Генезис проблемы неэффективного состояния транспортно-логистического производства в Российской Федерации
- Авторы: Судоргин Р.О.1, Каштанов И.Ю.1, Соловьев Н.В.1
-
Учреждения:
- Государственный университет управления (ГУУ)
- Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
- Страницы: 52-71
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 25.11.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2328-1391/article/view/356721
- DOI: https://doi.org/10.12731/3033-5965-2025-15-3-395
- ID: 356721
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена анализу неэффективности транспортно-логистического производства в РФ, особенно в автотранспортной отрасли. Показано, что текущая структура, основанная на интересах отдельных компаний, не обеспечивает долгосрочной устойчивости. Рост грузооборота (126,5% с 2001 г.) при минимальном увеличении объёмов перевозок (5,9%) свидетельствует о экстенсивном развитии и низкой эффективности использования ресурсов.
Цель. Выявить причины неэффективности автотранспортной системы РФ и предложить пути её реструктуризации на основе анализа статистических данных и организационной структуры отрасли.
Материалы и методы. Использованы данные Росстата, Минтранса РФ и аналитических центров (2001–2023 гг.) по грузообороту, объёмам перевозок и доле транспорта в ВВП. Проведён сравнительный анализ динамики показателей, выявлена диспропорция между ростом ВВП (в 20 раз) и перевозок (10,4%). Исследована структура автотранспортной системы, включая распределение грузовых автомобилей и транспортной работы между ИП (36,6%) и юридическими лицами (63,4%). Применены методы статистического анализа, системного подхода и экспертных оценок (например, опрос Ernst & Young).
Результаты. Установлено, что автотранспортная система РФ характеризуется высокой фрагментарностью, доминированием ИП (56% подвижного состава) и низкой прозрачностью рынка. Предложена модифицированная модель управления с акцентом на прямую связь макроуровня (государственное регулирование) и микроуровня (предприятия), что позволит повысить устойчивость отрасли.
Об авторах
Роман Олегович Судоргин
Государственный университет управления (ГУУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: ro_sudorgin@guu.ru
кандидат экономических наук
Россия, пр-т Рязанский, 99, г. Москва, 109542, Российская Федерация
Игорь Юрьевич Каштанов
Государственный университет управления (ГУУ)
Email: iyu_kashtanov@guu.ru
аспирант
Россия, пр-т Рязанский, 99, г. Москва, 109542, Российская Федерация
Николай Владимирович Соловьев
Государственный университет управления (ГУУ)
Email: nv_solovev@guu.ru
Россия, пр-т Рязанский, 99, г. Москва, 109542, Российская Федерация
Список литературы
- Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. Транспорт. Получено с https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 24.10.2023).
- I.Finance. ВВП России по годам: 1991–2024. Получено с http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 21.05.2024).
- Кубанский государственный университет [КубГУ]. Прогноз экономики России за период 2018–2024 г. Получено с https://www.kubsu.ru/sites/default/files/users/21431/portfolio/prezentaciya.pdf (дата обращения: 11.06.2024).
- Вельможин, А. В., Гудков, В. А., & Миротин, Л. Б. (2001). Теория организации и управления автомобильными перевозками: логистический аспект формирования перевозочных процессов. Волгоград: РПК «Политехник». 177 с.
- Рассоха, В. И. (2009). Ситуационное управление автотранспортными системами. Часть 1. Системная эффективность эксплуатации автомобильного транспорта. Вестник Оренбургского государственного университета, 9, 148–153. EDN: https://elibrary.ru/MLUEYN
- Рассоха, В. И. (2009). Ситуационное управление автотранспортными системами. Часть 2. Синтез системы управления. Вестник Оренбургского государственного университета, 10, 144–150. EDN: https://elibrary.ru/MLUFNN
- Николин, В. И., Витвицкий, Е. Е., & Мочалин, С. М. (2004). Грузовые автомобильные перевозки. Омск: Вариант-Сибирь. 480 с. ISBN: 5-93204-058-0. EDN: https://elibrary.ru/QQFUNJ
- Вельможин, А. В., Гудков, В. А., Миротин, Л. Б., & Куликов, А. В. (2006). Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов. Москва: Горячая линия — Телеком. 560 с. ISBN: 5-93517-231-3. EDN: https://elibrary.ru/QNSRDH
- Горев, А. Э. (2008). Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие (5-е изд.). Москва: Издательский центр «Академия». 288 с.
- Лазич, Ю. В., & Попова, И. Н. (2020). Тенденции развития отрасли автомобильных грузоперевозок в России. BENEFICUM, 4(37), 19–27. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.4(37).19-27. EDN: https://elibrary.ru/MGRRJP
- Мишарин, А. С., & Евсеев, О. В. (2013). Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Транспорт Российской Федерации, 2(45), 4–13. EDN: https://elibrary.ru/QANRDF
- Гавриленко, Н. Г., & Бородулина, С. А. (2020). Состав и структура автотранспортной системы Российской Федерации. Наука о человеке. Гуманитарные исследования. Раздел 3. Экономические науки, 1(39), 217–225. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.39.217. EDN: https://elibrary.ru/RGELDI
- Гавриленко, Н. Г. (2014). Инновационные изменения на автомобильном транспорте в контексте циклического развития экономической системы. Вестник СибАДИ, 1, 132–136. EDN: https://elibrary.ru/RYCZTH
- Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. (2018). Транспорт в России. 2018: статистический сборник. Москва. 101 с.
- Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. (2017). Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: статистический сборник. Москва. 78 с.
- MegaResearch. Численность предприятий отрасли грузовых перевозок. Получено с https://www.megaresearch.ru/knowledge_library/chislennost-predpriyatiy-otrasli-avtomobilnyh-gruzoperevozok-3156 (дата обращения: 17.09.2024).
- Investing.com. Индекс производственной активности PMI России. Получено с https://ru.investing.com/economic-calendar/russian-s-p-global-manufacturing-pmi-1630 (дата обращения: 11.10.2024).
- Коммерсантъ. Всё в семью и оборон. Получено с https://www.kommersant.ru/doc/7212404 (дата обращения: 05.10.2024).
Дополнительные файлы


