Медиаобразование в России и за рубежом: анализ исторического развития (на примере обучения математике)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие информационных технологий является одним из важных факторов развития социального общества. Основной задачей образования и науки становится формирование личности школьника для дальнейшей профессиональной деятельности в современном обществе. Интеграция медиасредств в процесс обучения математике выполняет несколько функций, реализуя обучающий, информационный, воспитательный, мотивационный и развлекательный аспекты. Однако в научной литературе недостаточно исследований, посвященных проблеме формирования медиаграмотности на уроках математики. В данной статье произведен анализ исторических аспектов развития медиаобразования в российском и международном контекстах; выделены основные этапы развития медиаобразования в целом; рассмотрены различные способы применения медиаобразовательных компонентов на уроках математики. Исследование показало, что успешность внедрения новых технологий в образовательный процесс напрямую зависит от внешних факторов, влияющих на развитие информатизационного общества. 

Об авторах

Е. А. Федянина

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Автор, ответственный за переписку.
Email: fedyanina.k@yandex.ru
аспирант г. Елец

Список литературы

  1. Бальцюк Н.Б., Хилюк Е.А. Методические аспекты использования технологии мультимедиа при обучении решению задач на отыскание наибольших и наименьших значений величин // Материалы XXVI Всероссийского научного семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Самара. М., 2007. С. 155–156.
  2. Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе // Современная педагогика. 1982. № 7. С. 35–38.
  3. Востокова Л.Г. Исследование условий эффективности учебных телепередач по математике: дис. ... канд. пед. наук. М., 1968.
  4. Гендина Н.И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: Международный опыт и российские реалии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19-1. С. 54–71.
  5. Голубовская М.П., Ходанович А.И. Компетентностный подход в информационном пространстве системы непрерывного физического образования // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 3. С. 112–121.
  6. Грицкевич Ю.Н., Лукьянова С.В., Попкова Л.М. Медиатекст и медиаграмотность в системе высшего образования // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 253–258. doi: 10.55355/snv2022114304.
  7. Громов А.П. Применение диафильмов и кино на уроках математики в средней школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1958.
  8. Дворяткина С.Н., Дякина А.А., Щербатых С.В. Популяризация математических знаний средствами интегративных медиаобразовательных технологий: от Ломоносова к Кудрявцеву // VI Международная конференция "Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования". Тезисы докладов VI Международной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН, академика Европейской академии наук Л.Д. Кудрявцева. Москва, 2023. С. 41–42.
  9. Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение. 1986.
  10. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. М.: МПГУ, 2018.
  11. Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2004.
  12. Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
  13. Кишкинский С.С. Этапы создания интерактивной новеллы по математике с применением цифровой платформы AXMA STORY MAKER JS // Инновационные технологии в математическом образовании: молодежная парадигма. Сборник научных статей молодых исследователей. Елец, 2023. С. 103–111.
  14. Кравцов С.С. Необходимые этапы при создании мультимедийных программ учебного назначения // Тезисы докладов XVII семинара преподавателей математики педвузов. Калуга, 1998. С. 156–157.
  15. Крапчатов И.А. Киноурок как наиболее эффективный метод работы // Учебное кино. М., 1936. № 3. С.3–10.
  16. Курилина Е.А. Краткий обзор программных средств в помощь школьному учителю // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Елец, 2008. Вып. 17. С. 217-221.
  17. Михалевский А.В. Элементы экранизации в преподавании математики в средней школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1968.
  18. Моденов П.С. Геометрические преобразования // Математика в школе, 1948. № 6. С. 4–21.
  19. Нагибин Ф.Ф. О кинофикации курса математики средней школы // Математика в школе. 1955. № 3. С. 1–4.
  20. Перепелкина А.Н. Кинофикация курса геометрии в средней школе // Математика в школе. 1948. № 5. С. 20–29.
  21. Печинкина О.В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2008.
  22. Пипераки Р.М., Бирюкова Ю.Н. Учебный лонгрид при обучении профессионально-ориентированному чтению студентов-нефилологов // Успехи гуманитарных наук. 2024. № 5. С. 182–187.
  23. Подлипский О.К. Современные тенденции развития образования и математическая подготовка школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 94–102. doi: 10.24411/2078-1024-2020-11009.
  24. Пышкало А.М. Учебные фильмы для школ. Математика. Черчение. М. Просвещение. 1965.
  25. Сергеева Е.В. Развитие медиакомпетентности студентов на занятиях математики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 235–237.
  26. Тестов В.А. Развитие духовности – основа социокультурного обновления математического образования // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе: Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, Вологда, 02–04 октября 2001 года. Вологда: Легия. 2001. С. 5–7.
  27. Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Кучма, 2003.
  28. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015.
  29. Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А., Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Кучма, 2007.
  30. Челышева И.В. История медиаобразования в России // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 1. С. 128–139.
  31. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. Москва: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990.
  32. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002.
  33. Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A., Safronova T.M. Popular Science Film as a Resource for Integrating Media Education Technologies into the Mathematics Teaching System. Perspectives of Science and Education. 2023. № 6 (66). 192-203
  34. National Research Council. The Use of Films and Television in Mathematics Education. Washington, DC: The National Academies Press, 1957.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».