The image of childhood of the consciousness of the autobiographical hero of the story “Kurzhyn” (“Kurzhyn, where the childgood is hidden”) by I. Kapaev

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of some issues of the development of Soviet historiography The article considers the experience of developing the image of childhood in Isa Kapaev’s novella “Kurzhyn” (“Kurzhun, where childhood is hidden”). The writer's debut novella strives to enhance the examination of the character and awareness of a young compatriot-peer, hero-alter ego – concepts the author started to develop in his prose pieces of the late 60s – early 70s of the twentieth century. Since this is the story of a hero endowed with a well-developed personality and a creative worldview, the process of formation of his personality is comprehended by I.Kapaev in a socio-psychological perspective, in the logic of his maturation starting from the “origins of days.”The kurzhyn, which contains emotional objects that the nostalgic hero - a student who returned home on vacation - sorts through, symbolizes the novella's childhood image. These objects have significance only for their owner, they structure his memories, call up the image of childhood in his mind: family (mother, father, grandmother), initial experience of socialization (peers), sensual experience (friendship, pain, fear overcoming, bitterness of loss). The memories of childhood appear in the novella as a metaphor for historical memory.According to the article, "Kurzhun, where childhood is hidden" is I.Kapaev's first work in a series of subsequent stories and novels that explore the evolution of consciousness in their cross-cutting hero, an alter ego named Karamov. It is also stated that such a creative process reflects the experience gained in multinational and global literature during the development of the problem.The article uses the texts of the novella in the original language as material for analysis. The text translated into Russian is used for quoting.

Full Text

С середины 70-х гг. ХХ в. в творчестве ногайского писателя Исы Капаева продолжился, теперь уже в жанрах повести и романа, начатый в рассказах о мо-лодом соплеменнике-сверстнике анализ характера и, в целом, внутреннего мира героя, по сути, своего alter ego. Поскольку это был тип героя с развитой инди-видуальностью и творческим мироощущением, то и процесс духовного станов-ления его личности не мог быть осмыслен И. Капаевым вне социально-культурного, психологического контекста, вне логики его взросления, начиная с «истоков дней». Первое произведение в последовательном ряду повестей и романов писате-ля 70-80-х – «Куржын» («Куржун, в котором спрятано детство»). Сборник мо-лодого тогда писателя с одноименным названием увидел свет на родном языке в 1975 г. в Карачаево-Черкесском книжном издательстве [Капаев 1975]. Кроме «Куржуна» в издание вошла еще повесть «Сынтаслы» и ряд ранних (конца 60-х) рассказов И. Капаева. Примечательно то, что эта первая книга выпускника Ли-тинститута им. Горького увидела свет на его родине в год окончания им вуза, к тому же – на фоне грандиозного для молодого автора успеха – дебюта в журна-ле «Юность» [Капаев 1974: 66-70], получения премии этого журнала за рассказ «Верность очагу» и последовавших за этим других успешных публикаций И. Капаева в «толстых» журналах всесоюзной литературной периодики [Капаев 1975а; Капаев 1976]. Принимая во внимание строгость критериев отбора произ-ведений для публикации в московских журналах, едва ли приходится сомне-ваться в новизне и уровне художественного мастерства уже первых произведе-ний И. Капаева. Эти дебюты придали уверенности, вдохновили, настроили мо-лодого автора на поиск своего незаемного места в литературном процессе 70–80-х гг. ХХ в. Первая публикация исследуемой повести на русском языке состоялась в переводе Э. Бутина в сборнике И. Капаева «Вокзал» [Капаев 1982], в который также включены его одноименный роман и рассказы. Результатом его, тогда еще студента ростовского, затем и столичного вуза, отстраненного взгляда на привычные реалии своего национального мира, яви-лись содержательные произведения его малой прозы (философские миниатюры, рассказы), в которых представлена беспрецедентная галерея образов героев-старцев, а также героев-сверстников молодого писателя [Суюнова 1999]. В ран-ней прозе «Иса Капаев идет уже в глубь перемен, заостряя внимание не на внешнем рисунке, а на внутренней сути национального характера в новой дей-ствительности. Здесь целью художника становится показать взаимодействие ха-рактера и времени во всем его разнообразии, и он успешно достигает ее» [Алие-ва 1983]. Необходимость включения своего героя-сверстника в духовный поиск в социокультурном контексте, затрагивающий проблемы исторической памяти, взаимоотношения поколений, соотношения традиции и новых реалий в его со-знании, ощущалась писателем все более явственно, как и то, что этот процесс должен протекать для героя во взаимосвязи с самопознанием. То есть, начатый еще в ранних рассказах анализ внутреннего мира героя-сверстника (Темир («Выдержал»), Алибек («Айка»), Махмуд и Сафар («Разбитая тарелка»), Кур-ман и Арслан («Кому достанутся цветы»), Каирбек («Память о любви») про-должился в более зрелых образах Вениамина («Рекламное приложение»), Алимбека («Разорванный круг»), Сатия (Говоруны или Неделя больших разду-мий). Затем он перерос в системный, последовательный процесс творческого осмысления И. Капаевым становления личности, эволюции сознания автобио-графического героя alter ego, своего сверстника-соплеменника. На этом пути пи-сатель создает ряд повестей: «Куржын» (Куржун, в котором спрятано детство), «Бар сондай яслар» (Есть такие парни), «Сынтаслы акында толгав» (Сказание о Сынтаслы), «Салам, Михаил Андреевич!»), «Коьк карлар» (Синие снега) и ро-маны «Вокзал», «Суьлдер» (Книга отражений). Диалектичность процесса «са-моосуществления» аlter ego И. Капаева (сквозного героя по фамилии Карамов отражена в коллизиях этих произведений, в драматизме эволюции самосознания героя, и это наполняет глубоким философским и психологическим смыслом прозу И. Капаева 70–90-х гг. ХХ в. Итак, последовательный ряд ключевых произведений прозаика последних десятилетий ХХ в., в котором представлен процесс духовного становления лич-ности авторского alter ego, начиная «с истоков дней», открывает его повесть «Куржын» (Куржун, в котором спрятано детство). Надо сказать, что, приступая к реализации своего творческого замысла, И. Капаев, начитанный в родной, отечественной и мировой литературе писатель, не мог не опираться на накопленный в многонациональной и мировой литературе опыт разработки проблемы. Мемуарная литература, ценностной основой кото-рой является образ детства, имеет свою историю в мировой (А. Стендаль, Ж. Руссо, И. Гете), русской классической (Н. Гарин-Михайловский («Детство Те-мы»), И. Бунин («Жизнь Арсеньева»), Л. Толстой («Детство. Отрочество. Юность»), советской многонациональной (М. Горький («Детство», «В людях», «Мои университеты»), К. Паустовский («Далекие годы»), С. Маршак («В начале жизни») и современной литературе (Б. Окуджава («Упраздненный театр»), П. Санаев («Похороните меня за плинтусом»), Б. Минаев («Детство Левы») и др. Литература традиционно и последовательно осмысливала взросление своих героев под влиянием множества факторов. Но почти всегда – это литература о великих ростках важных качеств, прорастающих впоследствии соответствую-щими всходами в характере человека. Ногайская литература также имеет собственную традицию развития жанра воспоминания о детстве, истории взросления и социализации героя. Тому в не-малой степени способствует национальное мифосознание, фольклорная тради-ция, актуализированные в литературе через архетипические модели инициации героя (обряда посвящения в воины и охотники) [Пропп 1986], а также выделен-ной К. Юнгом индивидуации (обособления индивидуального бессознательного от коллективного) [Юнг 2007: 66-84]. В ногайском сказочном и героическом эпосе – это мужание батыра с момента его рождения до времени его ратных по-двигов («Эдиге», «Ахмед, сын Айсула», «Шора-батыр») [Сикалиев 1994: 85-102]. Собственно литературная традиция формирования мемуарного нарратива о детстве в национальной словесности восходит к началу ХХ в., времени зарож-дения и становления ногайской советской литературы. Жанр оказался востребо-ван в связи с актуализацией просвещенческого дискурса, для обеспечения прак-тических нужд педагогики, дидактики. Нужны были тексты о детях и для детей, как оригинальные, так и переводные, являющие собой примеры «правильной» биографии героя и правильного воспитания нового поколения (М. Курманалиев. «Балалар уьшин замана йырлар» (Современные стихи для детей), «Стихи для детей» И. Мирзаева, а также короткие дидактические рассказы, пьесы (М. Кур-маналиев, З. Кайбалиев «Мектеб пайдасы» (Польза школы) [Курмангулова 2019: 666-670]. «За дореволюционным детством в такого рода произведениях закрепляется сугубо негативный опыт, в то время как именно советское после-революционное детство было призвано служить в качестве «нового рая» [Бали-на 2012: 43-66]. Два полярных полюса такого противопоставления олицетворя-ли «Детство» Л. Толстого («счастливой невозвратной поры») и «Детство» М. Горького («свинцовые мерзости» жизни). Позже в ногайской литературе появи-лось произведение о детской поре с собственно автобиографической основой «Асантай» Ф. Абдулжалилова (1957 г.). Документальная основа этой повести ногайского классика – его архивная дневниковая проза под названием «Авто-биографическая повесть» увидела свет только в 2014 г. (ввиду цензурных огра-ничений) [Курмангулова 2014: 150-222]. Это произошло десятки лет спустя, по-сле появления произведений других ногайских авторов, в творчестве которых разрабатывался в той или иной форме образ детства: И. Капаев «Куржын» («Куржун, в котором спрятано детство», В. Казаков «Сонъы яз» («Звезда Ба-бай»), С. Капаев «Уьлкер» («Созвездие Плеяды»), Б. Кулунчакова «Улица моего детства»). Тема «истоков дней» каждым из авторов разрабатывалась по-своему. Но, поскольку в советское время произведения писателей о детстве, как правило, причисляли к разряду детской литературы, ввиду чего им априори предписыва-лось педагогическое целевое назначение, авторы-создатели таких произведений прежде всего решали воспитательные задачи. Но несколько по-иному сложилось у И. Капаева: ему удалось избежать влияния этой доминирующей модели. История детства его автобиографического героя оказалась не связана с дидактикой. Целью настоящей статьи и является осмысление того, что в таком случае она представляет собой, каким образом «истоки дней» стали в творческой интерпретации И. Капаева предтечей соб-ственно этапов становления самосознания, духовного взросления («самоосу-ществления» (К. Юнг) героя, осознания им своего места в наглядном бытии народа. Как структурируется в сознании героя образ детства, что в этой струк-туре наиболее ценно для него? Биографический, психологический, герменевти-ческий методы избраны как наиболее соответствующие целям и задачам пред-принятого анализа. Определяющая роль в «Куржуне» отведена образу детства, феномену этой прекрасной и чрезвычайно значимой поры человеческой жизни, который воз-можно постичь только через чувственный опыт. Безусловно, понятие «детство» специфически трактуется самыми разными областями научного знания: филосо-фией, культурологией, психологией, педагогикой. Однако особую интерпрета-цию оно получает в исследованиях словесного творчества, обнажающих смыс-ловую выразительность, силу эстетического воздействия этого феномена на ис-следователя и просто читателя. Образ детства, созданный И. Капаевым в «Кур-жуне», – удачный пример такого выразительного воздействия на читателя, чему в немалой степени способствует и жанр повести – лирическая проза. Мастерство писателя проявляется и в подборе, как бы выхваченных из памяти, но необык-новенно ярких, емких деталей, рисующих детское, чувственное, а не рациональ-ное, знакомство героя с миром. Представляя образ детства как философскую и эстетическую категорию, писатель соответствующим образом структурирует его, высвечивает важные грани, выделяет его (образа) важнейшие составляющие. А это: герои-персонажи (семья: мать, отец, бабушка, а также сверстники, соседи), яркие эпизоды детских воспоминаний, незабываемых событий: крепкая дружба, первые потрясения: боль, разочарование, потеря; детский опыт осознания границ мира (впервые от-крывшийся взору героя-ребенка вид родного аула с высоты холма). Элементы образа не есть самоцельно явленный перечень его составляющих, не есть описа-тельное, информативное, объективированное их представление с акцентом на экзотическую суть. Значимость этих граней образа детства подчеркнута отно-шением к ним автора, переданным через чувственное восприятие мира героем аlter ego. Существенную роль в характеристике образа играют и смыслонесущие интертекстуальные вставки (сказки о кукле Тайтериш, о маленьком мальчике, поющем на дереве). Обратимся к сюжету. Автобиографический герой-повествователь – студент столичного вуза, «вырвавшись из большого шумного города» , «подгоняемый нетерпением увидеть маленький, тихий городок, двор, где делал первые шаги, …ощутить дом и атмосферу радостного узнавания всего», что связано с дет-ством, едет на каникулы. Динамика нарастающего в нем желания поскорее ока-заться дома ощущается в последовательном и стремительном сужении мас-штабных кругов родного для него пространства: вот он – город, двор, дом, комната. И чем уже круг – тем острее пронизывает сознание ностальгия. В его комнате теперь живет младшая сестра. Стало быть, уже ничто здесь не принад-лежит ему: в шкафу – ее платья, на полке и на столе – ее книги, даже окно, к ко-торому герой «часто прижимался лбом.., у которого мечтал, …грустил», окно, «столько знавшее» о нем, уже – не его. Однако все же осталось здесь то, что принадлежит только герою – куржун. Этот «мешочек темно-синего бархата, за-тянутый яркой красной тесемкой, украшенный золотыми нитями орнамента», хранилище его памяти, «друг и свидетель детства», овеществленная память о былом. С момента, когда автобиографический герой оказался в своей детской ком-нате и уже развязал куржун с его сакральным для него содержимым, с этой точ-ки сужения пространство в сознании героя разворачивается и начинает ревер-сивное движение в сторону расширения: куржун, далее опять – дом, двор, го-род, аул, со всеми населяющими его (пространство) людьми, заполняющими предметами, происходящими событиями, переживаниями. Каждая из вещей, лежащих в куржуне: черная деревянная коробочка с «желтой от времени бу-мажкой, исписанной арабскими буквами» – дуа, «стянутый ниткой кекел», тря-пичная кукла Тайтериш, пять круглых бес бала-тас, четыре асык, рыжая плоская кость – челюсть Долая, любимой собаки героя, – начинает излучать воспомина-ния, картины «самой дорогой и чистой, ясной и светлой части жизни – детства». Никому не может показаться интересным и таинственным хотя бы что-то из этих предметов, все наполнено смыслом и значением исключительно для их владельца. Трепетное, почти культовое отношение к этим эмоциональным вещам, установленное в семье стараниями матери, ее «молитвенное отношение к ве-щам-символам выглядело чудачеством, странностью, но в той странности было столько чистоты и искренности, что поведение матери приобретало оттенок значительности и большой мудрости...». Спустя годы герой признателен матери за то, что она «сберегла вещественные напоминания давних лет, а вместе с ними – аромат времени, его неповторимое очарование». Семья – лоно, колыбель младенчества, один из важных элементов образа детства в повести. Важнейшим смысловым центром ее для героя на всю жизнь остался образ матери. Лучшие страницы самой пронзительной повести И. Капа-ева посвящены ей. Избегая стереотипов, штампов, писатель создал живой образ матери, «трогательной, как ребенок, искренней в своей вере в память вещей», сформировавшей в нем, герое, чувство защищенности, насытившей лаской и безусловной любовью. Впоследствии это конвертировалось в силу, подпиты-вавшую его характер, поддерживавшую в нем личность. Редкий случай в твор-честве писателя, когда он дает портретную характеристику своего героя, также связан с образом матери, сохранившей свою былую красоту: «высокая, строй-ная, с густыми черными волосами, …она, по рассказам бабушки (сестры отца), была женщиной с характером, работящей, хозяйственной, почтительной со старшими. … Тихая, незаметная, она делала все быстро и молча, никогда не жа-луясь на жизнь». «Невестой невест» называл ее дед, которому она с первых дней пришлась по душе. В послевоенные голодные годы в полной мере прояви-лась ее доброта и сердобольность, когда она, мать семьи, живущей, как и все, впроголодь, находила возможность обогреть и подкормить соседских детей, ко-торых у их одинокой матери было восемь. Автобиографический герой с тепло-той вспоминает и делится с читателем аульскими историями, в которых отрази-лась наивность, детская непосредственность матери, но главными все же были истории, связанные с воспитанием матерью его самого. Отец представлен в повести, напротив, как строгий блюститель порядка, предписанного обычаем. Он недолго иронизировал над тем, как мать, мечтав-шая о первенце-дочке, одевала в платья и повязывала мальчику голову платком, пресек это требованием «воспитывать в сыне мужчину». Все положенные обря-ды: наречения именем, бритья головы, обрезания, ритуал выбора занятия в жиз-ни – были проведены, несмотря на попытки матери уберечь сына от иных из этих испытаний. Более того, в Курман-байрам отец принес барана в жертву на глазах сына, «чтобы рос мужчиной». Все эти обрядовые действа, события не просто интересно рассказаны писателем, они концепированы, донесены до чита-теля посредством чувственного опыта героя, прожиты и осязаемо пережиты вместе с ним: боль (обрезание), дружба (девочки-соседки), кровь (жертвенный баран), тоска (по матери), страх (ночью – на помощь собаке), потрясение (смерть собаки Долая). Отец внушал герою уверенность, старался не оставлять в его сердце места страху, растерянности. Хоть и боялся герой требовательного голоса отца, но с теплом вспоминает и тоскливые для себя дни, когда «мама уехала покупать брата». Они в это время особенно сдружились с отцом: «Он утешал, когда я тосковал по матери, любил меня, играл со мной, катал на себе, подбрасывал высоко над головой и спал, крепко обняв меня…». Особое место в своих воспоминаниях о семье автобиографический герой отводит бабушке, которая «позволяла все», но самым главным было то, как долго и интересно она рассказывала «удивительные истории о шайтанах, драко-нах и джиннах, …о поединках богатырей, о смелых джигитах и необыкновенных красавицах». «Это был наш мир, – вспоминает герой, – Мы называли себя име-нами героев сказок в наших играх, освобождали красавиц, сражались с драко-нами…». Это были моменты апофеоза детского счастья. Бабушкины сказки бы-ли со смыслом, который герой продолжал постигать даже во взрослой жизни. Сказку о капризной деревянной кукле Тайтериш, притчевую историю о мальчи-ке, поющем на дереве, бабушка рассказывала к случаю, а они остались в памяти героя навсегда. Эти сказки развивали воображение героя, воспитывали чувства, эмоции, учили разгадывать смысл притчевых историй, закладывали основы творческого мышления. Познание мира за пределами его семьи и дома началось для героя с первых опытов его социализации. И образ детства не был бы таким содержательным, если бы не было в нем детей-сверстников – героев и персонажей повести. «Ко-гда я начал ходить, мать стала приводить ко мне соседских детей. Получилось так, что все они были девочки… Они прошли со мной через все мое детство». Поэтому и первая игрушка героя – кукла «из намотанных на палку тряпочек». «Целыми днями мы с девочками сидели на глиняном полу, и почти не умея го-ворить, хвастались друг перед другом куклами, рассматривали их, поправляли платьишки, косынки, ласкали, нянчили…», позже играли в бес бала тас («пять каменных детей»). Камешки эти мать сама собирала для сына на речке, а девоч-ки «клянчили» их постоянно у героя. А первые асык (альчики) достались герою ценой пережитого шока от сцены жертвоприношения. Это только сейчас лежа-щие в куржуне свидетельства тех светлых дней могут вызвать у него ностальги-ческую иронию. Кроме девчонок были и мальчишки-сверстники, дразнившие героя «бабником», с которыми он «никогда не дружил, а только осторожно наблюдал за ними, когда те шумной ватагой проходили мимо дома». Был Ма-хмуд, всегда казавшийся герою грозным, сильным, пока он однажды не «уро-нил» себя перед ним, заплакав от бессилия на дереве, когда был пойман с пол-ными пазухами яблок, и «бабник» натравил на воришку собаку. Так наблюдал герой первые примеры торжества добра над злом. Главным другом детства героя, его гордостью был Долай, огромная бурая собака, и это еще потому, что она помогала ему самоутверждаться среди сверстников: он мог подходить, играть с собакой, то есть «делать то, что не могли сделать девочки». Это была первая сильная привязанность, настоящая дружба героя с собакой. «Я кормил Долая, дразнил его, прятался, а он разыски-вал меня, я делал из него верховую лошадь и катался на нем, отталкиваясь от земли ногами… Долай в любое время готов был играть со мной, бороться, ка-таться по земле, и я, ласкаясь, прижимался к его мягкой теплой шерсти…». С Долаем был связан первый опыт героя настоять на своем, когда отец вынужден был перестать привязывать собаку, также первый опыт преодоления страха, ко-гда ночью пришлось выйти во двор, «полный джиннов и шайтанов», чтобы спу-стить с цепи наказанного отцом Долая. С собакой герой учился любить, забо-титься, научился переживать горе. Среди персонажей мира его детства были и свои «демоны» – коварный со-сед Бородатый, который, войдя в доверие к герою, причинил ему однажды страшную боль (обрезание). Однако потрясение, которое мальчик пережил по вине Султанбека, не сравнить было ни с чем: тот застрелил «взбесившегося» Долая. Смерть друга детства была первой трагедией, свершившейся на глазах у героя, первой невыносимой болью потери близкого существа. Уже будучи взрослым, он побывал на месте захоронения своего друга детства и, разрыв зем-лю, забрал с собой рыжую плоскую кость челюсти Долая. Так она оказалась в куржуне. Незабываемым впечатлением в детской памяти героя остался момент от-крытия им для себя масштабов мира за пределами аула, ощущения безбрежно-сти его границ. Как-то по весне с девочками собирали они сладкие корешки пер-вых подснежников, да только, оттесняемые мальчишками, которые не боялись даже Долая, стали подниматься по склону. «Я оглянулся. И замер. Далеко рас-кинулась передо мной моя земля, и я впервые увидел весь свой аул, и поля за ним, и речку… Меня поразило, что наша большая и широкая река казалась от-сюда, сверху, извилистой светлой лентой, и аул удивил меня. Я никогда не ду-мал, что он такой маленький. Я видел дома и сады, видел улицы, неширокие и короткие, искал свой дом и, найдя его камышовую крышу, захотел увидеть во дворе мать и захотел, чтобы и она увидела меня здесь, на горе… И еще я увидел горы, которые волнами уходили вдаль, ...словно растворялись в воздухе. А над ними, словно огромное седло, возвышался двуглавый Эльбрус… Что там, за этим небом, я не знал, но подумал, что побывать на небе – это здорово». Отныне и на протяжении всего творчества И. Капаева архетип природной стихии будет все больше присутствовать в художественной ткани произведений, развиваться в сущностных чертах характеров героев его рассказов и повестей. Постижение многообразия мира, что за порогом дома, за забором двора, по ме-ре взросления, будет все больше привлекать автобиографического героя И. Ка-паева, обретая символический смысл. Если в «Куржуне» – это неожиданный детский восторг и восхищение открывшейся вдруг панорамой родного мира, то в рассказах и повестях («Степняки», «Пожалейте старую клячу Актуяк», «Ска-зание о Сынтаслы», в романах) наблюдается более глубокое ее понимание. Ча-сто звучавшее в детстве увлекающегося игрой мальчика тревожное бабушкино «Не уходи далеко от дома!» с годами будет наполняться для самого писателя иным, философским смыслом, приравнявшись к предостережению «Не отры-вайся от почвы, от корней». Но точно так же, детское любопытство «Что там, за этим небом?», с годами переросшее в «Что таит в себе большой мир?» – посте-пенно будет размыкать сознание alter ego в этот простор, чтобы «совместить и уравновесить локальное национальное бытие с необъятностью мира и жизни в целом» [Караева 2019: 310]. Но с тем, чтобы потом, прервав пути судьбы, вер-нуться по зову бабушки к дому, остаться писателем, укорененным в почву. Образ куржуна – памяти в рамках одной человеческой жизни, имеет глу-бинную ретроспективу. Об этом – в финале повести: «Оно не такое маленькое – детство. Оно как родник, из которого берет начало река. Память об этом родни-ке помогает нам жить, помогает светло смотреть и в сегодня, и в завтра. Только не надо забывать, что память стирается годами. Мой родник спрятан в этом куржуне. И я каждый раз, развязывая его, открываю для себя что-то новое. Здесь у каждой вещи своя душа, своя жизнь. В этом куржуне – и люди, и собы-тия, и сказки моей бабушки; моя первая крепкая дружба. И первая смерть, и еще многое, многое… то, что является моим детством, моей жизнью». Повесть «Куржын» («Куржун, в котором спрятано детство») явилась пово-ротной в истории ногайской прозы в силу реализации в ней целого ряда суще-ственных новаций эстетической и художественной значимости. Выдвижение на первый план личности, смещение внимания к ее самоценности и шире – лич-ностному началу в родной литературе с отрицанием определяющей важности ее социальной функциональности стало осуществляться начинающим прозаиком через обращение к «истокам дней» собственного «я», через заявку на героя alter ego. Само по себе это уже предтеча истории духовного становления личности, эволюции сознания героя, освобождения его от коллективного бессознательно-го, реализация (развитие) тем самым в ногайской прозе архетипа индивидуации («самоосуществления») героя, что позволило повысить уровень общезначимо-сти осмысливаемых в повести явлений. Так появляется модель, мера для осмысления истории жизни этноса, анали-за содержимого национального «куржуна». В рамках бытия и духовного созна-ния народа – это метафора исторической памяти, прошлого этноса. Это позво-ляет наглядно увидеть, как у «И. Капаева мотив памяти обнаруживает свою функциональную – как принцип организации образа детства – и смысловую зна-чимость» [Султанов 1985: 238-244]. Формируя неразрывное внутреннее единство творчества писателя, образ детства является источником множества важных тем, лейтмотивных образов, проблем отцов и детей, традиции и современности. Принцип накапливания впе-чатлений, собранных воедино моментов жизни для воплощения в творчестве продолжит работать для И. Капаева и дальше: позже появится сборник его дневниковой прозы «Мойынтымар» («Мониста») [Капаев 2007]. Таким образом, детство автобиографического героя в представлении автора – звено в цепи поколений, преемственной связи отцов и детей. Этапы жизни, ко-торые пройдет герой alter ego – это не просто прожитые и оставшиеся в воспо-минаниях периоды, это истоки и этапы духовной эволюции личности, его созна-ния, ценность памяти. Поскольку автобиографический герой «Куржуна» – это творческая личность, то, стало быть, детские впечатления создают основу лич-ности писателя, формируют его мировоззрение, жизненную и творческую пози-цию, что явственно отразится в историях Тенгиза Сынтаслынского и Истэма Ка-рамова – следующих ипостасях alter ego И. Капаева («Сынтаслы акында толгав» (Сказание о Сынтаслы и «Вокзал»).
×

About the authors

Nasipkhan Kh. Suyunova

Karachay-Cherkessian “Badge of Honour” Order Institute for Humanitarian Research named after Kh. Kh. Khapsirokov; Karachay-Cherkessian State University named after U.D. Aliev

Email: soyunen@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5242-9261

References

  1. Курмангулова 2014 – Курмангулова Ш.А. Ф.А. Абдулжалилов. Жизнь и судьба. При-ложение: Абдулжалилов Ф.А. Автобиографическая повесть. – Нальчик: Изд-во М. и В. Кот-ляровых, 2014. – 287 с. – С. 150-222.
  2. Алиева 1983 – Алиева С.У. Характеры и время // Литературная Россия. – 16 дек. – 1983 г.
  3. Балина 2012 – Балина М. Литературная репрезентация детства в советской и постсо-ветской России // Детские чтения. – № 1. – 2012 (Вып. 1). – С. 46.
  4. Капаев 1975 – Капаев И.С. Куржын. Повестьлер эм хабарлар. – Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1975. – 192 с. (на ног. яз.).
  5. Капаев 1974 – Капаев И.С. Верность очагу. Рассказ // Юность. – № 1. – М., 1974. – С. 66-70.
  6. Капаев 1975а – Капаев И.С. Бердази. Рассказ // Знамя. – № 11. – Москва, 1979 г. – С. 125-133.
  7. Капаев 1976 – Капаев И.С. Выдержал. Рассказ. Авторизованный перевод Т. Смолян-ской // Юность. – Москва. – № 8. – 1976. – С. 8-15.
  8. Капаев 1982 – Капаев И.С. Вокзал. Роман и рассказы. – М.: Советский писатель, 1982.– 280 с.
  9. Капаев 2007 – Капаев И.С. Мойынтымар (Мониста). – Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 2007. – 293 с. (на ног. яз.).
  10. Караева 2019 – Караева З.Б. Тексты и смыслы в творчестве Исы Капаева // Ногайцы: ХХI век. История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему (Сборник материалов III -й международной научно-практической конференции 2-6 октября 2019 г.). – Черкесск, КЧИ-ГИ, КЧГУ, 2019. – 444 с.
  11. Курмангулова 2019 – Курмангулова Ш.А. Муса Курманалиев, Зеид Кайбалиев и ногай-ское просвещение начала ХХ века / Джанибеков А-Х.Ш. Соьз казнасы. Сокровищница слов / Под ред. Н.Х. Суюновой. – М: Наука, 2019. – 709 с.
  12. Пропп 1986 – Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1986. – 369 с.
  13. Сикалиев 1994 – Сикалиев А.И. Эпическая биография героя. Рождение и детство / Си-калиев А.И-М. Ногайский героический эпос. – Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1994. – 328 с.
  14. Султанов 1985 – Султанов К.К. Чтобы открывалась даль характера (о творчестве И. Капаева) // Дружба народов. – № 11. – М., 1985. – С. 238-244.
  15. Суюнова 1999 – Суюнова Н.Х. И жизнь продлится. Художественный мир Исы Капаева. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 152 с.
  16. Юнг 2007 – Юнг К.-Г. Индивидуация. Ч. 2. / Юнг К.-Г. Сознание и бессознательное. – М: Академический Проект, 2007. – 188 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Суюнова Н.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».