С начала 1990-х годов в Российской Федерации наблюдается непрерывный отток капитала за рубеж,вследствие чего активы, заработанные российскими бизнесменами, вместо того, чтобы бы инвестироваться в отече-ственную экономику, направляются на поддержание цивилизованного существования «развитых» буржуазных стран.Для этих целей используется развитая организационная и нормативная правовая инфраструктура. Основная доляфиктивных операций и невозврата средств осуществляется через сеть «отмывочных» банков, офшорных компанийи «фирм-однодневок». Сформировались устойчивые высокопрофессиональные организованные транснациональные груп-пы, включающие нотариусов, консалтинговые компании, кредитные организации, трастовые фонды, специализиру-ющиеся на выводе капитала и размещении его в офшорных зонах или в странах, с которыми у Российской Федерациизаключены договоры об избежании двойного налогообложения. Способы вывода капитала разнообразны, спрос на них обе-спечивается развитой инфраструктурой, легальные и противоправные механизмы тесно переплетены между собой,что осложняет их своевременное выявление и пресечение.Банк России проводит большую работу по нейтрализации теневых денежных потоков брокеров и микрофинансовых органи-заций (МФО), а также транзитных операций, используемых для вывода активов за рубеж, в контексте чего около 300 бан-ков, работавших на отечественном рынке, лишились лицензий, хотя в описываемые сделки вовлекаются не только кредит-ные организации, но и другие субъекты финансовых правоотношений, связанные, в том числе, с оборотом ценных бумаг.В свете изложенного актуализируется проблема совершенствования нормативного правового регулирования и ведом-ственного (банковского), а также прокурорского надзора за исполнением законов субъектами кредитно-банковского сек-тора экономики, включая кредитные и некредитные финансовые организации (НФО), с учётом характера, масштабаи специфики их деятельности.Анализ складывающейся обстановки показывает, что большинству используемых, постоянно модифицируемых схемпо выводу банковских активов за рубеж, переводу безналичных денежных средств в наличные предшествуют многоходо-вые цепочки платежей по счетам всевозможных российских организаций. При этом задействованные в них транзитныекомпании реальную финансово-хозяйственную деятельность, как правило, не осуществляют. Налоги и иные обязатель-ные платежи уплачиваются ими в минимальных размерах либо не платятся вовсе, а проводимые операции не имеютвидимого экономического смысла.Руководство Банка России регулярно осуществляет мониторинг банковского сектора экономики с тем, чтобы вовремя от-следить такие операции и предпринять подобающие предупредительные меры. Внимание кредитных организаций обращает-ся на транзитные операции с вычленением присущих им признаков, в целях чего регулятор подготовил, в частности, письмоот 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».В настоящей статье исследуются факторы, сопряженные с незаконным выводом банковских активов за рубеж,в том числе искусственное банкротство кредитных организаций, осложненное современным состоянием инсти-тута банковской тайны.