Том 6, № 4 (2020)

От редактора

Определение текущей повестки в области подготовки научных публикаций: журналы, индексируемые в Scopus

Тихонова Е., Раицкая Л.

Аннотация

Уже практически десять лет вопросы, связанные с подготовкой научных публикаций, являются ключевыми в исследованиях научной коммуникации. Этому способствовало развитие системы Open Science, а также переосмысление подхода к рецензированию и подготовке научных публикаций в академической среде, основанной на рейтинговых оценках. В данной статье редакторы журнала «Язык и образование» вновь обращаются к вопросу научных публикаций и определяют основные области, которые могут представлять трудности для потенциальных авторов журнала. Данная редакционная статья посвящена анализу журналов, индексируемых в Scopus, и выявлению преобладающих тенденций. По мнению авторов, к таким тенденциям относятся открытость доступа, прозрачность рецензирования, изменение роли библиотек в научных публикациях, услуги CrossRef, аутсорсинг, недостаток навыков для подготовки научной публикации, практика рекомендации университетами перечней изданий для публикации материалов исследований, монографии с открытым доступом и деятельность коммерческих издательств.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):4-10
pages 4-10 views

Оригинальное исследование

Влияние улучшения самовосприятия на устноречевую продукцию (лексический запас, точность, беглость речи) студентов, изучающих английский язык как иностранный в Иране

Alimorad Z., Yazdani S.

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению влияния улучшения самовосприятия на качество устноречевой продукции иранских студентов, изучающих английский язык как иностранный. В исследовании приняли участие 30 студентов университета с уровнем lower-intermediate. Испытуемые были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Основное внимание в обеих группах было направлено на улучшение устноречевых умений студентов, при этом обучение с применением методов улучшения самовосприятия проводилось только в ЭГ. Уровень самовосприятия измерялся с помощью опросника Offer Self-Image Questionnaire, а качество устноречевой продукции оценивалось с помощью двух параллельных тестов IELTS speaking до и после эксперимента. В ходе исследования было выявлено, что тренинг по самовосприятию позволил улучшить уровень самовосприятия участников, что в свою очередь привело к параллельному улучшению их устноречевых умений. Участники ЭГ продемонстрировали значительное улучшение лексического запаса и двух компонентов беглости устной речи, MLR и темпа речи А. Однако в отношении точности устной речи и темпа речи В существенной разницы между двумя группами обнаружено не было.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):11-29
pages 11-29 views

Использование дебатов для развития навыков письменной речи при выполнении второго задания IELTS Writing у студентов STEM-образования

Arzhadeeva D., Kudinova N.

Аннотация

Статья посвящена вопросу развития навыков написания эссе в контексте подготовки к IELTS. В статье рассматривается вопрос о том, может ли использование технологии «дебаты» в обучении улучшить способность студентов STEM-образования (система образования, включающая естественные науки, технологии, инженерию и математику) структурировать свои эссе, последовательно и логично развивать идеи и предлагать обоснованные и развернутые аргументы, чтобы улучшить результаты IELTS по критериям «Выполнение требований, сформулированных в задании» (Task response) и «Целостность и связность изложения» (Coherence and cohesion). Исследование проводилось в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах. В нем приняли участие студенты бакалавриата STEM в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Москве. В исследовании приняли участие две группы студентов по 36 человек в каждой: группа, которая посещала обычные занятия по подготовке к IELTS, и группа, которая, помимо обычных занятий, посещала занятия по дебатам, где, помимо прочего, преподавалась структура аргументации Тулмина. В начале и в конце эксперимента обе группы представили эссе, которые были проанализированы в соответствии с такими критериями оценивания IELTS как Task Response и Coherence and Cohesion, а также с точки зрения наличия или отсутствия элементов структуры аргументации Тулмина. Эссе оценивались независимым IELTS экспертом. Для определения значимости полученных данных использовались независимый выборочный t-тест и тест Левена. Результаты показали, что в среднем студенты экспериментальной группы показали хорошие результаты по критериям Task Response и Coherence and Cohesion, однако некоторые результаты оказались противоречивыми, что требует дальнейшего исследования.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):30-43
pages 30-43 views

Предэкспериментальное исследование процессно-жанрового подхода к обучению написанию эссе

Bin-Hady W.R., Nasser A.N., Al-Kadi A.T.

Аннотация

Данное исследование посвящено изучению возможности использования процессно-жанрового подхода для обучения академическому письму студентов старших курсов, изучающих английский язык как иностранный. В исследовании приняли участие 15 студентов, обучающихся по четырехлетней программе английского языка в Колледже образования на Сокотре, Йеменв течение 2018-2019 учебного года. Предэкспериментальный дизайн исследования включал проведение претеста и 30-часовую программу обучения с использованием процессно-жанрового подхода, после чего были отобраны десять информантов для участия в интервью с целью выяснения их мнения об обучении с использованием ПЖП, с которым они столкнулись во время эксперимента. С помощью знакового рангового теста Вилкоксона была рассчитана степень улучшения результатов студентов в написании эссе (Z3,408, p 0,05) между претестом и посттестом в пользу последнего. Результаты показали, что студенты положительно относятся к процессно-жанровому подходу, используемому их преподавателями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение такого подхода в курсах письменной речи может вовлечь учащихся в практику, которую они оценивают положительно.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):44-54
pages 44-54 views

Искусство говорить «нет» студентам университета: прагматический анализ речевого акта отказа в ролевых играх преподавателя и студента

El-Dakhs D.A.

Аннотация

Цель данного исследования заключалась в изучении того, каким образом преподаватели университета отклоняют просьбы студентов. Для этого были изучены стратегии реализации речевого акта отказа 60 преподавателями частного саудовского университета. Данные были собраны с помощью ролевых игр и закодированы с использованием адаптированной версии модели стратегий отказа Биби, Такахаши и Улисс-Вельц (1990) и адаптированной версии модели внутренних модификаторов Тросборга (1995). Результаты показали явное предпочтение косвенных стратегий, ограниченное использование модификаторов, особенно внутренних, и минимальное влияние пола и опыта преподавания на стратегии реализации. Интерпретация результатов была проведена на основе теории вежливости Браун — Левинсона (1978, 1987), использования английского языка как lingua franca, особого контекста разговора между преподавателем и студентом и существующей научной литературы.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):55-75
pages 55-75 views

Использование лексических пучков в научных статьях по прикладной лингвистике на английском языке учеными с родным английским и индонезийским языками: контрастивное корпусное исследование

Fajri M.S., Kirana A.W., Putri C.I.

Аннотация

В данном исследовании рассматриваются структурные и функциональные типы лексических пучков из четырех слов в двух различных корпусах научных статей по прикладной лингвистике, написанных на английском языке учеными с родным английским и индонезийским языками. Результаты показали, что авторы, для которых английский язык не является родным, использовали большее количество лексических пучков, чем авторы-носители английского языка, при этом они в меньшей степени использовали некоторые из наиболее типичных лексических пучков по сравнению с авторами-носителями. В структурном плане, в отличие от предыдущих работ, в ходе данного исследования было выявлено частое использование авторами-не носителями английского языка лексических пучков на основе предложных групп. Помимо этого, они также использовали большое количество лексических пучков на основе глагольных групп, что говорит о том, что у этих авторов все еще формируется навык аутентичного использования лексических пучков. Что касается функциональных типов, авторы-не носители английского языка использовали меньше квантификационных лексических пучков, чем их коллеги-носители английского. Результаты данного исследования могут быть использованы в преподавании академического письма на английском языке. Преподавателям необходимо повысить осведомленность своих студентов о наиболее часто используемых лексических пучках в конкретной дисциплине и обратить внимание на дискурсивные конвенции академического письма, помогая студентам, изучающим английский язык как иностранный, перейти от клаузального к фразовому стилю.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):76-89
pages 76-89 views

Применение критической педагогики Фрейре при обучении устной речи иранских студентов-билингвов и монолингвов, изучающих английский язык как иностранный

Hashemnezhad H.

Аннотация

Целью данного предэкспериментального исследования является изучение того, в какой степени критическая педагогика (КП) может функционировать в контексте преподавания английского языка как иностранного в Иране. Несмотря на растущее количество исследований по критической педагогике, сравнительно мало работ посвящены сравнению монолингвов и билингвов. Ни в одном исследовании не рассматривается КП Фрейре среди монолингвов и билингвов, особенно в Иране, где эти группы считаются соответственно наиболее и наименее привилегированными. В данном исследовании приняли участие шестьдесят монолингвальных и билингвальных студентов второго курса иранского университета. Задача состояла в выявлении различий влияния КП на указанные группы. Исследование проводилось в двух билингвальных и двух монолингвальных группах. В первых группах занятия проводились с использованием модели постановки проблем, а занятия во вторых группах проводились с использованием банковской модели. Процедура оценивания результатов участников была основана на дескрипторах IELTS speaking. Результаты показали, что использование модели постановки проблем привело к улучшению результатов в разговорной речи как у монолингвальных, так и у билингвальных учащихся по сравнению с банковской моделью. Более того, сделан вывод, что нет существенной разницы между монолингвами и билингвами в отношении модели постановки проблем. Вероятно, это связано с тем, что стандарты образовательной справедливости частично соблюдаются в отношении обеих групп. В конце статьи обсуждаются возможности применения результатов исследования для преподавателей английского языка как иностранного и методистов.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):90-104
pages 90-104 views

Осведомленность русских студентов, изучающих английский язык как иностранный на уровне advanced, об идиоматической синонимии, антонимии и полисемии

Lavrova N., Nikulina E.

Аннотация

Как известно, одним из препятствий для освоения иностранного языка является то, что учащиеся не осведомлены о системных отношениях между устойчивыми многокомпонентными лексическими единицами. В результате учащиеся не могут разнообразить свою речь (как письменную, так и устную) идиомами, которые находятся между собой в отношениях комплементарной (синонимия) или контрастной (антонимия) дистрибуции. Также учащиеся, как правило, не способны различать разные значения английских идиом. В настоящей работе исследована степень усвоения студентами идиоматической синонимии, антонимии и полисемии и на основе этого предложена программа частичного пересмотра практики ознакомления учащихся с английскими идиомами. Данные для исследования осведомленности об идиоматической синонимии, антонимии и полисемии собраны у российских студентов, изучающих английский язык как иностранный. Результаты анализа ANOVA показали, что степень осведомленности об основных типах идиоматических парадигматических отношений значительно различается в зависимости от типа: учащиеся лучше осведомлены о синонимии и полисемии, чем об антонимии. Результаты исследования показывают, что существующие словари и пособия по английскому как иностранному нуждаются в обновлении и пересмотре с целью ознакомления студентов, изучающих иностранный язык, с развернутой системой парадигматических идиоматических отношений.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):105-120
pages 105-120 views

Анализ культурных элементов в учебниках китайского языка как иностранного для малазийских учащихся

Lin W.Y., Ang L.H., Chan M.Y., Paramasivam S.

Аннотация

Культура является важным аспектом обучения иностранным языкам, поскольку преподавание иностранных языков охватывает два языка — родной язык учащегося и целевой/иностранный язык — и связанные с ними культуры. Учебники по иностранному языку должны включать культурные элементы как минимум двух культурных практик и сред. В данном исследовании культурные элементы в четырех учебниках по китайскому языку как иностранному, написанных малазийскими авторами, были изучены с помощью контент-анализа. Для изучения степени представленности культурных элементов (культура знаний и коммуникативная культура) и типов культуры (источник, цель, международные культуры и межкультурное взаимодействие) в этих учебниках были использованы концепция культурных элементов Чжана и Чэна и классификации типов культуры Кортацци, Цзинь и Чао. Анализ показал, что и культура знаний, и коммуникативная культура нашли воплощение в изучаемых учебниках. Большинство выявленных в учебниках культурных элементов относятся к исходной культуре учащихся и культуре изучаемого языка. Элементы международных культур и межкультурного взаимодействия в этих учебниках представлены в меньшей степени. Данное исследование способствует лучшему пониманию того, как малазийские авторы учебников по китайскому языку как иностранному для малазийских учащихся включают культурные элементы в свои пособия. В исследовании подчеркивается важность интеграции культурных элементов и представления разнообразия культур в учебниках по китайскому языку как иностранному.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):121-137
pages 121-137 views

Развитие навыков оценивания уровня владения языком у преподавателей английского языка как иностранного в Саудовской Аравии

Nazim M., Hazaea A.

Аннотация

В системе высшего образования Саудовской Аравии объектом оценивания уровня владения языком становятся предполагаемые результаты обучения, а не только знание содержания учебника. В этой связи преподаватели неохотно участвуют в тестировании с высокими ставками на курсах английского языка как иностранного в течение подготовительного года, предполагающем конкурсную и согласованную оценку. Эти проблемы обусловливают необходимость подготовки преподавателей с учетом их потребностей. В данном исследовании, проведенном в контексте высшего образования Саудовской Аравии, рассматриваются потребности преподавателей, а также влияние учебной программы на степень вовлеченности педагогов и на развитие их навыков оценивания уровня владения языком. В исследовании принял участие 31 преподаватель. Данные были собраны с использованием опросника до и после обучения и портфолио тренинга. В ходе исследования были определены такие потребности преподавателей, как навыки преподавания, навыки планирования урока и навыки оценивания результатов обучения. В контексте необходимости профессионального развития исследователи разработали программу тренинга, основанную на этих потребностях. Во время тренинга участники выразили свою удовлетворенность подходом тренинга к развитию навыков оценивания языка. После тренинга навыки оценивания уровня владения языком у участников значительно улучшились. Парные тесты показали, что преподаватели повысили свои навыки преподавания, навыки планирования урока и навыки оценивания результатов обучения. Для повышения навыков оценивания уровня владения языком рекомендуется проведение дальнейших исследований.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):138-152
pages 138-152 views

Предполагаемые потребности и предпочтения аспирантов в отношении письменной обратной связи, полученной от научного руководителя при написании диссертации

Nurie Y.

Аннотация

Предпочтения студентов в отношении письменной обратной связи от преподавателей на их письменные работы изучены достаточно хорошо. Однако исследований, посвященных изучению потребностей и предпочтений студентов-выпускников в отношении письменной обратной связи, предоставляемой их научными руководителями в процессе написания диссертации, сравнительно мало. В данном исследовании рассматривались потребности и предпочтения студентов магистратуры, изучающих английский язык как иностранный, в отношении трех аспектов, определяющих письменную обратную связь научного руководителя в процессе написания диссертации: содержание, структура и лингвистическая обратная связь. В исследовании принимали участие 32 студента магистратуры, обучающихся по направлениям TEFL (преподавание английского языка как иностранного) и «Медиа и коммуникации» в Университете Бахир Дар в Эфиопии. Данные были собраны с помощью опросника и неструктурированного интервью. Ответы участников были занесены в таблицу и проанализированы с помощью описательной статистики. Результаты показали, что обеим группам важнее всего получить обратную связь от научного руководителя по содержанию работы. При дальнейшем рассмотрении подкатегорий этого аспекта обратной связи выяснилось, что студентам направления TEFL важнее получить обратную связь в отношении сложностей с пониманием теоретических вопросов, а для студентов направления «Медиа и коммуникаций» — в отношении трудностей с обзором литературы. Результаты показали расхождения в предпочтениях студентов относительно обратной связи по структуре диссертации и по различным аспектам языковой формы. Результаты исследования позволяют предположить, что обратная связь научного руководителя должна осуществляться с учетом потребностей и предпочтений студентов выпускных курсов. В заключении представлены выводы для дальнейших исследований, которые могли бы пролить свет на глубокое понимание обратной связи при написании диссертации.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):153-170
pages 153-170 views

Магистерские программы по преподаванию английского языка в Таиланде: основные направления и тенденции исследований

Thumvichit A.

Аннотация

Растущий спрос на компетентных специалистов, владеющих английским языком, и квалифицированных преподавателей английского языка привел к увеличению количества предлагаемых магистерских программ по преподаванию английского языка. В Таиланде магистерские программы по преподаванию английского языка уже несколько десятилетий служат основой для подготовки тайских преподавателей английского языка. В данном исследовании рассматриваются основные направления и тенденции исследований тайских магистерских программ по преподаванию английского языка. В анализе участвовали десять магистерских программ, предлагаемых десятью различными университетами, и 201 магистерская диссертация, защищенная в период с 2014 по 2018 год. Основные базовые курсы были разделены на двенадцать тематических областей. Результаты показывают, что наиболее распространенными областями являются курсы по методике преподавания и исследования, что указывает на то, что программы ориентированы не только на преподавание, но и на исследования. В соответствии с международными тенденциями исследований в области преподавания английского языка, наиболее популярным является направление, посвященное исследованию результатов обучения. Количество исследований по оцениванию результатов и учебным планам/программам относительно невелико по сравнению с количеством практических курсов в этих областях. Также в статье обсуждаются вопросы, связанные с программой обучения и проблемами преподавателей и студентов. Авторы рекомендуют рассматривать все предлагаемые курсы как возможность для проведения исследований в дополнение к практике преподавания и совершенствованию профессиональной деятельности.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):171-182
pages 171-182 views

Взаимосвязь между языковыми установками и предпочтениями обратной связи на письменные работы у студентов, изучающих английский язык как первый иностранный

Vaghei S., Esfahani F.R., Shafiee S.

Аннотация

"Цель настоящего исследования — изучить языковой менталитет иранских студентов, изучающих английский язык как иностранный на уровне intermediate, и исследовать возможную взаимосвязь между языковым менталитетом и предпочтениями обратной связи на письменные работы на первом иностранном языке. В исследовании приняли участие 150 студентов-добровольцев из нескольких лингвистических институтов Исфахана (Иран), уровень владения языком у которых был определен с помощью тестирования. Участникам были предложены опросник языкового менталитета и шкала предпочтений обратной связи. Данные проанализированы с помощью подсчета частотности, средних баллов, одновыборочных t-тестов и моделирования структурными уравнениями в Smart PLS. Результаты исследования показали, что по трем компонентам опросника на определение языкового менталитета (убеждениям в отношении общего языкового интеллекта, убеждениям в отношении способностей к изучению иностранного языка и убеждениям в отношении изучения языка с учетом возраста) учащиеся не согласились (хотя и незначительно) с основными пунктами, в то время как с дополнительными пунктами они выразили значимое согласие. Согласно результатам моделирования структурными уравнениями, модель, изучающая взаимосвязь между сущностным/инкрементальным мышлением и предпочтениями обратной связи, продемонстрировала, что сущностное мышление является значимым предиктором предпочтений обратной связи, в отличие от инкрементального мышления. В том, что касается типов обратной связи, предпочитаемых студентами, изучающими английский язык как иностранный, с помощью дедуктивного метода были выявлены следующие: комментарии и обсуждения — в значительной степени; исправления однокурсников, подсказки и самокоррекция — в незначительной степени. В статье обсуждаются значимость результатов исследования и перспективы их применения."
Journal of Language and Education. 2020;6(4):183-203
pages 183-203 views

Опытное исследование

Метод «peer teaching» в изучении грамматики английского языка в высших учебных заведениях: проблемы индонезийских репетиторов и стратегии их решения

Murtisari E.T., Puspitasari D., Setiamunadi A.A.

Аннотация

Грамматика как важнейший компонент языка играет решающую роль в общении. Однако, учитывая необходимость освоения различных форм иностранного языка в течение нескольких лет и отличия грамматической системы родного языка от английского, многие студенты высших учебных заведений, изучающие английский язык как иностранный, сталкиваются с трудностями при изучении грамматики. Эффективным способом решения этой проблемы может стать метод «peer teaching» (обучение друг друга студентами одного возраста и уровня образования). Несмотря на недостатки изолированного обучения грамматике, такой метод позволяет разъяснить сложные аспекты и прояснить все тонкости. Этот метод может помочь повысить грамматическую компетенцию учащихся в сочетании с другими методами, используемыми в рамках коммуникативного подхода к обучения языку. Поскольку репетиторы по грамматике играют решающую роль в оказании помощи преподавателям языка, в данном исследовании рассматриваются проблемы, с которыми они сталкиваются при репетиторстве студентов, и их стратегии преодоления этих проблем. В исследовании приняли участие десять репетиторов по грамматике английского языка. Данные собраны с помощью интервью. Результаты этого качественного исследования позволили выявить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются репетиторы: мотивация студентов, подготовка материалов и разный уровень подготовки студентов. Авторы пришли к выводу, что метод «peer teaching» может привести к «когнитивной зависимости» у студентов более низкого уровня подготовки. Для решения проблем при преподавании репетиторы применяли практические стратегии, разработанные ими в основном на основе интуиции и опыта.
Journal of Language and Education. 2020;6(4):204-215
pages 204-215 views

Рецензия на книгу

pages 216-220 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».