Целью написания статьи является проведенное исследование в сфере выявления основных причин повышения стоимости моторного топлива в России в контексте экономической безопасности и произвести сравнительный анализ стоимости топлива в ключевых странах. Теоретической значимостью данной статьи является анализ и систематизация научных исследований, связанных с механизмом формирования цен и причин повышения стоимости на моторное топливо в контексте экономической безопасности. Практической значимостью представленного исследования является то, что установлены основные причины снижения потребления населением моторного топлива и снижение переработки нефти в России в контексте экономической безопасности, а также предложены механизмы по нейтрализации подобного явления, и снижение стоимости моторного топлива, что позволят совершенствовать механизм формирования цен и выявить причины повышения стоимости на моторное топливо в контексте экономической безопасности. Выводы, полученные в ходе исследования следующие: систематизированы научные исследования, связанные с механизмом формирования цен и причин повышения стоимости на моторное топливо в контексте экономической безопасности, раскрыты особенности его разработки в современных условиях; предложены рекомендации по разработке правовых норм для установления внутренних цен на указанный товар, который будет способствовать активности малого и среднего бизнеса и граждан заниматься предпринимательской деятельностью в контексте экономической безопасности; для обеспечения баланса интересов личности, общества и государства ввести квоты для нефтяных компаний на поставки нефти в российские нефтеперерабатывающие компании в контексте экономической безопасности, при нарушении условий внутренних поставок предусмотреть жесткие меры административного воздействия в виде многократных штрафов и лишения льгот при нефтедобычи, а также ввести экспортные пошлины и квоты на вывоз нефти в контексте экономической безопасности; пересмотреть условия налогового маневра в сторону стабилизации внутреннего рынка и предоставления льгот компаниям, работающим в Восточной Сибири, в условиях крайнего Севера и компаниям, добывающим сверх вязкие нефти, при этом основным условием должно оставаться интересы государства как владельца недр и ответственного за социально-экономическую ситуацию в стране в контексте экономической безопасности, а не интересы инвесторов, при этом возможно использование опыта Норвегии, где установлены налоговые условия, которые позволяют основные доходы направлять в бюджет государства и развивать различные отрасли экономики; при ежегодном повышении цен на моторное топливо исходить не только из интересов нефтяных компаний, инвесторов, Банков, также учитывать интересы граждан, которые обладают невысокими доходами, что не позволяет им активно заниматься экономической деятельностью в контексте экономической безопасности; для стабилизации нефтедобычи и гарантированных поставок нефти для внутреннего потребления в контексте экономической безопасности, необходимо принять меры (законодательные, управленческие) по развитию конкуренции, что позволит оживлению малого и среднего предпринимательства в контексте экономической безопасности; предлагается для этого в бесспорном порядке изымать у вертикально-интегрированных компаний месторождения, на которых они перестали добывать нефть из-за нерентабельности и перераспределить их между малыми и средними компаниями в контексте экономической безопасности, можно по частям, где они могут продолжить добычу (опыт США). Есть и российский опыт в Республике Татарстан, где подобным путем добились повышения добычи нефти в контексте экономической безопасности.