piter. (In Russian).
  13. Grishin, N.V. (2021). Reinforcement theory and study of the impact of internet technologies on political participation of modern youth. RUDN Journal of Political Science, 23(1), 47–59. (In Russian).
  14. Gumus, N., Cark, O. (2021). The effect of customers’ attitudes towards chatbots on their experience and behavioral intention in Turkey. Interdisciplinary Description of Complex Systems, 19(3), 420–436.
  15. Hughes, J. (2004). Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. N. Y.: Basic Books.
  16. Isaev, I.A. (2018). Technology power: sources of technocracy. History and Law Problems: New Recurs, 4, 143-153. (In Russian).
  17. Ivanov, A.D. (2015). The robotic journalism and the first algorithms on service of editions of the international mass media. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2, 32–40. (In Russian). Kokoshin, A.A. (2009). Technocracy, technocrats and neotechnocrats. M.: URSS. (In Russian).
  18. Kulikova, O.M., Suvorova, S.D. (2021). Role of chatbots in effective communication. International journal of humanitarian and hard sciences, (4–3), 33–37. (In Russian).
  19. Latour, B. (2007). On interobjectivity. Sociological review, 6(2), 79–96. (In Russian). [Latour, B. (1996). On interobjectivity. Mind, Culture, and Activity, 3(4), 228–245.]
  20. Linde, A.N. (2017). The problem of relation between humanistic and technological schools in the theory of social-political communication. Communication. Media. Design, (2), 82–98. (In Russian).
  21. Martyanov, D.S. (Ed.). (2019). Manageability and discourse of virtual communities in conditions of post-truth politics. St Petersburg: ElecSys. (In Russian).
  22. Powell, J. (2019). Trust me, I’m a chatbot: How artificial intelligence in health care fails the turing test. Journal of Medical Internet Research, 21(10), e16222. https://www.jmir.org/2019/10/e16222/
  23. Sidorov, V.A. (Еd.). (2019). Communicative aggression in XXI. St. Petersburg: Aleteya. (In Russian).
  24. Smorgunov, L.V. (Еd.). (2021). Outsourcing of political judgments: problems of communication in digital platforms. Moscow: Rosspen. (In Russian).
  25. Srnichek, N. (2016). Platform Capitalism. N. Y.: Polity.
  26. Volodenkov, S.N., & Fedorchenko, S.N. (2021). Subjectness of digital communication in the context of technological evolution of the Internet: features and transformation scenarios. Political science (RU), 3, 37–53. (In Russian). http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.02
  27. Woolley, S., & Howard, P. (Eds.). (2019). Сomputational Propaganda: Political Parties, Politicians, and Political Manipulation on Social Media. Oxford: Oxford University Press.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».