Современный законодательный процесс: от правовых тенденций к прогнозируемым сценариям развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цели исследования заключаются в выявлении тенденций развития законодательного процесса в Российской Федерации и формулировании предложений по повышению его эффективности. Для их достижения анализу подвергаются правовое регулирование и статистика осуществления законодательного процесса в Российской Федерации, исследуются доктринальные концепции и прогнозы развития законодательного процесса, в том числе в условиях цифровизации, иных глобальных вызовов.

В основу исследования положено использование системного, структурно-функционального, формально-юридического, сравнительно-правового методов, методик правового моделирования и юридического прогнозирования в их совокупности.

Установлено, что развитие современного законодательного процесса осуществляется в направлениях: регулирования на уровне большого числа нормативных правовых актов разной юридической силы, включая законодательные, а также подзаконные акты; высокой активности одних субъектов права законодательной инициативы наряду с низкой активностью других; систематической расчистки законопроектной базы, что одновременно дополняется практикой внесения законопроектов с аналогичным или схожим предметом регулирования взамен отклоненных; необходимости и состоятельности модели непосредственного участия Президента РФ в законодательном процессе; повышения в законодательном процессе роли Правительства РФ и роста его законопроектных работ; приращения числа инициаторов федеральных законопроектов либо создания дополнительных правовых условий и гарантий реализации ими своих законотворческих идей и предложений при сохранении действующего субъектного состава права законодательной инициативы; сохранения практики краткосрочного планирования законопроектных работ наряду с нарастающей необходимостью обеспечения комплексного и перспективного их планирования; усиления взаимодействия ветвей власти в законодательном процессе, в том числе за счет деятельности Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности; научного обеспечения законодательного процесса и возрастания значения таких его принципов, как профессионализм, научность; информационного сопровождения законодательного процесса; влияния на законодательный процесс уровня развития юридической техники, современных информационных технологий и процедур. Определены перспективные задачи для юридической науки, которые необходимо решить для обеспечения эффективности законодательного процесса.

Об авторах

Максим Викторович Залоило

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: z-lo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4247-5242
SPIN-код: 5892-5522
Scopus Author ID: 57215428696

Кандидат юридических наук

Россия, Москва

Список литературы

  1. Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Приголкин А.С., и др. Научные основы советского правотворчества / отв. ред. Р.О. Халфина. Москва: Наука, 1981. 317 с.
  2. Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов. Москва: Юридическая литература, 1968. 167 с.
  3. Правотворчество в СССР / под ред. А.В. Мицкевича. Москва: Юридическая литература, 1974. 319 с.
  4. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений: монография / под общ. ред. Д.А. Пашенцева. Москва: ИНФРА-М, 2019. 234 с.
  5. Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в Российской Федерации: теоретиков-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. Белгород, 2017. 452 с.
  6. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. Москва: Юридическая литература, 1991. 160 с.
  7. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. Москва: Статут, 2017. 160 с.
  8. Фомичева О.А. Законотворческий процесс в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2022. 400 с.
  9. Парламентское право России: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой. Москва: Издание Государственной Думы, 2013. 400 с.
  10. Чиркин В.Е. Законодательная власть. Москва: Норма, 2008. 336 с.
  11. Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Москва: Юристъ, 2005. 139 с.
  12. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 89–99. doi: 10.12737/17234
  13. Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / под ред. Т.Я. Хабриевой. Москва: Юристъ, 2006. 138 с.
  14. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе: монография. Москва: Норма, 2004. 144 с.
  15. Закон: от проекта до реализации (зарубежный опыт): монография / отв. ред. А.Н. Пилипенко. Москва: Инфотропик Медиа, 2022. 272 с.
  16. О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона). 6-е изд., перераб. и доп. / рук. авт. коллектива Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. Москва: ИЗиСП, 2021. 96 с.
  17. Правовое управление в кризисных ситуациях: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. Москва: Проспект, 2022. 280 с.
  18. Джиоев С.Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 8. С. 40–46. doi: 10.17803/2311-5998.2019.60.8.040-046
  19. Шугрина Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 1. С. 44–48.
  20. Прокопович Г.А. О необходимости построения модели правозащитной деятельности в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 24–26.
  21. Ключников А.Ю. Реализация права законодательной инициативы общественными объединениями в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 1. С. 24–33.
  22. Макаров А.В., Нестерова Т.Ю. Избирательная комиссия как субъект законодательной инициативы по законодательству субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 5. С. 7–11.
  23. Москалькова Т.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 4–7.
  24. Сторожева Е.С. О целесообразности права индивидуальной законодательной инициативы депутатов Государственной Думы Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. 2017. Т. 2, № 5 (19). С. 5–7.
  25. Григорьева Н.С. Совершенствование контроля и регламента органов государственной власти как условие эффективности законотворческой деятельности // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 87. С. 151–157. doi: 10.24412/2070-1381-2021-87-151-157
  26. Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т.Я. Хабриева. Москва: ИД Юриспруденция, 2014. 152 с.
  27. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. доп. и перераб. / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. Москва: ИД Юриспруденция, 2015. 544 с.
  28. Бошно С.В., Васюта Г.Г. Поправки к законопроекту и пределы трансформации концепции закона // Право и современные государства. 2017. № 3. С. 9–20. doi: 10.14420/ru.2017.3.1
  29. Баранов В.М. Норморайтер как профессия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6 (119). С. 16–29.
  30. Зенин С.С., Кутейников Д.Л., Япрынцев И.М., Ижаев О.А. Процедурные пределы цифровизации законодательного процесса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2019. Т. 19. № 3. С. 72–80. doi: 10.14529/law190311

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».