№ 3 (856) (2025)

Обложка

Педагогические науки

Актуальные вопросы методики обучения иностранным языкам в классах с неоднородным составом учащихся

Ариян М.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема обучения иностранным языкам в классах, которые характеризуются неоднородным составом учащихся и нередко приобретают черты поликультурности и полиэтничности. Наблюдение за практикой преподавания, а также анализ научной педагогической и методической литературы показали, что реализация личностно ориентированного подхода в таких классах требует особых решений и профессиональной подготовки педагогов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):9-16
pages 9-16 views

Научные смыслы отечественной методической науки в исторической и актуальной проекциях

Гальскова Н.Д.

Аннотация

В статье дано описание эволюционной картины научного базиса отечественной методической науки для решения теоретических и прикладных проблем лингвистического образования. Раскрывается содержание понятия «научный смысл» методики, дающий представление об основных научных тенденциях, истории и перспективах развития этой науки определенной исторической эпохи и получающий свое выражение в содержании таких взаимосвязанных и взаимообусловленных методических категорий, как парадигма, подход, модель и цель обучения.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):17-23
pages 17-23 views

Разработка учебных материалов на основе аутентичного текста посредством современных программных инструментов

Горожанов А.И., Степанова Д.В.

Аннотация

В статье затрагивается проблема составления учебных материалов по иностранному языку с помощью современного программного обеспечения, созданного с применением технологий искусственного интеллекта. В качестве основных методов выступают эксперимент и анализ. Материалом служит лингвистический корпус текстов статей издания (газетных статей) «Westdeutsche Allgemeine Zeitung» объемом более 1 млн токенов. Авторы описывают и апробируют семь видов поисковых запросов, результатом работы которых является генерация аутентичных контекстов для разработки учебных материалов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):24-31
pages 24-31 views

Особенности публичного выступления как формы речевого общения (на материале испанского языка)

Колесник А.С.

Аннотация

Автор статьи проводит исследование публичного выступления на испанском языке как формы речевого общения. В работе рассматриваются ключевые аспекты публичного выступления: структура, цель, взаимодействие с аудиторией, влияние лингвистических и культурных факторов на его успешность. Особое внимание уделено специфике испанского языка: лексическим и синтаксическим особенностям, способствующим созданию выразительной и эмоционально насыщенной речи. Приводятся примеры использования риторических приемов, характерных для испаноязычной ораторской традиции.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):32-37
pages 32-37 views

Личностно развивающий, субъектно ориентированный подход как основа современного лингвистического образования

Коряковцева Н.Ф.

Аннотация

В статье рассматривается динамика развития личностно ориентированной парадигмы лингвистического образования на современном этапе; подчеркивается направленность на личностно развивающий, субъектно ориентированный характер обучения иностранным языкам; выделяются условия реализации данного подхода и создания ситуации развития субъектных качеств учащегося; рассматриваются возможности обеспечения субъектно ориентированного характера содержания обучения, образовательных практик и оценивания образовательных результатов в области изучения иностранного языка и культуры.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):38-44
pages 38-44 views

Динамика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов: результаты комплексной диагностики

Лапина И.В.

Аннотация

В статье анализируются результаты комплексной диагностики иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов. Автором разработан диагностический инструментарий и проведен сравнительный анализ результатов на разных этапах обучения, который продемонстрировал отрицательную динамику по разным аспектам и позволил обосновать необходимость непрерывной языковой подготовки студентов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):45-52
pages 45-52 views

Развитие российской культурной идентичности в контексте межкультурного взаимодействия

Оберемко О.Г., Лукьянова Е.А.

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования и развития российской культурной идентичности на занятиях по иностранному языку. Соизучение иностранного языка и культуры способствует развитию поликультурной языковой личности, расширяя границы собственного мировосприятия, что позволяет лучше понять ментальность иноязычного собеседника с позиции собственной культурной принадлежности, найти выход из потенциальных ситуаций конфликта культур. Авторы приводят определение понятия российской культурной идентичности в контексте межкультурного взаимодействия, выделяют ее компоненты: понятийный, чувственный и этикетный.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):53-58
pages 53-58 views

Перспективы непрерывной подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах с учетом ожиданий студентов

Полякова Т.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы развития системы непрерывной подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. Анализируется влияние на нее, с одной стороны, современного этапа реформирования отечественной системы высшего образования, с другой стороны, мнений и ожиданий студентов, выявленных на основе проведенного опроса обучающихся разных уровней высшего образования. Определяются возможные риски, связанные с преподаванием дисциплин по иностранным языкам.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):59-64
pages 59-64 views

Интерактивная организация иноязычной проблемной лекции: мониторинг разноуровневых умственных действий студентов в малых группах

Рыблова А.Н.

Аннотация

Технологично реализуемая разноуровневая подготовка специалистов остается актуальной проблемой, для решения которой необходимо по-новому учить студентов ставить, быстро и качественно решать профессиональные проблемы. Интерактивная организация иноязычной проблемной лекции обеспечит абсолютную готовность будущих специалистов к иноязычной профессиональной деятельности благодаря варьированию моделей мониторинга их разноуровневых умственных действий в малых группах в аудиторное и внеаудиторное время.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):65-71
pages 65-71 views

Письменное творческое задание на олимпиадах по итальянскому языку: некоторые особенности подготовки и оценивания

Струкова А.А., Дорофеева Н.С.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности выполнения и оценивания письменного творческого задания на олимпиадах по итальянскому языку (Всероссийская олимпиада школьников, Евразийская лингвистическая олимпиада). Поэтапно проанализированы сложности и типичные ошибки, а также тонкости оценивания работ, связанные с критериями «содержание» и «организация текста». Результат исследования - разработка методических рекомендаций по подготовке к выполнению письменных творческих заданий и их оцениванию на олимпиадах по итальянскому языку.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):72-78
pages 72-78 views

Оценивание качества профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранного языка

Фролова Г.М.

Аннотация

В статье освещаются некоторые вопросы подготовки будущих преподавателей иностранного языка, связанные с организацией процесса контроля и оценки качества методической подготовки будущих и начинающих преподавателей. В статье обосновывается использование различных приемов, способствующих аутентичности оценивания профессионально методических умений преподавателей иностранного языка в ходе их профессиональной подготовки или переподготовки. Статья предлагает образцы профессионально ориентированных контрольных заданий, которые могут способствовать повышению качества методической подготовки будущих преподавателей иностранного языка.

 

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):79-83
pages 79-83 views

Ценностно-смысловые основы реформирования образовательной системы в истории и современности

Юркина Л.В., Сухова Н.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности реформирования системы образования в России. Выделены сущностные идеи, определяющие современные тенденции модернизации. Сделана попытка сопоставить современные преобразования с реформированием начала советского периода, на примере идей единой трудовой школы в трактовке С. Т. Шацкого и П. П. Блонского. Обозначены сложности, с которыми может столкнуться практическая педагогика на настоящем этапе реализации преобразований.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):84-90
pages 84-90 views

Психологические науки

Работа с образом: прикладное значение метафорических ассоциативных карт в образовании

Кошелева Ю.П.

Аннотация

В статье обсуждается проблема экстериоризации образа в работе с метафорическими ассоциативными картами; рассматриваются вопросы соединения метафоры, слова и действия в образе, вербального и невербального, сознательного и бессознательного в работе с метафорическими картами; раскрываются механизмы работы с ними; обосновывается трансформация образа в процессе работы с метафорическими ассоциативными картами и ключевая роль педагога; приводятся примеры использования метафорических карт при работе со студентами - ролевые позиции, мотивация и ценностно-смысловая сфера.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):91-98
pages 91-98 views

Система жизненных смыслов будущих педагогов-психологов

Подпругина В.В., Подпругина Т.В.

Аннотация

Рассматривается система жизненных смыслов будущих педагогов-психологов и обучающихся других профессиональных направлений. Представлен теоретический анализ психологического феномена «смысл жизни». Эмпирическим путем доказаны инварианты и вариативности смысложизненных ориентаций молодежи и их взаимосвязь с локусом контроля, оценкой потребности в достижении успеха. Выявлены значимые различия в системе смысложизненных ориентаций студентов разной профессиональной направленности.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):99-106
pages 99-106 views

Роль цифровых ресурсов в формировании межкультурной сензитивности у студентов-лингвистов

Помуран Н.Н.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования формирования межкультурной компетентности у студентов-лингвистов с использованием цифровых ресурсов. Полученные данные указывают на взаимосвязь между уровнем развития отдельных параметров межкультурной сензитивности и применением специфических цифровых инструментов. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости учета потенциала цифровых ресурсов для формирования межкультурной сензитивности в процессе обучения иностранным языкам.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):107-114
pages 107-114 views

Юридические науки

Институты лицензирования и саморегулирования в российском гражданском законодательстве: генезис и современное состояние

Василишин И.И.

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты становления современного российского законодательства о лицензировании и саморегулировании (в части осуществления отдельных видов деятельности на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации, свидетельства о допуске к определенному виду работ), нормы которого представлены в целом ряде отраслей права (хотя внимание автора сконцентрировано, преимущественно, на положениях гражданского законодательства). Отмечены некоторые противоречия и пробелы в анализируемом законодательстве, представлены предложения по его совершенствованию.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):115-119
pages 115-119 views

Правовое регулирование института трудового договора (отношений) с творческими работниками телевидения и радиовещания

Дриневская С.В.

Аннотация

В статье исследуется правовое регулирование трудового договора, заключаемого с творческими работниками предприятий теле- и радиовещания. Отмечаются аспекты правового регулирования, не нашедшие отражения в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Цель работы - исследование законодательства, регулирующего порядок заключения и содержания трудового договора с творческими работниками теле- и радиокомпаний, существенные условия договора, определение категории «творческий работник теле- и радиокомпании» в правовом регулировании труда творческих работников.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):120-126
pages 120-126 views

Правовая политика как фактор отрицания преступности

Иншаков С.М.

Аннотация

Исследуется законность и эффективность в политической деятельности, а также сущность правовой политики. На данном уровне развития социальной культуры эффективность доминирует над законностью, что делает проблематичным формирование устойчивого правового политического феномена. Одним из этапов его формирования является правовое государство. Принципы правовой государственности постепенно утверждаются в мире, что нелинейно, но позитивно отражается на декриминализации социума.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):127-131
pages 127-131 views

Межгосударственное взаимодействие правоохранительных органов по возврату коррупционных активов из-за рубежа

Казакова В.А., Деревянко Е.О., Политов В.Е.

Аннотация

В статье вносятся предложения о переориентации на региональные и двусторонние соглашения в межгосударственном сотрудничестве по возврату коррупционных активов из-за рубежа, что обосновано осложнением международного обстановки в условиях проведения специальной военной операции. Рассматриваются возможности совершенствования законодательства антикоррупционного характера, создание новых организационных форм работы правоохранительных органов, адаптации нормативной базы к условиям новой цифровой реальности.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):132-138
pages 132-138 views

Миграция как фактор, детерминирующий преступность экстремисткой направленности

Платицына И.А.

Аннотация

В статье исследуется взаимосвязь между миграционными процессами и преступностью экстремистской направленности. В работе анализируется состояние преступности мигрантов, а также факторы, способствующие радикализации отдельных групп. Особое внимание уделяется социальным, экономическим и культурным условиям, влияющим на интеграцию мигрантов в принимающее общество.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(3 (856)):139-143
pages 139-143 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».