Том 19, № 3 (2022)

ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Разработка методики оценки воспринимаемой культуры сообщества на основе культурной ориентации «горизонтальный/вертикальный индивидуализм - коллективизм» Г. Триандиса

Галлямова А.А., Григорьев Д.С.

Аннотация

На основе культурной ориентации «горизонтальный/вертикальный индивидуализм - коллективизм» Г. Триандиса разработана новая методика измерения воспринимаемой культуры сообщества на базе оценки уровня ее горизонтального индивидуализма, вертикального индивидуализма, горизонтального коллективизма и вертикального коллективизма. На первом этапе качественный анализ содержания пунктов посредством когнитивных интервью показал, что формулировки адекватны российскому контексту и являются содержательно точными и понятными для респондентов. Во втором этапе эмпирической проверки методики с помощью социально-психологического опроса (анкетирование) приняло участие 300 человек. Результаты свидетельствуют, что предложенная факторная структура имеет удовлетворительное глобальное и локальное соответствие измерительной модели собранным эмпирическим данным. Методика обладает измерительной эквивалентностью по полу, а также удовлетворительными показателями надежности и валидности. Сравнение полученных результатов с опубликованными ранее продемонстрировало, что представленная методика измерения культурных ориентаций имела лучшие показатели, чем оригинальная или другие ее модификации, адаптации и переводы на русский язык. Кроме того, разработанная методика показала, что полученные результаты измерения содержательно соотносятся с личными индивидуальными ценностями участников, которые оценивались с помощью методики базовых человеческих ценностей Ш. Шварца. Методика будет особенно полезна и может успешно применяться в различных исследованиях, посвященных социальному влиянию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):429-447
pages 429-447 views

Влияние предыдущего опыта изучения иностранных языков на языковую тревожность: исследование русскоязычной выборки

Ержанова А., Хархурин А.В.

Аннотация

Тема языковой тревожности привлекает колоссальное внимание в научном сообществе в последнее время. Однако универсального подхода, как преодолеть страх перед иностранным языком, не существует. При этом языковая тревожность создает значительные барьеры и не позволяет учащимся полностью раскрыть свой потенциал. Цель исследования - определить влияние предыдущего опыта изучения иностранных языков на языковую тревожность. С помощью Foreign Language Classroom Anxiety Scale, оценивающей боязнь общения, страх негативной оценки и тревожность в контексте тестирования, были опрошены 152 русскоязычных участников в возрасте от 16 до 45 лет. Респонденты также ответили на вопросы об их опыте изучения языка - количество языков, возраст, в котором они начали изучение, и самостоятельно оценили уровень владения. Результаты MANCOVA показали, что группа с аналогичным языковым опытом продемонстрировала более низкий уровень страха негативной оценки ( F (1, 156) = 4,07, < ,05, η2 = ,06). На основании полученных результатов предложены несколько практических рекомендаций. Во-первых, преподавателю важно знать о наличии предыдущего языкового опыта ученика. Во-вторых, в процессе изучения предлагается акцентировать внимание на сходстве в фонологии изучаемых языков. В-третьих, полезно уделять дополнительное внимание общим морфемам в разных языках.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):448-464
pages 448-464 views

ЛИЧНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ПОЗНАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ

Ценностно-ориентационная дифференциация волонтеров-просветителей интернет-энциклопедии «Википедия» и проекта «Ответы». Часть 1

Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А.

Аннотация

Развитие интернета способствует активности волонтеров-просветителей, распространяющих в Сети разнообразную информацию. Данное исследование ограничивается виртуальными добровольцами, которые делятся в киберпространстве полезными знаниями. Хотя в психологической науке проблематика волонтерства представлена достаточно широко, волевые механизмы, побуждающие к просветительской онлайн-деятельности, исследованы слабо. Ведущую роль в развертывании подобного просоциального поведения играет специфика ценностно-ориентационной системы. Цель исследования - выявить и описать системы ценностей и ценностных ориентаций онлайн-просветителей, а именно представителей экспертного ядра онлайн-энциклопедии «Википедия» (N = 96) и вопрос-ответного онлайн-проекта «Ответы» (N = 47). В качестве инструментария применены опросники Ш. Шварца для изучения ценностей (SVS, PVQ) в адаптации В.Н. Карандашева, с помощью которых у экспертов «Википедии» и «Ответов» зафиксирована относительно однородная по признаку соподчиненности структура ценностей, складывающаяся в альтруистическую метанаправленность по автономно-заданной и ситуативно-различающейся диссеминации знаний. Данная структура адресована на оказание информационно-общественной пользы, регулируемой метаценностями самотрансцендентности и открытости к изменениям. Интерсубъективное (в плоскости нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов) и межгрупповое (в ракурсе сообществ) ценностное сопоставление авторов «Википедии» и участников «Ответов» опционально показало, что первые в большей мере склонны избегать насыщенных взаимоотношений (социально косны), но гедонистичнее относятся к жизни, чем вторые. При этом их максимально сближает радикальное порицание любых факторов, мешающих социальной гармонии и ограничивающих свободу проявления себя как личности. Резюмируется, что дальнейшее осмысление личностно-групповых особенностей волонтеров-просветителей способно расширить рамки просвещения, поэтому в последующих исследованиях предлагается использовать преемственные психодиагностические методики, измеряющие ценностную специфику в психосоциальном контексте.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):465-487
pages 465-487 views

Методика формирования компетенций цифровой доступности: разработка и апробация на российской выборке

Косова Е.А., Редкокош К.И.

Аннотация

Цифровая доступность электронного обучения определяет возможность полноценного участия в образовательном процессе всех обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. Каждый специалист, имеющий отношение к разработке электронных образовательных ресурсов, должен быть компетентен в вопросах цифровой доступности и универсального дизайна. В исследовании предложен методический подход к формированию компетенций цифровой доступности и изложены результаты проверки этого подхода на практике. В 2021 г. на базе одного из российских университетов создана и апробирована методика формирования компетенций цифровой доступности: разработаны система компетенций, инструменты для проверки сформированности компетенций, учебная программа и соответствующий онлайн-курс, определена выборка исследования (177 студентов бакалавриата и магистратуры), реализовано обучение на курсе и проанализированы его результаты. Методический подход к формированию компетенций цифровой доступности предложен в Российской Федерации впервые. Результаты обучения на курсе подтвердили его эффективность - 96 % студентов успешно завершили обучение, из них более 67 % - с достижением среднего и продвинутого уровней сформированности компетенций. Обнаружена значимая положительная корреляция между успешностью выполнения текущих заданий и результатами итоговых тестов самооценки и формальной оценки. Установлено, что эффективность обучения не зависит от способа зачисления на курс (самостоятельно или принудительно), наличия педагогических дисциплин в учебных планах обучающихся и этапа университетского образования. Между результатами итоговых показателей самооценки и формальной оценки обнаружена связь, которую можно интерпретировать как согласованность между удовлетворенностью обучением и его успешностью. Разработанные методические инструменты, в том числе онлайн-курс, могут быть использованы для профессиональной подготовки преподавателей, формирования профессиональных компетенций специалистов сферы информационных технологий, а также для повышения общей цифровой грамотности специалистов, связанных по роду деятельности с разработкой цифрового контента.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):488-509
pages 488-509 views

Студенческий клуб как инструмент привлечения молодежной аудитории в музеи

Гордин В.Э., Сизова И.А., Дементьева Е.К., Куделькина А.Н., Дайк М.

Аннотация

Описываются возможности использования дифференцированного подхода на основе профессионально ориентированного образования в сфере искусства как нового критерия привлечения молодежной аудитории в музеи в цифровую эпоху. Дифференцированный подход в деятельности студенческих клубов основан на применении адресного воздействия на различные группы молодежи с учетом их возраста и уровня профессиональной подготовки в сфере культуры при разработке музейных программ. Использовался анализ опроса членов студенческих клубов двух крупнейших музеев России - Эрмитажа и Русского музея, чтобы оценить применимость дифференцированного подхода в работе с молодежью в музеях. Проведены экспертные интервью с сотрудниками студенческих клубов. В результате анализа выделены три группы молодежи, обозначенные как «интересующиеся», «продвинутые» и «профессионалы». Разделение по группам основано на различиях в образовательном уровне учащихся в сфере искусства. На основе предложенной классификации определены формы наиболее привлекательных музейных мероприятий для выделенных групп молодежи. Полученные результаты могут быть полезны для работы с молодежной аудиторией в других музеях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):510-527
pages 510-527 views

ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Моральные основания стыда и гордости за свою страну

Сычев О.А., Нестик Т.А.

Аннотация

Переживания стыда и гордости за страну имеют значение в контексте проблемы гражданской идентичности, поэтому они вызывают растущий интерес со стороны социологов и психологов. С учетом моральной природы таких переживаний актуальным и обоснованным представляется их анализ, опирающийся на один из наиболее авторитетных подходов в психологии морали - теорию моральных оснований. Цель исследования - проанализировать моральные основания стыда и гордости за страну. В онлайн-опросе приняли участие 752 испытуемых (49,9 % мужчин) в возрасте от 16 до 73 лет (средний возраст M = 42, SD = 10,87). Для диагностики моральных оснований использовалась новая версия опросника моральных оснований (MFQ-2). Переживания стыда и гордости за свою страну оценивались с помощью апробированной в прошлых социологических и психологических исследованиях анкеты. Обработка данных проводилась с помощью эксплораторного факторного, регрессионного и дисперсионного анализа. Результаты регрессионного анализа по факторам стыда и гордости за страну показали, что моральные основания играют важную роль в переживании этих чувств у жителей России, однако конкретный набор предикторов определяется тем, что именно является предметом гордости или стыда. В целом наибольшее значение для гордости за страну имеют моральные основания лояльности и уважения, для стыда - свобода и равенство. С помощью анализа латентных профилей выявлены типичные профили моральных оснований, показавшие связь с возрастом. Немногочисленная группа (14 % выборки) относительно молодых респондентов с индивидуалистическим профилем моральных оснований продемонстрировала значительное преобладание стыда над гордостью за свою страну. Две другие группы с традиционалистским и умеренным профилем моральных оснований характеризуются сбалансированностью, приблизительно равной выраженностью гордости и стыда за страну. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию роли моральных факторов патриотического воспитания на основе формирования чувства гордости за свою страну.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):528-549
pages 528-549 views

Страх смерти у людей зрелого возраста с христианской самоидентификацией

Баканова А.А., Горьковая И.А.

Аннотация

Одной из функций религии является ее способность восполнить дефициты в бытии человека и общества, среди которых важное место занимает осознание человеком своей смертности. В психологических теориях религия часто выступает как адаптивная стратегия, смягчающая страх перед смертью. Однако эмпирическая проверка связи религиозности и выраженности страха смерти получает как в отечественных, так и в зарубежных публикациях противоречивые данные, связанные с необходимостью учитывать большое количество переменных, а также нелинейную связь между религией и страхом смерти. В исследовании предпринята попытка изучить взаимосвязь христианской самоидентификации и осознаваемых компонентов страха смерти у 118 мужчин и женщин в различные периоды зрелого возраста (40-50 и 51-65 лет). Для изучения осознаваемых компонентов страха смерти использовалась методика «Страх личной смерти», а для изучения отношения к смерти использовалось феноменологическое интервью. Для обработки полученных данных применялся U -критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ Пирсона и феноменологический анализ интервью. Установлено, что христианская религиозная самоидентификация в зрелом возрасте положительно взаимосвязана с осознаваемым страхом смерти, а также имеет возрастную и половую специфичность. В целом делается вывод о том, что для объяснения связи христианской самоидентификации с высоким уровнем страха смерти необходимо анализировать ту роль, которую выполняет религиозное мировоззрение в осмыслении человеком своего жизненного пути. На основе результатов исследования можно предположить, что ведущим мотивом в выборе христианской самоидентификации выступает не столько преодоление страха личной смерти, сколько поиск эффективных способов совладания с трудными жизненными ситуациями. Именно поэтому христианская самоидентификация не способствует снижению страха личной смерти, отвечая в большей степени на другие мотивы, связанные с необходимостью «совладать с жизнью». Показано, что религиозность не является универсальным инструментом, позволяющим однозначно снижать страх перед смертью.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):550-572
pages 550-572 views

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Поведенческие проявления эмпатии в раннем возрасте: на материале апробации стандартизованной экспериментальной процедуры «симулированный дистресс взрослого»

Карягина Т.Д., Томчук М.А.

Аннотация

Развитие эмпатии в раннем возрасте (12-36 месяцев) привлекает все больше внимания в связи с возрастающим пониманием ее значения для мотивации помощи и просоциального поведения. Представлены результаты апробации стандартизованной экспериментальной процедуры «Симулированный дистресс взрослого», наиболее часто применяемой в зарубежной психологии для изучения эмпатии у детей раннего возраста: экспериментатор и мать в присутствии ребенка по очереди демонстрируют в течение короткого времени признаки боли/дискомфорта незначительной интенсивности. В исследовании приняли участие 12 девочек в возрасте 19-32 месяцев. Поведение детей фиксировалось по категориям: проверка гипотезы, эмпатический личный дистресс, эмпатическая забота, просоциальное поведение. Описаны поведенческие проявления по всем категориям, а также выявленный феномен повторения поведения взрослого у детей в возрасте 22-28 месяцев. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности использования процедуры «Симулированный дистресс взрослого» для выявления феноменов эмпатии, характерных для раннего возраста.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):573-591
pages 573-591 views

Красота в психологии: библиометрический анализ

Носова П.А., Фёдоров А.А.

Аннотация

Цель исследования - библиометрический анализ психологических публикаций, посвященных феномену красоты. Материал для исследования (2214 статьи) был извлечен из библиографической базы данных Scopus. Для анализа результатов и построения библиометрической карты использовались программы VOSviewer и biblioshiny. При построении понятийной карты выделены четыре кластера, связанных с изучением красоты: телесная составляющая человека, привлекательность, эстетические явления, социокультурные процессы. Тематическая кластеризация алгоритмом Walktrap позволила определить четыре темы, при этом тема с наибольшей плотностью и центральностью посвящена изучению привлекательности, в частности, физической привлекательности и привлекательности лица. Пять стран (США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия) выпустили почти 3/4 от общего количества публикаций (74,2 %). Вклад российских авторов составил 17 статей (0,8 %). Анализ трендов показывает, что в последние годы возрастает интерес к социальным медиа, эстетическим эмоциям и ценностям. Сделан вывод о том, что основными феноменами, которые связаны с понятием «красота» и изучаются в психологии, являются образ тела, привлекательность, физическая привлекательности, привлекательность лица и эстетика. Показано, что красота как ценность, оставаясь малоизученной категорией, исследуется в контексте позитивной психологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):592-606
pages 592-606 views

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

Роль студентов в развитии интернациональной психологии: обзор прошлого, настоящего и будущего

Балва Д., Такушьян Г.

Аннотация

21 февраля 2022 г. 52-е отделение «Международная психология» Американской психологической ассоциации (АПА) отметило долгожданное 25-летие со дня своего основания. На взгляд авторов, это подходящий момент, чтобы проанализировать важную и часто упускаемую из виду роль студентов в развитии интернациональной психологии. Представлен краткий, но панорамный обзор, посвященный исследованию вклада студентов в развитие интернациональной психологии, как в 52-м отделении AПA, так и в студенческих организациях. Обзор включает пять частей: 1) предыстория 52-го отделения АПА до 1997 г.; 2) первые годы существования 52-го отделения АПА; 3) современное состояние 52-го отделения АПА; 4) нынешний рост новой организации, возглавляемой студентами; 5) будущие направления развития интернациональной психологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(3):607-620
pages 607-620 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».