Генезис проблемы неэффективного состояния транспортно-логистического производства в Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена анализу неэффективности транспортно-логистического производства в РФ, особенно в автотранспортной отрасли. Показано, что текущая структура, основанная на интересах отдельных компаний, не обеспечивает долгосрочной устойчивости. Рост грузооборота (126,5% с 2001 г.) при минимальном увеличении объёмов перевозок (5,9%) свидетельствует о экстенсивном развитии и низкой эффективности использования ресурсов.

Цель. Выявить причины неэффективности автотранспортной системы РФ и предложить пути её реструктуризации на основе анализа статистических данных и организационной структуры отрасли.

Материалы и методы. Использованы данные Росстата, Минтранса РФ и аналитических центров (2001–2023 гг.) по грузообороту, объёмам перевозок и доле транспорта в ВВП. Проведён сравнительный анализ динамики показателей, выявлена диспропорция между ростом ВВП (в 20 раз) и перевозок (10,4%). Исследована структура автотранспортной системы, включая распределение грузовых автомобилей и транспортной работы между ИП (36,6%) и юридическими лицами (63,4%). Применены методы статистического анализа, системного подхода и экспертных оценок (например, опрос Ernst & Young).

Результаты. Установлено, что автотранспортная система РФ характеризуется высокой фрагментарностью, доминированием ИП (56% подвижного состава) и низкой прозрачностью рынка. Предложена модифицированная модель управления с акцентом на прямую связь макроуровня (государственное регулирование) и микроуровня (предприятия), что позволит повысить устойчивость отрасли.

Об авторах

Роман Олегович Судоргин

Государственный университет управления (ГУУ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: ro_sudorgin@guu.ru

кандидат экономических наук

 

Россия, пр-т Рязанский, 99, г. Москва, 109542, Российская Федерация

Игорь Юрьевич Каштанов

Государственный университет управления (ГУУ)

Email: iyu_kashtanov@guu.ru

аспирант

 

Россия, пр-т Рязанский, 99, г. Москва, 109542, Российская Федерация

Николай Владимирович Соловьев

Государственный университет управления (ГУУ)

Email: nv_solovev@guu.ru
Россия, пр-т Рязанский, 99, г. Москва, 109542, Российская Федерация

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. Транспорт. Получено с https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 24.10.2023).
  2. I.Finance. ВВП России по годам: 1991–2024. Получено с http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 21.05.2024).
  3. Кубанский государственный университет [КубГУ]. Прогноз экономики России за период 2018–2024 г. Получено с https://www.kubsu.ru/sites/default/files/users/21431/portfolio/prezentaciya.pdf (дата обращения: 11.06.2024).
  4. Вельможин, А. В., Гудков, В. А., & Миротин, Л. Б. (2001). Теория организации и управления автомобильными перевозками: логистический аспект формирования перевозочных процессов. Волгоград: РПК «Политехник». 177 с.
  5. Рассоха, В. И. (2009). Ситуационное управление автотранспортными системами. Часть 1. Системная эффективность эксплуатации автомобильного транспорта. Вестник Оренбургского государственного университета, 9, 148–153. EDN: https://elibrary.ru/MLUEYN
  6. Рассоха, В. И. (2009). Ситуационное управление автотранспортными системами. Часть 2. Синтез системы управления. Вестник Оренбургского государственного университета, 10, 144–150. EDN: https://elibrary.ru/MLUFNN
  7. Николин, В. И., Витвицкий, Е. Е., & Мочалин, С. М. (2004). Грузовые автомобильные перевозки. Омск: Вариант-Сибирь. 480 с. ISBN: 5-93204-058-0. EDN: https://elibrary.ru/QQFUNJ
  8. Вельможин, А. В., Гудков, В. А., Миротин, Л. Б., & Куликов, А. В. (2006). Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов. Москва: Горячая линия — Телеком. 560 с. ISBN: 5-93517-231-3. EDN: https://elibrary.ru/QNSRDH
  9. Горев, А. Э. (2008). Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие (5-е изд.). Москва: Издательский центр «Академия». 288 с.
  10. Лазич, Ю. В., & Попова, И. Н. (2020). Тенденции развития отрасли автомобильных грузоперевозок в России. BENEFICUM, 4(37), 19–27. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.4(37).19-27. EDN: https://elibrary.ru/MGRRJP
  11. Мишарин, А. С., & Евсеев, О. В. (2013). Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Транспорт Российской Федерации, 2(45), 4–13. EDN: https://elibrary.ru/QANRDF
  12. Гавриленко, Н. Г., & Бородулина, С. А. (2020). Состав и структура автотранспортной системы Российской Федерации. Наука о человеке. Гуманитарные исследования. Раздел 3. Экономические науки, 1(39), 217–225. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.39.217. EDN: https://elibrary.ru/RGELDI
  13. Гавриленко, Н. Г. (2014). Инновационные изменения на автомобильном транспорте в контексте циклического развития экономической системы. Вестник СибАДИ, 1, 132–136. EDN: https://elibrary.ru/RYCZTH
  14. Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. (2018). Транспорт в России. 2018: статистический сборник. Москва. 101 с.
  15. Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. (2017). Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: статистический сборник. Москва. 78 с.
  16. MegaResearch. Численность предприятий отрасли грузовых перевозок. Получено с https://www.megaresearch.ru/knowledge_library/chislennost-predpriyatiy-otrasli-avtomobilnyh-gruzoperevozok-3156 (дата обращения: 17.09.2024).
  17. Investing.com. Индекс производственной активности PMI России. Получено с https://ru.investing.com/economic-calendar/russian-s-p-global-manufacturing-pmi-1630 (дата обращения: 11.10.2024).
  18. Коммерсантъ. Всё в семью и оборон. Получено с https://www.kommersant.ru/doc/7212404 (дата обращения: 05.10.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Судоргин Р.О., Каштанов И.Ю., Соловьев Н.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».