New Tendencies in the Foreign Policy of the Republic of the Congo: Focus on Eastern Partners
- Authors: Toth D.1
-
Affiliations:
- Moscow State Linguistic University
- Issue: No 2 (855) (2024)
- Pages: 33-38
- Section: Политические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2500-347X/article/view/297021
- ID: 297021
Cite item
Full Text
Abstract
In the article attempts to analyze the actual political situation in the Republic of the Congo. The basis for writing the article was the presidential elections that will undoubtedly lead to a new balance of power in the country, its regrouping and, possibly, the emergence of new platforms and other structures. The author concludes that the authorities of the Republic of the Congo will direct their efforts to developing relations with eastern rather than western partners to “escape” the neocolonialist claims of the former metropolis and build their relations with the world community
in a new way.
Full Text
Введение
Политическая ситуация в Демократической Республике Конго (далее ДР Конго), одной из самых крупных по площади и населению (более 100 млн человек) стран в Африке, остается по-прежнему сложной, противоречивой и нестабильной, несмотря на проведение в декабре 2023 года очередных президентских выборов [Евдокимов, Сидорова, 2013]. Об этом свидетельствуют массовые перемещения населения как внутри страны, так и за ее пределы из-за насильственных действий со стороны вооруженных группировок на востоке страны. Именно в этой части страны длительное время не смолкают выстрелы, а гражданское население вынуждено искать более спокойные места для жизни1. Главная проблема - неэффективность центральной власти в восточных регионах, где сосредоточены ценнейшие стратегические полезные ископаемые, включая редкоземельные - колтан, кобальт, вольфрам и др. Создается противоречивая ситуация, когда страна обладает богатейшими природными ресурсами, а местное население остается за чертой бедности [Сидорова, 2022].
Политическая ситуация в Конго является «барометром» ситуации во всей Центральной Африке. Приграничные государства, включая Руанду, Уганду и Бурунди, неразрывно связаны с Конго в политическом и экономическом плане. Между ними остается много нерешенных проблем, таких как трансграничное перемещение населения и боевиков различных мастей, незаконная эксплуатация ресурсов Конго и их вывоз за границу [Сидорова, 2019].
В статье дается краткая характеристика политической обстановки в ДР Конго. При этом сделан акцент на недавно прошедшие президентские выборы. При анализе была использована информация МИД России, статистические данные международных организаций, исследования отечественных и зарубежных авторов.
Особенности политического процесса ДР Конго
Политическую жизнь ДР Конго определяют крупные политические партии и их объединения. Среди них наиболее влиятельные - «Конголезская партия труда», «Панафриканский союз за социал-демократию», «Союз демократов-гуманистов-Юки», «Движение действия и обновления» - представляют-большинство мест в Национальном собрании.
1Оппозиция требует аннулировать результаты президентских выборов в ДР Конго https://afrinz.ru/2023/12/oppozicziya-trebuet-annulirovat-rezultaty-prezidentskih-vyborov-v-dr-kongo/
Каждая из них имеет давнюю историю, связанную с обретением независимости. На протяжении долгих лет (1967-1990) в стране была одна правящая партия, что позволило добиться относительной политической стабильности, однако к концу правления Мобуту в 1997 году (правил страной 32 года) ситуация поменялась коренным образом. С 2001 года начала возрастать роль оппозиционного движения при поддержке популистских слоев населения. Особенность этого движения заключается в том, что конголезские оппозиционеры не были объединены в единый блок. У каждой оппозиционной партии существует своя политическая программа, что вызывает сложности у электората в предвыборную кампанию. В основной массе население страны не обладает политической грамотностью и, как следствие этого, подвержено манипуляциям со стороны влиятельных сил, которые лоббируют свои интересы, выдвигая соответствующих кандидатов в президенты. Выборы 2023 года наглядно это показали.
Контекст предыдущего избрания Феликса Чикеседи
На протяжении пяти лет власть в Республике принадлежала оппозиционеру Феликсу Чисекеди. В начале срока лидер страны отличался прозападными симпатиями, однако позднее он «развернулся» в сторону восточных партнеров. На этапе прежней предвыборной гонки он высказывал обещание «превратить Конго в Германию африканского континента», но на деле оказался неспособным решить практически непрекращающиеся конфликты на востоке страны2.
2Выборы в Африке: Конго выбирает президента. URL: https:// aussiedlerbote.de/o-redakcii/
Необходимо отметить, что сам процесс избрания национального лидера был необычным, поскольку в отличие от прежнего главы государства его нельзя было назвать медийной личностью, особенно на фоне его отца оппозиционера Этье-на Чисекеди, основателя «Союза за демократию и социальный прогресс». За свою политическую карьеру ему удалось обрести народную любовь и недолгий период (из-за кончины) пользоваться полномочиями премьер-министра республики [Вгаесктап, 2012]. Как впоследствии и его сын, в 2011 году Э. Чисекеди претендовал на пост президента, однако по официальной версии Центризбиркома уступил повторно избранному Жозефу Кабиле, который в дальнейшем отменил новые выборы в Республике «по техническим причинам».
В 2018 году конкуренцию наследнику Э. Чисекеди составил М. Файюлу, лидер партии «Динамика конголезской политической оппозиции», официально занявший второе место на выборах. Тогда он объявил результаты несправедливыми, аргументируя свою позицию следующим: передачу власти прежнего президента Конго новому курировал отец Ф. Чисекеди, исходя из этого данный процесс можно назвать формальной сменой лидерства, не способствующей существенным изменениям во внутренней политике страны1.
Несмотря на своеобразную «преемственность» власти, Ф. Чисекеди первые годы после избрания пришлось бороться с пережитками руководства прежнего политика, который не только сохранил за собой пожизненное место в парламенте, но и оставил после себя правительство более чем наполовину состоящее из его сторонников. Будучи неспособным к жестким действиям, Ф. Чисекеди начал создавать параллельную администрацию среди своих сторонников, что привело к неоднозначной ситуации, когда в стране функционировало сразу несколько политических институтов с разным видением развития государства. Ситуацию осложняло и то, что Ф. Чисекеди, увлеченный борьбой с «наследием Кабилы», вовремя не заметил раскола в своей фракции, что в конечном итоге воплотилось в громкий арест в 2020 году главы президентской администрации В. Камере2.
Урегулировать внутриполитические противоречия удалось лишь в 2021 году, спустя три года после завершения президентских выборов, когда посредством ухудшения социально-экономического положения в Конго властям удалось сформировать новое правительство. Несмотря на видимое затишье в парламенте, по-прежнему отдельным блоком оставалась проблема вооруженных конфликтов на востоке страны, где возобновила свою деятельность вооруженная группировка «Движение 23 марта», выступавшая за включение ее участников в силовой блок Республики.
Таким образом, к новым выборам Ф. Чисекеди удалось завершить лишь несколько социально-экономических реформ, таких как восстановление отношений с Международным валютным фондом, отмена платы за начальное образование и первичную госпитализацию, а также ряд изменений в горнодобывающей промышленности, составляющей основу экономики Конго. Здесь необходимо сделать акцент на том, что все указанные нововведения долгое время являлись лишь проектами решений, поэтому заслуга Чисекеди состоит не столько в инициировании и подготовке реформ, сколько в создании условий для их реализации.
1Руандийский контекст выборов в Конго. URL: https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/ruandiyskiy-kontekst-vyborov-v-kongo/
2République Démocratique du Congo. Population en 2024. URL: https:// countrymeters.info/fr/Democratic_Republic_of_the_Congo
Конкуренты на пост президента Конго в 2023 году
В новых выборах действующий президент Конго заручился поддержкой «Священного союза нации», представляющего собой коалицию во главе с партией «Союз за демократию и социальный прогресс». Примечательно, что обеспечивать поддержку партии на востоке страны взялся амнистированный Виталь Камере, что в некоторой степени свидетельствует о нестабильности настроений государственного аппарата.
Новыми оппонентами Ф. Чисекеди на выборах 2023 года стали Д. Муквеге, М. Файюлу и М. Катум-би. Определенные шансы на победу в самом начале избирательной кампании имел лауреат Нобелевской премии Дени Муквеге, врач, родом из восточных провинций Конго, лично принимавший участие в ликвидации последствий боевых действий3. Он возглавляет Центр реабилитации жертв сексуального насилия. Однако Муквеге так и не удалось обрести поддержку со стороны популярных оппозиционных партий. Главная причина состоит в том, что поскольку жители восточных территорий Конго (в том числе переехавшие на запад) не были включены в списки избирателей, он не сумел воспользоваться поддержкой лояльного к нему электората. М. Файюлу - лидер партии «Силы за изменение», который в 2013 году инициировал обращение к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, в котором содержалась просьба оказать содействие конголезцам в «назначении сильного лидера» для проведения в его стране «открытого диалога между всеми партиями»4.
М. Катумби долгое время был губернатором провинции Катанга. На выборах 2018 года представлял лагерь Ф. Чисекеди, однако, обретя всестороннюю поддержку из числа жителей Катанги, в развитие инфраструктуры которой он вложил немало финансов, перешел в стан оппозиции.
3Malumba P Lopposition politique depose un memo a Ban Ki-moon // Le Potentiel. Kinshasa. 24.05.2013.
4Moncrieff. R. The creadilibity of the elections [in the DRC] has been severely damaged and the opposition may contest non only the outcome but the entire process. 20 dec 2023. URL: https://www.crisisgroup.org/ who-we-are/people/richard-moncrieff
Примечательно, что по поводу условий проведения выборов многие международные эксперты, в том числе представитель аналитического центра International Crisis Group (ICG) Р. Монкрифф, высказывались с опаской, подчеркивая невозможность проведения честных демократических выборов в стране, не способной организовать централизованный доступ граждан к избирательным участкам и обеспечить их безопасность1.
1URL: https://www.crisisgroup.org/who-we-are/people/richard-moncrieff
Сами кандидаты и их официальные представители во время предвыборной кампании утверждали, что основная проблема, стоящая перед ДР Конго, заключается в том, что на данный момент оппозиционные лидеры не готовы выступать единым фронтом, тогда как, договорившись о выдвижении единой кандидатуры, они могли бы обеспечить себе в несколько раз больше голосов от избирателей.
В отличие от Ф. Чисекеди, намеревающегося продолжить прежнюю политику, кандидаты от оппозиции, заручившись поддержкой ряда религиозных организаций в стране, обещали людям восстановить экономику государства, а также сделать всё возможное для обеспечения политической стабильности и безопасности в регионе. Однако способы достижения данной цели у каждого из баллотирующихся в президенты были кардинально разными. Уже на этапе предвыборной гонки становилось понятным, что им не удастся выйти в лидеры.
Результаты выборов 2023 года и их обсуждение
Победа Ф. Чисекеди объясняется тем, что среди прочих кандидатов он является наиболее знакомым для электората, соответственно, находясь в состоянии неопределенности в плане вооруженных действий, ему проще вновь довериться тому лидеру, следующие шаги которого являются более предсказуемыми. Повторному избранию Ф. Чисекеди способствовали и некоторые позитивные результаты, достигнутые им в ходе его предшествующего президентства. Так, с территорий ДР Конго были выведены миротворческие войска Восточно-африканского сообщества, а также приостановлена деятельность миссии ООН, на протяжении длительного промежутка времени так и не сумевшей загасить конфликт [Африка: региональные проблемы безопасности, 2022].
Тем не менее не все участники избирательной кампании остались удовлетворенными результатами выборов. Например, проигравшие президентскую гонку кандидаты заявили о том, что избирательный процесс был плохо организован. В восточных территориях, где продолжали действовать боевики группировки М23, граждане не смогли принять участия в голосовании, машины для подсчета голосов выходили из строя, а сами выборы были продлены на один день (в некоторых провинциях и на несколько дней), что могло быть использовано избранным президентом как пространство для маневров2.
Неодобрительно по поводу условий проведения выборов в Конго высказывались и международные наблюдатели. Например, наблюдатели от Центр Картера в США при посещении нескольких избирательных участков заметили там серьезные нарушения, а представители Европейского Союза и вовсе воздержались от исполнения своей миссии по наблюдению за проведением избирательного процесса в стране из-за соображений собственной безопасности.
Необходимо отметить, что, несмотря на официальную победу Ф. Чисекеди, у него по-прежнему остаются два неформальных, но сильных конкурента - М. Файюлу и М. Катумби. Причем каждый из них обладает рядом преимуществ, которые могут способствовать их будущему избранию на пост президента. Так, М. Файюлу пользуется лояльностью религиозных деятелей. К тому же, не впервые принимает участие в избирательной кампании; дважды по ее завершению он оспаривал результаты в конституционном суде Республики.
М. Катумби привлекает местное население тем, что на практике показал способность решить экономические проблемы в регионе, что позитивно отразилось на качестве жизни жителей провинции Катанга во времена его губернаторства. Улучшение имиджа Катумби среди потенциального электората не могло не вызвать обеспокоенность официальной власти, рассматривающей различные способы устранения Катумби из числа предполагаемых кандидатов. Так, в 2021 году лояльные к Чисекеди законодатели предложили проект, согласно которому занимать пост главы государства может лишь тот кандидат, оба родителя которого являются конголезцами. Такое решение можно назвать нечестным ходом по отношению к личности Катумби, происходящего из семьи сефардского еврея3, а также боязнью официальной власти вступить в открытое противостояние с оппозицией.
Заключение
Выборы в Конго 2023 года в некотором смысле можно назвать «выборами без альтернатив», поскольку в ситуации, когда страна находится в состоянии локальных войн, любая попытка организовать справедливые выборы выглядит неубедительно, как и обещания кандидатов прекратить конфликт. Кроме того, конголезцы уже имеют опыт легитимной смены власти, когда для того, чтобы добиться изменений, новому президенту понадобилось полностью перестроить управленческий аппарат. Соответственно, поддержку избирателей действующего главы государства можно объяснить не столько его высоким рейтингом или положительным имиджем, сколько желанием общества закрепиться на нынешних позициях и довести до конца те реформы, которые долгое время находились на стадии обсуждения.
2Проигравший выборы в Конго кандидат объявил себя президентом страны. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/01/2019/5c43d4229a 79473b947f90e6
3Сефарды (сефардские евреи) (ивр. п'тз?0 сфарадим, сеф. Sefaradim, sefaradis от топонима "П?о Сфарад, отождествляемого с Испанией) - субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата.
Как следует из ряда аналитических статей на тему выборов в Конго, на данный момент эксперты не готовы выразить четкую позицию по отношению к объявленным результатам. Непоследовательность Ф. Чисекеди, постоянно лавирующего между Западом и Востоком, сказывается на меняющихся ценах на энергоресурсы. Изменение их стоимости напрямую отражается на населении страны, которое в результате очередного «экономического передела» могло бы утратить то минимальное качество жизни, которого удалось достичь вновь избранному президенту за прежний срок пребывания у власти.
Во время инаугурации Ф. Чисекеди выразил готовность продолжить начатые социально-экономические реформы, среди которых наиболее важным шагом он считает обеспечение населения возможностью для трудоустройства. При анализе сегодняшней ситуации становится очевидным, что в ближайшей перспективе лидеру страны придется столкнуться с серьезной проблемой: выбором внешних партнеров, которые реально могли бы способствовать социальному и экономическому росту страны, а также стабилизировать обстановку в ее восточных провинциях.
В ситуации «перезагрузки» отношений ДР Конго с внешними партнерами сможет ли Россия занять свою нишу в этой богатейшей стране? Хотелось бы надеяться на расширение взаимодействия с этой африканской страной, поскольку для их развития у нас имеются хорошие исторические связи и африканцы, в целом, рассматривают Россию как проверенного временем партнера1.
1Скончался лидер оппозиции ДРК, начинавший ещё при Мобуту. URL: https://ru.euronews.com/2017/02/01/ dr-congo-veteran-opposition-leader-etienne-tshisekedi-dies-aged-84
About the authors
Daniel Toth
Moscow State Linguistic University
Author for correspondence.
Email: 19tohdani95@gmail.com
PhD Student at the Department of Political Science
Institute of International Relations and Social and Political Sciences
Moscow State Linguistic University
Russian FederationReferences
- Евдокимов И. Д., Сидорова Г. М. «Восточный кризис» в Демократической Республике Конго и проблема его урегулирования // Международная жизнь. 2013. № 11. С. 53-65.
- Сидорова Г. М. Африка южнее Сахары: движение к стабильности. М.: Проспект, 2022.
- Сидорова Г. М. Африканский вектор российской дипломатии // Дипломатическая служба. 2019. № 1. С. 63-69.
- Braeckman C. L'homme qui repare les femmes. Bruxelles: GRIP, 2012.
- Африка: региональные проблемы безопасности: монография / М. Г. Троянский, О. Г. Карпович, Г. М. Сидорова, Р. Н. Шангараев. М.: Дипломатическая академия МИД России, 2022.
Supplementary files
