Образ современной России в западной прессе (на примере контент-анализа онлайн-изданий Великобритании, Франции и США)
- Авторы: Маткаримова Г.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 2 (855) (2024)
- Страницы: 89–96
- Раздел: Социологические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2500-347X/article/view/297061
- ID: 297061
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются данные эмпирического контент-аналитического исследования образа современной России в западной прессе, на примере онлайн-изданий Великобритании (Telegraph, Guardian), Франции (Figaro, Libération) и США (New-York Times, Washington Times). Автор выделяет основные черты образа страны, формируемого в общественном мнении западных стран.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Формирование образа России сопровождается перманентным ростом и снижением негативности / позитивности образа страны в зависимости от различных геополитических, экономических и социокультурных факторов. В настоящее время актуальный образ России на Западе претерпел значительные изменения в силу текущего состояния российско-украинских отношений, особенно с началом проведения специальной военной операции (СВО). На основе результатов контент-аналитическое исследования периодических изданий Великобритании, Франции и США представлены основные черты современного образа России, формируемого у населения этих стран.
Методология исследования
Основу данного исследования составляет сбор эмпирического материала с помощью контент-анализа источников, содержащих сведения, формирующие у аудитории определенное восприятие образа современной России. В качестве документов, подлежащих непосредственному изучению, автором используются электронные версии печатных СМИ западных стран. Для контент-анализа были выбраны следующие издания: Telegraph, Guardian (Великобритания), Figaro, Libération (Франция), New-York Times, Washington Times (США)1. Данные издания были отобраны по трем критериям: направленность (тематика) газеты, периодичность выпуска и масштаб распространения. По направленности газеты были взяты серьезные издания («quality paper»), неспециализированного, общего характера, поскольку качественные издания дают обширную информацию по экономическим вопросам, по проблемам внутренней и международной политики. Для данных изданий характерны общенациональный масштаб, большой охват аудитории, высокие рейтинги и тиражи. Что касается периодичности выпуска и территории распространения газет, были выбраны национальные, ежедневные газеты - подобный выбор обусловливается тем, что именно ежедневные газеты считаются наиболее влиятельной и серьезной прессой на Западе. Кроме того, в США только ежедневные газеты рассматриваются как национальные, которые распространяются по всей территории страны, и именно они освещают мировые новости, тогда как еженедельные - только локальные события. Благодаря данным критериям отбора можно оценить трактовку различных политических партий, курсов, которых придерживается издание, а также изучить образ, транслируемый в национальном масштабе по все стране.
1Telegraph. URL: https://www.telegraph.co.uk/; Guardian. URL: https:// www.theguardian.com/international; Figaro. URL: https://www.lefigaro.fr/; Libération. URL: https://www. liberation.fr/; New-York Times. URL: https://www.nytimes.com/; Washington Times. URL: https://www.washingtontimes.com/
В нашем исследовании были взяты электронные издания данных, поскольку они обладают определенными преимуществами перед печатными аналогами. К достоинствам электронной прессы можно отнести: возможность одновременного пользования большим количеством читателей (одну и ту же статью могут одновременно читать множество людей); интернациональный характер (статью могут читать люди из разных стран, где есть Интернет); возможность комментария и репо-ста публикаций; скорость получения информации (текст электронной версии можно прочитать раньше, чем издание выйдет в свет) [Маркина, 2004].
Итак, эмпирическая база исследования включает в себя две газеты из каждой изучаемой страны, с учетом политической направленности издания, таким образом, чтобы были представлены как левые, так и правые политические воззрения:
• Великобритания: Telegraph (правого толка, консервативная), Guardian (левоцентристского толка);
• Франция: Figaro (правого, правоцентристского толка), Libération (левого толка, либеральная);
• США: New-York Times (нейтральная), Washington Times (консервативная).
В итоге, при помощи системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей «Медиалогия»2 из каждого издания были отобраны все публикации с упоминанием России с 24 февраля по 24 марта 2021-2022 годов (1251 и 8406 статей, соответственно), т. е. для контент-анализа будет взят месяц после начала СВО и аналогичный период за предыдущий год. Выбор данного временного периода обусловливается гипотезой о том, что после начала СВО в западной прессе образ России начал приобретать характеристики, свойственные образу Советского Союза во времена холодной войны. К таким характеристикам можно отнести авторитарность / тоталитарность политического строя, демоничность и желание завоевать мир.
2Медиалогия: мониторинг СМИ и соцсетей. URL: https://www.mlg.ru/
В публикациях в рамках категории анализа «связь с советским прошлым» исследуются такие единицы анализа, как «советский» (в том числе «постсоветский» и «экс-советский»), «советский союз», «СССР», «КГБ», «Сталин» и т. п. В качестве единицы анализа были взяты - слово (и при подсчете категории анализа «Советский союз» -словосочетание).
Рис. 1. Распределение количества статей в зарубежных изданиях по странам (2021-2022), в абс. цифрах
Ретроспективный анализ образа России в западных СМИ
В ретроспективе образ России в прессе западных стран имел преимущественно негативный характер, и политика страны подвергалась резкой критике. Анализ англо-американской публицистики конца XIX - начала XX веков показал устойчивость антирусских настроений, а также стремление западных писателей выработать конкретные предложения по ликвидации военно-политического и экономического потенциала царской России [Данилин, 2006].
Обзор исследований образа России в печатных СМИ Запада начала XXI века позволяет сделать вывод, что в большинстве публикаций западной прессы (США, Франция, Великобритания, Германия) о России европейские (прежде всего, французские и немецкие) обозреватели при освещении внешней политики России более терпимо относятся к ее действиям на международной арене, тогда как американская и британская пресса нередко характеризуется тотальной критикой России. Кроме того, негативное отношение к России в значительной степени обусловлено не внутренней политикой государства, а внешней политикой: «Россию чаще обвиняли в «непомерных амбициях», не соответствующих потенциалу, и «имперском поведении», например, в отношении стран СНГ и Прибалтики»1.
1Ходанович С. Образ России в зеркале западных СМИ // Профессиональный PR. 2007. 2 мая. URL: http://www.sovetnik.ru/pressclip/ more/?id=20005
Исследование образа России в публицистическом дискурсе Франции (2001-2006) показало, что французские СМИ оценивают международную политику России как политику агрессивную, политику с позиции силы. Также частотность статей, посвященных В. Путину, свидетельствует о том, что внимание представителей СМИ сконцентрировано в наибольшей степени на личности президента, действия, которого, подвергаются отрицательной оценке в СМИ. М. Э. Ступницкая делает вывод, что «французские СМИ видят в России сырьевую страну с такими атрибутами как: хищническое использование природных ресурсов, обогащение немногих, имущественное расслоение, коррупция, преступность» [Ступницкая, 2008]. Далее перейдем непосредственно к выводам из авторского исследования образа современной России в западной прессе.
Основные результаты
Анализ публикационной активности западной прессы за 2022 год в сравнении с аналогичным периодом 2021 года показал резкий рост числа публикаций в западной прессе (рис. 1).
В 2022 году часто выходили статьи о России в британской прессе, во французской, на 3-м месте - американская пресса. Таким образом, можно констатировать, что как европейские, так и американские СМИ широко освещали действия России после начала Специальной военной операции. Вместе с тем в 2021 году именно американская пресса имеет наибольшее количество публикаций о России, что, вероятно, свидетельствует о важности образа России в политике страны.
При анализе публикационной активности в разрезе изданий интересно отметить, что Washington Times (WT) - это единственная газета, которая резко не изменила свою активность в связи с СВО, она широко освещает темы, связанные с Россией, в независимости от происходящих событий. Это, вероятно, связано с тем, что в США Россия выполняет функции образа врага, начиная с советских времен, и интерес к России всегда поддерживается в общественном мнении. Однако подобная ситуация не наблюдается в New-York-Times (NYT), поскольку в отличие от WT, она не является консервативной, и освещение мировых событий носит более нейтральный космополитический характер. Вместе с тем именно во французских изданиях наблюдается наибольший рост публикаций в 2022 году - Figaro (темп прироста 11247 %) и Libération (1709 %) (рис. 2).
Рис. 2. Распределение количества статей в зарубежных изданиях (2021, 2022), в абс. цифрах
В ходе анализа данных подтвердилась гипотеза о том, что образ современной России имеет сильную ассоциацию с образом Советского Союза. Как в публикациях 2021, так и 2022 года упоминались слова, связанные с Советским Союзом. Причем в 2022 году в каждом изучаемом издании наблюдается увеличение количества упоминаний слова «советский» (soviet, post-soviet, ex-soviet; soviétique, post-soviétique, ex-soviétique), за исключением Libération, где наблюдается небольшое снижение. Причем рост таких статей в 2022 году особенно характерен для американских газет (рис. 3).
Интересно отметить, что в 2021 году нет ни одной публикации с заголовком, содержащим слово «советский», тогда как в 2022 году подобные заголовки появлялись, хотя их и немного1.
1La Russie limite les exportations de céréales vers plusieurs républiques ex-soviétiques. Figaro, 15 марта 2022; Trevor Noah Reviews Putin's Attempt at a Soviet Reunion; Soviet Bloc Immigrants Rethink Their Identity Amid Russia-Ukraine War. NYT 1 и 4 марта 2022; The senior Tories with the secret Soviet past. Telegraph, 19 марта 2022; Ukrainian
В западных публикациях и в общественном мнении о России встречается также упоминание непосредственно Советского Союза, что является одним из самых показательных индикаторов связи России с распавшимся более 30 лет назад Союзом. Можно предположить, что понятие «Советский Союз» более распространено в западной прессе, чем «СССР», поскольку анализ публикаций показал увеличение процента статей с упоминанием Советского Союза, а упоминание СССР практически осталось неизменным и редким. Так, согласно графику, в 2022 году по сравнению с 2021 годом процент публикаций с упоминанием Советского Союза увеличился. Примечательно, что именно в американской прессе наблюдается наибольший рост подобных статей, тогда как во французской были только единичные упоминания Советского Союза в 2022 году (рис. 4).
Такой рост упоминаний о Советском Союзе связан с тем, что в эпоху СССР образ России был одним из самых негативных, и, следовательно, при резкой критике политики России возникает негативная ассоциация с недавно распавшимся Союзом. Это эффективно с точки зрения формирования общественного мнения, поскольку укоренившиеся стереотипы в сознании западного социума легко активизировать в рамках современных реалий. Кроме того, важно отметить, что упоминания Советского Союза встречались в западной прессе и до начала СВО, что указывает на наличие перманентной ассоциативной связи России с СССР. Это также, по нашему мнению, подтверждает гипотезу о стабильности негативного образа России в западной прессе.
Рис. 3. Распределение количества упоминаний слов Soviet/ Soviétique в публикациях зарубежных изданий (2021-2022), в %
Рис. 4. Распределение количества упоминаний слова Soviet Union / Union Sovietique в публикациях зарубежных изданий (2021-2022), в %
Еще одним важным индикатором ассоциативной связи с Советским Союзом является упоминание значимых и отрицательных с точки зрения западного общества советских лидеров. Прежде всего, речь идет об И. Сталине как диктаторе, установившем тоталитарный режим в стране [Маткаримо-ва, 2022]. В общественном мнении западных стран тоталитаризм Сталина считался большим злом, чем нацизм Гитлера, поэтому количество упоминаний Сталина в публикациях может свидетельствовать о росте негативной оценки политики современной России. Так, в 2021 году в американских и британских СМИ были единичные упоминания о Сталине. В 2022 году во всех газетах число публикаций с упоминанием Сталина возросло, особенно в британской прессе, причем не только в абсолютных числах, но и в относительных, что важно, так как число публикаций в 2022 году увеличилось, изменение количества упоминаний в абсолютных числах может не иметь значение (с 3 до 44 публикаций, или 1 до 3 % в Telegraph и с 1 до 29 упоминаний или с 1 до 2 % - в Guardian) (рис. 5).
В Guardian вышла статья, где Сталин обозначен в заголовке1. Важно отметить, что подавляющее большинство статей, в которых упоминается Сталин, не рассматривается с какой-либо исторической темой. Сталин единожды упоминается в статье в качестве примера из прошлого, который актуален и в современных реалиях. Например, в одной из статей Сталин ставится в один ряд с другими лидерами, которые критикуются автором статьи1. В другой статье проводится параллель «путинизма» и «сталинизма», где «путинизм» оборачивается «сталинизмом»2. Кроме Сталина, в публикациях упоминались и другие лидеры СССР (Ленин, Хрущёв, Горбачев).
1Exposing Stalin's famine in Ukraine - archive, 1933, Guardian, 2 марта 2022.
Рис. 5. Распределение количества упоминаний слова Stalin /Staline (в том числе производных слов stalinisme, stalinien в публикациях зарубежных изданий (2021, 2022), в %
К индикаторам ассоциативной связи с Советским Союзом можно отнести упоминание КГБ (KGB) - учреждения, которое имеет отрицательный образ в общественном мнении жителей Запада, связанный со сталинскими репрессиями, а также с эпохой холодной войны. Интересно, что во всех изучаемых газетах в 2021- 2022 годах были упоминания КГБ, за исключением публикаций 2021 года в Figaro и NYT. В остальных изданиях наблюдается небольшое увеличение упоминаний. Наибольший рост наблюдается в WT - с 1 до 16 статей с упоминанием КГБ (или с 0 до 2 %) и в Guardian - с 2 до 43 (с 1 до 2 %), в Telegraph - процент статей с данным упоминанием не изменился, но остался относительно высоким (с 4 до 42, или 3 %), а во французской Libération процент таких упоминаний не достигает и 1 %. Таким образом, во французской прессе наблюдается меньшая ассоциативная связь России и СССР и, вероятно, более позитивный образ страны в целом.
1 Иллюзорное «сумасшествие» Путина выходит за границы, как и "сумасшествие" Трампа, Гитлера и Сталина... (A new treaty will not end the war in Ukraine, Guardian, 14 марта 2022).
2The Tories claim we are worse than we are - and it's the Ukrainians who suffer (Guardian, 12 марта 2022).
О негативном образе страны также говорит упоминание в публикациях западной прессы холодной войны. Так, в 2021 году во всех газетах, кроме французской Figaro, были данные упоминания. В 2022 году произошел рост процента статей с упоминанием холодной войны во всех исследуемых газетах, особенно в американской прессе (рис. 6).
Даже при отсутствии открытого конфликта в 2021 году практически каждая 10-я статья содержала то или иное упоминание о холодной войне, что может говорить о постепенной подготовке общественного мнения западных стран к негативному восприятию России.
Символичным является появление в современных публикациях термина времен холодной войны - «империя зла». Причем данные упоминания присутствуют только в публикациях 2022 года, и только в англоязычных газетах: NYT - 4 статьи, WT - 4, Guardian - 1, Telegraph - 3). Так, в Guardian цитируются слова польского премьер-министра на встрече ЕС о попытках России заново восстановить «империю зла»3.
3EU leaders meet for talks on oil and gas imports from Russia (Guardian, 24 марта 2022).
Рис. 6. Распределение количества упоминаний слова Cold war / Guerre froide в публикациях зарубежных изданий, 2021 и 2022 гг., в %
В NYT говорится о том, что «империя зла снова марширует по Европе»1. В другой статье NYT дается прямая отсылка к речи о Советском Союзе Рональда Рейгана 1983 года, в которой бывший президент осуждает агрессивные устремления «империи зла», а также проводит параллель речи Байдена с речью Рейгана2. Так, в трех из четырех статей WT с упоминанием империи зла идет отсылка к речи Рейгана и ассоциации России с империей зла в эпоху СССР. В Telegraph вышла статья, в заголовке которой присутствует упоминание империи зла3. Причем проводится связь России не только с империей зла в виде Советского Союза, но и империей в целом, а точнее попытками восстановить Российскую империю, образ которой также негативно воспринимался на Западе. Что подтверждает гипотезу о демонизации образа России на Западе.
Так, образ России имеет сильную ассоциативную связь с Советским Союзом во всех исследуемых западных изданиях, особенно в американской прессе и, в меньшей степени, во французской, что, вероятно, обусловливает менее негативное отношение к образу страны. Такая связь объясняется высокой степенью функциональности образа врага, который западные страны видят в России. При помощи образа врага на Западе нивелируются острые проблемы внутренней и внешней политики, проблемы национальной идентичности и т. д.
I Vladimir Putin Has Revived «The West.» Is That a Good Thing? (NYT, II марта 2022)
2Biden Denounces Putin's Actions in Ukraine (NYT, 25 февраля 2022)
3Письма: сумасшедшая мечта Путина о восстановлении империи зла никогда не должна осуществиться (Letters: Putin's insane dream of restoring the Evil Empire must never be realized (Telegraph, 28 февраля 2022)
Подводя итоги контент-аналитического исследования, выделим основные способы формирования образа России на Западе:
- последовательная поддержка исторически укоренившихся стереотипов и ассоциаций в образе страны посредством периодического упоминания в средствах массовой коммуникации;
- интерпретация актуальных событий в политике страны сквозь призму негативного, с точки зрения западных стран, исторического прошлого;
- демонизация образа страны посредством деления мира на «черное» и «белое» по принципу дихотомии мы - они, согласно которому образу врага приписываются самые негативные характеристики, выходящие за границы общепринятых социально-этических норм.
Об авторах
Галия Ваязитовна Маткаримова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: g.matkarimova@linguanet.ru
кандидат социологических наук доцент кафедры социологии
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
РоссияСписок литературы
- Маркина Ю. В. Газета «New York Times»: эволюция типа издания: дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
- Данилин С. А. Образ России и ее политики в англо-американской публицистике конца XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006.
- Ступницкая М. Э. Репрезентация образа России в публицистическом дискурсе Франции // Новые российские гуманитарные исследования. 2008. URL: http://www.nrgumis.ru/artides/artide_full.php7aich79
- Маткаримова Г. В. Формирование образа России на Западе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 3 (848). С. 75-82.
Дополнительные файлы
