KABARDIAN NATIONAL MOVEMENT IN 1992: MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF ACTIVITY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an analysis of the main problems in the activities of public associations of the Kabardian National Movement in 1992. It is revealed that during 1992, public associations of the Kabardian National Movement, led by the Congress of Kabardian People, carried out active activities to realize their main aim – the restoration of the sovereign Kabardian Republic within the Russian Federation in confrontation with the authorities of Kabardino-Balkaria. The President and the Supreme Council of the KBR, who took a firm position on preservation the unity of the republic, have taken a series of measures to prevent the division of the KBR into Kabarda and Balkaria. The main factors stipulated the failure of the Kabardian National Movement project to restore the Kabardian Republic were: opposition from the authorities; deadlock with the determination of the borders of Kabarda and Balkaria by the expert commissions of the CKP and the NCBP (the commissions could not come to a compromise solution); the use by public associations of the Kabardian National Movement of a significant part of their resources in activities to support the people of Abkhazia in the fight against aggression. Public associations of the Kabardian National Movement have also been active in resolving conflict situations and maintaining interethnic peace in the republic, together with state authorities of the KBR. The leadership of the KBR in cooperation with public associations of the Kabardian and Balkarian national movements managed to prevent the escalation of criminal incidents into conflict between the Kabardian and Balkarian population of the republic.

Full Text

Введение

Национальные общественно-политические движения, сформировавшиеся в северокавказских республиках в период перестройки (1985-1991), оказывали значительное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе вплоть до середины 1990-х гг. Пик активности Кабардинского и Балкарского национальных движений в Кабардино-Балкарии приходится на начало 1990-х гг., когда возникла реальная угроза разделения республики и межнациональных конфликтов. В этой связи, исследование основных проблем в деятельности Кабардинского национального движения и его влияния на социально-политическую ситуацию в Кабардино-Балкарии в 1992 г. имеет важное фундаментальное и прикладное значение.

Цель работы – комплексный анализ основных проблем и направлений деятельности общественных объединений Кабардинского национального движения в условиях этнополитического кризиса 1992 г.

Источниковедческой базой настоящего исследования являются: материалы периодической печати, архивные документы (Управления Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики – УЦДНИ АС КБР), опубликованные документы, мемуарная литература, а также материалы личного архива и личные наблюдения автора.

Анализ некоторых аспектов настоящей темы содержится в исследованиях: А.Х. Борова, Х.М. Думанова и В.Х. Кажарова [Боров и др. 1999], М.Х. Гуговой [Гугова 2002], Р.Х. Тазиева [Тазиев 2014], М.Б. Шоровой [Шорова 2010] и др. В то же время в указанных исследованиях нет подробного анализа основных проблем в деятельности общественных объединений Кабардинского национального движения в 1992 г.

 

Структура Кабардинского национального движения

Кабардинское национальное движение сформировалось в период перестройки (1985-1991) вокруг клуба «Ашамаз», основанного в ноябре 1985 г. (с мая 1990 г. – ОО «Адыгэ Хасэ»). Идеи Кабардинского национального движения были включены в уставные документы партии «Адыгский национальный конгресс» (сентябрь 1991 г.), женской ОО «Сатаней» (сентябрь 1991 г.) и общественно-политического движения «Кабарда» (декабрь 1991 г.). Представители кабардинской национально-демократической общественности участвовали в создании и деятельности региональной ОО «Всечеркесская (адыгская) Отечественная Хасэ» (май 1991 г.), международной ОО «Международная черкесская ассоциация» (май 1991 г.) и регионального объединения «Ассамблея горских народов Кавказа» (август 1989 г., с ноября 1991 г. – Конфедерация горских народов Кавказа). Следует указать, что первым президентом Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК) был один из лидеров Кабардинского национального движения Ю.М. Шанибов. Общественно-политическое движение молодежи «Объединенная Черкесия» была учреждена в КБР 10 января 1992 г. с целью объединения молодежных организаций черкесских народов в единое движение и создание общей организации. Основными целями и задачами данных общественных объединений были содействие демократическим преобразованиям и решение проблем этнокультурного развития [Кушхабиев 2020: 166-168].

 

Проблема воссоздания Кабардинской Республики

В начале 1992 г. в Кабардино-Балкарии сохранялся политический кризис, который базировался на комплексе противостояний, образовавшихся в предыдущие годы: между Кабардинским и Балкарским национальными движениями, между этими движениями и руководством республики. Органы государственной власти республики готовились к проведению второго тура выборов Президента КБССР. Кабардинское и Балкарское национальные движения осуществляли деятельность по созданию отдельных республик – Кабарды и Балкарии в составе России.

За сохранение единства республики выступали: «Движение за сохранение единства Кабардино-Балкарии», Коммунистическая партия КБССР, общественные объединения «Россияне», «Славяне», Союз молодежи Кабардино-Балкарии, Союз офицеров КБССР, Кабардино-Балкарская республиканская партия консолидации и некоторые другие общественные объединения.

5 января 1992 г. во втором туре выборов Президента КБР приняло участие 53,8% избирателей (262346 чел.). Из них за В.М. Кокова проголосовали 233130 человек (88,86%), против – 29133 человека (11,1%). На 28 избирательных участках в населенных пунктах с преимущественно балкарским населением выборы не проводились. 9 января 1992 г. во время вступления в должность на сессии Верховного Совета (проходившей в г. Нальчике в Доме Советов) первый Президент КБССР В.М. Коков, согласно присяге, возложил на себя обязанность «укреплять и защищать суверенитет Кабардино-Балкарской Республики и ее целостность» [Боров и др. 1999: 143]. В своем выступлении перед Верховным Советом В.М. Коков четко обозначил свою позицию по вопросу о разделении Кабардино-Балкарии. Он заявил, что в Кабардино-Балкарии нет высшей ценности, чем единство, для достижения которого он будет применять «всю силу президентской власти» [Боров и др. 1999: 143].

10 января 1992 г. в г. Нальчике состоялся I Съезда кабардинского народа. Активное участие в работе съезда принимали представители ОО «Адыгэ Хасэ», движения «Кабарда», партии «Адыгский национальный конгресс» (АНК). Органы государственной власти КБССР не только не стали препятствовать Кабардинскому национальному движению в проведении съезда, но сыграли значительную роль в подготовке, проведении и принятии решений съезда. Главным решением съезда стало: «Восстановить суверенную Кабардинскую Республику в пределах исторической территории  кабардинского народа» [Решение Первого Съезда... 1992].

I Съезд кабардинского народа избрал руководящий орган – Конгресс кабардинского народа (ККН), главным предназначением которого должна была стать деятельность по восстановлению Кабардинской Республики. Реализация данного решения возлагалась не только на Конгресс кабардинского народа, но и на Верховный Совет и Президента республики [Решение Первого Съезда... 1992]. В «Постановлении I Съезда кабардинского народа» (12.01.1992) сказано, что до окончательного решения вопроса о национально-государственном устройстве республики на ее территории должно обеспечиваться соблюдение Конституции и законов Кабардино-Балкарской ССР [Постановление I Съезда кабардинского... 1992]. Эти решения продемонстрировали зависимость ККН от властных структур.

Высшим руководящим органом ККН являлись съезд и сессия ККН, созываемая не реже 1 раза в 2 месяца. Для реализации принятых съездом решений был избран Исполнительный комитет Конгресса. ККН возглавлял председатель, избираемый съездом кабардинского народа. Председатель ККН одновременно являлся и председателем Исполкома ККН. Первым председателем ККН был единогласно избран профессор Ю.Х. Калмыков. Конгресс кабардинского народа фактически возглавил Кабардинское национальное движение. ККН был зарегистрирован Министерством юстиции КБР 12 февраля 1993 г. как республиканское общественное объединение.

I Съезд кабардинского народа также принял постановление «О создании республиканской гвардии» (12.01.1992), в котором сказано: «1. Предложить Верховному Совету Кабардинской ССР и Президенту Кабардино-Балкарской ССР создать Республиканскую гвардию численностью до одного батальона, приняв соответствующие законодательные акты по ее формированию» [Постановление Первого Съезда... 1992].

В целом, решения, принятые I Съездом кабардинского народа, устраивали руководство республики. Радикально настроенной части делегатов съезда не удалось добиться принятия решений, направленных на кардинальное изменение национально-государственного устройства республики. Как отметили А.Х. Боров, Х.М. Думанов и В.Х. Кажаров, в результате острой борьбы на съезде были выработаны и зафиксированы компромиссные положения о статусе самого съезда и его руководящих органов, исключающие притязания на властные функции [Боров и др. 1999: 144].

Таким образом, к середине января 1992 г. на территории Кабардино-Балкарии были провозглашены две суверенные республики – Республика Балкария и Кабардинская Республика. Национальный совет балкарского народа и Конгресс кабардинского народа «от имени народа» наделили себя властными полномочиями на территории провозглашенных республик. Руководства Кабардинского и Балкарского национальных движений форсировали разделение Кабардино-Балкарии и правовое оформление двух суверенных республик. Но при разделении Кабардино-Балкарии на две республики особенно остро встала проблема проведения границы между Кабардой и Балкарией, а также проблема определения будущей столицы Республики Балкария. Лидеры Балкарского национального движения настаивали на том, чтобы столицей Республики Балкария, также как и Кабардинской Республики стал г. Нальчик. Лидеры Кабардинского национального движения категорически отвергали такой вариант, считая, что г. Нальчик должен быть только столицей Кабардинской Республики.

Для определения границы между провозглашенными республиками при ККН и НСБН были сформированы комиссии. Комиссия ККН, которую возглавлял доктор исторических наук Х.М. Думанов, пришла к выводу, что, несмотря на передачу царскими властями в XIX – начале XX в., а затем и Советской властью значительной территории Кабарды балкарцам, единственно обоснованной этнической границей между Кабардой и Балкарией следует признать границы, которые были установлены в 1863 г. Терской сословно-поземельной комиссией [Постановление о результатах... 1994; Мезова 1992a; Территория и расселение... 1992: 7-10].

Комиссия НСБН, которую возглавлял доктор исторических наук Х.И. Хутуев, представила свой вариант определения границы между Кабардой и Балкарией. Его сущность заключалась в том, что Республику Балкария следует образовать на территории расселения и землепользования балкарского народа на момент его выселения 8 марта 1944 г. [Об итогах... 1992].

Таким образом, проблема определения границ между Кабардинской Республикой и Республикой Балкария стала фактически тупиковой. Стороны не смогли принять компромиссное решение. Тем не менее, ККН и НСБН продолжали деятельность по созданию двух суверенных республик.

25 апреля 1992 г. состоялся 3-й этап I Съезда кабардинского народа, на котором были приняты проекты постановлений о переходе всей полноты законодательной и исполнительной власти на территории Кабардинской Республики до избрания нового парламента и формирования правительства к временному Государственному Совету, состоящему, прежде всего, из представителей ККН [Политическое заявление... 1992].

Столь кардинальное и, вероятнее всего, неожиданное решение ККН вызвало резкую реакцию властных структур республики. Уже 27 апреля состоялась 8-я Сессия Верховного Совета КБР, на которой депутаты дали свою правовую оценку 3-му этапу I Съезда кабардинского народа как «попытку антиконституционного государственного переворота» [Мезова 1992b]. В «Политическом заявлении Верховного Совета, Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики» (от 28.04.1992) зафиксировано, что некоторые лидеры ККН на I Съезде кабардинского народа предложили свержение законно избранных конституционных властей и переход всей власти к ККН или к временному Государственному Совету и проведение выборов в новые органы государственной власти. Данные действия в Политическом заявлении квалифицированы как антиконституционные, подлежащие решительному осуждению. В нем также сказано, что ВС КБР, Президент КБР и Правительство КБР примут решительные законные меры по защите конституционного строя, прав и свобод каждого гражданина, недопущению расчленения республики, по пресечению всяких экстремистских и националистических устремлений. В Политическом заявлении также сказано: «– мы не можем позволить в условиях экономического кризиса, обнищания людей, чтобы республику раздирали разные политические течения, национальные движения и отдельные экстремистски настроенные лидеры» [Политическое заявление... 1992].

Данный документ отчетливо продемонстрировал негативную позицию органов государственной власти Кабардино-Балкарии по отношению к деятельности общественных объединений Кабардинского национального движения по воссозданию суверенной Кабардинской Республики в составе РФ. Для сохранения единой Кабардино-Балкарии высшие руководители республики задействовали все свои ресурсы. В случае создания двух отдельных республик у большинства руководителей министерств и ведомств Кабардино-Балкарии не было бы шансов на переход в новые органы власти Кабардинской Республики. Непредсказуемы были и возможные результаты выборов в новые органы власти, если бы они были созданы. Высшие руководители республики в своих выступлениях регулярно высказывали опасения относительно того, что в случае разделения КБР в ряде районов неминуемо вспыхнут межнациональные конфликты.

Несмотря на негативную позицию органов государственной власти КБР по данному проекту, лидеры Кабардинского национального движения не стали отказываться от своей цели. 15 мая 1992 г. в г. Нальчике состоялся II Съезд кабардинского народа, на котором было принято постановление, в котором содержится несколько принципиальных пунктов. Среди них: вновь подтвердить, что Съезд кабардинского народа является высшим выразителем интересов кабардинского народа; предложить ККН и Верховному Совету до 1 августа 1992 года разработать нормативные правовые акты по восстановлению Кабардинской Республики; считать целесообразным проведение референдума по вопросу о сохранении единства республики и др. Также в постановлении сказано о том, что съезд не согласен с Политическим заявлением ВС, Президента и Правительства КБР и отвергает обвинения в адрес отдельных руководителей ККН в попытке антиконституционного переворота В постановлении зафиксировано: «Съезд заявляет о том, что все меры по восстановлению Кабардинской Республики, как и прежде, будут осуществляться политическими средствами, в рамках Конституции и действующих законов» [Постановление Второго съезда... 1994: 43].

В целях ослабления Кабардинского и Балкарского национальных движений руководство республики предприняло существенные меры. В мае 1992 г. ВС КБР принял Закон об общественных объединениях, в котором было закреплено: «Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное свержение или изменение конституционного строя, нарушение единства территории Кабардино-Балкарской Республики» [Закон... 1994: 148].

Руководство КБР также инициировало создание общественно-политического движения русскоязычного населения «Русскоязычный конгресс» (РЯК), которое было зарегистрировано в августе 1992 г. В уставе РЯК зафиксировано, что целью этого объединения является сохранение целостности Кабардино-Балкарии [Устав... 1994: 185]. Движение «Русскоязычный конгресс» обратилось к ККН и НСБН с призывом приостановить реализацию решений, направленных на разделение республики.

Таким образом, с середины января 1992 г. общественные объединения Кабардинского национального движения во главе с ККН осуществляли активную деятельность по реализации провозглашенной I Съездом кабардинского народа цели – воссоздания суверенной Кабардинской республики в составе РФ – в условиях конфронтации с руководством Кабардино-Балкарии. Президент и Верховный Совет КБР, занявшие твердую позицию по сохранению единства республики, предприняли комплекс мер по недопущению разделения КБР на Кабарду и Балкарию. Главными факторами, обусловившими провал проекта Кабардинского национального движения по восстановлению Кабардинской Республики, были: противодействие со стороны властных структур и тупиковая ситуация с определением границ Кабарды и Балкарии экспертными комиссиями ККН и НСБН (комиссии не смогли прийти к компромиссному решению).

 

Обострение общественно-политической ситуации в связи с началом Грузино-абхазской войны и кабардинское национальное движение

В середине августа 1992 г. произошло резкое обострение общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарии. Причиной послужило начало Грузино-абхазской войны. 14 августа 1992 г. войска Госсовета Грузии вторглись на территорию Республики Абхазия с целью ликвидации государственности абхазского народа. Руководство Абхазии обратилось к руководителям и народам Северного Кавказа с просьбой об оказании незамедлительной помощи. В воззвании к Президенту КБР В.М. Кокову и народам Кабардино-Балкарии (15.08.92) сказано следующее: «В час смертельной опасности Президиум Верховного Совета Республики Абхазия просит Президента Кабардино-Балкарской Республики и братские народы Кабардино-Балкарии о помощи всеми имеющимися средствами» [Президенту Кабардино-Балкарской Республики... 1992].

Информация о нападении войск Грузии на Абхазию произвела среди народов Северного Кавказа и, прежде всего, среди этнически родственных адыгов и абазин, широкий общественный резонанс. Особенно широкий размах приобретало движение по поддержке абхазского народа в Кабардино-Балкарии. Общественные объединения Кабардинского национального движения (ККН, «Адыгэ Хасэ» и др.), Международная черкесская ассоциация и Конфедерация горских народов Кавказа с первых же дней вторжения войск Грузии в Абхазию квалифицировали действия руководства Грузии как агрессию против народа Абхазии, выступили с ее осуждением и развернули деятельность по оказанию народу Абхазии политической поддержки, гуманитарной помощи и формированию добровольческих отрядов для участия в борьбе с агрессией. 14 августа, после проведения экстренных заседаний, ОО «Адыгэ Хасэ» и ККН обратились к руководству КБР с просьбой о незамедлительном принятии комплекса мер по урегулированию ситуации в Абхазии [Кушхабиев 2008: 13, 14].

Общественные объединения Кабардинского национального движения фактически ежедневно проводили заседания и собрания, на которых обсуждалась ситуация в Абхазии. Ими принимались обращения с осуждением агрессии Грузии против Республики Абхазия и заявления о солидарности с борьбой народа Абхазии. 15 августа при ККН был сформирован Штаб по оказанию помощи Абхазии. 16 августа 1992 г. Исполком ККН и «Адыгэ Хасэ» на совместном заседании приняли постановление «О неотложных мерах по оказанию помощи Абхазии», в котором, в частности, сказано: «Подтвердить все ранее принятые совместные решения в части оказания помощи братскому абхазскому народу, включая политические акции, организацию записи добровольцев, сбора денежных средств, совместные действия с органами власти КБР по координации принимаемых мер и участие в их реализации граждан, трудовых коллективов, общественных организаций…» [Кушхабиев 2008: 15].

Чрезвычайная сессия ККН, посвященная ситуации в Абхазии (23.08.1992), приняла постановление «О дополнительных мерах по оказанию помощи Абхазии», в котором содержатся важные пункты: развернуть активную деятельность через ООН, МЧА, российские каналы связи и другие средства для широкого распространения достоверной информации о положении дел в Абхазии; просить руководителей КБР обратиться к Президенту РФ с требованием воздействовать на Госсовет Грузии для немедленного прекращения военной агрессии, вывода войск из Абхазии и политического решения абхазской проблемы; обратиться в ВС КБР с просьбой о незамедлительном созыве чрезвычайной сессии ВС в связи с ситуацией в Абхазии [УЦДНИ АС КБР. Ф. П-2610 Конгресс кабардинского народа. Оп. 1. Д. 13. Л. 20, 21].

Обращения в защиту народа Абхазии также приняли: Демократическая партия КБР, Кабардино-Балкарский республиканский и Нальчикский городской советы ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Федерация независимых профсоюзов Кабардино-Балкарии, группа интеллигенции КБР, группа кабардинских писателей, группа журналистов КБР и другие.

С 15 августа на улицах г. Нальчика развернулись массовые акции солидарности с народом Абхазии (митинги, демонстрации). С каждым днем они приобретали все более масштабный характер. Во избежание негативных последствий общественные объединения Кабардинского национального движения взяли их под свой контроль. Многие из митингующих оставались возле Дома Правительства и ночами. Массовые акции солидарности с народом Абхазии, разворачивались и в других районах Кабардино-Балкарии. Во многих кабардинских селениях проходили сходы жителей и митинги и т. п. Участники этих акций осуждали агрессию Грузии против Абхазии и требовали от руководства КБР принятия незамедлительных мер по урегулированию ситуации в Абхазии [Кушхабиев 2008: 16-18].

Органы государственной власти КБР также дали политическую оценку событиям в Абхазии как агрессии Госсовета Грузии против Абхазии и выступили с осуждением действий руководства Грузии в Абхазии. Позиция органов государственной власти КБР заключалась в необходимости принятия комплекса мер, согласованных с руководством страны, по недопущению дестабилизации ситуации на Северном Кавказе и по оказанию народу Абхазии политической и моральной поддержки, а также гуманитарной помощи. Вместе с тем, руководство КБР выступило против формирования добровольческих отрядов и их участия в военных действиях в Абхазии [Кушхабиев 2008: 18-21].

Негативному развитию ситуации в Кабардино-Балкарии способствовал ввод значительного контингента подразделений внутренних войск и отрядов милиции особого назначения (ОМОН) из других регионов страны. Это было воспринято частью населения республики как мера федеральных властей по противодействию движению по поддержке народа Абхазии. Патрулирование улиц г. Нальчика, а нередко и некорректные действия солдат ОМОН при проверке документов у населения, послужили причиной обострения политической ситуации в республике.

В условиях обострившейся общественно-политической ситуации в КБР лидеры ККН предприняли меры по налаживанию конструктивного сотрудничества с руководством республики. ККН принял постановление «Об общественно-политической ситуации в КБР» (12.09.1992), в котором сказано о том, что при всем стремлении ККН к сотрудничеству с властными структурами, последние уклоняются от этого и во всех СМИ ведут активную пропаганду против него. По данному вопросу в постановлении принято решение о том, чтобы приложить усилия по налаживанию конструктивного сотрудничества с органами власти и управления. Учитывая негативную реакцию руководства КБР на постановление ККН о создании Национальной гвардии, ККН отменил это постановление. Также выполняя требование руководства КБР о прекращении формирования добровольческих отрядов, в постановлении предписано всем добровольцам, записавшимся для отправки в Абхазию и вернувшимся оттуда, возвратиться в свои города и селения. В постановлении также сказано о том, что батальоны специального назначения внутренних войск, прибывшие из других регионов страны, «совершают действия, оскорбляющие достоинство граждан». Оснований для введения этих батальонов на территорию КБР не было. По данному вопросу в постановлении содержится решение – обратиться к Президенту КБР В.М. Кокову с просьбой о немедленном выводе с территории КБР батальонов специального назначения внутренних войск, прибывших из других регионов страны. [Постановление Конгресса... 1992].

Данное постановление продемонстрировало стремление лидеров ККН к конструктивному сотрудничеству с руководством республики и готовность идти на уступки. Но переговоры лидеров Кабардинского национального движения с руководством республики не привели к стабилизации общественно-политической ситуации. 24 сентября 1992 г. в г. Нальчике возле Дома Правительства начался бессрочный митинг, организованный Кабардинским национальным движением. Причиной митинга послужил арест правоохранительными органами КБР президента КГНК Ю.М. Шанибова (23.09.1992). В митинге приняли участие тысячи жителей КБР, преимущественно кабардинских населенных пунктов, и представители соседних республик. ОО «Русскоязычный конгресс» выразило свое негативное отношение к митингу и потребовало от руководства КБР введения чрезвычайного положения. Митингующие потребовали от руководства республики освобождения Ю.М. Шанибова и предоставления эфирного времени ККН и «Адыгэ Хасэ». В то же время продолжалась переброска в республику армейских подразделений. В г. Нальчике в Доме Правительства разместились подразделения МВД республики, ВВ и спецназ «Альфа». 26 и 27 сентября в ряде районов г. Нальчика произошли столкновения митингующих с подразделениями Внутренних войск и ОМОН, которые применили слезоточивый газ «Черёмуха», а затем и огнестрельное оружие. С обеих сторон появились раненые. Из Дома Правительства был открыт огонь по митингующим. Сторонники Кабардинского национального движения также блокировали дороги и аэропорт г. Нальчика. Участники митинга приняли постановление, в которое включили требования: немедленно освободить президента КГНК Ю.М. Шанибова из-под стражи и прекратить уголовное преследование руководителей Конфедерации; освободить от занимаемой должности прокурора республики Денисова Э.Г., как «активного участника репрессий против Шанибова Ю.М. и Конгресса кабардинского народа и объявить его персоной нон грата в КБР»; потребовать от Президента КБР в трехдневный срок вывести с территории республики части ОМОН, ВВ и спецназа; развернуть кампанию по сбору подписей для расторжения Федеративного договора КБР с РФ и др. [Постановление общереспубликанского... 1992].

Митинг в г. Нальчике был поддержан и в соседних республиках. Митинги с требованием об освобождении Президента КГНК начались в г. Черкесске и в г. Майкопе. Ситуация приобретала критический характер. 28 сентября прибывший из Чечни на митинг представитель председателя КГНК Ю. Сосланбекова сообщил о вооруженных отрядах, готовых прийти на помощь митингующим, но председатель ККН Ю.Х. Калмыков отказался от этого предложения.

В результате длительных и сложных переговоров между руководством КБР и лидерами Кабардинского национального движения 1 октября 1992 г. было достигнуто соглашение, предусматривавшее прекращение бессрочного митинга, отмену чрезвычайного положения в республике, роспуск Верховного Совета КБР до 1 декабря 1992 г. и вывод подразделений МВД и спецназа с территории республики. Важное значение в урегулировании ситуации имело и освобождение Ю.М. Шанибова 27 сентября. 4 октября бессрочный митинг в г. Нальчике был распущен [К событиям... 1992; Гусейнов 1992; Хроника... 1992; Чрезвычайное... 1992].

После окончания бессрочного митинга в г. Нальчике органы государственной власти Кабардино-Балкарии, отказались подписывать соглашение с ККН, несмотря на ранее заключенную договоренность об этом, и развернули акции давления на Кабардинское национальное движение. Отделы Министерства внутренних дел открыли ряд уголовных дел против активистов кабардинских общественных объединений и добровольцев. Сотрудники МВД КБР провели обыск здания ККН, но они не обнаружили компрометирующего материала [Гусейнов 1992].

Правительственные средства массовой информации КБР стали публиковать различные материалы, в которых ККН и «Адыгэ Хасэ» обвинялись в попытке насильственного свержения законной власти в республике. В частности, ККН обвинялся в создании военных структур со своим штабом и т. п.

На Чрезвычайной 10-й сессии Верховного Совета КБР, состоявшейся 9 октября 1992 г., Президент КБР В.М. Коков выступил с критикой ККН. В частности, он заявил, что в процессе проведения несанкционированного митинга его организаторы и лидеры ККН осуществляли запись в незаконные вооруженные формирования, блокировали основные автомагистрали и улицы, принимали практические действия по штурму Дома Советов. В.М. Коков также отметил, что в последнее время деятельность ККН и принимаемые им решения, выходили за рамки действующего законодательства, а члены исполкома ККН, добиваясь претворения в жизнь своих незаконных решений, вставали на путь преступления [Об общественно-политической... 1992]. В «Постановлении ВС КБР Об общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике» (от 09.10.1992), принятом на Чрезвычайной 10-й сессии Верховного Совета КБР, сказано о том, что на протяжении нескольких лет определенные силы, прикрываясь лозунгами о демократии и интересах народа, ведут борьбу за власть, стремятся навязать Съезду кабардинского народа антиконституционные решения, расчленить республику, создать параллельные властные структуры, собственные вооруженные формирования и т. п. В данном постановлении действия организаторов и участников митинга, проходившего в Нальчике 24 сентября – 4 октября 1992 г., признаны антиконституционными, направленными на насильственное свержение законно избранных органов власти. В постановлении также зафиксировано требование к правоохранительным органам о принятии решительных мер по дальнейшему разоружению незаконных вооруженных формирований и изъятию оружия у населения [Постановление Верховного Совета... 1992b].

В постановлении ВС КБР «О Конгрессе кабардинского народа», принятом на Чрезвычайной 10-й сессии Верховного Совета КБР, сказано о том, чтобы признать деятельность Исполкома и руководства ККН, ставящей своей целью насильственное свержение законно избранных органов власти антиконституционной, ведущей к дестабилизации общественно-политической обстановки, разрушению единства Кабардино-Балкарии, разрыву с Российской Федерацией, к развязыванию межнациональной войны. Прокурору КБР поручалось в соответствии с действующим законодательством рассмотреть законность деятельности Конгресс кабардинского народа. Относительно многотысячного митинга, проходившего в г. Нальчике 24 сентября – 4 октября 1992 г., в постановлении сказано, что это был несанкционированный митинг, организованный ККН, на котором была предпринята попытка насильственного свержения конституционного строя в республике, повлекшая за собой трагические последствия [Постановление Верховного Совета... 1992a].

16 октября 1992 г. было принято постановление Президиума ВС КБР «К участникам общереспубликанского митинга о резолюции митинга, организованного с 24 сентября по 4 октября 1992 года Исполкомом Конгресса кабардинского народа и Советом «Адыгэ Хасэ»», в котором также содержится критика Исполкома ККН и Совета «Адыгэ Хасэ» относительно обострения общественно-политической ситуации в республике, связанной с митингом. В данном постановлении отклонена большая часть требований резолюции митинга. Вместе с тем, в постановлении рекомендовано Президенту и Премьер-министру КБР – рассмотреть предложение общественных организаций и политических партий по формированию правительства национального согласия [Постановление Президиума... 1992].

Следует отметить, что если во время противостояния движения «Демократическая Кабардино-Балкария», в которое вошло и Кабардинское национальное движение, и руководства Кабардино-Балкарии в августе 1991 г. руководство РСФСР не стало поддерживать последнее, которое заняло сдержанную позицию по отношению к ГКЧП, то в 1992 г. федеральные власти стали поддерживать руководство Кабардино-Балкарии. Это было обусловлено тем, что изменился политический курс федерального центра на Северном Кавказе. Если в период перестройки демократические силы России поддерживали национально-демократические движения на Северном Кавказе, то после распада СССР Правительство РФ перешло к политике укрепления государственной власти в Северо-Кавказском регионе.

Прокуратура КБР заявила о том, что Конгресс кабардинского народа, являясь общественной организацией, присвоил себе функции государственных органов, а Исполком ККН и его руководители, под предлогом оказания помощи народу Абхазии, проводили организационные мероприятия по созданию воинских формирований, их экипировке, вооружению и приведению в боевую готовность имевшихся сил. В целом, прокуратура КБР квалифицировала деятельность ККН и принимаемые им решения, как выходящие за рамки действующего законодательства. Относительно членов Исполкома ККН прокуратура КБР заявила, что, они добивались претворения в жизнь своих незаконных решений и встали на путь преступления. В связи с этим, прокуратура КБР поставила перед Верховным судом КБР вопрос о законности деятельности Исполкома ККН [В прокуратуре... 1992].

Исполком ККН обратился в Верховный Суд КБР с возражением на представление прокурора КБР «О прекращении деятельности Исполкома Конгресса кабардинского народа» (от 27.10.1992), в котором содержится просьба об отказе от рассмотрения данного представления из-за отсутствия правовой базы, а также выражено недоверие прокурору КБР [Возражение... 1992].

30 октября 1992 г. член Верховного Суда КБР З.Б. Кодзоков, рассмотрев представление прокурора Кабардино-Балкарской Республики «О прекращении деятельности Исполкома Конгресса кабардинского народа», определил прокурору КБР отказать в принятии данного представления за неподведомственностью спора суду [Определение... 1992].

Кампанией давления органы государственной власти КБР стремились ослабить Кабардинское национальное движение и остановить формирование добровольческих отрядов. Однако кампания давления на ККН не только не остановила добровольческое движение, а, напротив, способствовала его усилению.

Позиция лидеров Кабардинского национального движения по ситуации, сложившейся в КБР, содержится в «Обращении к Верховному Совету КБР, Президенту КБР и народам Кабардино-Балкарии» (октябрь 1992) и. о. председателя ККН Ж.М. Губачикова и тхамады (председатель) «Адыгэ Хасэ» З.М. Налоева. В обращении они возложили вину за обострение общественно-политической ситуации в республике на ее руководство. В нем сказано, что противостояние между ККН и «Адыгэ Хасэ» с одной стороны и властными структурами с другой началось по причине непринятия властными структурами такой формы оказания помощи народу Абхазии, как сбор добровольцев и их отправка в Абхазию. В обращении отмечается, что серьезными факторами обострения ситуации в КБР стали ввод в республику крупного контингента спецназа из других регионов РФ, введение чрезвычайного положения в КБР и арест Ю.М. Шанибова в кабинете министра внутренних дел КБР. Лидеры Кабардинского национального движения расценили кампанию давления органов государственной власти на ККН и «Адыгэ Хасэ» как старый курс, уже осужденный народом и не соответствующий интересам республики, который нужен руководству «для ликвидации оппозиции и отвлечения населения от требований по улучшению условий жизни, восстановлению экономики, усилению борьбы с организованной преступностью и прогрессирующей коррупцией» [Обращение... 1992]. В обращении сказано: «Мы предупреждаем народы Кабардино-Балкарии о правом повороте в политике Президента и высших органов власти КБР и попытке восстановления тоталитарного режима, подавления демократии, свободы и инакомыслия» [Обращение... 1992].

Общественно-политическая ситуация, сложившаяся в КБР, была рассмотрена и на республиканском собрании адыгских женщин 25 октября 1992 г. в г. Нальчике. В резолюции этого форума содержатся призывы: к Президенту КБР и Президиуму ВС КБР – решить вопрос о скорейшем выводе из республики специальных подразделений войск МВД РФ, к представителям властных структур – «прекратить политические репрессии лиц, принимавших участие в актах протеста против агрессии Грузии в Абхазии и ареста М. Шанибова, освободить из-под ареста лиц, обвиняемых в таких деяниях, ...прекратить уголовное преследование М. Шанибова» и др. [Резолюция общереспубликанского... 1992].

В обращении республиканского собрания адыгских женщин к Президенту РФ. Б.Н. Ельцину и Председателю ВС РФ Р.И. Хасбулатову (от 25.10.1992) содержатся требование – остановить реакцию и травлю общественных и национальных движений. В обращении также содержится призыв ко всем заинтересованным сторонам – сесть за стол переговоров и перейти к конструктивному диалогу [Президенту РФ... 1992].

Среди общественности Кабардино-Балкарии существуют различные версии относительно обвинений властными структурами и правоохранительными органами республики ККН и участников многотысячного митинга в попытке насильственного захвата власти. Одна версия совпадает с вышеуказанной правительственной. Согласно другой версии, после начала войны в Абхазии лидеры Кабардинского национального движения были вынуждены изменить свою стратегию и тактику действий. Они пришли к выводу, что в условиях противодействия со стороны руководства республики общественные объединения Кабардинского национального движения не смогут одновременно решать две крупномасштабные проблемы – восстановление Кабардинской Республики и оказание поддержки народу Абхазии. В этой связи, они приняли решение отложить деятельность по восстановлению Кабардинской Республики, наладить конструктивное сотрудничество с руководством КБР и все свои ресурсы использовать для поддержки Абхазии. Причиной же резкого обострения общественно-политической ситуации в КБР и бессрочного митинга (24 сентября – 04 октября 1992 г.) послужили ввод на территорию республики подразделений ОМОН и арест президента КГНК и заместителя ККН Ю.М. Шанибова. Десятки добровольцев, находившиеся в г. Нальчике, не получали приказа о захвате Дома Правительства. Во время бессрочного митинга через территорию КБР проезжала интернациональная группа добровольцев, следовавшая из Чечни в Абхазию, но она не получала приказа захватывать Дом Правительства. Лидеры Кабардинского национального движения, в частности, З.М. Налоев неоднократно обращался к участникам бессрочного митинга с требованием не поддаваться на провокации, не входить в Дом Правительства и т. п. Они напоминали участникам митинга о том, что целью митинга является не захват власти, а освобождение Ю.М. Шанибова и вывод подразделений ВВ и ОМОН из республики.

Таким образом, есть основания предполагать, что в августе – начале октября 1992 г. общественные объединения Кабардинского национального движения не ставили цели захвата власти в КБР. Также следует согласиться с утверждением о том, что в связи с невозможностью решения двух крупномасштабных проблем – восстановления Кабардинской Республики и оказания поддержки народу Абхазии, общественные объединения Кабардинского национального движения сосредоточились на решении второй проблемы и приостановили деятельность по восстановлению Кабардинской Республики.

Руководство КБР пришло к выводу, что для стабилизации общественно-политической ситуации в республике необходимы диалог и сотрудничество с общественными объединениями. Для этого в октябре 1992 г. при Верховном Совете республики был создан Консультативный Совет по вопросам взаимодействия органов власти с политическими партиями и общественными организациями Кабардино-Балкарской Республики. В него вошли представители общественных объединений: ККН, НСБН, «Русскоязычный Конгресс», «Адыгэ Хасэ», «Тере», «Россияне», «Единство», «Славяне», Терско-Малкинский отдел Терского казачества, Федерация независимых профсоюзов, Союз молодежи, Совет ветеранов, Комитет женщин, Демократическая и Республиканская партии, партия «Адыгский национальный конгресс» и др.

Относительно сотрудничества властных структур с общественными объединениями в целях стабилизации общественно-политической ситуации в КБР М.Х. Гугова отметила: «события осени 1992 года в г. Нальчике способствовали и конструктивному сотрудничеству органов государственной власти с общественно-политическими организациями, так как только совместными усилиями можно сохранить мир и благополучие в Кабардино-Балкарской Республике и не допустить межнациональной розни. Нельзя сказать, что общественные объединения и национальные движения всегда и во всем правы, но они, в основном, отражают мнение своих народов, ибо образованы непосредственно ими» [Гугова 2002: 111].

Общественные объединения Кабардинского национального движения продолжали воплощение курса по налаживанию конструктивного сотрудничества с органами государственной власти КБР. 28-29 ноября 1992 г. в г. Нальчике состоялся III Съезд кабардинского народа, в работе которого принимали участие 808 делегатов. Работа съезда была направлена на стабилизацию общественно-политической ситуации в республике, на примирение и сотрудничество Кабардинского национального движения и руководства КБР. На съезде были приняты пакет постановлений и Программа деятельности ККН на 1992-1995 гг., в которой зафиксирована главная задача: «Продолжить работу по воссозданию Кабардинской Республики с условием возврата земель, незаконно переданных в 1944 году сопредельным республикам» [Программа деятельности... 1992].

Относительно конфронтации с органами государственной власти КБР в постановлении III Съезда Кабардинского народа сказано: «В связи с тем, что Президент и Верховный Совет КБР взяли курс на конфронтацию Конгресса кабардинского народа и продолжают крупномасштабную акцию против Конгресса и его актива, поручить ККН разработать тактику действий в качестве конструктивной оппозиционной силы» [Постановление III Съезда... 1992].

В данном постановлении признаны в основном правильными действия ККН, его Исполкома и руководства в период острого политического противостояния в августе – начале октября 1992 г. В постановлении отклонены предъявленные ВС КБР обвинения в адрес ККН в антиконституционной деятельности, попытке насильственного свержения законно избранных органов власти, в разрушении единства КБР, в разрыве отношений с РФ и развязывании межнациональной войны, как не имеющие правовой базы и судебного доказательства. В постановлении ККН подтвердил свою приверженность принципам конституционного решения национальных и иных проблем и призвал все движения, политические партии и властные структуры к совместным действиям по стабилизации общественно-политической ситуации в республике [Постановление III Съезда... 1992].

В постановлении III Съезда Кабардинского народа «О ходе реализации постановления I Съезда кабардинского народа по воссозданию Кабардинской Республики» (от 29.11.1992) зафиксировано: в связи с тем, что в заключениях экспертных комиссий ККН и НСБН по определению границ между Кабардинской Республикой и Республикой Балкария представлены разные подходы, окончательное решение о воссоздании Кабардинской Республики принять, с учетом заключения независимой экспертной группы, на очередном съезде кабардинского народа [Постановление О ходе реализации... 1992].

Таким образом, агрессия Госсовета Грузии против Абхазии оказала значительное влияние на развитие ситуации в Кабардино-Балкарии. В связи с резким обострением общественно-политической ситуации, вызванным противодействием властных структур деятельности ККН по формированию добровольческих отрядов, арестом президента КГНК Ю.М. Шанибова, а затем и кампанией давления властных структур на Кабардинское национальное движение, в конце 1992 г. оно перешло к тактике конструктивного сотрудничества с органами государственной власти. В связи с невозможностью решения двух крупномасштабных проблем – восстановления Кабардинской Республики и оказания поддержки народу Абхазии, общественные объединения Кабардинского национального движения сосредоточились на решении второй проблемы и приостановили решение первой.

 

Поддержание межнационального мира как проблема и цель в деятельности Кабардинского национального движения

Поддержание межнационального мира было включено в уставные и программные документы общественных объединений: ОО «Адыгэ Хасэ», ОО «Сатаней», партии АНК, ОПД «Кабарда», ОО «Всечеркесская (адыгская) Отечественная Хасэ» и Конгресса кабардинского народа. В решении Первого Съезда кабардинского народа «О восстановлении Кабардинской Республики» сказано, что: «Кабардинская Республика обеспечивает равенство всех граждан республики перед законом независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических и религиозных убеждений» [Решение Первого Съезда... 1992]. В «Обращении I Съезда кабардинского народа к населению Кабардино-Балкарии» (12.01.1992) сказано, что представителям наций и народностей, населяющим территорию республики, будут гарантированы равные с кабардинским народом условия для полной реализации своей национальной самобытности, для полноправного участия в политической, экономической и общественной жизни [Обращение I Съезда... 1992]. В программе деятельности ККН на перспективу зафиксировано решение о том, чтобы регулярно проводить встречи с национально-демократическими организациями и партиями балкарского народа, русского населения, казачества и представителей других народов, проживающих на территории КБР, для обсуждения общереспубликанских проблем по сохранению стабильных межнациональных отношений, мира и согласия в республике [Программа деятельности... 1992].

Во время обострения общественно-политической ситуации в республике активисты общественных объединений Кабардинского национального движения стремились не допустить возникновения межнациональных конфликтов и улаживать различные инциденты и спорные вопросы мирными методами. В рассматриваемое время в Кабардино-Балкарии обострились отношения между определенной частью кабардинского и балкарского населения. Причины заключались в снижении жизненного уровня населения, в нестабильной общественно-политической ситуации на Северном Кавказе и в Кабардино-Балкарии, в противоборстве Кабардинского и Балкарского национальных движений, в ожидании разделения республики на Кабарду и Балкарию, что сказывалось на социальном самочувствии населения. Споры, возникавшие между кабардинцами и балкарцами по земельным вопросам, по вопросам квотного распределения должностей в госучреждениях и др., приобретали межнациональный характер. В этой связи, лидеры Кабардинского национального движения на своих форумах и массовых акциях призывали кабардинское население к межнациональному миру, к сдерживанию эмоций и т. п. Проблему поддержания межнационального мира в республике общественные объединения Кабардинского национального движения решали во взаимодействии с властными структурами.

В сложившейся ситуации межнациональный характер также приобретали различные происшествия и правонарушения. В частности, в декабре 1991 г. произошел инцидент, обостривший отношения между определенной частью кабардинского и балкарского населения республики. Милиционер-балкарец из села Яникой застрелил несовершеннолетнего юношу-кабардинца из соседнего села Шалушка. Сход жителей с. Шалушка официально обратился в Прокуратуру КБР с требованием принять по отношению к убийце соответствующие меры. Жители с. Яникой обратились к Национальному совету балкарского народа с просьбой обеспечить их безопасность. В ответ жители с. Шалушка попытались перекрыть сообщение с. Яникоя с г. Нальчиком. Между селениями были выставлены подразделения российских войск. Жители многих кабардинских селений прислали делегации к семье убитого юноши с соболезнованиями, а некоторые из них заявляли о готовности принять участие в кровной мести. В сложившейся ситуации председатель «Адыгэ Хасэ» З.М. Налоев взял на себя медиаторские функции. Он убедил семью убитого и жителей села Шалушка не предпринимать какие-либо ответные меры, а решать данный вопрос только по закону [Бабич 1994: 22, 23]. В целом, при посредничестве «Адыгэ Хасэ» удалось предотвратить перерастание данного инцидента в межнациональный конфликт.

Верховный Совет принял постановление «Об общественно-политической ситуации, сложившейся в республике в связи с трагическим случаем, произошедшим в с. Яникой» (09.01.1991), в котором отмечалось, что данный случай «значительно осложнил отношения между жителями селений Яникой и Шалушка, способствовал ухудшению межнациональных отношений, общественно-политической ситуации в республике». [Об общественно-политической... 1994: 103]. Прокурору республики было дано указание – в кратчайший срок обеспечить завершение расследования уголовного дела по данному случаю. Милиционеру-убийце была определена высшая мера наказания. Однако данная мера при обжаловании была заменена Верховным Судом РФ тремя годами лишения свободы. Следствием этого инцидента стало принятие жителями Терского, Зольского и Урванского районов с преобладающим кабардинским населением решений о возвращении им пастбищных земель, переданных ранее балкарским хозяйствам. Позднее Верховный Совет КБР принял постановление «О земельных вопросах» (13.05.1992), в котором считается правомерным и подлежащим разрешению вопросы о пересмотре границ административных территорий населенных пунктов, а также землепользования колхозов и совхозов [О земельных вопросах... 1994].

Аналогичный инцидент также послужил причиной обострения межнациональных отношений в Терском районе КБР. В одном из общежитий г. Нальчика 29 апреля 1992 г. балкарец убил кабардинца, жителя Терского района. После похорон, 1-2 мая 1992 г. группа кабардинцев учинила погромы на фермах балкарских хозяйств в Терском районе. 2 мая жители кабардинского села Хамидие на сходе потребовали убрать из Терского района балкарские фермы. 3 мая произошло нападение группы кабардинцев на балкарцев – жителей с. Новая Балкария. В урегулировании назревавшего конфликта приняли участие активисты ККН, «Адыгэ Хасэ», НСБН и органов государственной власти [Бабич 1994: 23]. Верховный Совет принял постановление «О правонарушениях, происшедших 29 апреля – 3 мая 1992 года в Кабардино-Балкарской Республике» (12.051992), в котором дано поручение прокурору КБР в кратчайший срок обеспечить окончание расследования уголовных дел, возбужденных по этим фактам, и привлечь виновных к законной ответственности. В постановлении также сказано: «твердо и последовательно противодействовать любым попыткам отдельных лиц, политических партий, общественных организаций придать национальную, политическую окраску инцидентам, возникающим на бытовой почве» [О правонарушениях... 1994].

В целом, в 1992 г. общественные объединения Кабардинского национального движения проводили активную деятельность по урегулированию конфликтных ситуаций и поддержанию межнационального мира в республике, совместно с органами государственной власти КБР. Органы государственной власти КБР решали проблему сохранения межнационального мира в рамках мер по сохранению единства республики. Органам государственной власти КБР во взаимодействии с общественными объединениями Кабардинского и Балкарского национальных движений, удалось предотвратить перерастания криминальных инцидентов в межнациональный конфликт в республике.

Заключение

Таким образом, в начале 1992 г. Кабардинское национальное движение выработало политическую формулу, давшую ориентир всей его деятельности в рассматриваемый период – воссоздание суверенной Кабардинской республики в составе РФ. Это была реакция на фактически сложившуюся с провозглашением в ноябре 1991 г. Республики Балкария ситуацию этнополитического раскола в Кабардино-Балкарии. Альтернатива, стоявшая перед обществом и государственной властью заключалась в том, будет ли доведен процесс разделения республики до логического завершения или произойдет этнополитическая реконсолидация единой КБР. Конгресс кабардинского народа, следуя возложенной на него функции, осуществлял активную деятельность по институционализации кабардинской государственности в составе Российской Федерации. Это привело к конфронтации с руководством Кабардино-Балкарии. Президент и Верховный Совет КБР, занявшие твердую позицию по сохранению единства республики, предприняли комплекс мер по недопущению разделения КБР на Кабарду и Балкарию. Главными факторами, обусловившими провал проекта Кабардинского национального движения по восстановлению Кабардинской Республики, были: противодействие со стороны властных структур; тупиковая ситуация с определением границ Кабарды и Балкарии экспертными комиссиями ККН и НСБН (комиссии не смогли прийти к компромиссному решению); использование общественными объединениями Кабардинского национального движения значительной части своих ресурсов в деятельности по оказанию поддержки народу Абхазии в борьбе с агрессией. Агрессия Госсовета Грузии против Абхазии оказала значительное влияние на развитие общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарии. В связи с невозможностью решения двух крупномасштабных проблем – восстановления Кабардинской Республики и оказания поддержки народу Абхазии, общественные объединения Кабардинского национального движения сосредоточились на решении второй проблемы, и приостановили решение первой.

Общественные объединения Кабардинского национального движения также проводили активную деятельность по урегулированию конфликтных ситуаций и поддержанию межнационального мира в республике, совместно с органами государственной власти КБР. Руководству КБР во взаимодействии с общественными объединениями Кабардинского и Балкарского национальных движений, удалось предотвратить перерастания криминальных инцидентов в межнациональный конфликт в республике.

 

×

About the authors

A. V. KUSHKHABIEV

FSBSE "Federal Scientific Center ‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’"

Author for correspondence.
Email: anzor-vk@mail.ru

References

  1. Бабич 1994 – Бабич И.Л. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарии // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 1. – С. 15-27.
  2. Боров и др. 1999 – Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. – Нальчик: Эль-Фа, 1999. – 184 с.
  3. В прокуратуре... 1992 – В прокуратуре КБР // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.16.10. – № 200 (17973). – С. 1.
  4. Возражение... 1992 – Возражение на представление прокурора КБР «О прекращении деятельности Исполкома Конгресса кабардинского народа» // Хасэ. – 1992.07.11. – № 17 (21). – С. 2.
  5. Гугова 2002 – Гугова М.Х. Общественно-политические движения Кабардино-Балкарской Республики (II половина 80 – середина 90-х гг. XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Нальчик: КБИГИ, 2002. – 154 с.
  6. Гусейнов 1992 – Гусейнов О. Бессрочный митинг в Нальчике завершился // Северный Кавказ. – 1992.10.10. – № 41 (92). – С. 6.
  7. Закон... 1994 – Закон Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики Об общественных объединениях // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 1. – С. 147-154.
  8. К событиям... 1992 – К событиям в Нальчике // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.29.09. – № 186 (17959). – С. 1.
  9. Кушхабиев 2008 – Кушхабиев А.В. Кабардинские добровольцы в Грузино-абхазской войне 1992-1993 гг. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2008. – 112 с.
  10. Кушхабиев 2020 – Кушхабиев А.В. Становление Кабардинского национального движения (1985-1991) // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 1. – С. 163-201. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-163-201
  11. Мезова 1992a – Мезова И. ККН: шаги к реальным делам // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.23.06. – № 123 (17895). – С. 3.
  12. Мезова 1992b – Мезова И. Парламент поднимает перчатку, брошенную лидерами ККН на съезде кабардинского народа // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.29.04. – № 83 (17856). – С. 1.
  13. О земельных вопросах... 1994 – О земельных вопросах // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 1. – С. 132.
  14. О правонарушениях... 1994 – О правонарушениях, происшедших 29 апреля – 3 мая 1992 года в Кабардино-Балкарской Республике // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 1. – С. 131.
  15. Об итогах... 1992 – Об итогах работы комиссии Национального совета балкарского народа по административному устройству по вопросам определения этнической территории и этнических границ Балкарии // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.19.07. – № 146 (17839). – С. 3.
  16. Об общественно-политической... 1992 – Об общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике. Выступление Президента Кабардино-Балкарской Республики В.М. Кокова на чрезвычайной сессии Верховного Совета КБР двенадцатого созыва // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.10.10. – № 196 (17969). – С. 1.
  17. Об общественно-политической... 1994 – Об общественно-политической ситуации, сложившейся в республике в связи с трагическим случаем, произошедшим в с. Яникой // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 1. – С. 103, 104.
  18. Обращение… 1992 – Обращение к Верховному Совету КБР, Президенту КБР и народам Кабардино-Балкарии // Нарт. – 1992. – Октябрь. – № 4. – С. 1.
  19. Обращение I Съезда... 1992 – Обращение I Съезда кабардинского народа к населению Кабардино-Балкарии // Хасэ. – 1992.11.02. – № 3 (8) – С. 1.
  20. Определение… 1992 – Определение // Хасэ. – 1992.17.11. – № 18 (22). – С. 1.
  21. Политическое заявление... 1992 – Политическое заявление Верховного Совета, Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.29.04. – № 83 (17856). – С. 1.
  22. Постановление Верховного Совета... 1992a – Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики «О Конгрессе кабардинского народа» // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.13.10. – № 197 (17970). – С. 1.
  23. Постановление Верховного Совета... 1992b – Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики «Об общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике» // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.13.10. – № 197 (17970). – С. 1.
  24. Постановление Второго съезда... 1994 – Постановление Второго съезда кабардинского народа об этапах воссоздания Кабардинской Республики // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 2. – С. 42-44.
  25. Постановление Конгресса... 1992 – Постановление Конгресса кабардинского народа «Об общественно-политической ситуации в КБР» // Кабардино-Балкарская правда. – 1992.17.09. – № 176 (17949). – С. 3.
  26. Постановление о результатах... 1994 – Постановление о результатах работы Комиссии ККН по определению этнической границы между Кабардой и Балкарией // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 2. – С. 49, 50.
  27. Постановление О ходе реализации... 1992 – Постановление «О ходе реализации постановления I Съезда кабардинского народа по воссозданию Кабардинской Республики» // Хасэ. – 1992.12.12. – № 20 (24). – С. 2.
  28. Постановление общереспубликанского... 1992 – Постановление общереспубликанского митинга, проведенного в связи с арестом президента Конфедерации горских народов Кавказа, первого заместителя председателя Конгресса кабардинского народа Ю.М. Шанибова // Къэбэрдей. – 1992. – Октябрь. – № 1. – С. 1.
  29. Постановление Первого Съезда... 1992 – Постановление Первого Съезда кабардинского народа «О создании республиканской гвардии» // Хасэ. – 1992.11.02. – № 3 (8). – С. 1.
  30. Постановление I Съезда кабардинского... 1992 – Постановление I Съезда кабардинского народа // Хасэ. – 1992.11.02. – № 3 (8). – С. 1.
  31. Постановление Президиума... 1992 – Постановление Президиума Верховного Совета Кабардино-балкарской Республики к участникам общереспубликанского митинга «О резолюции митинга, организованного с 24 сентября по 4 октября 1992 года Исполкомом Конгресса кабардинского народа и Советом «Адыгэ Хасэ»» // Хасэ. – 1992.07.11. – № 17 (21). – С. 1.
  32. Постановление III Съезда... 1992 – Постановление III Съезда Кабардинского народа о работе ККН и общественно-политической ситуации в КБР // Хасэ. – 1992.12.12. – № 20 (24). – С. 2.
  33. Президенту Кабардино-Балкарской Республики... 1992 – Президенту Кабардино-Балкарской Республики Кокову В.М. // Республика. – 1992.22.08. – Спецвыпуск. – С. 3.
  34. Президенту РФ... 1992 – Президенту РФ. Б.Н. Ельцину. Председателю ВС РФ Р.И. Хасбулатову. Обращение // Хасэ. – 1992.07.11. – № 17 (21). – С. 2.
  35. Программа деятельности... 1992 – Программа деятельности Конгресса кабардинского народа на перспективу // Хасэ. – 1992.12.12. – № 20 (24). – С. 1.
  36. Резолюция общереспубликанского... 1992 – Резолюция общереспубликанского собрания адыгских женщин // Хасэ. – 1992.07.11. – № 17 (21). – С. 2.
  37. Решение Первого Съезда... 1992 – Решение Первого Съезда кабардинского народа о восстановлении Кабардинской Республики // Хасэ. – 1992.11.02. – № 3 (8) – С. 1.
  38. Тазиев 2014 – Тазиев Р.Х. Общественно-политические объединения в Кабардино-Балкарии в 1985-2000 гг. – Нальчик: Принт Центр, 2014. – 356 с.
  39. Территория и расселение... 1992 – Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII – начале XX веков. Сборник документов. – Нальчик: Изд-во «Нарт», 1992. – 272 с.
  40. Устав... 1994 – Устав Общественно-политического движения «Русскоязычный конгресс» // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 1. – С. 185-187.
  41. УЦДНИ АС КБР – Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
  42. Хроника... 1992 – Хроника событий // Нарт. – 1992. – Сентябрь. – № 3. – С. 1.
  43. Чрезвычайное... 1992 – Чрезвычайное положение в Нальчике объявлено и тут же приостановлено // Известия. – 1992.29.09. – № 215 (23789). – С. 1.
  44. Шорова 2010 – Шорова М.Б. Национальный вопрос в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии: середина 1980-х – 1990-е гг. Автореферат дисс. канд. ист. наук. – Нальчик, 2010. – 23 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 KUSHKHABIEV A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».